Конспект НОД по Познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром с детьми 6-7 лет.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Блищ Анна Владимировна

Тема: «Беседа: «Какие бывают насекомые?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_beseda_kakie_byvayut_nasekomye.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по Познавательному развитию. Ознакомление с окружающим миром с детьми 6-7  лет.

Тема: «Беседа: «Какие бывают насекомые?»».

Задачи: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местом обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способом передвижения и средой обитания. Уточнить место обитания насекомых. Развивать творчество, внимание, мышление, речь, мелкую моторику руки, познавательные и творческие способности детей. Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления.

Предварительная работа. Беседа с детьми о божьей коровке. Чтение басни «Стрекоза и Муравей».

Оборудование. картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", модель "кузнечик в траве", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

1. Аудиозапись голоса Знайки из Цветочного города.

«Здравствуйте ребята! Я начал читать одну очень интересную книгу, но когда я пошел на речку , чтобы в тишине почитать книгу, налетел сильный ветер и книгу унесло. Теперь я не могу прочитать оставшуюся часть книги. А мне так хочется узнать что же там написано. Может быть вы мне поможете узнать, о том, что я не успел прочитать.  Книга называлась «Страна Насекомия». Заранее спасибо, ваш Знайка» Дети, мы сможем помочь Знайке. А как мы это можем сделать?

Постановка цели детьми

 Мы можем отправиться в эту страну и потом написать Знайке письмо о том, что мы там видели.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

2. Беседа о насекомых.

-Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О насекомых.) -Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?

(У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко.)

-Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.) -Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья? ( С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.) - Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых? ( Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.)-  Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые? ( Цветочным нектаром. листьями.)-Верно ! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

( Потому что они выделяют "молочко".) - Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое, а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах. Ребята, вы наверное устали, давайте мы с вами отдохнем.

3. Аутотренинг  Танец бабочек" М. Красева.

4. Игра "КТО ГДЕ ЖИВЁТ"

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен). Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

-Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций). У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые? (В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.)

- Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало(ответы детей)  А сейчас мы с вами немного поиграем.

5. Игра «Хорошо - Плохо»

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей) Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.) Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.) -  Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Все насекомые  необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

6.  Рисование  понравившегося насекомого с картинки .

Дети рисуют наиболее понравившегося насекомого.

Подведение итога

Дети, как вы думаете, мы сможем помочь Знайке, описав то, о что мы видели? А где нам могут пригодиться знания полученные на НОД?

Рефлексия

На магнитной доске дети рисуют фломастером какое у них настроение после НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы Форма работы – познавательно - исследовательская Тема. «Деревянный брусочек»

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема. «Деревянный брусочек»...

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группы. Тема. «Подарки для медвежонка».

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром с детьми младшей группыФорма работы – познавательно - исследовательскаяТема.  «Подарки для медвежонка».  Цель.  Закрепление ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект занятия по познавательному развитию: ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Таинственный мир океана».

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов. Задачи:  -Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин...