ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Всем нужна я - Вода»
проект по окружающему миру (младшая группа)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Всем нужна я - Вода» в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_issledovatelskiy_proekt.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект во второй младшей группе «Всем нужна я - Вода»
Автор проекта: воспитатель Шмунк А.В.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети младшего и среднего возраста.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский
Продолжительность: краткосрочный.
Актуальность темы: Профильное направление образования и воспитания в нашем детском саду – экологическое. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ознакомление детей с природой. Главнейшая часть природы – это вода. Вода необходима для существования всех живых организмов на нашей планете, для удовлетворения насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, поэтому необходимо познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности. Наблюдая за детьми, я заметила, что им интересна тема «воды», они с удовольствием играют с водой. Но они практически про воду ничего не знают. Их кругозор ограничен только тем, что воду пьют, в ней моются, купаются, стирают. С целью формирования знаний детей о воде, о важности воды, был разработан проект «Вода в нашей жизни» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Задачи проекта:
- Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
- Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
- Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и она необходима для всего живого на земле.
- Познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть горячая и холодная)
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к воде и окружающему миру в целом.
Ожидаемые результаты:
У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с водой; будут сформированы элементарные представления о воде, о свойствах воды в процессе практических опытов с водой, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны), ее значении для человека, животных и растений, воспитание бережного отношения к воде; узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения. Узнают, кто живет в воде, будут понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
Методы и приемы:
- Словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми, вопросы.
- Наглядный – показ демонстрационного материала, показ образцов, выставка созданных работ.
- Практический – проведение экспериментов по теме проекта.
Этапы проекта:
I этап – Подготовительный.
- Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к познавательной исследовательской деятельности и интереса детей к предметам и явлениям окружающей жизни»
- Создание необходимых условий для реализации проекта
в) подбор экспериментов с водой;
г) подбор сюжетно – ролевой игры, подвижной и малоподвижной игр.
д) Информирование родителей по теме проекта, участие родителей в сборе необходимого оборудования для опытов с водой;
- Опрос детей по теме «Вода» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных
II этап – Основной.
Тема или форма деятельности | |
Познавательная деятельность | НОД «Познание» «Чистая вода – основа здоровой жизни!» |
НОД «Познание» «Путешествие Капельки» | |
Экспериментирование - «Прозрачная вода» - «Окрашивание воды» - «У воды нет запаха и вкуса» - «Почему растаял снег» - «Лед – это замершая вода» - «Холодная, теплая, горячая» - «Снег в тепле тает» - «Вода прозрачная», | |
Просмотр слайд-шоу по теме “Вода в природе”. | |
Практическая работа «Вода и растения» | |
Рассматривание картинок в альбомах: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода». | |
Чтение художественной литературы. | -Чтение и заучивание потешек о воде «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка». - Отгадывание загадок о воде. - Чтение стихотворений К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая» |
Продуктивная деятельность | Коллективная аппликация «Аквариум» |
Рисование «Дождик» , «Ручейки» Рисование «Рыбки плавают в водице» | |
-Лепка «Мостик через речку» - Пластилинография «Тучка-тучка» | |
Игровая деятельность | -Сюжетно – ролевые игры «Готовим обед», «Куклы умываются», « Постираем» - Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Разрезные картинки». |
Двигательная деятельность | -Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Перепрыгни через лужи». -физминутки - пальчиковые игры |
Наблюдение | Наблюдение за явлениями, связанными с водой: облака, дождь, снегопад, гололед сосульки. |
Коммуникативная деятельность | беседы: - «Вода вокруг нас» - «Кому нужна вода», - «Жить нельзя нам без воды». - «Надо, надо умываться», - - «Вода и её свойства» - «Кто живёт в воде?» Ситуативные разговоры: - «Нужно ли беречь воду?» - «Для чего нужна вода?» |
Работа с родителями | Консультации для родителей - «Игры и эксперименты с водой» Папка-передвижка «Экспериментируем дома». Фотоотчёт «Юные исследователи» по результатам проекта. Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта. |
3.Заключительный
Итоговое мероприятие: игровое занятие с элементами коллективной аппликации «Берегите воду!»
Презентация проекта на педагогическом совете и в группе перед детьми.
Полученные результаты:
Дети:
• Пополняли и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
• Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
• Узнали, что такое круговорот воды в природе.
• Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле
• Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.
Родители:
1. Привлечение родителей к жизни детского сада.
2. Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
Приложение
Мониторинг
Вопросы:
1. Где мы видим воду?
2. Может ли человек жить без воды?
3. Какой бывает вода? (бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, льется)
4. Как люди используют воду?
5. Кому нужна вода, кроме людей?
6. Есть ли форма у воды?
7. Всегда ли вода бывает прозрачной?
8. Почему она бывает мутной?
9. Прозрачная ли вода в реке, в озере, луже?
10. Что бывает с водой, если ее вынести на мороз?
11. Лед и снег – это вода? Почему?
12. Когда вода бывает горячей?
13. Как получается теплая вода?
14. Когда она холодная?
15. Что можно делать в воде, с водой? (купаться, закаляться, плавать, ловить рыбу, пить и другое)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама – Тучка, а ребятки ее детки – капельки. Им пора отправляться в путь.
Капельки разбегаются, прыгают, танцуют. Мама – тучка показывает, что им делать. Капельки полетели на землю. Скучно им стало по - одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети присели, затем поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились (высохли) капельки под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Опыты с водой.
1. «Вода прозрачная»
Описание опыта:
Мы взяли два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положили пуговицу. В каком из стаканов она видны, а в каком – нет? В стакане с водой мы видим пуговицу, а в стакане с молоком – нет. Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2. «У воды нет цвета, вкуса и запаха»
Описание опыта:
Мы взяли стакан с водой и стакан с яблочным соком. Попробовали отпить из обоих стаканов, чтобы узнать есть ли у неё вкус у воды, понюхали содержимое обоих стаканов, чтобы узнать, чем вода пахнет и рассмотрели оба стакана на предмет цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, вкуса и запаха.
3. «Вода не имеет формы»
Описание опыта:
Мы рассмотрели кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком. А вода? Мы налили воду в различные сосуды: стакан, форму для песочных куличей, суповую чашку.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.
4. «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет»
Описание опыта:
Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Мы взяли несколько стаканчиков с водой. В одном из них растворили краску и увидели, как изменяется цвет воды.
В другой добавили сахар - вода стала сладкой.
Вывод: вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет.
5.«Вода бывает тёплой, холодной и горячей»
Описание опыта:
Налили в стаканчики воду разной температуры. Потрогали стенки стаканчиков, и узнали, в каком стаканчике вода холодная, в каком – горячая. Опустили лёд в горячую воду и сравнили температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.
Вывод: вода может иметь разную температуру.
6.«Пар – это тоже вода»
Описание опыта:
Налить горячей воды в стакан, накрыли его пленкой и понаблюдать, что происходит. На пленке образовались капельки воды. Они образовались из пара. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду нагреть.
Вывод: пар – это тоже вода. Это газообразное состояние воды.
7. «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»
Описание опыта:
Мы уже знаем, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Мы положили лёд на батарею, подержали в руках, подышали на лёд. И увидели, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом? Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд.
Вывод: лёд – твёрдая вода, тает в тепле.
8. « Таяние снега»
Описание опыта:
Наблюдать за таянием снега.
Вывод: Снег тает и превращается в воду.
Физкультминутки
1.Дождь
Дождь! Дождь!
Надо нам расходиться по домам! (Шагают на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагают на месте.)
2.Кап-кап
Кап-кап, я — капель, у меня в апреле
На весеннем тепле капельки поспели. (Хлопают в ладоши.)
Кап-кап на скамью, детям на игрушки.
Кап-кап воробью прямо по макушке. (Прыжки на месте.)
3.Над водой летят стрижи
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
4.Речка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняют движения по тексту.)
Художественная литература
Потешки
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой?
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи!
Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)
Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается
Никак не называется.
Загадки
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (вода)
……………….
Зимнее стекло весной потекло. (ЛЕД)
………………..
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (лед)
…………………
Выпучив глаза, сидит,
Не по- русски говорит.
Родилась в воде,
А живет на земле. (лягушка)
…………………..
По морям и океанам
Он ведет нас к жарким странам.
Пар, клубясь, из труб идет
Это теплый … (пароход).
Пальчиковые игры
Ладошки
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки.(моем ножки)
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
Рыбки
Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке. (руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)
И рыба сказала: «Нырять здесь легко!» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)
Четвертая стала чуть – чуть замерзать. (быстро качаем ладонями – дрожь)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)
Кораблики
Плывет, плывет кораблик
По речкам и морям. (обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх)
Плывет, плывет кораблик
На нем я капитан.
Рыбки
Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)
То зароются в песке. (садятся на корточки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский творческий проект в средней группе "Солнышко" "Вода нужна всему живому"
Вид проекта: познавательный, исследовательский, творческийПродолжительность: средней длительности (два месяца)Актуальность темы: в любое время года детей интересует, что происходит с водой в природе, ...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...
проект: "Всем нужна вода"
Долгосрочный проект:"Всем нужна вода"...
Конспект СОД (познавательно-исследовательская деятельность) «Часы всем нужны» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Часы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Данный материал поможет воспитателю в процессе совместной образовательной деятельности закрепить с детьми знания о видах часов и вызвать желание научитьс...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Педагогический познавательно-исследовательский, творческий проект "Хлеб - всему голова"
Педагогический познавательно-исследовательский, творческий проект "Хлеб - всему голова!" направлен на расширение представлений у детей о разнообразии хлебобулочных изделий....