перспективное планирование прогулки на декабрь в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Перспективное планирование соместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование совместной деятельности на прогулке в подготовительной группе для детей с ТНР
Декабрь
Наблюдение на прогулке
Задачи1.С помощью наблюдений развивать у детей умение самостоятельно устанавливать вязи; между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц.
2. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря -день солнцеворота)
3. Вызывать интерес к народному календарю
Содержание | Дата проведения |
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю солнцеворота. С 9 декабря, по народному календарю, наступают сильные холода. Измеряя день за днем температуру подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить зависимость состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду-снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе- снегопад «иголочками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть лучики снежинок через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдений. | |
Наблюдение за сезонными изменениями Цели: – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); – учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях. Ход наблюдения Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу – хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам… Н. Асеев Пришел декабрь – первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Воспитатель задает детям вопросы. ● За каким месяцем идет декабрь? ● Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? ● Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? ● Какие защитные свойства у снега? ● Найдите на нашем участке приметы зимы. | |
Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах. | |
Наблюдение за огородом Цели: – знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; – воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Воспитатель задает детям вопросы. ● Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) ● Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.) ● Если много снега в огороде – это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.) ● Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) ● Где больше снега – у здания или в центре? (У здания.) ● Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.) Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. | |
Наблюдение за воробьем Цели: – продолжать закрепление знаний о зимующей птице – воробье; – формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; – учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой. Прыгает он у крыльца — Покормите молодца. В. Мирясова Воспитатель проводит с детьми беседу. ● Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) ● Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) ● Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.) ● Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) ● Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) ● Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.) ● Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. ● Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой.) Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую – хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек. ● Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.) ● Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.) ● Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.) Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц. | |
Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников) | |
Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем | |
Выявление механизма образования облаков (проводится в группе). Побрызгать из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким образом собираются облака в небе | |
Наблюдение за снегопадом Цели: – формировать представление о свойствах снега; – закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде; – развить чувство прекрасного. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку. Не вымыт, а блестит, Не поджарен, а хрустит. (Снег.) Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики. Воспитатель задает детям вопросы. ● При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? ● Почему снег хрустит под ногами? ● Почему снег бывает рыхлый? | |
Наблюдение за рябиной Цели: – расширять знания о рябине; – продолжать наблюдение за рябиной зимой. Ход наблюдения Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках – их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить, С платьица по бусинке каждому дарить. Стали ярче рябинушки щеки детворы, Щедрые у рябинушки для детей дары! Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще. Воспитатель задает детям вопросы. ● Какие на вкус ягоды рябины зимой? ● Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? Исследовательская деятельность Сравнить ягоды до мороза и после. | |
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей Цели: – на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; – воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадки. Серых перьев комок На морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.) Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.) Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку. ● Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.) ● Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий – эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый – птица зерноядная; а также оперением, поведением.) ● Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) ● Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица – всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы – осторожные и пугливые.) ● Чем питаются эти птицы? (Воробьи – птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.) ● Синица – птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.) ● Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.) ● Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.) | |
Наблюдение за трудом дворника Цели: – продолжать наблюдения за работой дворника; – способствовать обогащению словаря; – воспитывать любовь и уважение к работе дворника; – прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы. ● Что делает дворник зимой на территории детского сада? ● Какие орудия труда он использует для работы? ● Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз? ● Нужна ли работа дворника людям и природе? | |
Наблюдение за хвойными деревьями Цели: – закреплять знания о деревьях; – развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Ход наблюдений Воспитатель задает детям вопросы. ● Для чего нужен лес? ● Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток. ● Чем пахнет зима? ● Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему? ● Какие деревья украшают лес зимой? Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими. ● О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.) ● Как выглядит ель? ● Кто ее сестра? ● Когда зацветают ели? (Один раз в 5–6 лет.) ● В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут.) А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна. ● Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»? ● Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.) ● Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.) ● В чем сходство хвойных деревьев? ● Чем отличаются деревья друг от друга? ● Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.) | |
Наблюдение за общественным транспортом Цели: – закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; – воспитывать интерес к технике и труду взрослых. Ход наблюдения Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. Регулировщик – светофор, как дирижер в оркестре, Укажет он кому идти, кому стоять на месте. Наезда можно избежать и столкновенья тоже — На перекрестках всех дорог наш светофор поможет. Со светофором я дружу, внимательным бываю, На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова Воспитатель проводит с детьми беседу. ● Какой общественный транспорт вы знаете? ● Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.) ● Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.) ● В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.) ● Из какой двери надо выходить? (Из задней.) ● С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.) ● Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.) ● Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? ● Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.) ● На какой свет светофора? (На зеленый.) |
Планирование элементарных трудовых действий на прогулке в
подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Задачи: Формировать умение наводить порядок на участке детского сада
Закреплять умение выполнять коллективные поручения и индивидуальные поручения.Закреплять умение объяснять значимость труда. Закреплять умение своевременно заканчивать дело, стремиться к положительному результату
Закреплять умение пользоваться оборудованием (лопатой, тряпочкой, мылом губкой веником)
Упражнять в употреблении слов действий: сгребать, счищать и т. д.; антонимов: чистый- грязный; предлогов –в- ,-на -, из-, -под-; относительных прилагательных: деревянный, пластмассовый и т.д. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, старательность, аккуратность.Развивать товарищеские связи, тесные дружеские контакты, взаимопомощь, взаимообучение
Развивать мелкую и крупную моторику рук, координацию движений, творческое воображение.
Продолжать знакомить с устным народным творчеством: «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится»; учить понимать и объяснять смысл.
Содержание | Дата проведения |
-подкармливать птиц | |
-сгребать снег к деревьям и кустам. | |
- скалывать подтаявший лёд | |
-Убирать на место игрушки строительный материал. | |
-поддерживать внешний вид кукол | |
-отбирать по просьбе взрослого необходимые игрушки для игр (инвентарь для труда) | |
-убирать участок, веранду, постройки. | |
- расчищать дорожки от снега. | |
-относить и приносить по просьбе взрослого предметы | |
-принимать посильное участие в изготовлении построек из снега | |
-Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. |
Организация подвижных игр, физических упражнений и индивидуальной работы
Содержание | Дата проведения Ф.И. ребенка |
1 неделя | |
Прыжки на двух ногах между предметами, огибая их (кегли, кубики, | |
Бросание малого мяча вверх одной рукой и ловля его двумя рука | |
Переброска мячей друг другу, стоя в шеренгах (расстояние между детьми 2—2,5 м) | |
Прыжки на правой и левой ноге вдоль шнура, продвигаясь вперед (попеременно то на одной, то на другой ноге). | |
Игровые упражнения | |
«Пас на ходу». Играющие распределяются на пары и становятся у исходной черты. В руках одного ребенка в паре мяч большого диаметра. По команде воспитателя играющие передвигаются с одной стороны площадки на другую и на ходу перебрасывают мяч друг другу. Главное — быстро дойти до линии финиша и не уронить мяч (дистанция 10 м). | |
Подвижная игра «Хитрая лиса» | |
Подвижная игра «Совушка» | |
Игра «Охотники и соколы!». На одной стороне зала (площадки) находятся соколы. Посередине зала стоят два охотника. По сигналу педагога «Соколы, летите!» дети перебегают на другую сторону зала, а охотники стараются их поймать (запятнать), прежде чем те пересекут условную линию. При повторении игры выбираются другие водящие, но не из числа пойманных. Игра повторяется 3 раза. | |
«Передача мяча в шеренге». Играющие строятся в 3-4 шеренги. В руках у первого игрока в каждой шеренге мяч (большой диаметр). По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч друг другу в шеренге. Как только последний игрок в шеренге получит мяч, он поднимает его над головой и все играющие должны повернуться кругом и передавать мяч в обратном направлении, Первый в шеренге получает мяч, все дети снова поворачиваются и занимают первоначальное положение. Педагог объявляет команду-победителя. Игра повторяется. | |
2 неделя. | |
Прыжки на правой и левой ноге попеременно, продвигаясь вперед | |
Эстафета с мячом «Передача мяча в колонне*. Играющие строятся в 3—4 колонны. Перед каждой колонной лежит короткий шнур. Водящие с мячом в руках (большой диаметр) становятся напротив первых игроков в колоннах на небольшом расстоянии. По команде воспитателя водящие бросают мяч первым игрокам колонны, те ловят мяч, бросают его обрат | |
Прыжки ногах между предметами: на двух ногах; на правой и левой поочередно (серия прыжков, пауза и продолжение упражнения). | |
Прокатывание мяча между предметами (5—6 кубиков или набивных мячей; расстояние между предметами 1 м), подталкивая его двумя руками, не отпуская далеко от себя. | |
Игровые упражнения | |
«Из кружка в кружок». На площадке кладут 5-6 обручей плотно, один к другому. Играющие становятся в две колонны. По сигналу воспитателя дети по очереди прыгают на двух ногах, используя взмах рук, из обруча в обруч без паузы и возвращаются в конец своей колонны с внешней стороны | |
Подвижная игра «Стой!». Играющие становятся в одну шеренгу или произвольно недалеко друг от друга. На противоположной стороне зала спиной к играющим стоит водящий. Он громко произносит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!*- На каждое слово играющие шагом продвигаются вперед (ритмично, в соответствии с произносимым текстом). На последнем слове дети останавливаются, а водящий быстро оглядывается. Тот, кто не успел остановиться, делает шаг назад. Водящий отворачивается и снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, успевший пересечь линию финиша, прежде чем водящий произнесет слово «Стой!», становится водящим. Игра повторяется. | |
Подвижная игра «Салки с ленточкой». Играющие становятся в круг. | |
Игра малой подвижности «Эхо!». | |
3 неделя | |
Подбрасывание мяча правой и левой рукой вверх и ловля его двумя руками. | |
Перебрасывание мячей в парах (расстояние между детьми 1,5 м) | |
Игровые упражнения | |
«Кто быстрее». Играющие строятся в две колонны и по сигналу воспитателя выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, набивной мяч), обходят предмет и проходят в свою колонну с внешней стороны (дистанция 6—8 м). Отмечается команда-победитель. Повторить 2—3 раза. | |
«Пройди — не урони». Ходьба между кеглями, руки за голову (или на лояс) (расстояние между кеглями 0,5 м, дистанция 5 м). | |
4 неделя | |
Прыжки на двух ногах с мешочком, зажатым между колен. | |
Равновесие — ходьба с перешагиванием через набивные мячи, | |
Игровые упражнения | |
«Кто дальше бросит?» Дети лепят снежки, строятся в шеренги и кладут снежки около ног, встав около исходной черты. Задание: метание снежков на дальность. В качестве ориентиров ставятся несколько цветных предметов (кегли или кубики), на расстоянии 10—!2 м от детей. | |
«По дорожке проскользи». Дети распределяются по трое, подходят к условной черте и берутся за руки. После небольшого разбега двое продолжают бег по снегу (утрамбованному), а третий (стоящий в середине) скользит по ледяной дорожке, стоя на двух или на одной ноге. Играющие поочередно меняются местами. | |
Подвижная игра «Хитрая лиса» | |
Игра малой подвижности «Эхо» | |
Игра «Охотники и соколы!». На одной стороне зала (площадки) находятся соколы. Посередине зала стоят два охотника. По сигналу педагога «Соколы, летите!» дети перебегают на другую сторону зала, а охотники стараются их поймать (запятнать), прежде чем те пересекут условную линию. При повторении игры выбираются другие водящие, но не из числа пойманных. Игра повторяется 3 раза. | |
«Передача мяча в шеренге». Играющие строятся в 3-4 шеренги. В руках у первого игрока в каждой шеренге мяч (большой диаметр). По сигналу воспитателя дети начинают передавать мяч друг другу в шеренге. Как только последний игрок в шеренге получит мяч, он поднимает его над головой и все играющие должны повернуться кругом и передавать мяч в обратном направлении, Первый в шеренге получает мяч, все дети снова поворачиваются и занимают первоначальное положение. Педагог объявляет команду-победителя. Игра повторяется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы над проектом в подготовительной к школе группе
Данный материал поможет Вам в работе над проектом " Знакомим дошкольников с родным городом" в подготовительной группе....
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...
Календарно-перспективное планирование образовательно-воспитательного процесса в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Данное планирование разработано по лексическим темам "Посуда", "Продукты питания", "Домашние птицы", "Животные жарких стран" и представляет собой каждодневное понедельное планирование организованной о...
Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы".
Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"....
перспективное планирование прогулки на декабрь в подготовительной группе
подспорье для планирования прогулки...
Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной к школе группе (Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»).
Уважаемые коллеги. Предлагаю к Вашему вниманию перспективное планирование работы с родителями в подготовительной к школе группе....
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе для детей с косоглазием и амблиопией
Перспективное тематическое планирование предназначено для детей подготовительной к школе группы с косоглазием и амблиопией....