Колобок в зимнем лесу. Образовательный квест по экологическому воспитанию во 2 мл. гр.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
В настоящее время насыщенная информационная среда окружает ребенка с самого его рождения: электронные игрушки, компьютер, интерактивное оборудование. Современных детей все сложнее чем - либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе новые методики и технологии. Одной из оригинальных форм деятельности в практике дошкольного образования можно считать квест.
Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, приключение, исполнение рыцарского обета») изначально в основе своей содержит определенное построение сюжета: путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Квест-технология имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Роль педагога - наставника в квест - игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково - исследовательскую образовательную деятельность.
Таким образом, квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolobok_v_zimnem_lesu_kvest_-_2_ml._gr.docx | 50.88 КБ |
kolobok_iz_salfetok_tehnologicheskaya_karta.pdf | 678.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Колобок в зимнем лесу»
Образовательный квест по экологическому воспитанию
во второй младшей группе
Автор - разработчик – Пролетарская Валентина Борисовна, воспитатель.
Цель: Формирование представления детей о жизнедеятельности диких животных в зимний период.
Задачи:
Создать социальную ситуацию для всестороннего развития детей в процессе поисковой деятельности.
Обеспечить условия для побуждения детей к речевой, поисковой, двигательной активности.
Уточнять и закреплять знания детей о домашних животных (курица, петух, собака, кошка, коза, конь) и диких (заяц, лиса, волк, медведь).
Развивать мышление, внимательность, память, связную речь, коммуникативные навыки (взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми), мелкую и общую моторику, воображение, умение поддерживать игровую образную ситуацию.
Воспитывать интерес и любовь к родной природе, отзывчивость к персонажам, оказавшимся в проблемной ситуации.
Материалы и оборудование:
Компьютерная презентация «Зимние приключения Колобка».
Ф/Г – звуки природы (вьюга, скрип снега), звуковые эффекты (тройка с бубенцами), инструментальная музыка для релаксации.
Игрушки – колобок, домашние животные и птицы (кот, курочка, петушок, коза, лошадка).
Костюмы зайца, волка, лисы.
Тематические картинки – лесные животные (белка, ёж, медведь, заяц, мышь, волк, лиса), их жилища (логово, берлога, дупло, нора, куст).
Подборка изображений на тему «Ель» (общий вид, ветви, шишки).
Дидактическое пособие «Чья тень?».
Макет сугроба.
Одноразовые тарелки.
Бумажные салфетки жёлтого цвета, цветная бумага, клей.
Основа для аппликации – картон зеленого цвета (А4), на котором наклеен пень из цветной бумаги и нарисован контур колобка.
Смайлики – эмоции.
Ход игры:
Этап игры | Организация пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Педагогические условия/задачи | |
Организационный момент | Слайд – домик деда и бабы Появляется Колобок | Улыбнусь я тебе, Улыбнусь я себе, Улыбаюсь целый день, Улыбаться мне не лень! Улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение весь день! Колобок здоровается с детьми. | Повторяют за педагогом Здороваются с Колобком | Создание эмоционального настроя Коммуникативные навыки | |
Ситуативная беседа | Слайд – Колобок в печке | Дети, вы узнали, кто это? Давайте вспомним, как начинается сказка про Колобка. Я буду рассказывать, а вы мне помогайте. Жили-были дед и баба. И захотелось им Колобка. Испекла бабка Колобок. А на улице зима - холодно, снег метет. Окно не откроешь, чтобы Колобка остудить... Как, по-вашему, куда баба могла Колобка положить, чтобы он остыл? | Отвечают На стол | Познавательно- речевая активность Познавательно- речевая активность | |
Потешки о домашних животных: «Как у нашего кота...» «Идет коза рогатая...» «Курочка-тараторочка» «Петушок, петушок...» «Конь ретивый, долгогривый...» | Игрушки – домашние животные | Лежал, лежал Колобок, да и надоело ему это. Решил он поглядеть, куда это баба вышла. Спрыгнул Колобок со стола на стул, а со стула на пол и покатился по избе. Дверь баба плохо прикрыла. Вот Колобок и прошмыгнул на улицу. Дети, а кого он мог около дома увидеть? Каких домашних животных и птиц? | Берут в руки игрушки и читают потешки (наизусть) | Художественно-эстетическое развитие Речевая активность | |
Создание проблемной ситуации | Слайд – Колобок на тропинке | Дом деда и бабы стоял у леса. И решил Колобок в лес отправиться. Катится он и песенку напевает. Дети, давайте отправимся вслед за Колобком и проследим, чтобы он не заблудился. | Шагают и поют песенку Колобка | Музыкально- ритмическая активность | |
Д/И «Кто где живет?» | Тематические картинки – дикие животные и их жилища | Дорога нам предстоит дальняя. Чтобы не скучно было в пути, вспомним, что мы знаем о жизни лесных зверей. Подберите для каждого животного «домик». | Выполняют задание | Поисковая активность | |
Артикуляционная игра «Едем на лошадке» | Ф/Г – тройка с бубенцами | Ой, мы не заметили, как Колобок укатился далеко вперёд. Как же нам его догнать? На чём можно добраться в лес зимой? | Предлагают решение (останавливаемся на варианте – доехать на лошадке, запряжённой в сани) Выполняют упражнения | Поисковая активность Речевая активность | |
Ситуативная беседа | Слайд – лес зимой | Смотрит Колобок, а в лесу всё белым-бело. Почему, дети? Расскажите Колобку. | Рассказывают об изменениях внешнего облика леса | Познавательно- речевая активность | |
Рассказ - описание | Изображения на тему «Ель» | Да, всё верно. Деревья в зимнем лесу стоят не в зеленом наряде, а голые, без листьев. Всё покрыто снегом. Только одна ёлочка стоит зеленая. Расскажите про ёлочку, колкую иголочку. | Составляют рассказ- описание ели | Познавательно- речевая активность | |
Ситуативный диалог | Ребёнок в костюме зайца | Катится Колобок по зимнему лесу. А навстречу ему… кто? Да, хочется зайчику и травки поесть, но зимой ее нет. Дети, скажите, а зачем зайцу зимой белая шубка? | Заяц Разыгрывают диалог Зайца на снегу не видно, и его не поймает волк и лиса. | Познавательно- речевая активность | |
П/И «Зайка маленький сидит» | Зайка, тебе, наверное, холодно? Хочешь поиграть с ребятами? Спасибо, Зайчик, что поиграл с нами. До свидания. | Играют с Колобком и Зайцем Прощаются с Зайцем | Двигательная активность | ||
Ситуативный диалог | Ребёнок в костюме волка. | А Колобок покатился дальше. Навстречу ему… кто? Бродит он по лесу голодный, аж зубы стучат, и хвост вниз опустился. | Волк Разыгрывают диалог | Познавательно- речевая активность | |
Пальчиковая игра "Сушки, баранки, пирожки" | Дети, как помешать волку съесть зайца? (останавливаемся на варианте – накормить Волка пирогами) | Предлагают варианты решения проблемы Выполняют упражнения | Поисковая активность Мелкая моторика | ||
Ситуативная беседа | Макет сугроба | А Колобок покатился по лесу. К.: Ой, какая большая куча снега! Как же она получилась? Вспомните, дети, кого Колобок должен повстречать сейчас? Это сугроб. Под ним спит медведь. Летом он наелся сладких ягод, меда. А зимой спит в своей берлоге. Тихо, не разбудите медведя! Пусть спит до теплых дней. | Медведя Рассматривают макет, делятся впечатлениями | Познавательно-речевая активность | |
Д/И «Чья тень?» | Дидактическое пособие | Посмотрите, на белом снегу повсюду темные пятна. Это тени. Кто помнит, как появляется тень? Определите, кому/чему какая тень принадлежит. | Когда солнечные лучи встречают на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти, и обойти его не могут. За этим предметом образуется тёмное пятно, куда не проникает свет –тень. Выполняют задание | Познавательно- речевая активность Поисковая активность | |
Ситуативный диалог | Ребёнок в костюме лисы | Покатился Колобок дальше. А навстречу ему Лисичка - рыжая сестричка. К.: Дети, помогите мне, пожалуйста. Смотрите, какие глаза хитрые у Лисички, обманет она меня. | Разыгрывают диалог | Речевая активность |
Аппликация с элементами художественного конструирования (коллективная) | Ф/Г – вьюга Материалы для выполнения аппликация | Дети, давайте Лисичке подарим другого Колобка. Вернее, его портрет. А Колобок и Лисичка нам помогут. Ой, какая вьюга началась. Закружила нас, и мы оказались в группе. Тебе нравится, Лисичка? Бери подарок и беги в лес. | Принимают предложение педагога Кружатся произвольно Создают аппликацию | Двигательная активность Продуктивная деятельность |
Рефлексия (подведение итогов) | ФГ – мелодия для релаксации | Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Какие впечатления остались у вас, вы покажете мне смайликами. Расскажите мне, что вам понравилось больше всего. | Выбирают и показывают смайлики. Поясняют свой выбор. Делятся впечатлениями | Создание эмоционального настроя |
Приложение 1
Описание ёлки
У ёлки есть ствол. Ветки покрыты иголками, их называют еловыми лапами. Иголок много, они маленькие, зеленые, колючие. На ветках ёлки растут шишки. Ёлка похожа на большую пирамидку.
Приложение 2
Ситуативные диалоги
Колобок и Заяц
К.: Здравствуй, Зайчик.
З.: Здравствуй, Колобок.
К.: Какой ты красивый, весь беленький.
З.: Летом мы зайцы серые, а зимой белые, как снег. Бегаем по лесу, грызем ветки.
Колобок и Волк
К.: Здравствуй, Волк.
В.: Здравствуй, Колобок. Ты зайца не видел? Я с утра ничего не ел.
К.: Был зайчик, да убежал.
В.: А какого зайчика вы видели?
К.: Белого.
В.: Точно, он был. Ну, я побежал его догонять.
Колобок и Лиса
К.: Здравствуй, Лиса.
Л.: Здравствуй, Колобок. А куда ты катишься?
К.: Я навещаю своих друзей – лесных зверей.
Л.: Какой ты румяненький, ароматненький. Так и хочется тебя съесть.
Приложение 3
Артикуляционная игра «Едем на лошадке»
Едем на лошадке: «цокот копыт» языком.
Санки скрипят: «ш-ш-ш-ш, ш-ш-ш-ш-ш».
Бубенчики звенят: «динь - динь - динь - динь».
Ветер гудит: «у-у-у-у, у-у-у-у».
Дятел стучит: «тук-тук-тук-тук».
Белка на ёлке орешки грызёт: «цок-цок-цок-цок».
Рыжая лисица зайца стережёт: «ф-ф-ф-ф, ф-ф-ф-ф» (сердито, энергично).
Ехали мы, ехали – наконец, доехали.
С горки «у-у-у-ух» (протяжно).
В ямку «бух!» (коротко, отрывисто)
Приехали: «цокот копыт» языком (один раз).
Приложение 4
П/И «Зайка маленький сидит»
Зайка маленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Вот так, вот так надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал. Зайка прыг – и убежал. | (сидят на корточках) (ладошки на макушке) (имитируют движение) (трут ладошки одна о другую) (хлопают в ладоши) (встают) (скачут) (бегут по кругу) |
Приложение 5
Пальчиковая игра "Сушки, баранки, пирожки"
Посмотрите - из муки Испекли мы пирожки. Тесто мы месили, Тесто мы катали, А потом лепили. Мы пекли, пекли, пекли Очень вкусные пирожки: С капустой – зайчатам, С грибами – бельчатам. Много, много сушек Для Серёжи и Ксюши. Сладкие баранки Вадиму и Миланке. Ну, а ты, волк, не зевай – Получай каравай. Вот такой! Очень большой! | Имитируют движение «лепим пирожки». Хватательные движения кистями рук, сжимая пальцы. Ладошки сложены одна на другую, поочередное движение вперед-назад. Пальцы правой руки собраны в щепоть и прищипывают по краю левой ладошки, словно «лепят пирожки». Затем руки поменять. Хлопают в ладоши. Поочередно загибают пальчики. Смыкают в кольцо большой палец поочередно с другими пальцами. Образуют кольцо из больших и указательных пальцев обеих рук. Хлопают в ладоши. Разводят руки в стороны. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированой непосредствннной образовательной деятельности по экологическому воспитанию ( старший возраст) тема: "Дети леса"
Закрепить знания детей особенностей внешности облика даров леса...
Непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию c использованием ЭОР Во второй младшей группы, на тему: «Колобок в осеннем лесу»
· Уточнять знание детей о лесе и его обитателях; Закреплять представления о домашних животных (курица, петух, собака, кошка, бычок, конь) и диких осенью(зайца...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в первой младшей группе Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».
Тема: «Знакомство с лесом и его обитателями».Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.Цель: обогащать пр...
Образовательный проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дыши сибирскими лесами!..."
Проект направлен на изучение природы родного края, развитие эколого-патриотических чувств ребенка....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию во второй младшей группе на тему : « В гостях у обитателей леса»
laquo; В гостях у обитателей леса» Цель: закреплять умение классифицировать животных (диких и домашних). Учить находить общие и отличительные признаки животных. Обогащать представление об образ...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Знакомство с лесом и его обитателями"
Формирование первичных ценностных представлений о животном мире....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Кто в лесу живёт?"
Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представлений о животном мире; знакомство детей с обитателями леса. Дошкольники узнают о повадках зверей осенью: запасаются на з...
- Мне нравится (2)