конспект занятия по исследовательской деятельности "Тайна пустыни" старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Наседкина Елена Евгеньевна

Конспект занятия   для с старшей группы с элементами исследования, свойствами песка. Путешествие по пустыне, знакомство с жителями пустыни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_tayna_pustyni_savenkova_e.e.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект открытого занятия

Тема: «Тайна пустыни»

                                                                                                 

                                                   

F:\Тәлімі мол тәрбиеші ұстаз\Барханы в пустыне.jpg

Воспитатель:

Савенкова Елена Евгеньевна

ГБДОУ детский сад № 99

Московского района

г. Санкт-Петербург

Технологическая карта организованной учебной деятельности

для старшей  группы:

Воспитатель: Савенкова Е.Е.

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Творчество»

Тема:  «Тайна пустыни»

Раздел:  «Ознакомление с окружающим»,  «Экология»

Цель: Закрепить знания о свойствах песка. Формировать познавательные процессы и активизацию умственной деятельности. Познакомить с обитателями пустыни и характерными для них чертами приспособленности обитания в безводной местности. Развивать навыки экспериментирования, воображения, памяти, зрительного восприятия. Обогащать активный и пассивный словарь. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседа с детьми о пустыне, рассматривание иллюстраций животных, живущих в пустыне.

Оборудование: песок, воздушный шар стилизованный под профессора, коробочка с песком, рюкзак, пластмасовые стаканчики 10штук, лупы 10штук, трубочки 10 штук, бутылочка с водой 10 штук, глобус, емкости для песка, ленточки желтого цвета 10штук, игрушечная ящерица, кепка на каждого ребенка, видео  и звуки пустыни, видео техники рисования по песку, салфетки, картинки с цветным песком на каждого ребенка.

Этапы

деятельности

Действия

воспитателя

Деятельность

детей

Мотивационно-

побудительный

Ребята, давайте поздороваемся с гостями -Здравствуйте!

«Встанем мы в веселый круг, Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся        И друг другу улыбнемся». Мы с вами будем передавать вот это веселое солнышко и пусть между нами пробежит лучик тепла и мы поближе друг с другом познакомимся.

-Меня зовут Елена Евгеньевна. А тебя?

-Сегодня к нам на занятие пришли гости.

Вы, наверно заметили, что один гость очень необычный (воздушный шарик, стилизованный под человеческое лицо).

Это знаменитый профессор Шар Шарыч. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И, наверно не спроста появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил (достает коробочку с песком).

-Ребята, здесь загадка, давайте мы ее отгадаем и тогда узнаем, какой сюрприз нам приготовил Шар Шарыч. Слушайте загадку:

«Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и настройке и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Он может быть мелкий –

В ладошке лежать.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?»

-Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали?

-Правильно это песок.

-Где в природе можно увидеть много песка?

Не зря Шар Шарыч принес нам коробочку с песком. Он хочет, чтобы мы узнали много интересного о песке.

-А куда мы сейчас отправимся, вы догадаетесь сами.

Загадка: «Здесь песок один повсюду,

Дождик здесь подобен чуду. Прямо с самого утра

Здесь ужасная жара.

И воды мы не найдем

Здесь, ребята, днем с огнем».

-Молодцы! Это пустыня.

-А чтобы отправиться в пустыню, мы должны узнать где же она находится?

-Ребята, что это? (Показывает детям глобус)

-А что такое глобус?

-Как мы сможем найти пустыню на глобусе?

-Давайте мы ее найдем?

-Но а чтобы отправиться в пустыню нам нужно взять с собой несколько предметов.

-Что мы с собой возьмем? (подводит детей к столу с разными предметами)

-Почему ты взял воду?

-Какая погода в пустыне?

- Почему мы берем кепку?

-Рюкзак мы собрали, настроились и можно отправляться в путешествие.

-Профессор Шар Шарыч поможет нам очутиться в пустыне.

«Друг за другом мы пойдем и в пустыню попадем»

Ходят по друг за другом и доходят до пустыни (шум пустыни, слайды)

Здороваются с гостями на казахском языке.

Дети становятся в круг, повторяют  слова  за воспитателем, затем поочереди называют свое имя, передавая веселое солнышко.

Проявляют неподдельный интерес к происходящему, обращают внимание на необычного гостя.

Внимательно слушают воспитателя, запоминают, рассматривают коробочку и  проявляют любопытство.

Слушают внимательно загадку, пробуют догадаться, что там находится.

Осмысливают загадку и воспроизводят ответ: песок, поясняют и доказывают.

Открывают коробочку, изучают содержимое и приходят к выводу, что там находиться песок.

Используют различные ответы: в песочнице, во дворе, в пустыне и т.д.

Осознают данную мысль Шар Шарыча: узнать много интересного.

Настроились, заинтересовались и внимательно вслушались в загадку.

Осмыслили данную загадку и воспроизвели ответ: пустыня.

Обращают внимание на воспитателя и поясняют, что этот предмет  глобус – шар нашей земли.

Отвечают и разъясняют, что пустыня на глобусе обозначена желтым цветом.

Находят пустыню и показывают ее на глобусе.

Дети подходят к столу, выбирают предметы и поясняют для чего они нужны.

Объясняют, потому что в пустыне очень жарко и захочется пить.

Рассказывают, что светит ярко солнце и напечет нам голову, поэтому мы возьмем с собой кепку.

Собрали все свои рюкзаки, одели кепки и настроились на путешествие.

Дети становятся в круг друг за другом и повторяют слова: «Друг за другом мы пойдем и в пустыню попадем». Слышат звуки пустыни и видят слайды с изображением пустыни.

Организационно -поисковый

 -Ребята, посмотрите, мы добрались до пустыни?

-Как вы догадались, что эта пустыня?

-Кто обитает в пустыне?

-Давайте мы подойдем к песку и его потрогаем.

1.Опыт № 1.“ Свойства песка”

-Какой он?

-Как вы думаете, почему ящерица спряталась в песок?

-Ребята, что то я не пойму, песок какой –то необычный, интересный? Как мы можем рассмотреть его поближе. Что нам нужно для этого?

-Что мы видим, исследуя песок под лупой?

-Ребята в пустынях бывают песчаные бури.

-Кто знает, что такое песчаная буря?

Песчаная буря – перенос огромного количества песчаных частиц. (Видео)В последствии этого появляются песчаные барханы. (Видео, фото)

-А что помогает переносить эти песчаные частицы?

 Опыт № 2.“Песчаная буря”

-Возьмем трубочки и создадим песчаную бурю в пустыне.

-Давайте мы с вами прогуляемся по пустыне. Остановимся здесь и продолжим свои исследования.

-А когда идет дождь, что происходит с капельками дождя?

-Так давайте проверим?

Опыт № 3: «Что происходит с водой в пустыне?»

Возьмите каждый стакан, бутылочку с водой, наберите песок в стакан и налейте туда воду и пронаблюдайте за водой.

-Каким стал песок в стакане?

-Ребята, отставьте свои стаканы и потрогайте песок. Можно из этого песка сделать песочные постройки: замки, тоннели, зверей, героев из сказок и т.д.

-А из какого можно?

-Давайте мы с вами что-нибудь создадим из песка.

-Умнички! Получились красивые композиции из песка.

-А что еще можно делать на песке?

-Так давайте мы что-нибудь нарисуем?

Вытираем руки и отправляемся дальше гулять по пустыне.

Опыт № 4: Техника: «Рисование песком на стекле»

-Ребята, а вы знаете, что есть такая техника рисование песком. Посмотрите как это красиво и забавно.

-Попробуем с помощью техники рисования песком создать свою композицию на стекле.

Внимательно осматриваются и высказывают свои эмоции и мысли.

Объясняют, что здесь много песка, обитают верблюды и другие животные.

Дети подходят к песку, присаживаются и начинают рассматривать его.

Дети трогают руками песок, пересыпают с одной ладошки на другую и поясняют свойства песка: сухой, сыпучий. Неожиданно находят ящерицу в песке и поясняют, что ящерица спряталась в песке из-за жаркого солнца и от врагов.

Дети вспоминают о лупе в рюкзаке, достают ее и исследуют песок.

Делают вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные.

Осмысливают, вспоминают, отвечают или внимательно слушают и запоминают.

Обдумывают и находят ответ: сильный ветер.

Достают трубочки с рюкзака, набирают воздух и выдувают его через трубочку, создавая песчаную бурю.

Передвигаются по пустыне и останавливаются на другом месте для продолжения  исследований.

Отвечают и поясняют – что вода просачивается сквозь песок.

Проводят следующее исследование: достают стакан из рюкзака, бутылочку с водой, набирают песок в стакан и наливают туда же воду и наблюдают, что происходит с водой и песком и делают вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Дети поясняют: мокрым.

Отставляют стаканы, обследуют песок и отвечают: нельзя из сухого песка построить какие-нибудь постройки.

Поясняют, что в песок нужно налить воды, он станет мокрым и с него можно делать различные постройки.

Дети с удовольствием наливают воду в песок и создают различные постройки.

Осознают и высказывают свои мысли – рисовать различные силуэты, сюжеты.

Достают палочки из рюкзака и рисуют по песку.

Вытирают руки и продолжают путь по пустыне.

Внимательно смотрят на экран, проявляют интерес , запоминают технику выполнения.

С удовольствием приступают к работе и создают свои шедевры.

Рефлексивно - корригирующий

-Ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Встанем друг за другом и профессор Шар Шарыч нам поможет возвратиться обратно.

-Вам понравилось наше путешествие?

-На память о нашем путешествии, я хочу вам подарить картинки: рисование цветным песком.

-Скажем спасибо профессору Шар Шарычу, что он нам помог попасть в пустыню и узнать много чего интересного.

-Попрощаемся с нашими гостями.

Дети становятся друг за другом и повторяют такие слова: «Друг за другом мы пойдем, в детский садик попадем»

Отвечают все вместе.

Обрадовались, поблагодарили воспитателя.

Дети благодарят профессора Шар Шарыча за интересное путешествие и прощаются с гостями.

Предполагаемый результат:

Воспроизводят: обитателей пустыни и их характерные признаки.

Понимают:  и изучают свойства песка.

Применяют: навыки экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)Ознакомление детей  с понятием «воздух» Тема: «Поможем Винни-Пуху».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч».

С первых дней жизни рождения ребенок становится первооткрывателем, исследователем окружающего мира. Чем больше анализаторов учавствует в восприятии при детском экспериментировании, тем точнее, богаче ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Снежинка в гостях у ребят»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах снега....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности средняя группа

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и и...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе среднего возраста. Тема: «Семья»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе среднего возраста.Тема: «Семья»ОД разработана по методическим рекомендациям рабочей программы "Детский сад 2100"...

Конспект занятияпо аппликации в средней группе "Флаг республики Башкортостан"

Одной из важных задач воспитания подрастающего поколения является  патриотическое воспитание. Очень важно развивать интерес к истории и культуре родного края, формировать элементарные представлен...