Совместная деятельность воспитателя и детей (ФЦКМ и развитие речи) по теме "Домашние птицы и их птенцы".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Короткова Екатерина Викторовна

Формирование целостной картины мира и развитие речи по теме "Домашние птицы и их птенцы" для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptichiy_dvor_4-5_let.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности  воспитателя с детьми           «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром)                      в группе комбинированной направленности                                                           для детей (4-5 лет)

Тема: «Птичий двор»

                                                                                       Автор-составитель: Короткова Е.В.

                                                                                                воспитатель группы комбинированной направленности                                                                                                              для детей

(4-5 лет)

Санкт-Петербург, 2019 г.

Конспект совместной деятельности  воспитателя с детьми           «Познавательное развитие»

(Ознакомление с окружающим миром и развитие речи)  

в группе комбинированной направленности                                                           для детей (4-5 лет)

Тема: «Птичий двор»

Цель: расширение запаса сведений и представлений детей об окружающем, посредством формирования обобщающего понятия - домашние птицы, их птенцы.

Задачи:

Обучающие: уточнять, расширять, закреплять словарь по теме;  формировать обобщающее понятие – домашние птицы; развивать грамматический строй речи; формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц, об их птенцах, дать понятие о водоплавающих птицах.

Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам, желание заботиться о них.

Оборудование:

демонстрационный материал: коллекция игрушек «Домашние птицы» - «Птичий двор»; карточки на ленточках; Презентация «Птичий двор»: (картинки-отгадки; дидактические игры: «Помоги маме найти птенца»; «Согласование существительных с количественными числительными (1-5)»); тонированный ватман (пруд-водоем для уток)

раздаточный материал:  карточки на ленточках; клей, кисточки, заготовки – утки для коллективной аппликации, салфетки, клеенки

План:

№ п/п

Пункт плана

Кол-во минут

1.

Орг. момент

1 минута

2.

Загадки-отгадки по теме

3 минуты

3.

Беседа по теме

1 минута

4.

Дидактическая игра

«Семьи домашних птиц» (петух-курица-цыпленок и т.п.)

2 минуты

5.

Дидактическая игра «Кто как голос подает»?

1 минута

6.

Динамическая пауза

Речь с движением «Старый дедушка Евсей»

2 минуты

7.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

2 минуты

8.

Дидактическая игра с использованием интерактивной доски «Согласование существительных с количественными числительными (1-5)»

2 минуты

9.

Дидактическая игра «Плавает, ходит».

1 минута

10.

Коллективная аппликация «Утки в пруду»

4 минуты

11.

Итоги.

1 минута

Содержание

* Предполагаемые ответы детей выделены в конспекте курсивом.

* Для детей  с ОВЗ, некоторые  задания адаптируются (упрощаются), используется  дифференцированный подход,  при необходимости  педагог оказывает помощь.

1. Орг. момент: (дети заходят в группу)

(на интерактивной доске заранее выставлен Слайд 1 «группа «Осьминожки», с эмблемой группы)

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам в группу, давайте поздороваемся с ними…

- Сегодня мы с вами отправимся на птичий двор…

- А что такое птичий двор? Кто там живет? (На птичьем дворе живут домашние птицы.) 

- Правильно! И чтобы нам туда попасть, надо превратиться в домашних птиц. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей и получит картинку с ней.

2. Загадки-отгадки

Воспитатель:

Я пеструшка, я хохлатка.

Куд-куда! - кричу я кратко.

Кричу, и слышит улица:

Снесла яичко ...(Курица)

Распускает хвост павлином.

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его? (Индюк)

Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто это на колышке?…

Петя – (Петушок)

Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки… (Гусь)

Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку:

Сама себе удочка, кто это?… (Утка)

Весь я золотистый,

Мягкий и пушистый,

Я у курицы ребенок,

А зовут меня… (Цыпленок)

Воспитатель:

- Молодцы, вы все загадки правильно отгадали.

- Ребята, а кто ухаживает за домашними птицами на птичьем дворе?» (Птичница)

- Вот сегодня я буду птичницей … (Воспитатель надевает фартук и косынку).

- Проходите, садитесь на стульчики…

(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед интерактивной доской.)

(Воспитатель включает Слайд 2 «Птичий двор»)

3.Беседа по теме

Воспитатель:

- Вот мы с вами и на птичьем дворе…

- Давайте, еще раз назовем, какие птицы здесь живут?

(Петух, курица, индюк, утка, гусь) 

- Как этих птиц мы называем, всех вместе?... Какие это птицы?... (домашние)

- Почему они домашние птицы?...

 (Потому что эти птицы живут рядом с человеком, на ферме)

- Правильно, эти птицы живут рядом с человеком, с хозяином, на птичьем дворе или на ферме.

- Люди о них заботятся, кормят, поят, убирают, а домашние птицы им пользу приносят…

4. Дидактическая игра «Семьи домашних птиц»

Слайд 3

Воспитатель:

- Посмотрите на доску, здесь у нас все птицы собрались по своим семьям.

-  Давайте назовем каждую птичью семью…

- Папа – (петух), мама – (курица), а их птенец – (цыпленок)

- Папа – (селезень), мама – (утка), а их птенец – (утенок)

- Папа – (индюк), мама – (индюшка), а их птенец -  (индюшонок)

- Папа – (гусь), мама – (гусыня), а их птенец – (гусенок)

4. Дидактическая игра «Кто как голос подает»

Слайд 3

Воспитатель:

- Василисса, как петух  кричит? -  «ку-ка-ре-ку»

- Значит, петух что делает? (Петух кукарекает.)

- Юра, как  курица голос подает?... («ко-ко-ко» или «куд-куда»)

- Значит, курица, что делает? (Курица кудахчет.)

- Маша, как утка голос подает? …(«кря-кря-кря»)

- Значит, утка, что делает? (Утка крякает.)

- Максим, как гусь кричит? … («га-га-га»)

- Значит, гусь, что делает? (Гусь гогочет.)

- Амина, индюк, как кричит? … ( «бла-бла-бла»)

- Вспомните наше упражнение для язычка «Индюк»…

- Значит, индюк, что делает?... (Индюк болобочет)

5. Динамическая пауза «Речь с движением»

Воспитатель:

- Давайте еще поиграем?... Выходите все ко мне…

(Воспитатель выводит детей на ковер, дети становятся так, чтобы не мешать друг другу, воспитатель встает перед ними.)

(Проводится упражнение «Речь с движением» (по подражанию))

Речь

Движения

Старый дедушка Евсей

На лугу пасет гусей.

Гуси белые, как снег,

Лапки красные у всех.

Ходят гуси: «Га-га-га!»

                                                                          А над ними радуга,

А над ними самолет

За собой гусей зовет.

Только гуси не летят,

Видно гуси не хотят.

Согнулись, держатся руками за поясницу.

Имитация, движений, как будто погоняют гусей прутиком.

Поглаживают себя по бокам - показывают белое оперение.

Показывают свои «лапки» - дотрагиваются руками до ступней ног, наклоняясь вперед.

Прохаживаются по кругу, руки на поясе, прижаты к туловищу, говорят: «га-га-га».

                                                                          Встают на носочки, тянутся руками вверх – «показывают радугу».

                                                                                          Прямые руки в стороны, имитация «полета самолета»

                                                                                           Стоя прямо, руки на поясе, «отрицательно качают головой»

Воспитатель

- Почему гуси не хотят лететь?

(Потому что они не умеют летать, только дикие птицы летают)

- Правильно, домашние птицы летать не умеют, если бы они умели летать, то улетели бы от своих хозяев…

7. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель

- Сейчас мы поиграем в интересную игру, с мячом…

- Я буду бросать мяч каждому из вас, называть домашнюю птицу или птенца, а вы бросайте мне мяч обратно и называйте эту птицу или птенца ласково…

Курица – (курочка)

Утка – (уточка)

Гусенок – (гусеночек)

Цыпленок – (цыпленочек)

Петух – (петушок)

Утенок – (утеночек)

Индюшка – (индюшечка)

8. Дидактическая игра с использованием интерактивной доски «Согласование существительных с количественными числительными (1-5)»

Слайд 4

Воспитатель:

- Кто это на доске? … (Это цыплята)

- Давайте их пересчитаем… (Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят)

Слайд 5

Воспитатель:

- Кто это на доске? … (Это петухи)

- Давайте их пересчитаем… (Один петух, два петуха, три петуха, четыре петуха, пять петухов)

Слайд 6

Воспитатель:

- Кто это на доске? … (Это утки)

- Давайте их пересчитаем… (Одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток)

Слайд 7

Воспитатель:

- Кто это на доске? … (Это гуси)

- Давайте их пересчитаем… (Один гусь, два гуся, три гуся, четыре гуся, пять гусей)

9. Дидактическая игра «Плавает, ходит»

Слайд 8 «Птичий двор» (Водоплавающие птицы на первом плане)

Воспитатель:

- Посмотрите, у нас на птичьем дворе есть маленький пруд

- Какие птицы умеют и любят плавать? (Гуси, утки)

- А какие птицы плавать не умеют, а только ходят? (Курицы, петухи, индюки)

- А как называют всех птиц, которые в воде плавают? (Водоплавающие)

- Что им помогает плавать? (Перепонки на лапках)

10. Коллективная аппликация «Утки в пруду»

Воспитатель:

- У нас тоже есть пруд и уточки, которые очень хотят поплавать…

(Воспитатель подводит детей к столу с оборудованием для коллективной аппликации)

- Давайте, поможем нашим уточкам поплавать в пруду…

- Вот пруд…

- Вот утки…

-  Берите каждый свою уточку, намазывайте клеем и приклеивайте к поверхности пруда…

(Дети выполняют коллективную аппликацию. Воспитатель, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.)

11.Итоги.

Воспитатель:

- А теперь, картинки с домашними птицами снимайте и в детей превращайтесь!...

- Вы – молодцы, хорошо потрудились.

- Попрощайтесь с домашними птицами и с нашими гостями …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".

Программное содержание:1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя вречи простые распространенные предложения и сложные предложения;учить отражать в речи содержа...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)

Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технологи...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по развитию речи «В гости к Бабушке – Загадушке»

   Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.Новое содержание предполагает стимуляцию ...

Совместная деятельность воспитателя и детей по теме: « Народные праздники и традиции. Встреча весны».(интеграция областей-художественно-эстетическое,социально -коммуникативное развитие,развитие речи.

совместно с детьми и гостями (воспитателями детского сада и других детских садов) делали жаворонков из  дрожжевого теста, закликали в гости весну....

Совместная деятельность воспитателя и детей (ФЦКМ и развитие речи) по теме "Транспорт".

Формирование целостной картины мира и развитие речи по теме "Транспорт" для детей средней группы....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по познавательному развитию «Животные в скульптуре»

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к родному городу; Задачи:- Расширить и закрепить знание детей о родном городе, его достопримечательностях(скульптуре);- Расширение словарного запаса детей...