Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, чем они питаются; закреплять умение работать по схеме. учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формирование целостной картины мира, расширение кругозора
«Как помочь птицам?»
Провела Беляева С.В.
Образовательная область: «Познавательное развитие»,
Цель: расширение и уточнение представлений детей о зимующих птицах Белгородской области.
Программные задачи:
- расширять и конкретизировать знание детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия;
- познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, чем они питаются;
- закреплять умение работать по схеме ;
- учить детей понимать суть учебной задачи, искать пути её решения, использовать различные источники информации;
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»; Программные задачи:
- Удовлетворять детскую любопытность посредством игровых ситуаций
- учить проявлять сострадание, сопереживание, оказывать помощь зимующим птицам.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи: Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; отвечать предложениями. Развивать связанную речь. Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений.
Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»
Программные задачи:
- Активизировать творческое воображение детей.
- совершенствовать умение работать ножницами
- развивать интерес к конструктивной деятельности.
- Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества), участие в выполнении коллективных композиций.
Оборудование и материалы: персонаж птица ; карточки с изображением перелётных и зимующих птиц; две картины с изображением лета и зимы: презентация на тему « зимующие птицы Белгородской области»; крупа пшено, гречка, семечки, овёс, мерный стаканчик, схема для приготовления корма, ёмкость для смешивания корма; Материал для панно «Кому что?»
Ход работы
Мотивационно – ориентировочный этап
Описание ситуации. В гости к детям прилетает сорока и сообщает: «Беда, беда! Срочно нужна помощь птицам в лесу! Наступили холода, птицам нечего есть!»
Воспитатель: Погоди ПТАХА не трещи! Дай разобраться! Ребята, мы ведь с вами не оставим птиц в беде?
Дети высказывают желание помочь птицам и это становится целью их предстоящей работы.
Воспитатель: Как и чем мы можем помочь зимующим птицам?
Проблема. Дети хотят помочь зимующим птицам, но не знают, как это сделать.
Поисковый этап.
Беседа по сюжетным картинкам «Зимой и летом»
Педагог предлагает рассмотреть две контрастные картинки на которых изображены птицы. На одной из картин лето, на другой – зима. Организуется обсуждение :
- кто изображён на картинке?
- Какое время года на одной картинке, какое - на другой?
- почему мы не помогаем птицам летом?
- чем питаются птицы улетевшие на юг?
- какие птицы остались зимовать?
- чем мы можем помочь зимующим птицам?
По итогам беседы педагог предлагает план работы:
1. Уточнить какие птицы остаются зимовать в Белгородской области.
2. Узнать чем они питаются.
3. организовать птичью столовую, приготовить корм, изготовить плакат «Покормите птиц»
Практический этап
Детям предлагается посмотреть презентацию «Зимующие птицы Белгородской области».
Цель: - обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах Белгородской области; вызвать у детей сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним, кормить, изготовлять кормушки для птиц.
Слайд 1. Загадка: Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.( Перелётные)
Загадка: Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.(зимующие)
Слайд 2. Почему же некоторых птиц называют зимующими?
У них с осени образуется
толстый слой подкожного жира,
который помогает им
переносить холод .
Слайд 3. Какие же птицы зимуют с нами в Белгородской области?
Отгадайте загадки и вы узнаете названия этих птиц.
Загадка: Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (воробей)
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Слайд 4. Загадка: Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Шапочка чёрненькая ,
И полоской шарфик. (синица)
СИНИЦА - ловкая птичка, уничтожает вредителей не только летом, но и зимой.
Покормить их можно различной крупой, овсом и ячменём, крошками хлеба, не жареные семечка, а в морозные дни их спасёт кусочек несолёного сала подвешенный возле кормушки.
Слайд 5. Загадка: Кар! Кар! Кар!-
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? (ворона)
ВОРОНА - крупная птица. Если вороны сидят на верхушках деревьев - будет мороз. ( всеядная.)
Слайд 6. Загадка: Ну, а кто скажите нам
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(поползень)
Поползень -умеет передвигаться по стволам вниз головой. Осенью запасает корм. Кормить поползня можно так же как и синичку.
Слайд 7. Загадка:
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком.
Кто же это?(сойка)
СОЙКА – очень нарядная птица. Питается желудями и орехами, спрятанными
с осени.
Слайд 8. Загадка: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной Телеграфист:
«Здорово, дрозд приятель!»
И ставит подпись……………(дятел)
Дятел питается насекомыми , которых с помощью клюва добывает из-под коры деревьев.
Слайд 9. Загадка: Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.( Снегирь)
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Любит полакомится нежареными семечками, различными семенами, не солёными орешками.
Ребята!
С наступлением зимы птицам и зверям становится очень тяжело. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам, даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Давайте спасём наших пернатых друзей, поможем им пережить холодную зиму!
Далее детям предлагается подвижно-дидактическая игра «Летят пичужки»
Цель: активизировать подвижную деятельность детей, закрепить понятие зимующие и перелётные плицы. Учить узнавать их на картинках.
Ход игры: Педагог показывает картинки с изображением птиц, дети называют знакомых птиц. Увидев перелётную птице перебегают, махая «крыльями» на другую сторону, а зимующие приседают, показывая руками крышу домика над головой.
Воспитатель: Молодцы ребята, разобрались какая птица перелётная, а какая зимующая. Но мы совсем забыли о том, чем же можно покормить зимующих птиц. И чтобы нам с этим справится, нам необходимо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! – «зовущие» движения пальцев
Сала дам синичке – 4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки – пальцы щепоткой –«крошим хлеб»
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям – то же левой рукой
Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,
Ешьте макароны! – «катая из хлеба макароны».
Воспитатель: А теперь ребята нам нужно сделать плакат «Покормите птиц»
Перед вами лежат картинки с изображением различной еды, крупы. Наша задача распределить каким кормом можно покормить птиц, а что птицам давать нельзя. Подходите поближе рассмотрите картинки выберите нужную. Возьмите кисточку обмакните её в клей намажте аккуратно картинку и приклейте к выбранной птичке вокруг кормушки.
Дети выбирают картинку и приклеивают к выбранной птичке.
Воспитатель: Кто справился, положите кисточку в баночку с водой, вытрите пальчики о влажную салфетку.
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием справились, теперь отправляемся в лабораторию по изготовлению корма для птиц.
Дети подходят и становятся вокруг столиков .
Воспитатель: перед вами различные крупы и семена (пшено, гречка, овёс, семечки), дана схема по который нужно собрать корм в одну тарелочку.
Дети рассматривают схему и насыпают корм в ёмкость.
Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием справились, а куда же мы будим насыпать наш готовый корм?
Дети: В кормушку.
Воспитатель: Но ведь у нас её нет. А для того, чтобы нам её соорудить, нам нужно отправиться в мастерскую по изготовлению кормушек.
К нам сегодня на помощь пришёл папа Ярослава, он поможет нам справиться с этой нелёгкой задачей.
Дети подходят к столу где приготовлены заготовки для кормушек, ножницы, шпагат . по образцу с помощью взрослого ребята доделывают кормушку ( отрезают «окошко» с двух сторон, в дырочки продевают шнурок) кормушка готова.
Рефлексивно – оценочный этап.
Педагог предлагает детям подвести итог работы: удастся ли теперь нам помочь зимующим птицам? Что мы для этого делали на занятии? Что ещё осталось сделать? Ответы детей.
Предложить детям выбрать карточку : если занятие понравилось, то выбрать карточку с весёлой птичкой, если было не интересно – с грустной птичкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/17/picture-939751-1502979490.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора)
Тема беседы : "Природные явления"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-1075124-1700053796.jpg)
Перспективное планирование по познавательному развитию Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение
Перспективное планирование по познавательному развитиюФормирование целостной картины мира, расширение кругозораПредметное и социальное окружение...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-464706-1578417906.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) Экологическая экспедиция "Мы -друзья природы"
Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к родному краю....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/18/picture-1279667-1603029410.jpg)
Конспект Организованной образовательной деятельности по теме: «Лес – наше богатство» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) в старшей группе
Организованная образовательная деятельность 1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-603349-1587653661.jpg)
Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию целостной картины мира Тема: «Две вазы»
Направление образования и развития (образовательная область)-Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением)Задачи:Образовательные:• Закреплять умение детей узнавать п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/19/picture-465055-1405776155.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы по формированию целостной картины мира «Город для игрушек».
Занятие направлено на развитие стойкого познавательного интереса к изучению родного города, развитие социальных навыков (умение работать в группе)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/24/picture-1177500-1732474432.jpg)
ООД. "Познавательное развитие". ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА.Беседа об одежде, тканях.
ООД .Беседа об одежде, тканях....