Открытое занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный мир бумаги»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Cформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Раменское
Цель: формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи:
Коррекционно - обучающие:
- Формировать представление о свойствах бумаги, видах.
- Закрепить знания детей о способах письма до момента создания бумаги.
- формировать интерес в познавательно исследовательской деятельности;
- Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать память, внимание, наблюдательность.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
- Развивать связную речь с последовательным изложением своих мыслей, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, аккуратность при проведении экспериментов.
- Воспитывать экономное и бережное отношение к изделиям из бумаги, природе в целом.
Предварительная работа: беседы на тему: «История возникновения бумаги»; «Секреты обыкновенной бумаги»; рассматривание коллекции «Такая разная бумага», «Назначение разных видов бумаги»; чтение художественной литературы: сказка Д. Новака «Сказка о бумажной балерине», С. Михалков «Простой бумаги свежий лист!..»; разучивание физминуток и пальчиковых игр.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, практическая познавательно – исследовательская деятельность детей, дидактические игры.
Словарная работа: активизировать словарь детей, пополнить словарь новыми понятиями: папирус, береста, пергамент,
Материалы и оборудование: интерактивная доска, прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, цветная. Карандаши, ножницы, вода (в ёмкости).
Демонстрационный материал: презентация, видеоматериал.
Структура занятия состоит из 3 частей:
- Вводная часть
- Основная часть
- Заключительная часть
Ход занятия:
1.Вводная часть:
Воспитатель: (Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».)
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке огромном несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
- Тогда смелее в путь.
2.Основная часть:
Воспитатель: В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Воспитатель: Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Воспитатель: Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
Воспитатель: Поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я».
Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, цветной картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).
Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). и т.д.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, все справились.
- А Вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо неё? Что бы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города.
Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
(Слайд 2) -В Греции писали на сырых глиняных плитках, их высушивали на солнце. Для закрепления букв.
(Слайд 3) Позже, Риме стали писать на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. И это был существенный прогресс т.к. слой воска позволял стирать старые буквы и писать новые.
(Слайд 4) -В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только они больших размеров.
(Слайд 5) Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов и их сворачивали в свитки.
(Слайд 6) На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ презентации). Это очень прочный материал. Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью и книга напоминала сундук. Такое сходство дополняли застёжки, а иногда и замки. Такие книги были объёмными и занимали много места.
(Слайд 7) А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Береста это наружная часть коры.
(Слайд 8) Но шло время и появился новый материал. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае в 105 г. н.э. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
-Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках.
Ребята, подскажите мне, из чего изготавливают бумагу в наше время? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеофильм о том, как изготавливают бумагу в современном мире.
Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.
Воспитатель: Ребята, какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?
(Дети перечисляют бумажные предметы) - плакат, письмо, альбом, книга, деньги, салфетка, упаковка, коробка, обои и т.д.
Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)
Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)
Хочешь дядю (показать усы)
хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)
Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, показываете знаком(нет). Будьте внимательными:
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажные обои Бумажная обувь
Бумажный фантик Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажный шкаф
Бумажный альбом Бумажное яблоко
Бумажные деньги Бумажная дверь.
Воспитатель: А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.
Опыт № 1 «Бумага мнется»
А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности (картон, газетная и обойная бумага) и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Значит делаем вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.
Опыт № 2 «Бумага режется»
Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу).
Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? (Ответы детей: тонкая бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение) Какой сделаем вывод?
Вывод: картон толще, чем бумага - второе свойство.
Опыт № 3 «Бумага рвется»
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся,
Третье свойство бумаги - бумага рвется.
Пальчиковая гимнастика:
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт № 4 «Бумага намокает»
Для следующего опыта нам понадобится вода.
Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?
(Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный - четвёртое свойство.
Опыт № 5 «Бумага летает»
Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать?
Дыхательная гимнастика.
Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Опыт № 6 «Бумага скручивается»
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
3.Заключительная часть:
Подведение итогов:
Воспитатель: И так, ребята, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги. А теперь, нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Какими свойствами обладает бумага?
Дети: Бумага мнется.
Бумага рвется.
Бумага можно резать.
Бумага намокает.
Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
Воспитатель: Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь.
Воспитатель: Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"
Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе " Волшебный магнит"
Занятие по эксперементированию на котором дети знакомятся со свойствами магнита....
Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»
Задачи: 1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, умение а...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ВОЛШЕБНАЯ КАРТА"
занятие для детей подготовительной группы на начало учебного года для закрепления пройденного материала старшей группы....
Конспект открытого занятия по экспериментированию в подготовительной группе " Волшебное электричество"
Занятие по экспериментированию в подготовительном возрасте развивает у детей стремление к поисково-познавательной деятельности, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализи...