Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Родионова Елена Николаевна

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_steklo.docx177.56 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Форма работы с детьми: игра

Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Программное содержание 

  1. Познакомить детей со свойствами стекла.
  2. Учить детей находить предметы из стекла, проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом уточнить представления о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла;
  3. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы Обогащение словарного запаса детей;
  4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Виды деятельности: продуктивная, двигательная, коммуникативная, игровая.

Словарная работа: стеклянный, хрупкий, прочный, прозрачный, безцветный

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики. История вещей. Зеркало»

Оборудование: ноутбук, портативная колонка, камешки «Марблс», стеклянный стакан, ваза, фужер, лампочка

Ход занятия:

Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие, где все необычное. Но с чем таким необычным, но в то же время с очень знакомым мы сегодня будем взаимодействовать, вы сможете узнать, отгадав мою загадку.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь — разобьюсь.

(Стекло.)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

(Стекло.)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь — разобьется.

(Стекло.)

- Отгадали, молодцы.

Сегодня мы с вами будем знакомиться со стеклом подробнее. Чтобы все запомнить правильно нам будет помогать наша интерактивная доска, на которой мы будем отмечать то, что мы узнали. Если мы находим свойство, то мы ставим «галочку» в графе с символом «+», а если нет, то «галочку» в графе с символом «-«  Итак, начинаем.

Посмотрите, здесь у нас разложены предметы. Они вам всем знакомы.  (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назвать, одним словом.)

Дети: Стеклянные.

Цвет

Воспитатель выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки.

-Давайте попробуем посмотреть через них. Как изменился мир? Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Теперь мы можем сделать вывод, что стекло бывает цветное и бесцветное (прозрачное). Отметим этот признак в таблице, в первой графе.

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете?

А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. (просмотр эпизода из м/ф «Фиксики)

- Ребята, назовите ещё предметы из стекла в нашей группе, которых нет на столе. (окно, лампочки)

Хрупкость

 Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомним, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)

Поверхность стекла

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.) Значит, мы можем сделать вывод, что стекло может быть с разной поверхностью.

Водонепроницаемость

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Звук

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают бумажный стакан и стеклянный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Теперь мы можем вспомнить то, что мы сегодня узнали, посмотрев на нашу таблицу? Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Памятники Великой Отечественной войны».

Воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебная ниточка»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое реклама"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое реклама"...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Животные жарких стран"

Задачи:Образовательные:  Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран; Учить сравнивать, обобщать, поним...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебное стекло» (с элементами ТРИЗ)...