Конспект ООД "Почему у конфеты необычный запах?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_u_konfety_neobychnyy_zapah.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в старшей группе на тему:

Почему у конфеты необычный запах?

Задачи:

>  продолжить экспериментальную работу по ознакомлению со свойствами воздуха и воды;

>  продолжать учить рассказывать о веществах, материалах, опираясь на схемы и символы;

>  закреплять навыки измерения с помощью условной мерки;

>  закреплять    правила    работы    с    исследуемыми    материалами    при проведении опытов;

>  развивать умение делать выводы и умозаключения;

>  активизировать     использование     в     речи      как     краткой,     так     и распространенной форм ответа.

Восп.: Ребята, я знаю, что вы очень любите загадки. Сегодня вы сами будете их придумывать, но загадки будут необычные. Мы знаем, что все предметы сделаны из материалов, или, как можно сказать иначе...?

Дети: ...веществ.

Восп.: Назовите некоторые из них.

Дети перечисляют знакомые названия.

Восп.: На предыдущих занятиях я вам рассказывала, из чего состоят вещества. С помощью опытов мы определяли их свойства.

Теперь послушайте задание. Надо составить загадку про вещество, при этом так описать его свойства, чтобы все его узнали. Составить рассказ-загадку вам помогут символы.

В  это  загадочную  коробку  я  буду  прятать  по  одной   коробочке  с веществом. То, что в ней находится, видит только тот ребенок, кто придумывает загадку. Наша с вами задача - разгадать ее, то есть назвать, что в коробке.

Дети рассказывают: В форме вещество. Оно бесцветное, твердое, холодное, прозрачное, непрочное (хрупкое).

Дети: Это лед. В коробке - лед.

Воспитатель подтверждает, что загадка, составлена и разгадана правильно.

Восп.: Какое еще свойство льда вы знаете?

Дети: Лед может таять, превращаться в воду.

Дети поочередно составляют рассказы-загадки. Им предлагается описать с помощью символов песок, молоко, дерево, металл, стекло, пластмассу,

бумагу.

Последними описываются вода и воздух.

Восп.: Какие свойства у воды и воздуха одинаковые?

Дети: Воздух газообразный, вода тоже может быть газообразной. Чистый воздух и чистая вода ничем не пахнут (не имеют запаха).

Восп.: (при необходимости задает наводящий вопрос): Чем пахнут чистая вода, чистый воздух?

Восп.: Молодцы, дети, я убедилась, что вы хорошо знаете свойства веществ и умеете и загадывать, и разгадывать довольно сложные загадки. За ваше старание я хочу угостить вас.

Достает из сумки большую конфету.

Восп.:  Сейчас  мы  ее  разделим  (сколько  нас?).   На сколько частей  нужно разделить конфету? Пока   я   приготовлю  доску   и   нож,   вы   можете   рассмотреть,   что нарисовано на обертке, кто-нибудь пусть прочитает название.

Дети рассматривают конфету и обнаруживают, что конфета необычно пахнет. Сообщают об этом воспитателю.

Восп.: Чем может пахнуть конфета?

Дети: Шоколадом.

Восп.: Давайте вспомним, какие вещества нужны для приготовления конфет?

Дети: Какао, молоко, сахар, ванилин, изюм.

Восп.: Может это специальная конфета и в нее добавляют духи?

Дети: Нет, наверное Вы, Елена Сергеевна пролили духи на конфету?

Восп.: Да, дети, я вспомнила, что в моей сумке был флакон с духами, но я еще вчера   оставила   его  дома.   Как  жаль,   что   конфета      пахнет   не шоколадом, а духами. Может ее все же можно съесть?

Дети: Лучше не надо. Нельзя есть продукты, которые необычно пахнут, вдруг они испорчены.

Восп.:   Правильно.   Поэтому   мы   не  будем   есть  эту  конфету.   И   все-таки интересно, почему конфета пахнет духами, ведь я точно знаю, что не проливала духи.

Дети: Нам тоже интересно это узнать.

Восп.: На этот вопрос трудно ответить сразу, ведь мы не видим запахи, они - невидимки. Разгадать этот секрет нам помогут опыты.

Опыт 1. Для первого опыта нам понадобится стакан с водой и бульонный кубик. Сначала обследуем воду и ответим на вопросы: Какая вода в стакане? Чем пахнет вода? Как вы думаете - вода чистая? Как это можно определить?

Дети отвечают на задаваемые вопросы или говорят сами.

Восп.: Какая на вкус чистая вода? Можно ли проверить, какая у нас вода на вкус?

Дети: Нельзя пробовать незнакомые вещества, это могут быть лекарства или яды, от сырой воды может болеть живот.

Восп.: Молодцы, дети, вы хорошо знаете правила безопасного поведения. Эта вода - кипяченая, я разрешаю вам ее попробовать, узнать, какая она на вкус.

Дети: Эта вода безвкусная.

Восп.: Обследуйте кубик. Расскажите, какой он.

Дети:   Кубик  желтого   цвета,   твердый,   шершавый,   пахнет  супом, укропом.

Восп.: Опустите кубик в стакан с водой и понаблюдайте за ним. Что вы видите на кубике?

Дети: Пузырьки воздуха.

Восп.: Откуда взялся воздух?

Дети: Он был в кубике.

Восп : Когда воздух вышел из кубика, что заняло его место?

Дети: Вода.

Восп.: Где сейчас воздух, который бал в кубике?

Дети: Он смешался с водой. Нет, он вылетел из воды, я видел, как пузырьки поднимались вверх.

Восп.: Почему пузырьки не остались в воде?

Дети: Воздух легкий, он не тонет в воде?

Восп.: Как вы думаете, какой стала вода? Обследуйте ее.

Дети: (рассматривают, нюхают): Вода стала мутной, пахнет супом (кубиком), соленой.

Восп.: Почему вы думаете, что вода соленая, ведь мы ее не мешали, может соль осталась в кубике? Можно это проверить? Как?

Дети пробуют воду, опуская палочку для размешивания сахара.

Дети: Да, немного соленоватая стала.

Восп.: Дети, мы убедились в том, что даже если не мешать воду, то частички воды перемешиваются с частичками других веществ. Это происходит потому, что все частички двигаются.

Дети: (или воспитатель). Зачем же тогда мешают суп, когда опускают в него кубик?

Дети: Чтобы кубик растворился быстрее.

Восп.:   Правильно,  а происходит это  потому,  что,   когда  мешают частички двигаются еще быстрее.

Восп.: К какому мы пришли выводу? Могут ли двигаться частички воздуха?

Дети: Да, могут.

Восп.: Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. Итак, как запах духов попал в конфету?

Дети: Частички духов двигались, перемещались в воздухе. Потом с воздухом попали в конфету.

Восп.: Подведем итог эксперимента. Какое новое свойство воды и воздуха мы сегодня узнали? Дети: Части воды и воздуха двигаются и смешиваются с частичками других веществ. Прежде чем провести следующий опыт, немного поиграем.

Физкультминутка.

Восп.: Приступаем к следующему эксперименту.

Опыт 2. Перед вами два стакана. Что в первом? (песок) Что во втором? (вода) Сколько места занимает в стакане вода, сколько - песок?

Дети: Пол-стакана воды, пол-стакана песка. Их поровну.

Восп.: А как можно проверить, что их поровну?

Дети: Поставить стаканы рядом. Измерить меркой.

Дети проделывают эти действия. Маркером ставят отметку уровня.

Восп.: Как вы думаете, сколько места будут занимать вода и песок, если их объединить в одном стакане?

Дети прикладывают 2 мерки к стакану с песком и делают маркером отметку.

Восп.: Проверьте ваше предположение.

Дети переливают воду, пересыпают песок.

Восп.: Почему воздух и песок занимают меньше места, чем мы предполагали?

Дети: Неправильно измерили. Пролили воду и т.п. Нет,   я   правильно   измерил   и   воду   не   проливал,   но   все   равно получилось меньше.

 Восп.: Я помогу вам решить эту задачу. Скажите, плотно ли лежат песчинки между собой? Что было между крупинками песка.

Дети: Воздух.

Восп.: Куда он делся?

Дети: Воздух вышел из песка.

Восп.: Почему это произошло?

Дети: Потому, что он легче воды, не может оставаться в воде.

Восп.: Где же та вода, которой как нам кажется, не хватает.

Дети: Она заняла место воздуха.

Восп.: Какое свойство воздуха мы не учли, когда определяли объем воды и песка вместе?

Дети: Воздух есть везде, он двигается, он не остается в воде.

Восп.: Правильно. Это и будет вывод из нашего опыта.

Восп.:   У  меня  для   вас  есть  еще  один  сюрприз.   Здесь  под  салфетками контейнеры,    в    них    одинаковое    вещество.    Оно    бесцветное, прозрачное. Это...

Дети: воздух, вода.

Восп,: Кто прав? Что нужно мне еще сказать? (какое свойство назвать?)

Дети: Сказать жидкое вещество или газообразное.

Восп.: (Снимает салфетку) В этих коробочках не просто воздух - там ЗАПАХИ! (загадочно). (Запахи: лук, смола, какао, ванилин, зубная паста, шампунь, яблоко, апельсин, лак для ногтей, йод, копченая колбаса).

Восп.: Откройте каждый одну коробочку и определите, чем пахнет.

Дети: Запах лука смешался с воздухом и остался в коробке и т.д.

Восп.:  Правильно.  Это  произошло,  потому,  что частички  воздуха и других веществ неподвижны. Встречались ли вы в жизни с такими ситуациями, когда только по запаху вы узнали о чем-либо?

Дети описывают ситуации.

Восп.: Молодцы, дети! Сегодня вы были внимательны и сообразительны и заслужили угощение.

Достает из сумки пакет с конфетами, предлагает понюхать.

Дети: Они не пахнут духами. Их защитил пакет!

Восп.:  Правильно. А о том,  как еще защититься от запахов или очистить   вещь   и   комнату  от  запаха,   мы  узнаем   на  следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОЗОЖ «Необычные космические приключения»

Конспект НОД по ОЗОЖ для старшей группы...

Конспект по ИЗО "Эти необычные птицы пингвины"

Конспект по ИЗО для детей старшего дошкольноо возраста....

Конспект музыкально-игрового занятия "Необычный магазин"

В предложенной разработке, все  музыкальные задачи решаются через игру, соответственно возрастает заинтересованность, обучение становится ярким, запоминающимся, интересным....

Конспект занятия по теме: «Необычное путешествие»

Задачи:1.     Развивать способность к логическим действием и операциям.2.     Развивать умение действовать последовательно.3.     Развивать ...

Конспект комплексного занятия «Конфеты»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29842400","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...