Модифицированная программа естественно-научной направленности "Маленькие волшебники" (занимательные опыты)
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Быкова Марина Александровна

Федеральный государственный образовательные стандарт дошкольного образования предъявляет к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

немалую роль в этом играетстремление ребенка к познанию, которое мы называем любознательностью, в том числе к различной исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

Наблюдения за исследовательской деятельностью детей старшего дошкольного возраста, большой опыт работы с ними натолкнули на разработку программы "Маленькие волшебники" (занимательные опыты).

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятеьности образовательных  дошкольных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkie_volshebniki_bykova_m.a.docx157.18 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

№п/п

Основные разделы программы

Стр.

1.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Актуальность

5

1.3.

Концептуальные подходы

6

1.4.

Принципы реализации программы

6

1.5.

Цель и задачи реализации программы

7

1.6.

Особенности возрастной группы детей

8

1.7.

Планируемые результаты освоения программы

8

1.8.

Мониторинг

9

1.9.

Формы промежуточной аттестации воспитанников

9

2.

Содержательный раздел

2.1.

  • Содержание программы

9

2.2.

Методы и приемы обучения

10

2.3.

Структура игровых занятий

11

2.4.

Сроки реализации программы

12

3.

Организационный раздел

3.1.

Формы организации деятельности

12

3.2.

Режим занятий

12

3.3.

Учебно-тематический план

12

3.4.

Календарный учебный график

13

3.5.

Техническое оснащение занятий

15

3.6.

Список литературы

16

4.

Приложение

4.1

Диагностическая методика «Выбор деятельности»  

18

4.2

Диагностическая методика «Маленький исследователь»  

18

4.3

Диагностическая методика «Древо желания»  

19

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

        

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  предъявляет к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

          С самого рождения ребенок начинает познавать мир, который входит в его жизнь постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играет стремление ребенка к познанию, которое мы называем любознательностью.

        Любознательность детей не знает границ, им интересно все. Потому, что дошкольный возраст – это время интенсивного развития творческих способностей детей, период нескончаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов, проявления интереса к различной  исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

        В толковом словаре русского языка дается такая формулировка эксперименту: «Эксперимент (опыт) это – воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью изучения, исследования».

Для детей дошкольного возраста задача экспериментальной деятельности заключается в получении новых сведений о том или ином предмете или явлении. При этом у детей ярко выражена установка на получении чего-то нового, неожиданного. Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать, пусть маленькое, но свое открытие. Известный швейцарский ученый Ж. Пиаже утверждал: «Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание экспериментировать является одним из важнейших свойств природы человека. Нереализованная исследовательская деятельность может обернуться беспомощностью индивида при столкновении с жизненными трудностями и даже с ситуациями, которые нельзя воспринимать как трудности».

Современные требования к дошкольному образованию предполагают, что вся деятельность детей должна быть организована с позиции исследовательской, опытнической деятельности. Поэтому экспериментально - опытнической работе, как особому виду исследовательской деятельности, мы придаем большое значение, так как она формирует у дошкольников творческое отношение к окружающему миру, учит решать возникающие проблемы, легче ориентироваться в окружающей обстановке.

        Работая с детьми старшего дошкольного возраста, уверенно можно сказать, что это наиболее благоприятный возраст для приобретения детьми умений различным действиям с предметами и веществами,  экспериментированию и исследованию объектов природы; пониманию сути вещей, сути происходящего; выстраиванию причинно-следственных связей.

            Приобретение детьми прочного и  устойчивого интереса к процессу познания, умение использовать не только готовые знания, но и знания, полученные в ходе опытнической, исследовательской работы, поможет в развитии познавательной и творческой активности.

           Таким образом, появилась необходимость ввести такой вид деятельности, который позволил бы ребенку получить информацию самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска, что наиболее ценно.

        Наблюдения за  исследовательской деятельностью детей старшего дошкольного возраста, большой опыт работы с ними, натолкнули  на разработку  программы «Маленькие волшебники» (занимательные опыты).  

        Особенностью программы «Маленькие волшебники» (занимательные опыты) является то, что темы не используются в базовой программе.

Педагог не навязывает детям свои, готовые решения, он создаёт  ситуации, которые вызывают у детей вопросы и активизируют их исследовательскую деятельность, чтобы получить ответ.

        Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

 Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. № 1726р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г.№ 1155)

 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва)

 Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249

   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПин 2.4.1.3049-13)

  Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

1.2.Актуальность

В ФГОСДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы.

В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов, инновационных подходов для развития активности и инициативы у дошкольников. Одним из эффективных  методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование, которое является ведущим занятием у  маленьких детей.

По итогам опроса родителей воспитанников  ДОУ выяснилось, что не все ребята активны в своей деятельности, в общении или игре и уж тем более проявляют инициативу при  организации какого-либо дела.

Программа «Маленькие волшебники» (занимательные опыты), направлена на предоставление дошкольникам возможности самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?», проявить инициативу и активность.

 Умение детей самим, через поисково-исследовательскую деятельность, находить ответы на свои вопросы, поможет им обрести уверенность  и гордость за собственные достижения, что послужит основой доверительного, дружеского отношения к миру.

  Как разработчик программы постаралась внести такие темы, чтобы детям было не только познавательно, но и интересно.

1.3. Концептуальные подходы(или Методологическая основа)

         При написании  программы было переработано достаточное количество научной и методической литературы, проанализированы опыт передовых деятелей, таких как  Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, Н.Г. Черниловой, А.И. Ивановой.

        Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети - это субъективная новизна, лишь для них самих.

   Учитывая, что именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую» и,  изучив методические рекомендации ученых, исследовавших экспериментальную деятельность (А.И.Савенков,  А.Е.Чистякова, О.В. Афанасьева), была разработана программа «Маленькие волшебники».

Таким образом, для достижения целостности образовательного процесса, а также для всестороннего развития личности ребенка данная программа является определенным этапом на пути формирования устойчивого и прочного интереса к процессу познания.

1.4. Принципы реализации программы

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  1. принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учётом его актуальных и потенциальных возможностей, с учётом интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу педагога в зоне ближайшего развития ребёнка;
  2. принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста;
  3. принцип научности – предполагает включение в содержание    учебного процесса материала, точно установленного наукой;
  4. принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает отношение к ребенку как к равноценному партнеру;
  5. принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает помощь и поддержку ребёнку в сложной ситуации, предоставление ребёнку возможности выбора, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;
  6. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  7. принцип результативности предполагает получение результата, не зависимо от уровня интеллектуального развития детей

1.5. Цель и задачи реализации программы

Цель программыформирование познавательной активности  и  инициативы у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-опытническую деятельность

Задачи:

Обучающие:

  • Учить конкретным способам экспериментирования и исследования предметов, веществ, объектов природы,  природных явлений, используя правила безопасности, в том числе и на экологической тропе.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических или химических экспериментов с использованием приборов – помощников.
  • Обогащать словарный запас новыми элементарными научными терминами.
  • Способствовать накоплению конкретных представлений о физических свойствах предметов и  химических свойствах веществ.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память воображение.
  • Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпение, умение добиваться нужного результата, доводить работу до логического конца.
  • Совершенствовать такие черты характера как настойчивость, активность, умение добиваться нужного результата, проявлять инициативу.

Адресат: программа будет интересна педагогам дошкольного образования.

1.6. Особенности возрастной группы детей

        Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной

программы:  6–7 лет,  воспитанники подготовительной к школе группы детского сада.

       Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

У детей начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок сознательно направляет и удерживает его на определенных предметах и объектах.

      Развивается произвольная зрительная и слуховая  память, которая начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

      Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления.   Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

       Идет развитие творческого воображения, расширяется активный словарный запас, развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.

У детей 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.

1.7. Планируемые результаты освоения программы

  • сформировано стремление к исследованию предметов, веществ, объектов природы,  природных явлений, в том числе и на экологической тропе
  • умение детей проводить простейшие опыты, исследование предметов, веществ, объектов природы, используя правила безопасности,  в том числе и на экологической тропе
  • знание элементарных научных терминов
  • умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, доказывать свою точку зрения
  • умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе

1.8. Мониторинг

В настоящее время, в условиях введения ФГОС ДО, развитие ребенка не подлежит непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

Но, тем не менее, для изучения познавательной активности, исследования предпочитаемых детьми материалов в процессе экспериментирования целесообразно проводить мониторинг в течении всего курса, в виде наблюдений за деятельностью детей,  бесед с ними.

     Результативны следующие диагностические методики:

  • Диагностическая методика «Древо желания»  В.С.Юркевич

(приложение 1)

  • Диагностическая методика «Выбор деятельности»  Л.Н.Прохоров

 – приложение 2

  • Диагностическая методика «Маленький исследователь»  Л.Н.Прохоров – приложение 3

1.9. Формы промежуточной аттестации воспитанников

Промежуточная аттестация воспитанников проводится2 раза в год (в январе и в мае).

Продуктивная форма:

  • Открытые показы занятий для педагогов и родителей
  • Мастер-классы для родителей
  • Фотовыставки
  • Конкурс «Самый лучший волшебник»

          Документальная форма:

  • Мониторинг результатов освоения программы

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание программы

Программа «Маленькие волшебники»  (занимательные опыты) дополняет и расширяет возможности познавательного потенциала дошкольников и включает четыре раздела. В каждый раздел входят теоретический и практический материал.

Первый раздел «Физические свойства предметов»

Цель: Знакомство с физическими свойствами предметов:

  • Натяжение
  • Взаимодействие  с водой, воздухом
  • Равновесие

Второй раздел «Физические явления»

Цель: Знакомство с физическими явлениями:

  • Оптический обман
  • Статическое электричество
  • Радуга

Третий раздел « Физические свойства веществ»

Цель: Знакомство с физическими  свойствами веществ:

  • Расширение
  • Элементарные физические свойства воды

Четвертый раздел «Элементарные химические свойства веществ»

  • Свойства сирени
  • Взаимодействие веществ

Теоретический материал

  • Знакомство с правилами техники безопасности при выполнении опытов
  • Знакомство с научными терминами
  • Последовательность выполнения опыта

  1. Методы и приемы обучения

Методы обучения

Приемы, как части метода, дополняющие и конкретизирующие его

Цель

 Словесный метод:

  • Беседа (активизация познавательной деятельности детей)
  • Рассказ (сообщение новых знаний)
  • Пояснение (к действию)
  • Объяснение (по содержанию материала)
  • Инструкция по технике безопасности

Обращен к сознанию детей, помогает осмыслению поставленной задачи, раскрыть содержание задания

Наглядный метод

  • Наблюдения (за изменениями с веществами в процессе опытнической деятельности)
  • Показ способов действия во время экспериментально-опытнической деятельности
  • Использование дидактических пособий (схемы, алгоритмы, иллюстрации)
  • Рассматривание предметов и веществ (особенности)

Создает зрительно-слуховое представление об опыте

Практический метод

  • Проведение опыта (по образцу,

схеме, модели)

  • Игра-экспериментирование (без

готового образца, только

сообщение условий)

Закрепляет на практике знания, умения и навыки, полученные в ходе работы

Игровой метод

  • Игровой сюжет
  • Игровой персонаж
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Физ. минутки

Способствует увлеченности детей при выполнении заданий

Методические рекомендации при организации и проведении

экспериментально-опытнической деятельности

  • Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или с горячей водой), опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.
  • Особое внимание необходимо уделять вопросам гигиены. Дети должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, оборудование.
  • Воспитатель должен быть постоянно готов встретиться с незапланированными явлениями. Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать: непредусмотренный результат не является неправильным. Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т.е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит, не соблюдены какие-то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние и т.п.
  • Не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный.

2.3.Структура игровых занятий

        Структура занятий – традиционная и включает вводную,  основную и заключительную (итоговую) части, что позволяет рационально распределить теоретическую и практическую части экспериментально-опытнической деятельности.

  1. Вступительная беседа – вхождение (погружение) в занятие, постановка, формирование проблемы, инструктаж по ТБ
  2. Основная часть:

- Выбор предмета  обследования, обозначение цели.

-Обследование образца или анализ заданных условий:

рассматривание объекта, беседа, ответы на вопросы.

-Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми

- Выдвижение гипотезы

- Планирование последовательности выполнения действий, составление схем последовательности выполнения

- Выбор необходимых материалов и веществ.

 -Минутка отдыха релаксация, выполнение двигательных упражнений, в зависимости от выполняемой работы.

 -Проведение опыта. Выполнение действий с предметами или веществами, направленных на достижение результата, с соблюдением правил техники безопасности

  1. Контроль за полученными результатами, Фиксация результатов (если это необходимо)
  2. Анализ работы (выводы)

  1. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения

Дети:  6-7 лет

  1. Организационный раздел
  1. Формы организации деятельности

  1. Образовательная деятельность:

- индивидуальная

- фронтальная

  1. Свободная деятельность

Игровая деятельность: создание игровых ситуаций

  1. Продуктивная деятельность: опытно-экспериментальная деятельность, выставка.
  2. Познавательно-исследовательская деятельность: решение проблемных ситуаций, экспериментирование, исследование.
  3. Коммуникативная деятельность: беседа, ситуативный разговор,

игровые ситуации.

  1. Режим занятий

Занятия проходят  2 раза в месяц, во вторую половину дня.

Продолжительность 1-го занятия 30 минут.

Наполняемость группы: 10-12 человек.

  1. Учебно-тематический план

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

естественно -научной направленности «Маленькие волшебники» (занимательные опыты)

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Знакомство с физическими свойствами предметов

7

1.1

5.9

Мониторинг, фотовыставки, мастер-класс

2.

Знакомство с физическими явлениями

2

0,2

1,8

Мониторинг, фотовыставки, мастер-класс

3.

Знакомство с физическим свойством веществ

2

0,2

1.8

Мониторинг, фотовыставки, мастер-класс, открытое занятие для педагогов

4.

Знакомство с элементарным химическим свойством веществ

7

1.1

5.9

Мониторинг, фотовыставки, мастер-класс, открытое занятие для родителей

ВСЕГО

18

2.6

15,4

Примечание:

  • в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.11.10)  продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для  детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Одно занятие с детьми  в учебном плане указано как учебный час

  1. Календарный учебный график

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

естественно-научной направленности «Маленькие волшебники»

(занимательные опыты)

№ п\п

Месяц

Форма занятия

Кол-во занятий в месяц

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

Групповое, игровое

2

№1 «Невидимые чернила»

№2 «Соломинка - пипетка»

Групповое помещение

Оперативный контроль зам. зав. по ВМР

2.

Октябрь

Групповое, игровое

2

№1 «Как уберечь яблоко?»

№2 «Водяной тромбон»

Групповое помещение

Оперативный контроль зам. зав. по ВМР

3.

Ноябрь

Групповое, игровое

2

№1 «Мыльное кораблекрушение»

№2 «Как проткнуть картошку»

Групповое помещение

Оперативный контроль зам. зав. по ВМР

4.

Декабрь

Групповое, игровое

2

№1 «Где вареное яйцо»

№2 «Как на колесах»

Групповое помещение

Оперативный контроль зам. зав. по ВМР

5.

Январь

Групповое, игровое

2

№1 «Яйцо в бутылке»

№2 «Научи яйцо плавать»

Групповое помещение

Оперативный контроль зам. зав. по ВМР

6.

Февраль

Групповое,

игровое

2

№1 «Соленая наживка»

№2 «Кто сломал большую ложку»

Групповое помещение

Оперативный контроль зам.

зав. по ВМР

7.

Март

Групповое,

 игровое

2

№1 «Рука приведения»

№2 «Рекордный вес»

Групповое

 помещение

Оперативный

 контроль зам.

зав. по ВМР

8.

Апрель

Групповое,

игровое

2

№1 «Заставь воду закипеть»

№2 «Могучее дыхание»

Групповое

 помещение

Оперативный контроль зам.

зав. по ВМР

9.

Май

Групповое,

игровое

2

№1 «Радуга»

№2 «Разноцветная сирень»

Групповое

помещение

Оперативный контроль зам.

зав. по ВМР

  1. Материально-техническое оснащение занятий

      Реализация программы невозможна без создания условий. В группе оборудована мини-лаборатория (уголок экспериментирования), укомплектованная  всем необходимым. Отличительной особенностью мини-лаборатории должна является доступность, безопасность, разнообразие материалов.

        После проведения элементарных опытов в ходе кружковой работы, где дети совершают свои первые открытия, учатся объяснять, доказывать, они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома. Родители активно  помогают оснащать уголок экспериментирования пробирками, предметами и веществами, которые необходимы для проведения опытов.

Лабораторное оборудование

  • Увеличительные стекла – 12 штук
  • Микроскоп – 4 штуки
  • Колбы – 12 штук
  • Подставки по колбы – 4 штуки
  • Пластиковые прозрачные стаканы – упаковка
  • Пластиковые одноразовые соломинки – упаковка
  • Песочные часы – 3 штуки
  • Пипетки – 12 штук
  • Лабораторные стекла – 12 штук
  • Разноцветные стекла –неограниченное количество
  • Пинцет – 12 штук
  • Ватные палочки –  100 штук
  • Писчая бумага.
  • Зеркала – 12 штук
  • Настольная лампа – 1 штука
  • Тазики (v 0.2 л) – 12 штук
  • Компас, магниты
  • Сито

          Материалы

  • Сыпучие вещества – сахар, соль, мука, лимонная кислота,
  • Жидкость для мытья посуды – 1 емкость,  0.5
  • Предметы из разных материалов – дерево, резина, пластмасса и др.
  • Разные виды бумаги – картон, обычная, наждачная, копировальная, цветная, гофрированная и т.д.
  • Красители: пищевой краситель, акварель, гуашевые краски
  • Воздушные шары
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.
  • Фильтры
  • Линейки
  • Простые и цветные карандаши

Дополнительное оборудование

  • Детские фартуки или халаты
  •  Салфетки
  •  Контейнеры для хранения сыпучих материалов и мелких предметов
  • Игровые персонажи плоскостные – Незнайка, Мойдодыр, доктор Пилюлькин, Чиполлино и др.
  • Карточки - схемы проведения экспериментов.

3.6. Список литературы

        

  1. Дыбина О.В.  Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2004
  2. Кобзева Т.Г., Александрова Г.С., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке, Волгоград, Учитель, 2011
  3. Мадера А.Г. и др. Опыты без взрывов. – М.: Издательский дом Карапуз, 2000.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. –  М.: АРКТИ, 2003.
  5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1999
  6. Репьев С.А. Забавные химические опыты.  –  М.: Издательский дом Карапуз, 1998.
  7. Репьев С.А. Забавные физические опыты.  –  М.: Издательский дом Карапуз, 1999.
  8. Савенков А.И. Маленькие исследователи в реальной жизни // Дошкольное образование № 7, 2004.
  9. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
  10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

  1. Фасий И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство». – СПб.: Детство – Пресс, 2001.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва)  [Электронный ресурс]. URL:http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Приложение

Диагностическая методика «Выбор деятельности»  Л.Н.Прохоров

     Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выделяет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

      На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая
  2. чтение книг
  3. изобразительная
  4. детское экспериментирование
  5. труд в уголке природы
  6. конструирование из разных материалов

       Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться.

Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 3 балла.

      Вывод делается по сумме выборов в целое в группе.

      Результаты оформляются в таблицу.

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

Диагностическая методика «Маленький исследователь»  Л.Н.Прохоров

Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, с различными материалами и предметами. (Материалы подбираются в соответствии с требованиями программы «Детство» по возрастным группам).

      Ребенку предлагается осуществить последовательно 3 выбора:

      «К тебе пришел в гости  маленький исследователь. Чем бы ты посоветовал ему позаниматься? Выбери, куда бы он отправился в первую очередь?»

      После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

      Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2,3.  За первый выбор засчитывается

3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 3 балла. Результаты оформляются в таблицу.

Шифр ребенка

Выбор деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Диагностическая методика «Древо желания»  В.С.Юркевич

Цель: изучение познавательной активности (используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил? – 6 минут.
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 минут.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 минут.
  4. Чудо-машина умеет все на свете:  шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 минут.
  5. В главной книге страны Вообразилии есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 минут.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов) – 4 минуты.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера

  • Высокий уровень познавательной активности – 9 ответов и выше.
  • Средний уровень познавательной активности  - от 3 до 8 ответов.
  • Низкий уровень познавательной активности    - 2 и менее ответов.

Качественный анализ

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях есть, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень    - дети удовлетворяются односложной информацией. Например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

      Все эти суждения носят познавательный характер и различаются разным уровнем сложности.

      Ответы «потребительского» содержания: иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

      Креативные ситуации – 2, 3,4,5.

Примечание:

Диагностика включает в себя:

  • наблюдения за свободной деятельностью детей
  • оценка каждого ребенка с позиции характера его исследовательской активности
  • практические ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...