Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный мир»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ"
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
«Волшебный мир»
Составила воспитатель:
Мастерова Е.А.
г. Югорск 2019
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Демонстрационный материал: экран телевизора, презентация «Первые друзья человека», схемы, картинки животных,
Раздаточный материал: картинки животных.
Оборудование: экран,проэктор, компьютер, аудиозапись музыкального сопровождения, лесная тропинка, речка, мостик, модули, пеньки, мяч.
Словарная работа: древние, предки, тур, тарпан, дикий баран, мамонт, рысь, коровник, овчарня, загон, хлев, вмешательство, свинарник, житье – бытье, столетие, место обитания, приспосабливаются.
Предварительная работа: чтение рассказов Ушинского, Бианки о животных, знакомство с интересными фактами из жизни животных, рассматривание энциклопедии о животных, загадывание загадок, дидактические игры «Кто, как кричит», «Назови, домик», «Животные и их детеныши», «Изобрази животного, а мы отгадаем», «Угадай, чей хвост?, свободное рисование по данной тематике, п. игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Бездомный заяц» и т.д
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход занятия:
Организационный момент:
(Дети входят в группу, приветствуют гостей)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, по дороге в детский сад, я увидела двух забавных котят. Они так интересно играли, один догонял другого, а затем они становились на задние лапы, а передними старались повалить друг друга на землю. Это было так интересно, что я даже остановилась посмотреть, на них. У меня на душе стало так радостно, приятно. Вот с таким прекрасным настроением я пришла в нашу группу и хочу, чтобы у вас после моего рассказа, тоже поднялось настроение. Поднялось? А сейчас я предлагаю вам отправимся в необычное путешествие, во время которого мы узнаем много-много интересного. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие? (Ответ детей: животные)
Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами сегодня поговорим о животных. Ребята, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей: все животные раньше были дикими). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило, как дикие животные превратились в домашних. Согласны? Тогда в путь!
Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени.
(Звучит музыка программы «В мире животных»)
Ходьба по «лесной тропинке», проходят через мостик речку, свободно распологаются на ковре)
Воспитатель: Ребята мы попали в прошлое, сколько здесь нового, интересного, необычного. Вокруг растут большие и маленькие деревья и ничего не видно. Я боюсь, не заблудились ли мы, давайте позовем, друг друга, покричим «АУ».
Дыхательная гимнастика «Позовем все вместе»
«Ходим по лесу» — на вдохе повернуться в одну сторону, на выдохе — в другую со звуком «ау». Ладони можно приложить к щекам, имитируя зов на помощь. (3 – 4р)
(слышится голос АУ – АУ, выходит Лунтик)
Лунтик: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы появились здесь! Однажды ночью, ко мне пришли какие –то люди и предложили совершить путешествие в далекое прошлое, я согласился. Вначале мне было очень интересно, все было такое новое, неизведанное, я все время шел и шел вперед, а потом я увидел больших, страшных зверей. Я очень испугался и быстро побежал вглубь леса. Когда я остановился, никого вокруг меня не было. Вот так я остался один. Помогите мне выбраться отсюда.(попасть домой).
Воспитатель: Ребята, мы поможем Лунтику? (ответ детей)
Мы, конечно же, поможем тебе вернуться домой, а сейчас я предлагаю тебе присесть с ребятами на пенечки и узнать, как жили на Земле Древние люди, дикие животные и кто стал первым другом человека.
Основная часть:
1. Беседа с просмотром презентации
Давным-давно жили на Земле Человек (слайд 2) и много разных животных(слайд 3), и были эти животные дикими (слайд 4). Чтобы добыть себе пропитание, люди охотились на хищных животных, используя для этого палки, дубинки (слайд 5) и большие камни (слайд 6). Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Однажды он заметил, что волки близко подходят к его жилищу. Опасаясь за свою жизнь человек стал подкармливать их (слайд 7). Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Когда наступала ночь, пещеру окружали разные звери, при их приближении собаки издавали тревожные звуки, тем самым предупреждая людей об опасности. (слайд 8). Следующим шагом было участие собак в охоте вместе с человеком (слайд 9,10), а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их (слайд 11). Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило не одно столетие, вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков.
С того момента, как человек приручил животных, они всегда ему помогали совершать дальние переходы (слайд 12), давали продукты питания (слайд13), несли пограничную службу (слайд14). Вот так появились первые друзья человека.
Воспитатель: У домашних животных остались в дикой природе их предки. Я предлагаю вам назвать их.
Игра «Назови предка»
собака – волк,
кролик – заяц,
свинья – кабан,
корова – тур,
кошка – рысь,
лошадь- тарпан,
баран - дикий баран,
слон – мамонт.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились, называя предков домашних животных. Из-за вмешательства Человека в жизнь диких животных, одни стали домашними, а часть - осталась дикими.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
(Звучит Музыка из программы «В мире животных»)
(дети вновь проходят по мостику)
Воспитатель обращает внимание детей на «экран телевизора»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами попали не в группу, а в телевизионную студию. Я предлагаю вам стать участниками телепередачи «Удивительные животные», а Лунтик и наши гости будут телезрителями. Займите свои места, мы начинаем.
(дети садятся за столы)
(Педагог выставляет перед детьми первую схему)
Воспитатель: Какая интересная схема. Она состоит из 2х частей: на одной дом, на второй - деревья, лес. Как вы думаете, кто живет в доме (ответы детей: человек, домашние животные). Правильно, в доме живет человек, а вместе с ним его верные друзья.
Кто живет в лесу? (ответы детей: звери, птицы). Вы ответили верно, в лесу живут звери, какие они? Как (ответы: дикие)
Ребята, давайте расселим животных по месту их обитания.
(дети, называя животных, располагают их в местах обитания)
Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других - жилье рядом человеком. Жилье любого животного - и домашнего и дикого носит свое название.
4. Игра «Где кто живет?»
(Игра с мячом, я называю животное, дети – название его жилища)
собака – в конуре,
волк – в логове,
кошка – в доме,
лошадь – в конюшне,
корова – в коровнике,
белка – в дупле,
медведь – в берлоге,
кролик – в клетке,
лиса – в норе,
коза – в хлеву,
овца – в овчарне,
олень – в загоне,
телята – в телятнике,
свинья – в свинарнике и т. д)
(Присаживаются на места)
5. Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошо знаете, где живут домашние и дикие животные. Для того, чтобы выжить, домашним животным помогает человек. А знаете ли вы, как живут дикие животные, как приспосабливаются к окружающей среде.
(Ответы детей: меняют окрас, сон, питание)
Воспитатель: Вы правильно сказали, все животные, по - разному приспосабливаются к жизни в природе.
Воспитатель: Ребята, скажите, все ли животные питаются одинаково? (ответ детей: домашних животных кормит человек, дикие добывают себе пищу сами).
Чем питаются дикие животные летом? (ответы детей: травой, листьями, ягодами, насекомыми, мясом, рыбой, и т д.).
Чем питаются дикие животные зимой? (ответы детей: корнями деревьев, корой деревьев, веточки, желудями, мясом и т.д).
Воспитатель: Ребята, скажите, каким животным легче жить? (ответы: домашним, потому, что за ними ухаживает человек, кормит).
Давайте с вами вспомним сказку «Как животные счастье искали». Что захотели сделать домашние животные (Ответы: жить свободно в лесу), а дикие? (рядом с человеком). Что рассказали животные друг другу, когда возвращались обратно? (ответы: жить плохо, т.к холодно, страшно, нет корма, мало пищи – домашние, дикие – мало еды, ругает человек, нельзя свободно погулять и т.д).
Воспитатель: Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они:
- не умеют строить себе жилье,
- самостоятельно добывать для себя пищу,
- защищаться от врагов.
Дикие животные:
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (ответы детей: медведь, барсук, еж, енот.) Почему, он ничего не едят? (ответы детей: они осенью много едят, накапливают жир, а с наступлением зимы засыпают, впадают в спячку)
Воспитатель: Эти звери спят всю зиму или могут проснуться?
(Ответы детей: спят).
Воспитатель: (показываю картинку барсука). Я расскажу вам интересную историю из жизни этого полосатого зверька. Вы знаете, кто это? (ответы детей, он впадает в спячку на зиму). Правильно. Барсуки впадают в спячку осенью. Но иногда на снегу можно увидеть следы этого животного. Как же это происходит? Дом барсука – нора, осенью он ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит на зиму себе теплую, мягкую постель. А еще он запасает себе еду на зиму: собирает желуди, семена, корни растений, сушит и прячет в нору. Зимой, во время сна, барсук, чувствуя голод, просыпается, съедает свои запасы, а потом опять спит.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в путешествие к лисичке.
Физкультминутка «Лисонька-лиса»
(Проводится физкультминутка с имитацией движений)
У лисицы острый нос,
У нее пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает,
Шубу пышную поглаживает.
Я - охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь,
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу. (И.С. Лопухина)
(дети садятся на места)
6. Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Кто мне объяснит, что это такое? (ответы детей: это части тела животного)
Воспитатель: Какие части тела у животных?
(ответы детей: туловище, голова, хват, ноги)
Воспитатель: Правильно, но для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей: чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться).
Воспитатель: Молодцы, расскажите какие животные и как используют свои рога, копыта, когти? (ответы детей: лось отбивается от врагов, когти помогают животным взбираться на деревья) предложить рассказать о кошке, которая спасла жизнь хозяину.
Составление рассказов по схемам:
(Педагог выставляет схему)
Воспитатель: молодцы, ребята, вы очень, много знаете о жизни диких и домашних животных. И я вам предлагаю составить небольшой рассказ по данной схеме, на которой знаками отображена жизнь животных. А о каких животных вы будете рассказывать, вы узнаете, отгадав загадки.
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (Медведь)
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усищи-спицы,
Он мурлычет, он поёт,
Только мыться он боится.
Угадали? Это ....(Кот)
Где б найти такую маму,
С малышом чтоб постоянно,
Не бросая никогда,
Рядышком была всегда?
Познакомьтесь, это я,
Всем знакома вам, друзья.
Деток в сумку соберу,
Называюсь – …(Кенгуру)
(Во время составления рассказов помогаю, добавляю)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень интересно рассказали о животных. А сейчас нам пора заканчивать передачу. Возвращаться в детский сад.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте расскажем нашим телезрителям, о чем говорили мы в передаче «Удивительные животные», что нового узнали, что понравилось больше всего? (ответы детей).
Воспитатель: Итог. Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Лунтик: Ребята, большое спасибо за то, что вы помогли мне вернуться домой. В благодарность за вашу помощь, за то, что я много узнал в телепередачи, я хочу подарить вам открытки с изображением далеких предков домашних друзей (раздает открытки), а сейчас мне надо идти. До свидания, ребята (уходит).
Воспитатель: Ну, вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали, сколько всего интересного узнали. На этом наша занятие закончено, вы были очень активны, любознательны. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"
Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...
Конспект Квест - игры по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный лес»
Данная игра создаст условия для закрепления знаний детей о животных и их видах....
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 23» структурное подразделение дошкольные группы «Василек» Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе «Волшебная соль»
Формирование об окружжаюшем мире....
Открытое занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный мир бумаги»
Cформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге....