Конспект ООД "Откуда взялся запах у конфет?"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
в подготовительной группе на тему:
Откуда взялся запах у конфет?
Задачи:
> продолжить экспериментальную работу по ознакомлению со свойствами воздуха и воды;
> продолжать учить рассказывать о веществах, материалах, опираясь на схемы и символы;
> закреплять навыки измерения с помощью условной мерки;
> закреплять правила работы с исследуемыми материалами при проведении опытов;
> развивать умение делать выводы и умозаключения;
> активизировать использование в речи как краткой, так и распространенной форм ответа.
Восп.: Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки. Сегодня вы сами будете их придумывать, но загадки будут необычные. Мы знаем, что все предметы сделаны из материалов, или, как можно сказать иначе...?
Дети: ...веществ.
Восп.: Назовите некоторые из них.
Дети перечисляют знакомые названия.
Восп.: На предыдущих занятиях я вам рассказывала, из чего состоят вещества. С помощью опытов мы определяли их свойства.
Теперь послушайте задание. Надо составить загадку про вещество, при этом так описать его свойства, чтобы все его узнали. Составить рассказ-загадку вам помогут символы.
В это загадочную коробку я буду прятать по одной коробочке с веществом. То, что в ней находится, видит только тот ребенок, кто придумывает загадку. Наша с вами задача - разгадать ее, то есть назвать, что в коробке.
Дети рассказывают: В форме вещество. Оно бесцветное, твердое, холодное, прозрачное, непрочное (хрупкое).
Дети: Это лед. В коробке - лед.
Воспитатель подтверждает, что загадка, составлена и разгадана правильно.
Восп.: Какое еще свойство льда вы знаете?
Дети: Лед может таять, превращаться в воду.
Дети поочередно составляют рассказы-загадки. Им предлагается описать с помощью символов песок, молоко, дерево, металл, стекло, пластмассу,
бумагу.
Последними описываются вода и воздух.
Восп.: Какие свойства у воды и воздуха одинаковые?
Дети: Воздух газообразный, вода тоже может быть газообразной. Чистый воздух и чистая вода ничем не пахнут (не имеют запаха).
Восп.: (при необходимости задает наводящий вопрос): Чем пахнут чистая вода, чистый воздух?
Восп.: Молодцы, дети, я убедилась, что вы хорошо знаете свойства веществ и умеете и загадывать, и разгадывать довольно сложные загадки. За ваше старание я хочу угостить вас.
Достает из сумки большую конфету.
Восп.: Сейчас мы ее разделим (сколько нас?). На сколько частей нужно разделить конфету? Пока я приготовлю доску и нож, вы можете рассмотреть, что нарисовано на обертке, кто-нибудь пусть прочитает название.
Дети рассматривают конфету и обнаруживают, что конфета необычно пахнет. Сообщают об этом воспитателю.
Восп.: Чем может пахнуть конфета?
Дети: Шоколадом.
Восп.: Давайте вспомним, какие вещества нужны для приготовления конфет?
Дети: Какао, молоко, сахар, ванилин, изюм.
Восп.: Может это специальная конфета и в нее добавляют духи?
Дети: Нет, наверное Вы, Елена Сергеевна пролили духи на конфету?
Восп.: Да, дети, я вспомнила, что в моей сумке был флакон с духами, но я еще вчера оставила его дома. Как жаль, что конфета пахнет не шоколадом, а духами. Может ее все же можно съесть?
Дети: Лучше не надо. Нельзя есть продукты, которые необычно пахнут, вдруг они испорчены.
Восп.: Правильно. Поэтому мы не будем есть эту конфету. И все-таки интересно, почему конфета пахнет духами, ведь я точно знаю, что не проливала духи.
Дети: Нам тоже интересно это узнать.
Восп.: На этот вопрос трудно ответить сразу, ведь мы не видим запахи, они - невидимки. Разгадать этот секрет нам помогут опыты.
Опыт 1. Для первого опыта нам понадобится стакан с водой и бульонный кубик. Сначала обследуем воду и ответим на вопросы: Какая вода в стакане? Чем пахнет вода? Как вы думаете - вода чистая? Как это можно определить?
Дети отвечают на задаваемые вопросы или говорят сами.
Восп.: Какая на вкус чистая вода? Можно ли проверить, какая у нас вода на вкус?
Дети: Нельзя пробовать незнакомые вещества, это могут быть лекарства или яды, от сырой воды может болеть живот.
Восп.: Молодцы, дети, вы хорошо знаете правила безопасного поведения. Эта вода - кипяченая, я разрешаю вам ее попробовать, узнать, какая она на вкус.
Дети: Эта вода безвкусная.
Восп.: Обследуйте кубик. Расскажите, какой он.
Дети: Кубик желтого цвета, твердый, шершавый, пахнет супом, укропом.
Восп.: Опустите кубик в стакан с водой и понаблюдайте за ним. Что вы видите на кубике?
Дети: Пузырьки воздуха.
Восп.: Откуда взялся воздух?
Дети: Он был в кубике.
Восп : Когда воздух вышел из кубика, что заняло его место?
Дети: Вода.
Восп.: Где сейчас воздух, который бал в кубике?
Дети: Он смешался с водой. Нет, он вылетел из воды, я видел, как пузырьки поднимались вверх.
Восп.: Почему пузырьки не остались в воде?
Дети: Воздух легкий, он не тонет в воде?
Восп.: Как вы думаете, какой стала вода? Обследуйте ее.
Дети: (рассматривают, нюхают): Вода стала мутной, пахнет супом (кубиком), соленой.
Восп.: Почему вы думаете, что вода соленая, ведь мы ее не мешали, может соль осталась в кубике? Можно это проверить? Как?
Дети пробуют воду, опуская палочку для размешивания сахара.
Дети: Да, немного соленаватая стала.
Восп.: Дети, мы убедились в том, что даже если не мешать воду, то частички воды перемешиваются с частичками других веществ. Это происходит потому, что все частички двигаются.
Дети: (или воспитатель). Зачем же тогда мешают суп, когда опускают в него кубик?
Дети: Чтобы кубик растворился быстрее.
Восп.: Правильно, а происходит это потому, что, когда мешают частички двигаются еще быстрее.
Восп.: К какому мы пришли выводу? Могут ли двигаться частички воздуха?
Дети: Да, могут.
Восп.: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. Итак, как запах духов попал в конфету?
Дети: Частички духов двигались, перемещались в воздухе. Потом с воздухом попали в конфету.
Восп.: Подведем итог эксперимента. Какое новое свойство воды и воздуха мы сегодня узнали? Дети: Части воды и воздуха двигаются и смешиваются с частичками других веществ. Прежде чем провести следующий опыт, немного поиграем.
Физкультминутка.
Восп.: Приступаем к следующему эксперименту.
Опыт 2. Перед вами два стакана. Что в первом? (песок) Что во втором? (вода) Сколько места занимает в стакане вода, сколько - песок?
Дети: Пол-стакана воды, пол-стакана песка. Их поровну.
Восп.: А как можно проверить, что их поровну?
Дети: Поставить стаканы рядом. Измерить меркой.
Дети проделывают эти действия. Маркером ставят отметку уровня.
Восп.: Как вы думаете, сколько места будут занимать вода и песок, если их объединить в одном стакане?
Дети прикладывают 2 мерки к стакану с песком и делают маркером отметку.
Восп.: Проверьте ваше предположение.
Дети переливают воду, пересыпают песок.
Восп.: Почему воздух и песок занимают меньше места, чем мы предполагали?
Дети: Неправильно измерили. Пролили воду и т.п. Нет, я правильно измерил и воду не проливал, но все равно получилось меньше.
Восп.: Я помогу вам решить эту задачу. Скажите, плотно ли лежат песчинки между собой? Что было между крупинками песка.
Дети: Воздух.
Восп.: Куда он делся?
Дети: Воздух вышел из песка.
Восп.: Почему это произошло?
Дети: Потому, что он легче воды, не может оставаться в воде.
Восп.: Где же та вода, которой как нам кажется, не хватает.
Дети: Она заняла место воздуха.
Восп.: Какое свойство воздуха мы не учли, когда определяли объем воды и песка вместе?
Дети: Воздух есть везде, он двигается, он не остается в воде.
Восп.: Правильно. Это и будет вывод из нашего опыта.
Восп.: У меня для вас есть еще один сюрприз. Здесь под салфетками контейнеры, в них одинаковое вещество. Оно бесцветное, прозрачное. Это...
Дети: воздух, вода.
Восп,: Кто прав? Что нужно мне еще сказать? (какое свойство назвать?)
Дети: Сказать жидкое вещество или газообразное.
Восп.: (Снимает салфетку) В этих коробочках не просто воздух - там ЗАПАХИ! (загадочно). (Запахи: лук, смола, какао, ванилин, зубная паста, шампунь, яблоко, апельсин, лак для ногтей, йод, копченая колбаса).
Восп.: Откройте каждый одну коробочку и определите, чем пахнет.
Дети: Запах лука смешался с воздухом и остался в коробке и т.д.
Восп.: Правильно. Это произошло, потому, что частички воздуха и других веществ неподвижны. Встречались ли вы в жизни с такими ситуациями, когда только по запаху вы узнали о чем-либо?
Дети описывают ситуации.
Восп.: Молодцы, дети! Сегодня вы были внимательны и сообразительны и заслужили угощение.
Достает из сумки пакет с конфетами, предлагает понюхать.
Дети: Они не пахнут духами. Их защитил пакет!
Восп.: Правильно. А о том, как еще защититься от запахов или очистить вещь и комнату от запаха, мы узнаем на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Запах весны" в подготовительной группе
Интегрированное занятие по познавательному и художественно-эстетическому развитию (аппликация)...
Конспект ООД на тему: "В зоомагазине (Число10. Запись числа 10)"
Этап, задачи этапаДеятельностьпедагогаДеятельностьдетейОжидаемый результат1. Введение в ситуацию Беседа "Любимое блюдо" Создание условий для возникновения у детей внутренней потреб...
Конспект ООД "Почему у конфеты необычный запах?"
экспериментирование...
Конспект ООД по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки».
Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - следственные...
Конспект интегрированного занятия по развитию познавательной сферы в средней группе с использованием игровых технологий. "У каждого дела запах особый"
Цель:Дать детям представление о многообразии профессий.Образовательные задачи:- Выявить и уточнить уровень знаний детей о профессиях.- Познакомить с основными профессиями жителей города.-Активизироват...
Конспект занятия по теме: Знакомство с буквой Р Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись.
Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет "У каждого дела запах особый".
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет "У каждого дела запах особый"....