Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Перелетные птицы»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Алиметова Ханума Дадашевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим)
в средней группе
«Перелётные птицы»

подготовила воспитатель
Алиметова Ханума Дадашевна

 

г. Санкт-Петербург 2018

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа. 
Задачи:

-формировать представления об их внешнем виде и образе жизни

-развитие навыка словообразования; 
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»; 
- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое; 
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; 
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.

Предварительная работа: 

- беседа о перелетных птицах; 

- чтение стихов о перелетных птицах; 

- наблюдение за птицами во время прогулок; 

- разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; 

- подбор оборудования, необходимого для занятия. 

Ход занятия.

Создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелетные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания. 

Воспитатель: Проверим хорошо ли вы знаете перелетных птиц? Я называю птиц и, если она перелетная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. 

Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы.

Ребята, я хочу вас познакомить с перелетными птицами. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.
Первая перелетная птица прилетает - грач. (На дуб прикрепляется грач и гнездо с грачатами).

Опишите, какой он.
Дети. Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель: А теперь загадка: 
Без рук без, топора 
построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. 
- Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на 
деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в 
скворечниках).

Птенцов грачей называют грачатами. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.
Воспитатель. Следующие птицы прилетают – скворцы. Они прилетаю позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.
На березу прикрепляется скворечник и птица скворец.
Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.
Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.
Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Птенцы скворцов называются скворчата.
Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.
 Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелетных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелетных птицах. 
Кто эта птица? 

1.Гнезда не строит никогда. 

Яйцо соседям оставляет 

И птенчика не навещает.  Кукушка. 

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном 

ответе? Что нового узнали о перелетной птице? 

2.Это старый наш знакомый. 

Он живет на крыше дома – 

Длинношеий, длинноклювый, 

Длинноносый, безголосый. 

Он летает на охоту 

За лягушками к болоту. Аист. 

3.Всех перелетных птиц черней 

Он чистит пашню от червей. Грач. 

4. Под крышей я леплю гнездо 

Из комочков глины. 

Для птенцов стелю на дно 

Мягкую перину. Ласточка. 

5. На шесте дворец. 

Во дворце – певец. Скворец. 

Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелетных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным.


Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелетной птицы) 

Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану;
Физминутка «Скворечник».
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).
Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).
Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).
Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки.
На доску вывешивается изображение дома. Под крышу дома прикрепляется картинка гнезда и ласточки.
Опишите, ребята, ласточку, какая она?
Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.
Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом выкармливает их мелкими букашками. Птенцов называют ласточата.
Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что птицы разные, но что у них всех есть?
Дети. Голова, тело, хвост, клюв, лапки и тело покрыто перьями.
Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.
Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. 

- Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): 

Воспитатель: А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? 

Воспитатель помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я 

грачиха(воспитатель), я грач (ребенок), я грачонок (ребенок). 

( Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). 

- Продолжение рассказов детей. 

- Упражнение «Закончи предложение» 

(упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). 

Воспитатель: Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. 

- Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. 

- Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. 

- Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. 

- Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поет. 

- Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. 

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) 

-Подведение итогов занятия: 

Воспитатель. А сейчас, ребята, мы с вами произнесем весеннюю закличку, чтобы прогнать Зиму и вернуть Весну. (Дети произносят закличку).
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.

Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь как и вы многое знает о перелетных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы".

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе " Зимующие птицы"....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Птицы»

laquo;Птицы»Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитиеЦель: Формирование  представлений детей о птицах, об особенностях  их...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе (познавательное развитие) “Перелётные птицы” с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цель: дать знания детям о весне и перелётных птицах.Задачи:- уточнить и расширить представление детей о весне и перелётных птицах;- развивать связную речь;- обогащать словарь детей;-воспитывать доброе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "Зимующие птицы"

В ходе НОД дети расширяют свои знания о зимующих и перелётных птицах, учатся связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками....

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»

Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, ...

Конспект образовательной деятельности в средней группе "Перелетные птицы"

Актуальность: осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становиться холодно, насекомые пряч...