Конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В ходе НОД дети расширяют свои знания о зимующих и перелётных птицах, учатся связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_formirovanie_tselostnoy_kartiny_mira.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №91 комбинированного вида Московского района города Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей средней группы
«Зимующие птицы»
Составила:
Воспитать группы «Остров Путешественников»
Трутнева Екатерина Сергеевна
2018-2019 уч. год.
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
• Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками;
• В игровой форме закреплять знания детей о способах питания и выхаживания потомства.
Оборудование и материалы:
• Карточки с игрой «Какие птицы спрятались».
• Кормушка.
• Модели птиц.
• Фотокартинки – гнезда птиц.
• Презентация «Зимующие птицы».
• Мультемедийная установка.
Содержание.
Игра «Воробушки».
(Воспитатель зовет к себе детей и загадывает загадку).
- Ребята, попробуйте отгадать загадку?
Озорной мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает.
Чик-чирик, не робей
Я бывалый (воробей). (Посадить на кормушку воробья).
- Какое у нас сейчас время года? (Зима.)
А зимой все птички улетают в теплые края? (Нет. Например, воробей не улетает на юг, а остается у нас зимовать).
- Ребята, мы наблюдали с вами на прогулке за воробьем. Какой он? (Быстрый, шустрый).
- Давайте, мы с вами превратимся в воробушек. Сейчас присядьте на корточки и «спите».
«В гнезде воробушки живут. И утром рано все встают» - дети раскрывают глаза и громко поют: «Чирик – чик, чик! Чирик – чик, чик! Так весело поют!»
(После этих слов разбегаются).
- В гнездышки полетели! (садятся на свои места).
- Молодцы!
Игра: «Какие птицы спрятались на картинке».
- У каждого из вас есть картинка. Найдите. Пожалуйста, воробья. Назовите других спрятавшихся птиц. (Снегирь, ворона, голубь, дятел.)
Сколько всего птиц? (5)
- А теперь попробуйте отгадать про кого эта загадка:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
- Молодцы! Правильно, это сорока. (Посадить сороку в кормушку.)
- Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее узнаю все. Как выглядит сорока?
- Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громко стрекочут, кричат – всех зверей предупреждают – охотник идет! Вот какие умницы!
- Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки?
(Сорока – воровка, сорока – белобока).
- А вот «воровкой» сороку называют потому, что ей нравиться все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там можно часто найти кусок проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.
- А вы знаете, где сороки строят гнезда? (Ответы детей).
- Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. (Показать картинку с гнездом сороки.) В апреле-мае сорока-мама откладывает в гнездо 5-8 яиц и высиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.
Зимой сорока переселяются поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так уж трудно пережить долгую холодную зиму. Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами, фруктами.
- А вот вам еще одна загадка:
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в красной шапке
И акробат прекрасный. (Дятел0.
- Молодцы! Отгадали. Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь?
- В наших лесах живет много жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на стволе «солдатиком» и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым упругим хвостом. Только дятел своим крепким клювом и длинным языкам может достать жуков и личинок из убежищ.
С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Птенцы у дятла появляются весной. Они вылупляются слепыми, неоперенными. Родители вскармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки сосновую или еловую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.
Физкультминутка с мячом.
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц идет?
- У человека - дети, а у птицы - ?
- У человека - нос, а у птицы - ?
- У животных - шерсть, а у птицы -?
- У кошки – лапы, а у птицы - ?
- Молодцы! Продолжаем разговор о птицах. К нам на кормушку часто прилетают синицы.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поет не уставая
Синица расписная. (Рассказывает ребенок). (Посадить синицу в кормушку).
- Синицы – очень подвижные птицы, ловкие, их сильные лапы с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянию за ветки. Порхая с ветки на ветку, исследуя каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Оперение у синиц яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузу с черным галстуком и зеленый плащик. А на голове – темная шапочка.
Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их их пухом и перьями, охотно селятся в гнездовьях – синичниках. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.
- Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей). Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек. Синиц надо охранять круглый год6 летом беречь их гнезда, осенью и зимой подкармливать, так как в это время их гибнет очень много.
- Ребята, а вы знаете, что птицы зимуют и в городе и в лесу. Есть птицы, зимующие, но есть и перелетные. Давайте вернемся к нашим карточкам. Какая из птиц на ваших карточках перелетная? Почему вы так решили?
- Правильно, снегирь.
А мы продолжаем нашу встречу с птицами.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Походкой – мешковатая,
Крикунья – хрипловатая. (Ворона)
(Посадить ворону в кормушку).
- А помните, как выглядит ворона? (Ответы).
Ворона – хитрая, ловкая, и находчивая птица. Это крупная птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы чёрные, все остальное серое. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Любят собираться в большие стаи, усаживаются на деревьях, тесно прижавшись друг к другу, чтобы согреться. Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, а потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда. А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека. Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюёт зёрна.
- А это лесная зимующая птица – клёст. Посмотрите, как он выглядит. Эта птица - постоянный житель зимних лесов. (Посадить птицу в кормушку.) Оперение у клестов нарядное – ярко – вишнёвое, самочки окрашены скромно – в жёлто – зелёный цвет. У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.
- А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички, из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клёст. Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек.
- А теперь, давайте проверим, что вы запомнили и что знаете о других птицах.
(Вопросы по содержанию, оформленные в презентацию)
- Молодцы! Вы – настоящие знатоки птиц!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе . Аппликация из природного материала ( из засушенных листьев ). ,, Птицы нашего края".
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе . Аппликация из природного материала ( из засушенных листьев ). ,, Птицы нашего края".Цель : Познакомить детей с новым ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Птицы»
laquo;Птицы»Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитиеЦель: Формирование представлений детей о птицах, об особенностях их...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» в разновозрастной группе
НОД "Грачи прилетели" Речевое развитие....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность в процессе математической деятельности»
НОД по ФЭМП для подготовительной группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Изобразительная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по весенним дорожкам
уточнить представления детей о характерных признаках весны...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи На тему: «Перелётные и зимующие птицы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи На тему: «Перелётные и зимующие птицы»...