Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный мир»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Мастерова Елена Алексеевна

Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ"

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

«Волшебный мир»

Составила воспитатель:

Мастерова Е.А.

г. Югорск 2019

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы:  практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Демонстрационный материал:   экран телевизора, презентация  «Первые друзья человека», схемы, картинки животных,

Раздаточный материал: картинки животных.

Оборудование:  экран,проэктор,  компьютер, аудиозапись музыкального сопровождения, лесная тропинка, речка, мостик, модули, пеньки,  мяч.

Словарная работа:  древние, предки, тур, тарпан, дикий баран, мамонт, рысь, коровник, овчарня, загон, хлев, вмешательство, свинарник,  житье – бытье,  столетие, место обитания, приспосабливаются.

Предварительная работа: чтение рассказов Ушинского, Бианки о животных, знакомство с интересными фактами из жизни животных, рассматривание энциклопедии о животных, загадывание загадок, дидактические игры «Кто, как кричит», «Назови, домик», «Животные и их детеныши», «Изобрази животного, а мы отгадаем», «Угадай, чей хвост?, свободное рисование по данной тематике, п. игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Бездомный заяц»  и т.д

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие,  социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

    Ход занятия:

Организационный момент:

(Дети входят в группу, приветствуют гостей)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, по дороге в детский сад, я увидела двух забавных котят. Они так интересно играли, один догонял другого, а затем они становились на задние лапы, а передними старались повалить друг друга на землю. Это было так интересно, что я даже остановилась посмотреть, на них. У меня на душе стало так радостно, приятно. Вот с таким прекрасным  настроением я пришла в нашу группу и хочу, чтобы у вас после моего рассказа, тоже поднялось настроение. Поднялось?  А сейчас я предлагаю вам отправимся в необычное путешествие, во время которого мы узнаем много-много интересного.  А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

         Домашними бывают и помогают людям.

        Кто они такие? (Ответ детей: животные)

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами сегодня  поговорим о животных. Ребята, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей: все животные раньше были дикими). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило, как дикие животные превратились в домашних.  Согласны?  Тогда в  путь!

Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени.

(Звучит музыка программы «В мире животных»)

Ходьба по «лесной тропинке», проходят через мостик речку, свободно распологаются на ковре)

Воспитатель: Ребята мы попали в прошлое, сколько здесь нового, интересного, необычного. Вокруг растут большие и маленькие деревья и ничего не видно. Я боюсь, не заблудились ли мы, давайте позовем, друг друга, покричим «АУ».

Дыхательная гимнастика «Позовем все вместе»

«Ходим по лесу» — на вдохе повернуться в одну сторону, на выдохе — в другую со звуком «ау». Ладони можно приложить к щекам, имитируя зов на помощь.  (3 – 4р)

(слышится голос АУ – АУ, выходит  Лунтик)

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы появились здесь! Однажды ночью, ко мне пришли какие –то люди и предложили совершить путешествие в далекое прошлое, я согласился. Вначале мне было очень интересно, все было такое новое, неизведанное, я все время шел и шел вперед, а потом я увидел больших, страшных зверей. Я очень испугался и быстро побежал вглубь леса. Когда я остановился, никого вокруг меня не было. Вот так я остался один. Помогите мне выбраться отсюда.(попасть домой).

Воспитатель: Ребята, мы поможем Лунтику? (ответ детей)

Мы, конечно же, поможем тебе вернуться домой, а сейчас я предлагаю тебе присесть с ребятами на пенечки и узнать, как жили на Земле Древние люди, дикие животные и кто стал первым другом человека.

Основная часть:

1.   Беседа с просмотром презентации

Давным-давно жили на Земле Человек (слайд 2) и много разных животных(слайд 3), и были эти животные дикими (слайд 4). Чтобы добыть себе пропитание, люди охотились на  хищных животных, используя для этого палки, дубинки (слайд 5) и большие камни (слайд 6). Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек.  Однажды он заметил, что волки близко подходят к его жилищу. Опасаясь за свою жизнь человек стал подкармливать их (слайд 7). Постепенно волки стали добрее,  а их детеныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним.  Они уже были  не дикими, а домашними. Так появились собаки. Когда наступала ночь, пещеру окружали разные звери, при их приближении собаки издавали  тревожные звуки, тем самым предупреждая людей об опасности. (слайд 8). Следующим шагом  было участие собак  в охоте вместе с человеком (слайд 9,10), а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их (слайд 11). Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило не одно столетие, вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков.

  С того момента, как человек приручил животных, они всегда ему помогали совершать дальние переходы (слайд 12), давали продукты питания (слайд13), несли пограничную службу (слайд14). Вот так появились первые друзья человека.

Воспитатель: У домашних животных остались в дикой природе их предки. Я предлагаю  вам назвать их.

Игра «Назови предка»

    собака – волк,

  кролик – заяц,

  свинья – кабан,

  корова – тур,

  кошка – рысь,

  лошадь- тарпан,

     баран - дикий баран,

     слон – мамонт.

Воспитатель:  Молодцы, вы отлично справились, называя предков домашних животных.  Из-за вмешательства Человека в жизнь диких животных, одни стали  домашними, а часть - осталась дикими.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит Музыка из программы «В мире животных»)

(дети вновь проходят по мостику)

Воспитатель обращает внимание детей на «экран телевизора»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами попали не в группу, а в телевизионную студию. Я предлагаю вам стать участниками телепередачи «Удивительные животные», а Лунтик и наши гости будут телезрителями. Займите свои места, мы начинаем.

(дети садятся за столы)

 (Педагог выставляет перед детьми первую схему)

Воспитатель: Какая интересная схема. Она состоит из 2х частей: на одной дом, на второй - деревья, лес. Как вы думаете,  кто  живет в доме (ответы детей: человек, домашние животные). Правильно, в доме живет человек, а вместе с ним его верные друзья.

Кто живет в лесу? (ответы детей: звери, птицы). Вы ответили верно, в лесу живут звери,  какие они?  Как (ответы: дикие)

 Ребята, давайте расселим  животных по месту их обитания.

 (дети,  называя животных, располагают их в местах обитания)

Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других - жилье рядом  человеком.  Жилье любого животного - и домашнего и дикого носит свое название.

4. Игра «Где кто живет?»

 (Игра с мячом, я называю животное, дети – название  его жилища)

собака – в конуре,

волк – в логове,

кошка – в доме,

лошадь – в конюшне,

корова – в коровнике,

 белка – в дупле,

медведь – в берлоге,

кролик – в клетке,

лиса – в норе,

коза – в хлеву,

овца – в овчарне,

олень – в загоне,

телята – в телятнике,

свинья – в свинарнике  и т. д)

(Присаживаются на места)

5.  Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошо знаете, где живут  домашние и дикие животные.  Для того, чтобы выжить, домашним животным помогает человек. А знаете ли вы, как живут дикие животные, как  приспосабливаются к окружающей среде.

(Ответы детей: меняют окрас, сон, питание)

Воспитатель: Вы правильно сказали, все животные,  по - разному приспосабливаются к жизни в природе.

Воспитатель:  Ребята, скажите,  все ли животные питаются одинаково? (ответ детей: домашних животных кормит человек,  дикие добывают  себе пищу сами).

    Чем питаются дикие животные летом? (ответы детей: травой, листьями, ягодами, насекомыми, мясом, рыбой,  и т д.).

 Чем питаются дикие животные зимой? (ответы детей: корнями деревьев, корой деревьев, веточки, желудями, мясом и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, каким животным легче жить? (ответы: домашним, потому, что за ними ухаживает человек, кормит).  

Давайте с вами вспомним сказку «Как животные счастье искали». Что захотели сделать домашние животные (Ответы: жить свободно в лесу), а дикие? (рядом с человеком). Что рассказали животные друг другу, когда возвращались обратно? (ответы: жить плохо, т.к холодно, страшно, нет корма, мало пищи – домашние, дикие – мало еды, ругает человек, нельзя свободно погулять и т.д).

Воспитатель:  Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: 

 - не умеют строить себе жилье,

- самостоятельно добывать для себя пищу,

- защищаться от врагов.

Дикие животные:

- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,

- лишены привычных условий жизни,

- требуют много мясной пищи,

- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой?  (ответы детей: медведь, барсук, еж, енот.)  Почему, он ничего не едят? (ответы детей: они осенью много едят, накапливают жир, а с наступлением зимы засыпают, впадают в спячку)

Воспитатель: Эти звери спят всю зиму или могут проснуться?

(Ответы детей: спят).

Воспитатель: (показываю картинку барсука).  Я расскажу вам интересную историю из жизни этого полосатого зверька. Вы знаете, кто это? (ответы детей, он впадает в спячку на зиму). Правильно. Барсуки впадают в спячку осенью. Но иногда на снегу можно увидеть следы этого животного. Как же это происходит?  Дом барсука – нора, осенью он ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит на зиму себе теплую, мягкую  постель.  А еще он запасает себе еду на зиму: собирает  желуди, семена, корни растений, сушит  и прячет в нору. Зимой, во время сна, барсук,  чувствуя голод, просыпается, съедает свои запасы, а потом  опять спит.

Воспитатель:  Ребята, давайте отправимся в путешествие к лисичке.

 Физкультминутка «Лисонька-лиса»

(Проводится физкультминутка с имитацией движений)

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь,

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу. (И.С. Лопухина)

(дети садятся на места)

6. Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное.  Кто мне объяснит, что это такое? (ответы детей: это части тела животного)

Воспитатель: Какие части тела у животных?

(ответы детей: туловище, голова, хват, ноги)

  Воспитатель:  Правильно, но для  защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей: чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться).

Воспитатель: Молодцы,  расскажите какие животные и как используют свои рога, копыта, когти? (ответы детей: лось отбивается от врагов, когти помогают животным взбираться на деревья) предложить рассказать о кошке, которая спасла жизнь хозяину.

Составление рассказов по схемам:

(Педагог выставляет схему)

Воспитатель: молодцы, ребята,  вы очень, много  знаете о жизни диких и домашних животных. И я вам предлагаю составить небольшой рассказ по данной схеме, на которой знаками отображена жизнь животных. А о каких животных вы будете рассказывать, вы  узнаете, отгадав загадки.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (корова)

     Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

Этот зверь живёт лишь дома,

  С этим зверем все знакомы.

  У него усищи-спицы,

  Он мурлычет, он поёт,

  Только мыться он боится.

  Угадали? Это ....(Кот)

    Где б найти такую маму,
    С  малышом чтоб постоянно,
    Не бросая никогда,
    Рядышком была всегда?
    Познакомьтесь, это я,
   Всем знакома вам, друзья.
   Деток в сумку соберу,
   Называюсь – …(Кенгуру)

(Во время составления рассказов помогаю, добавляю)

Воспитатель: Молодцы, ребята,  вы очень интересно  рассказали   о животных. А сейчас нам пора заканчивать передачу. Возвращаться в детский сад.

Заключительная часть:

 Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте расскажем нашим телезрителям, о чем говорили мы в передаче «Удивительные животные», что нового узнали, что понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Итог. Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Лунтик: Ребята, большое спасибо за то, что вы помогли мне вернуться домой. В благодарность за вашу помощь, за то, что я много узнал в телепередачи, я хочу подарить вам  открытки с изображением далеких предков  домашних друзей (раздает открытки), а сейчас мне надо идти.  До свидания, ребята (уходит).

Воспитатель: Ну, вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали, сколько всего интересного узнали. На этом наша занятие закончено, вы были очень активны, любознательны. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"

Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...

Конспект Квест - игры по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный лес»

Данная игра создаст условия для закрепления знаний детей о животных и их видах....

Открытое занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный мир бумаги»

Cформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге....