Развитие экспериментально- исследовательской деятельности у детей старшего возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Мезенина Анна Сергеевна

экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_obobshchenie_opyta111.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста. В ос пи т а т е л ь МАДОУ № 31 Мезенина Анна Сергеевна

Слайд 2

Китайское изречение: То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю. Д е ти п о п р и р о де с в о ей – исследователи. Неутомимая жаж да н овых вп е ч ат ле ний , любознательность, п о с т о я нн о е стремление экспериментировать, с ам о с т о ят е л ь н о и с к а т ь н овые с в е д е н и я о м и ре т рад ици о нн о расс м а т р и в а ю т с я к ак важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он о т к ры т и е м и ра , о н х о че т его познать. н ас т р о е н н а Исследовать, о т к ры в а т ь , и з у ч а ть – зн а ч и т с д ел а ть ш а г в неи з в е данн о е , п о л у чит ь в о з м о ж н о ст ь д у м а т ь , пробовать, искать, экспериментировать, а с ам о е г л ав н о е с амо - выражаться.

Слайд 3

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельно сти. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались. В работах п р е д о с т а в л е ни и с ам о с то ятельно; многих отечественных педагогов говориться о дошкольникам возможности приобретать знания о необходимости их включения в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаруживать новы е с в ой ст в а пр е д ме т ов, зам е ч а ть их с х о д ст в о и в с е новы е и различие. Причины в с т р е ч аю щ е й с я интелле к ту а льной п асс ивн о ст и д етей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Слайд 5

Поисково-исследовательская деятельно сть – это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, в о с п р и ят и е х о да т а к к а к с е г о работы и ее п о мо щ ь ю о с ущ е с т в ля е т ся результатов. Однако с амо н а б л ю д е н и е м о ж ет проис-ходить и без эксперимента. Например, наблюдение за в е с е н н и м п р о б у ж д е н и е м п р и р о д ы н е с в я з а н о с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять-шесть лет очень важный для развития «Как это происходит?» Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Слайд 7

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Познавательно-исследовательская деятельность про- низывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реально творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение д и д а к т и ч е с к и е и г ры : игровым технологиям, «Большой – маленький», используя «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Где, чей домик?». Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Слайд 8

Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришел?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Очень те сно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как п о п о л н е н и е з н а н и й с п о с о б с т ву е т р а з в и т и ю р еч и . Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

Слайд 10

Э к с п е риме н т иро в а ние с в я за но и с д р уги м и видам и деятельности – чтением художественной ли тер а т у р ы , с музыкальным и физическим воспитанием. Та к и м о б р а з ом , ч е м б о л ь ш е о р г а н о в ч у в с т в задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исслед уемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том с л у ч а е , е с л и р е зул ьт ат в и д е н с р а зу и л и ч е р е з непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. П о э т о м у д л я р а з в и т и я и н т е р е с а к п о и с ко в о - исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, пе ска, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов и т.п.

Слайд 11

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого или сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепиться, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они все проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное  планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мир камней»

Конспект НОД экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  «Мир камней»...

Педагогический проект "Чудеса природы" (Развитие экспериментально-исследовательской деятельности у детей предшкольного возраста, как условие успешной социализации.)

 Социализация детей предшкольного возраста является одной из основных задач дошкольного  воспитания. Социальная зрелость ребёнка, залог успешной адаптации его в школьной среде и...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развитияпо темам «Математика на кухне»,«Математика на прогу...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развитияпо темам «Математика на кухне»,«Математика на прогу...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке»,

Этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельностиВарианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью матема...

Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...