Образовательный познавательно-исследовательский проект "РЯБИНКА"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Объект исследования - рябинка, растущая на участке детского сада и рядом с домом.
Предмет исследования - взаимосвязь между произрастанием рябинки и человеческим фактором.
Цель исследования - формирование экологической культуры детей старшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_e_e_ryabinka_proekt_gg.docx | 60.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
РАССМОТРЕН И ПРИНЯТ УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом Совете №__ Заведующий МБДОУ
МБДОУ «Большеелховский «Большеелховский детский сад №1
детский сад №1 комбинированного вида» комбинированного вида»
от « _ » ______________ 201_ г. ____________ Лукьянова В.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Рябинка»
Разработала: Гаврилова Елена Евгеньевна, воспитатель первой квалификации МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
с. Большая Елховка, 2019
Тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный. сентябрь 2017 г - май 2018.
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладывается фундамент воспитания. Ведь именно сейчас важно приобщать ребенка к любви к природе, родному краю.
Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы научим детей любить и беречь природу, то осознание ценности растений (в данном случае дерева рябины) для людей, поможет подрастающему поколению избежать экологических кризисов в будущем.
Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди по отношению к природе, является незнание. Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил, помочь ему познать всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза.
В своей работе с детьми мы постоянно используем примеры из сказок. Без сказки не проходит ни один день. И наша работа над проектом началась благодаря сказке.
Как-то вечером детям прочитали сказку А. Лопатина «Волшебная рябинка». Под большим впечатлением дети стали обсуждать услышанное. Ребята сделали для себя неожиданное открытие — на участке нашего детского сада тоже растет такое уникальное дерево. Услышав, какое это, оказывается, было интересное дерево, дети решили, как можно больше узнать про рябину.
Вот тут-то и встала проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые умения, которые еще предстоит приобрести. Вместе с детьми и родителями мы решили организовать проект «Рябинка».
В чем же заключается новизна проекта?
В настоящее время высокая социальная значимость и актуальность данной темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду. Новизна состоит в том, что творческие способности дошкольников всецело открываются через познание окружающей среды, через соприкосновение с природой родного края.
Объект исследования - рябинка, растущая на участке детского сада и рядом с домом.
Предмет исследования - взаимосвязь между произрастанием рябинки и человеческим фактором.
Цель исследования - формирование экологической культуры детей старшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
1. Обеспечение непрерывности экологического образования в ДОУ.
2. Познакомить детей с рябинкой, ее особенностями.
3. Заложить у детей основы экологической грамотности через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
4. Развивать у детей представления о ценности природы и о том, что нас окружает.
5. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры и познания.
Гипотеза: познавательная деятельность детей в ознакомлении с деревом – рябинкой должна носить комплексный характер, то есть включать в себя разнообразные виды деятельности (специально – организованные занятия, игры, наблюдения, прогулки, экскурсии, развлечения, экспериментальную деятельность, а результаты ее должны фиксироваться в художественно – продуктивной деятельности, иначе знания детей останутся поверхностными, неполными).
Проблема: большинство современных детей, редко общается с природой. Деревья окружают нас постоянно. Дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Среди них красивое дерево — рябина. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по развитию экологического образования посредством изучения дерева - рябины.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической методической литературы и трудового опыта по проблеме исследования;
- анализ публикаций по теме исследования;
- индивидуальные беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности;
- анкетирование и беседа с родителями;
- педагогический эксперимент;
- анализ результатов.
Научность и теоретическая база проекта.
Проблема экологического развития вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности - важное условие духовной жизни человека.
Особенностями восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались такие специалисты по дошкольному воспитанию, как Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт, а также деятели общей психологии, педагогики, физиологии - П. Блонский, К. Корнилов С. Шацкий.
Условия формирования ведущей идеи проекта, условия возникновения, становление опыта:
анализируя различные формы работы с детьми, я искала такие, которые позволили бы развить и ускорить процесс экологического развития дошкольников пришла к выводу, что именно через изучение роста и развития конкретного дерева- рябины можно добиться положительной динамики экологического развития.
Теоретическая значимость проекта заключается в выявлении уровня сформированности представлений о природе родного края дошкольников, разработке содержания и формы работы по экологическому, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества образовательного процесса по экологическому развитию посредством изучения особенности строения, жизни, роста, значимости рябины жизни. Создание методической копилки по экологическому образованию. Активизация и обогащение знаний родителей по экологическому обучению дошкольников. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у дошкольников экологического образования.
Познавательная значимость заключается в том, что ознакомление с природой родного края влияет на всестороннее развитие ребенка.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для развития творческих способностей. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них творческого интереса к природе. В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе, могут выступать проявления творческой активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать творческое развитие личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.
Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.
Формы и методы развития экологического образования
детей дошкольного возраста
Метод с точки зрения экологического образования, способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы - имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, предполагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Основным методом в экологическом образовании детей является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Наблюдения способствуют формированию осознанно-правильного отношения к природе. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом и совместной деятельностью педагога и детей. При этом действия педагога направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно - образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта, на получение нужной информации. При такой деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого формируются конкретные экологические знания об объектах и отношение к ним. Наблюдение развивает у детей разные оттенки отношения к природе: познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие.
Для формирования осознанно - правильного отношения к природе посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - ведение календаря природы и отражение в них результатов наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в течение всего учебного года. Отношение, возникающее у старших дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов - это познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а это очень важно для развития личности ребенка.
Важный метод экологического образования - словесный, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет беседа - это последовательная цепочка вопросов помогающих понять причинно - следственные связи, сделать обобщения, выводы. Использование словесного метода обусловлено сущностью общения желанной для детей деятельностью. Учебный диалог способствует выработке осознанно - правильного отношения к природе, если педагог правильно подбирает слова, выстраивает высказывания, объясняет. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Особое место в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т. д., выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необходимости ухаживать за растениями (поливать, животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут анализировать выполнение своих действий и действий товарищей. Задача воспитателя - направить детей, прежде всего на положительную оценку, хотя необходимо подчеркнуть и недостатки, если они имелись в работе.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Важно, чтоб они понимали, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных и что каждый организм живет, растет, развивается, если для него имеются соответствующие условия. Общение с живыми существами способно пробуждать в детях душевность, бескорыстие, доброту, гуманность, т. е. духовность нравственного порядка.
Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно - ролевой игры.
Игра, специально организованная воспитателем для процесса познания природы с успехом выполняет функцию метода экологического образования, которая облегчает детям усвоение экологических знаний и формирует осознанно - правильное отношение к природе и, к их содержанию.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытнической деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и явлениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, восторга.
Природоохранные акции - это общественно - значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это могут быть такие акции, как: «Голубой патруль», «Птичья столовая» и т. д.
Огромный вклад в работу по экологическому образованию вносят праздники. Очень важным фактором является возрождение народных традиций (обычаев, обрядов, а также решается целый ряд задач: нравственных, эмоциональных, эстетических.
В работе по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста можно использовать в детском саду кружки. В кружках дети могут ставить опыты, собирать наглядный материал, который может использоваться на занятиях, рисовать, мастерить, делать поделки из природного материала т. д.
Следовательно, все вышеперечисленные методы и формы работы по экологическому образованию способствуют всестороннему развитию детей, расширению кругозора, развитию наблюдательности и сенсорики, установлению причинно-следственных связей, развитию разных форм речи - диалогу, описанию, объяснению, рассказу. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Таким образом, мы пришли к выводу:
- существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям;
- формы и методы организации детей по экологическому образованию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
- в основе содержания экологического образования лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Основными направлениями взаимодействия ДОУ с семьёй по вопросам развития творческих способностей дошкольников являются:
1. изучение потребностей родителей в образовательных услугах.
2. установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. создание условий благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.
4. вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
5. повышение уровня знаний родителей в вопросах развития экологического воспитания детей.
Работа с педагогическим коллективом
Для реализации работы по развитию творческих способностей дошкольников заложена работа в тесной взаимосвязи с педагогами ДОУ :
- консультации для воспитателей;
- мастер - класс;
- выступление.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над проектом 10 месяцев, осуществляется в четыре этапа:
1 этап – подготовительный (сентябрь 2017г)
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
1. Выявление уровня сформированности представлений о деревьях (о рябине) у детей дошкольного возраста.
2. Постановка проблемы.
3. Подбор художественной литературы: сказки, загадки, пословицы, стихи, песни.
4. Подбор познавательной, научной литературы.
5. Подбор материально-технического оснащения для опытов и экспериментов.
6. Создание фотоальбомов.
7. Показ презентаций о рябине.
8. Просмотр видеофильмов о природе.
9. Разработка методических материалов (Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами)
2 этап – практический (сентябрь 2017 – май 2018г.)
1 блок –работа с детьми.
Цель: развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития; воспитывать интерес и любовь природе родного края, развивать творческие способности в процессе специально организованной деятельности детей.
1. Беседы «В гостях у рябины», «О народных традициях, рассказ о русском народном празднике «Рябинник»; «Улицы нашего города», «Как деревья готовятся к зиме», «Лекарственные свойства рябины», «Почему Сентябрь называют рябинником».
2. ООД «Составление с детьми описательных рассказов о рябине». Составление с детьми сравнительных рассказов о рябине и о любом другом дереве по выбору ребенка (например, березе).
3. Заучивание стихотворений о рябине: «Рябиновая гроздь» Е. Наумовой, «Осень» О. Рязановой.
4. Чтение стихотворений: «Зеленый друг» С. Завьялов, «Зарумянились рябинки» К. Найденов, «Что там за ягода алеет?» Н. Шумов и другие.
5. Чтение и обсуждение рассказов М.Пришвин «Разговор деревьев», «Осенние листики».
6. Экспериментальная деятельность.
В процессе экспериментальной деятельности мы создаем условия, для формирования у детей умения смотреть на объект исследования с разных сторон.
6.1. Рассматривание через лупу коры рябины, её строения. Тактильный опыт: «Как пахнет кора рябины?». Обследование коры рябины закрытыми глазами. Вывод: кора рябины блестящая, коричневая, с темными пятнами, на ощупь чуть шероховатая.
6.2. Рассматривание плодов рябины, сравнение их с семенами рябинника. Вывод: Плоды рябины находятся внутри мягкости ягоды, они не опадают на землю осенью, а остаются висеть гроздьями на ветке. Плоды рябинника опадают на землю осенью, они не имеют мягкости, покрыты створками.
6.3. Эксперимент: в прозрачный стакан поместить плоды рябины и рябинника, размять. Что произойдет? Вывод: мякоть рябины стала рыхлой и отделилась от семян. Створки семян рябинника остались такими же.
6.4. Сравнение рябины с рябинником: формы ствола, листьев, цветов. Вывод: Рябина-дерево (один ствол), рябинник-кустарник (много стеблей), у рябины листья парные, у рябинника не парные, цветы рябины похожи на зонтик, у рябинника на кисть.
6.5. Определение на вкус варенья из рябины, вишни и смородины. Вывод: Варенье из вишни и смородины сладкое, а из рябины — горько-сладкое.
6.6. Сравнение вкуса компота из рябины и из яблок. Вывод: Компот из яблок коричневого цвета, на вкус сладкий. Компот из рябины светло-желтый, горький.
7. Творческая продуктивная деятельность:
7.1. Аппликация «скатыванием» «Гроздь рябины», Коллективная аппликация из природного материала «Осенняя картина».
7.2. Рисование «Кисти ярко-красные» ватными палочками, «Наше дерево — рябина».
7.3. Лепка «Рябинка».
8. Целевая экскурсия к рябине «Почему на рябине птиц больше, чем на соседних деревьях?», «Найди самый красивый осенний лист». Заготовка красивых листьев для гербария и поделок из природного материала. Сбор плодов рябины.
9. Дидактические игры: «С кем дружит рябина?», «Что нужно для рябинового компота?», «С какого дерева листок», «Подбери пару», «Что за ягодка?», «Времена года».
10. Задания на развитие творческого воображения: «О чем шепчут листья рябины», «Кому помогают плоды рябины зимой?» и др.
11. Посадка рябинки с детьми на участке детского сада.
12. «Трудовой десант» (субботник) с родителями.
13. Разучивание хороводных, подвижных игр и игр малой подвижности: «Кто быстрее до рябинки!», «По мосточку до рябины», «Собери ветку рябины», «Кто больше ягод соберет».
14. Физкультминутка «Рябинка», пальчиковая гимнастика «Раз рябинка, два рябинка!»
15. Решение проблемной ситуации — «У рябины содрана кора, что может случиться? Как помочь ей можно помочь?»
16. Составление гербария «Листья деревьев», «Кора деревьев».
17. Конкурс рисунков «Красавица-рябина».
2 блок. Совместная деятельность с родителями
1. Планирование работы с родителями. Ознакомление с проектом
2.Анкетирование родителей. Выявление: уровня готовности родителей к взаимодействию с детским садом по развитию экологического воспитания детей; определение потребности родителей в помощи по развитию экологического воспитания дошкольников.
3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.; совместная изо-деятельность детей и родителей (Выставка рисунков «Красавица рябинка»).
4. Составление совместно с родителями альбома «Красавица рябинка».
5. Консультация для родителей «Как научить детей беречь природу».
6. Создание поделок из природного материала совместно с родителями.
7. Экскурсия с родителями к рябиннику в поселке, беседа о красоте природы.
8. Родительское собрание. «О проделанной работе проекта»
3 блок – работа с педагогами
- консультация для педагогов «Развитие творческих способностей посредством ознакомления с природой родного края»;
- мастер-класс «Яркие гроздья рябины» (техника «Квиллинг»);
- выступление на педагогическом совете «Эффективность проведенных мероприятий по развитию экологического воспитания через ознакомления с природой родного края».
3 этап- коррекционный (октябрь 2017 – апрель 2018г.)
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми
4 этап – завершающий (май 2018г.)
1. Демонстрация альбома «Волшебная рябинка».
2. Викторина «Что мы знаем о рябине».
3. Праздник «День рождения рябины».
4.Мониторинг качества полученных знаний о жизни рябины
5.Презентация проекта на педагогическом совете «Рябинка».
Результаты проекта:
В ходе проекта было сформировано представление детей о деревьях, об их многообразии и важной роли в жизни птиц;
Получены знания о характерных особенностях рябины, о сезонных изменениях дерева, о целебных свойствах ягод рябины;
Создана благоприятная среда на участке детского сада для наблюдений и опытно- экспериментальной деятельности детей;
Повышен уровень знаний родителей о росте и развитии дерева рябина, а так же, благодаря совместной деятельности, вырос уровень экологического сознания воспитанников и родителей.
Природа любого края неповторима, но, воспитывая чувство любви к природе родного края, мы должны давать детям понимание того, что наша «малая Родина» — лишь часть огромной страны, в которой таких уголков множество.
Таким образом, в нашей работе прослеживается основной принцип нравственно-патриотического воспитания: от малого -к большому, от частного -к общему.
Воспитывая любовь к родному краю, мы растим истинных патриотов России!
Литература:
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой– М. : Просвещение, 1973. – 240 с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспи-тания в детском саду. – М. :МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2010.–112с.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей - М. : Академия, 2002. – 340 с.
4. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой – М. : Просвещение, 1978. – 280 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
6. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ», 1998 г.
7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005 г.
8. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они? » Москва 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная познавательно-исследовательская деятельность "Волшебные бусины". Автор-составитель педагог 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Данная образовательная познавательно-исследовательская деятельность направлена на расширение опыта тактильного восприятия детей ...
Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)
Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки при выполнении пр...
Образовательный познавательно-исследовательский проект в средней группе «Дом, в котором я живу» . педагог Шкилева Елена Валерьевна
На сегодняшний день тема проекта актуальна тем, чтобы воспитать любовь к своей малой родине, к своему поселку и дому. Познакомить детей с разнообразием исторических ценностей мировой архитектуры...
Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в средней группе "Волшебный лед". Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Познавательное развитие: познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом; Развивать исследовательский интер...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...