Интегрированное занятие в подготовительной группе с элементами изобразительной деятельности «Осень в гости к нам пришла».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Федосова Ирина Александровна

Цель занятия - закрепить полученные ранее знания об осени, продолжить формирование представления об осенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г. Москвы «Школа №281» (ДО №4)

Воспитатель: Федосова И.А.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с элементами изобразительной деятельности «Осень в гости к нам пришла».

Цель: закрепить полученные ранее знания об осени, продолжить формирование представления об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщение представления детей об осени, как времени года и ее признаках;
- расширение знания о сезонных изменениях, происходящих в жизни деревьев и    кустарников в осенний период;
- закрепление полученных знаний о породах деревьев и их характерных признаках.

Развивающие:

- развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей;
- развитие речи, внимания, памяти, воображения, восприятия информации;
- обогащение словаря воспитанников, обучение основам словообразования.

Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса, бережного и эстетического отношения к природе;
- воспитание чуткости к восприятию красоты осеннего пейзажа;
- воспитание художественного и музыкального вкуса.

Материалы и оборудование:

-конверт с загадками,

- листы бумаги для рисования формат А-4 тонированный в голубой цвет

- гуашь,

- кисточки: № 2, № 8

- баночка с водой, салфетки

- заготовки листьев деревьев (5 видов)

Зрительный ряд.Репродукция картины В. Поленова «Золотая осень», тематические плакаты на тему «Осень».

Музыкальный ряд.Отрывок из сочинения А. Вивальди «Времена года.Осень.»

Предварительная работа:

1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.

2. Разучивание стихов об осени.

3. Беседы о приметах осени.

4. Загадывание загадок об осени.

5.  Изучение пород  деревьев и их характерных признаков.

6. Чтение коротких рассказов М.П. Пришвина: «Листопад», «Начало осени», «Осенние листочки».

7. Подвижные игры: «Листопад», «Раз, два, три! Этот лист бери», «Соревнования на осеннем лугу».

8. Разучивание танца «Вальс осенних листьев».

Ход занятия

Вводная часть: организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла на работу и у меня под ногами шелестели листья. Я задумалась, что же это такое. Ведь летом не было ничего подобного. Может быть вы мне поможете объяснить, что это за явление? (ответ детей :«Это - листопад»).

Воспитатель: Совершенно верно! А когда бывает листопад? (осенью)

А какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь,октябрь,ноябрь)

А давайте с вами вспомним, какие мы еще знаем приметы осени. Отвечайте полными предложениями.( Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). Листья меняют свой цвет (становятся желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.)

А теперь я продемонстрирую вам, как красиво можно описать приметы осени в стихотворной форме. Давайтепослушаем стихотворениеИванБунин«Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…...

Основная часть НОД (специально организованная и самостоятельная деятельность детей, направленная на решение поставленных задач):

Воспитатель: Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.

Дети, а вы стихи про осень помните? (дети читают стихи , не более 3 стихотворений)

Воспитатель: Молодцы ребята, все помните.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь.

Воспитатель. Ребята, вы слышали, к нам в дверь кто то стучится.

Входит «Осень».  

Осень: Здравствуйте ребята, я пришла к вам сегодня на занятие, хочу посмотреть какие вы умницы, как вы хорошо себя ведете и занимаетесь.  Но я пришла к вам не с пустыми руками, посмотрите что у меня в руках. (держит в руках конверт). Правильно, это конверт. Хотите посмотреть, что внутри него? (открывает конверт). Здесь загадки, сейчас я вам ее прочитаю, и вы узнаете, кто я. Слушайте внимательно.

«Снега нет, но холодает,

Лист деревья покидает.

Скрылась в тучах неба просинь,

Это время года... (Осень)».

Осень. Правильно, я Осень.

А теперь попробуйте отгадать еще несколько моих загадок:

1. Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

2. Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...

(Дождь)

3. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...

(Листопад)

Осень: молодцы ребята, отгадали все мои загадки. Побывала я у вас в гостях, а теперь отправлюсь в лес и продолжу разукрашивать осенние листья. Прощается с детьми.

Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем, что же такое «листопад» и зачем он нужен нашей природе.

Еще далеко до морозов, а деревья уже начинают сбрасывать листву. Не сразу деревья освобождаются от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения.

Вначале листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки краски. Это происходит потому, что ночи становятся длиннее, растения получают меньше света. Зеленый цвет убывает в листве и заметным становится желтый: лист желтеет. Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода.

Если осень затяжная, дождливая - окраска листьев от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной.

Если же холодные ночи чередуются с ясными днями, то и краски будут сочными, яркими.

Теперь выясним, что же такое листопад. Листопад – это естественное опадание листьев у деревьев и кустарников, связанное с подготовкой растений к зиме. Каковы же причины листопада? Что заставляет наши лиственные деревья и кустарники ежегодно сбрасывать свою листву? Осенью начинает холодать. Почва постепенно замерзает и корням деревьев становится все труднее добывать из нее воду. Чтобы выжить дерево вынуждено сбрасывать листья, поскольку они со своей поверхности испаряют влагу. Таким образом,  дерево впадает в так называемую зимнюю спячку, чтобы на следующий год порадовать нас зеленой листвой.

А теперь мы с вами немного отдохнем. Давайте представим, что мы превратились в осенние листочки.

Физкультминутка. Осенние листочки
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами поиграем в игру « с какого дерева листок»У вас на столах лежат конверты с осенними листьями. Давайте рассмотрим  их и угадаем с какого дереваони упали. (воспитательназывает ту или иную породу дерева, а дети находят лист, который принадлежит этому дереву)

Молодцы ребята. Все правильно нашли.

Заключительная часть с использованием игровой ситуации:

Воспитатель: - Ребята, на наше занятие я принесла вам репродукцию картины русского художника Василия Поленова «Золотая осень». Давайте её с вами рассмотрим.

Вопросы детям:

- Какое время года на ней изображено? Почему?

(ответы детей)

- Какие приметы осени вы здесь увидели?

(ответы детей)

Воспитатель: А теперь давайте сами попробуем нарисовать листопад. Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как будет располагаться ваша композиция,  какие листочки вы будете рисовать и какое количество их будет на вашем рисунке. А чтобы рисунки наши получились еще более красивыми, мы будем рисовать наш листопад под музыкальное сопровождение. Это будет сочинение великого композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень». Послушайте, какая красивая музыка и приступайте к работе. В ходе рисования воспитатель, по мере необходимости, оказывает детям помощь.

По окончании работы воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились рисунки. Глядя на ваши работы, можно увидеть, как листочки с деревьев падая, кружатся, как будто танцуют.

- Молодцы! У каждого из вас получилась «Золотая осень». Из детских работ на доске воспитатель оформляет выставку под названием «Листопад».

Воспитатель: А теперь давайте подведем с вами итог занятия. Сегодня мы повторили характерные признаки осени, узнали, что такое листопад как явление неживой природы, его причины и роль в жизни растений.  Кроме того, мы узнали, как красиво можно отобразить осень с помощью музыки, поэзии и изобразительного искусства.А еще вы побывали в роли художника и нарисовали замечательный рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Осень»

   Интегрированное занятие по развитию речи на тему "Осень"                                 ...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему "В гости к нам пришла осень" (с использованием мнемотаблиц)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц). Цель: создание условия для развития речи детей пос...

Интегрированное занятие в подготовительной группе с элементами развития речи и обучения грамоте "Новогодняя елка"

Расширить знания детей об окружающем мире. развиваем творчество и конструктивную деятельность....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с элементами театрализованной деятельности.

Цель: обучение использованию средств выразительностиЗадачи:Образовательные:- закреплять умение детей давать полные ответы на вопросы воспитателя-упражнять детей в умении отличать и называть эмоции-акт...

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ЗПР «Осень в гости к нам пришла»

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития на тему «Осень в гости к нам пришла» на основе авторской разработки ...