Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Поминова Венера Александровна

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. При проведении данного проекта, можно смело заявить, что дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка. Научились играть с песком, экспериментировать, рисовать. И в результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pominova_v.a._proekt.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413105, Саратовская область, г. Энгельс, 1-й микрорайон,

телефон 8 (8453) 56-27-12

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

2019 год

Содержание

  1. Введение (пояснительная записка).
  1. Актуальность проекта
  2. Проблема проекта
  3. Гипотеза проекта
  4. Принципы реализации проекта
  5. Цель и задачи проекта
  6. Ожидаемые результаты
  1. Планирование работы
  1. План – график
  2. Участники проекта
  3. Объект и предмет проекта
  4. Место проведения проекта
  5. Тип проекта
  6. Реализация проекта через совместную деятельность воспитателя с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям
  7. Формы реализации проекта
  8. Методы и приёмы реализации проекта
  1. Этапы работы над проектом
  1. 1 этап – подготовительный
  2. 2 этап – основной
  3. 3 этап -  заключительный
  1. Новизна
  2. Риск проекта
  3. Предупреждение рисков
  4. Выводы
  5. Методические рекомендации педагогам
  6. Используемая литература
  7. Приложение

  1. Введение (Пояснительная записка)

Выбирая тему для проекта, я поняла, что хочу рассказать о том, что будет интересно каждому, что будет касаться всех без исключения и на что нужно обратить особое внимание современного дошкольника. Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности. Эту тему я выбрала не случайно, так как посчитала её очень интересной и занятной. В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. Экспериментирование является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Что позволяет, расширить знания детей об окружающем мире.

  1. Актуальность проекта

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». (Лев Семёнович Выготский).

 Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности). Следует отметить, что актуальность данного проекта заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с экспериментированием, формирование у детей умений и навыков, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

  1. Проблема проекта

Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей среднего  дошкольного возраста о свойствах песка; осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.

  1. Гипотеза проекта

У сухого и мокрого песка разные свойства:

Мы предполагаем, что куличи не получаются из сухого песка, потому что он сыпучий.

Вопросы, на которые будем искать ответы

  • Для чего нам нужно изучать свойства песка?
  • Из чего состоит песок?
  • Какого цвета песок?
  • Можно ли из сухого/мокрого песка лепить?
  • Можно ли на сухом/мокром песке рисовать?
  • Может ли песок двигаться?
  • Где и как люди могут использовать песок?
  • Как можно играть с сухим и мокрым песком?

  1. Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.

  1. Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.

  1. Цель и задачи проекта

Цель:

  • расширить знания детей о физических свойствах песка;
  • формировать сенсорное развитие детей дошкольного возраста;
  • создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности;
  • уточнить знания о том, что песок не живая природа;
  • показать значение песка в жизни человека.

Развивающие :

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в вместе, договариваться учитывать мнение партнёра;
  • желание участвовать в совместной трудовой деятельности, самостоятельность;
  • воспитывать аккуратность в работе с песком.

  • Провести цикл занятий и мероприятий по теме «В чудесной песочной стране».
  • Организовать выставку детских рисунков на тему «Следы на песке».
  • Подготовить совместными усилиями детей и родителей игру-занятие с использованием кинетического песка.

  1. Ожидаемые результаты

Для детей

  • Появление интереса к песку как объекту неживой природы.
  • Знакомство с правилами и приемами во время игр с песком.
  • Закрепление знаний о свойствах песка.
  • Развитие коммуникативных навыков через совместный труд, игру и деятельность.

Для педагогов

  • Освоение методики работы по экологическому воспитанию детей со сложной структурой дефекта.
  • Пополнение оборудования для игр с песком.
  • Пополнение дидактического материала.

Для родителей

  • Повышение педагогической компетентности.
  • Приобретение опыта социального партнерства с педагогами.
  • Получение радости от совместной деятельности с ребенком и другими членами семьи.

  1. Планирование работы

  1. На основе изученных проблем, поставить цель проекта;
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель – родители);
  3. Составление плана – схемы проекта;
  4. Сбор, накопление материала;
  5. Включение в план схему проекта занятий, игр или других видов детской деятельности;
  6. Домашние задания для самостоятельного выполнения дошкольников, совместно с родителями.

  1. План – график  проекта

Время проведения проекта – с 4 февраля 2019 г. по 15 февраля 2019 г.

4.02.19

Беседа на тему «Песок – волшебник»

5.02.19

Подвижная игра «Песок и глина»

6.02.19

Фотовыставка «Юные исследователи»

7.02.19

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Магия песка»

8.02.19

Выставка творческих работ на тему «Песочная игрушка»

11.02.19

Беседа на тему «Зачем нам нужен песок,»

12.02.19

Игра с кинетическим песком «Прятки»

13.02.19

Презентация «Опыты с песком» (составленного совместными усилиями детей и их родителей)

14.02.19

Разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с песком

15.02.19

Разработанные рекомендации для родителей.

  1. Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители

  1. Объект и предмет проекта:

Песок и его свойства

  1. Место проведения проекта

МАДОУ «Детский сад №7»

  1. Тип проекта

- по составу участников: групповой (дети, родители, педагог);

- по целевой установке: познавательно – исследовательский, творческий проект

Срок реализации: краткосрочный ( 2 недели)

  1. Реализация проекта через совместную деятельность воспитателя с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствует развитию игровой деятельности
  • Умению взаимодействовать со сверстниками
  • Приобщению к правилам безопасного поведения
  • Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).
  • Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

 Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с песком. Он легко сочетается с бросовым и природным материалом.  Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы. К примеру, с детьми была проведена тактильная игра – опрос при изучении песка. Необходимо было назвать свои ощущения при отпечатке кистей рук (внутренней и внешней стороной) в песок. Воспитатель начинает игру, рассказывая детям о своих ощущениях. Далее каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток своей руки и пробует рассказать о том, что чувствует.

2.Познавательное развитие:

  • Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
  • Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
  • Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
  • Способствует формированию целостной картины мира.

   Один из самых эффективных способов — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, первооткрывателями. Опыты с песком вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта. Целью проекта было ознакомление дошкольников среднего возраста со свойствами песка, значением его в жизни живых существ и человека. В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.

3. Речевое развитие:

• Способствует развитию связной речи

• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми

• Способствует обогащению словаря

Здесь в своей работе я использую игры с песком, они проводятся в интересной сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации.. Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.

4. Художественно-эстетическое развитие:

• Развивает воображение

• Формирует эстетический вкус

• Развивает художественные способности, чувство ритма.

Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. Рисование цветным песком по средствам трафаретов и разнообразных сосудов. Аппликации. Изготовление всевозможных поделок. Все эти виды деятельности способствуют развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и всестороннего развития личности дошкольника

5. Физическое развитие:

• Способствует сохранению и укреплению здоровья

• Накоплению и обогащению двигательного опыта

• Развитие координации

• Развитие мелкой и крупной моторики

Здесь я использую игры с песком для развития мелкой моторики. Очень нравится детям играть с кинетическим песком. Кинетический песок – это удивительная масса для игр и творчества, напоминает мокрый песок, но приятнее на ощупь и не липнет к рукам. Он одновременно липкий и сыпучий, позволяет лепить даже довольно сложные фигурки.

И не забываем про традиционные подвижные игры с песочными мешочками.

Таким образом, песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, для его всестороннего развития.

  1. Формы реализации проекта

Наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, опыты, труд.

  1. Методы и приёмы реализации проекта

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные

  1. Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный:

  • Знакомство с темой проекта
  • Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  • Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  • Подбор методического материала по данной теме;
  • Создание развивающей среды для работы;
  • Наблюдение за деятельностью детей;
  • Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.

II этап – основной:

Практический – в результате чего был реализован проект:

  • Коммуникативная деятельность
  • Восприятие художественной литературы
  • Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
  • Художественно-эстетическая деятельность
  • Развитие двигательной деятельности
  • Игровая и познавательная деятельность
  • Трудовая деятельность
  • Работа с родителями

III этап – заключительный:

  • Обобщение и анализ результатов работы.
  • Подведение итогов реализации проекта.

4.  Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

5.Риск проекта

Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;

Неактивная позиция детей.

6. Организация мероприятий на базе ДОУ;

  • распределение сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
  • разработка стратегий и тактики привлечения родителей;
  • оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • добровольность участия в проектной деятельности

7. Выводы

   Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. При проведении данного проекта, можно смело заявить, что дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка. Научились играть с песком, экспериментировать, рисовать. И в результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей.

8. Методические рекомендации педагогам

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:                

·      сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, тактильное восприятие (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);

·      сравнивать сходные по внешнему виду предметы: шуба – пальто, чай – кофе, туфли – босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»)

·      учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему песок может быть разного цвета?)

·      активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?)

9. Использованная литература

  • Большая детская энциклопедия. Мойра Баттерфилд и др. Пер. с анг. А.И.Кима и В.В. Демыкина – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»
  • Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
  • Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
  • ЛОБЫРЁВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА — 2015 г. «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» В РУКАХ РЕБЁНКА ИЛИ ОСОБАЯ ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕКИ
  • «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
  • «Секреты природы — это так интересно» Москва 2004 Л.В.Ковинько

«Организация опытно — экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/2.» Сост. Н.В.Нищева

http://naukarus.com/volshebnyy-pesok-v-rukah-rebyonka-ili-osobaya-terapiya-v-usloviyah-biblioteki

10.Приложение

Дидактические игры-упражнения:

1. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

2. Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Воспитатель: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

3. Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

4. Упражнение «Узоры на песке»  

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Упражнение «Знакомство с песочницей»

На ровной поверхности песка взрослый и дети по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Воспитатель начинает игру, рассказывая детям о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло)песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»

Далее каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток своей руки.

Дети пробуют рассказать о том, что чувствуют.

Далее, воспитатель переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»

И снова каждый ребенок пробует сам сделать отпечаток руки и проговаривает свои ощущения.

Чтобы разнообразить чувственный опыт детей, можно предложить им:

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.);

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и, наконец - мизинчиком);

- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, попять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?;

- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Опытно-экспериментированная деятельность с песком:

  • Опыт № 1 «Из чего состоит песок» Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы. Ход эксперимента: Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
  • Опыт № 2 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком» Материал: «песочница» – лист белой бумаги с тонким слоем песка. Ход эксперимента: Рассматривание заготовленной «песочницы» . Создаём «ураган» – резко с силой сжимаем. Что происходит и почему? Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
  • Опыт № 3 «Что будет если в песок добавим воду» Материал: «песочница», стакан с водой, игровые принадлежности. Ход эксперимента: Рассматривание «песочницы» . Добавляем воду. Что происходит и почему? Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она быстро впитывается, и песок становиться сырым, липким. С ним легко играть.
  • Опыт № 4 «Окраска песка гуашью в разные цвета» Материал: «песочница» , вода, гуашь, кисти Ход эксперимента: Рассматривание «песочницы» . Смешиваем воду с гуашью. Что происходит и почему? Почему изменился песок? Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она быстро впитывается, и песок меняет цвет из за цветной воды.
  • Опыт № 6 «Лепим из песка» Материал: подносы с цветным песком. Ход эксперимента: Попробуем слепить из песка. Оставить до высыхания Что происходит с поделками из песка после высыхания? Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Открытое занятие по НОД «Познавательное развитие» по экспериментированию: «Магия песка»

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Создание благоприятного психологического климата

Приветствует детей, предлагает подарить гостям улыбки

Приветствуют гостей улыбками

Постановка проблемы

Сообщает, что пришло письмо на электронную почту от АмНяма, в котором он пишет о находке неизвестного им вещества, просит о помощи.

Приветствуют героя

Обещают помочь герою

Актуализация представлений детей о песке, его свойствах

Открывает сундучок и предлагает рассмотреть материал. Организует беседу о том, что дети уже знают о песке и его свойствах.

Рассматривают песок

Отвечают на вопросы

Игра «Здравствуй песок»

Просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Дотрагиваются до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; дотрагиваются до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирают песок между пальцами, ладонями.

Опытно-экспериментальная  работа (опыт №1)

Приглашает детей к столу, перед каждым ребёнком стоит менажница, в открытом отделении лежит песок. Насыпают на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассматривают его. Предлагает приложить сухую салфетку к песку.

Рассматривают песок

Делают вывод, что песчинки все разные по цвету и по форме.

Проявляют наблюдательность и отмечают, что стало с салфеткой.

Физкультурная минутка «В пустыне»

Воспитатель проговаривает текст физминутки, показывает движения и просит их повторить.

Выполнять действия за воспитателем  согласно тексту

Игра «Собери картинку»

Проводит беседу, подойдёт ли песок для строительства прочного дома.

Предлагает собрать иллюстрацию  «домик из мешков с песком»

Отвечают на вопросы

 Выполняют задание

Опытно-экспериментальная работа №2

Включает видео- послание от АмНяма, в котором он благодарит ребят за помощь. И просит ещё разобраться, почему песок меняет текстуру с взаимодействием водой. Для этого предлагает добавить немного воды в тарелку с песком. В конце опыта, прикладывают сухую салфетку к мокрому песку

Смотрят видео-послание, обещают провести опыт.

Сделать выводы: куда исчезла вода и изменились ли свойства песка. Что стало с салфеткой. Отвечают на вопросы.

Опытно-экспериментальная работа №3

Развернуть тарелку, и раскрыть отделение с кинетическим песком. Предложить что то из него слепить.

Высказывают предположения, чем отличается обычный песок от кинетического. Лепят из песка. Проговаривают его свойства. Делают вывод.

Беседа

Демонстрирует презентацию «Мания песка» и задаёт вопросы по слайдам

Рассматривают слайды, отвечают на вопросы

Практическая  работа с песком

Коллективная работа.(Можно работать подгруппами) Перед детьми фреска из песка. Предлагает ребятам снять верхний защитный слой бумаги и засыпать его песком выбранного цвета.  

Дети рисуют песком

После работы вытирают руки влажной салфеткой.

Рефлексия

Организует беседу: кому дети помогали, что делали, какое у них настроение и т.д.

Отвечают на вопросы

Сюрпризный момент

Включает видео – послание от АмНяма, в котором передаёт благодарность в виде маленьких мягких шариков и предлагает каждому загадать желание.

Выполняют задание

Загадывают желание

Игры с кинетическим песком

  •  «Прятки»

Цель: развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; развитие сосредоточенности.

Дети очень любят искать спрятанные предметы.

Для этой игры взрослый прячет в кинетическом песке любые фигурки, пуговицы, маленькие игрушки. Ребенок должен найти определенную игрушку, найти все спрятанные игрушки, найти определенное количество спрятанных игрушек.

Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти 5 диких животных и 5 домашних.

  • «Угадай-ка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка – держать форму; развитие внимательности; закреплять представление о свойстве кинетического песка – оставлять отпечатки.

На выровненном песке любыми предметами оставить отпечатки, это могут быть овощи, фрукты, машинки и т. д.

Благодаря свойству песка держать форму, любой предмет оставляет хорошо различимый след и угадать, что это за предметы не составит для ребенка труда.

После того, как ребенок угадал, можно поменяться с ним ролями, он-оставит отпечаток, а взрослый – угадает.

  •   «Мы – кондитеры»

Цель: продолжать знакомить со свойствами кинетического песка –       держать форму; учить ребенка владеть ножом.

Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных,    формочки для печений и простые формочки для песка. Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры. Получившиеся изделия аккуратно и без осыпания режутся пластиковым ножом на ровные части: «Угости тортиком кукол».

  • «Фигуры»

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

Усложните задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого мы используем любые карточки с изображением геометрических фигур.

Консультация для родителей

«Песочная терапия»

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.

 Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во – вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.

В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.

В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых -песочная  терапия.

Игры, используемые в песочнице:

• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

• Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;

• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».

 • «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.

 Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) ;

- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

 Игры с песком– одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект для детей средней группы "Зимушка"

Занятие для детей средней группы, направленное на развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с природой....

Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...

Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...

Исследовательско-творческий проект для детей средней группы «Влияние мнемотехники на речевое развитие дошкольника»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. И конечно же дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Естественно, для того чтобы донести...

Исследовательско - творческий проект для детей средней группы "Синичкин день"

Проект для детей среднего дошкольного возраста, посвящённый " Синичконому дню"...