Камни и их свойства Экспериментально-исследовательская деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Наталья Геннадьевна

Экспериментирование с камнями: «Какой камень не тонет»

Задачи: Закрепить с детьми умение различать камни: по форме, размеру, текстуре; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать любознательность, мотивацию к образованию.

Этапы экспериментирования и исследования:

- рассмотреть и изучить при помощи лупы различные виды камней.

- изучить камни на ощупь.

- исследовать крепость камней.

- сравнить на вес камни, отличающиеся по текстуре, размеру (выделить курамзит, как самый лёгкий камень)

- беседа на тему «Почему керамзит лёгкий»

- провести исследование камней на плавучесть (выделить керамзит, как нетонущий камень)

- сделать выводы о различных свойствах камней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование с камнями: «Какой камень не тонет»

Задачи: Закрепить с детьми умение различать камни по форме, размеру, текстуре; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать любознательность, мотивацию к образованию.

Оборудование: Камни (разной величины, текстуры (галька, булыжник, каменный уголь, керамзит), лупа, песок, поднос, миска с водой.

Этапы экспериментирования и исследования:

- рассмотреть и изучить при помощи лупы различные виды камней.

- изучить камни на ощупь.

- исследовать крепость камней.

- сравнить на вес камни, отличающиеся по текстуре, размеру (выделить курамзит, как самый лёгкий камень)

- беседа на тему «Почему керамзит лёгкий»

- провести исследование камней на плавучесть (выделить керамзит, как нетонущий камень)

- сделать выводы о различных свойствах камней.

Конспект:

Воспитатель: мы сегодня, как настоящие геологи, будем изучать камни, чтобы ответить на вопрос, почему они разные.

Воспитатель: Сначала подумаем, что такое камни?

(ответы детей)

Воспитатель: камни — это куски горных пород, любые твердые ископаемые, кроме чистых металлов и песка. Мы можем предположить, что разница в цвете, форме, крепости и других физических свойствах камней определяется их составом, т.е. теми минералами, из которых состоит камень.

Каким же именно образом могут образовываться горные породы (камни)?

(ответы детей)

Воспитатель:

1. Итак, камни бывают магматического происхождения. То есть, они образовались из магмы и лавы при извержении древних вулканов. Когда магма застывала, получился твердый камень.

2. Камни бывают осадочного происхождения. То есть, они образовывались в результате того, что какие-то вещества осаждались и скапливались в больших количествах где-нибудь на дне древних океанов и спрессовывались.

3. И еще один вид происхождения камней — метаморфическое (от латинского слова «метаморфизм»-«изменение»). Эти породы произошли в результате изменения первоначальных горных пород. Произойти это могло под влиянием высоких температур или высокого давления, которое превратило одни камни в другие.

Экспериментальная деятельность

Воспитатель: Ребята, какие основные свойства камней вы можете сейчас назвать?

(ответы детей)

Основные свойства камней:

Цвет;

Блеск;

Твердость и хрупкость (оставляет ли на них следы другие камни или металл, легко ли их разбить);

Текстура (гладкость, зернистость, шероховатость);

Излом (как выглядит скол камня);

Наличие включений (кристаллов других минералов и т.п.);

Способность оставлять следы на бумаге или других предметах (черта);

Прочие особенности (проводит ли ток, имеет ли магнитные свойства, где используется и т.п.).

 

Подведение итога. Сегодня мы все вместе были исследователями. Экспериментировали и исследовали камни и их свойства. Мы узнали, чем отличаются камни, а чем схожи. Обнаружили самый лёгкий камень и узнали, что некоторые камни не тонут. Оказалось, что камни совсем не простые и у каждого камня своя история, свои интересные свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Проект экспериментально – исследовательской деятельности «Вода – её значение и свойства».

Проект экспериментально – исследовательской деятельности «Вода – её значение и свойства». ...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическ...

"Волшебные свойства магнита"Экспериментально-исследовательская деятельность детей в старшей группе

Экспериментально- исследовательская деятельность по систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах. В рамках педагогического проекта: Формирование экологической культуры детей че...

Конспект НОД экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мир камней»

Конспект НОД экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  «Мир камней»...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...