Рабочая программа кружка "Юные друзья природы"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_druzya_prirody_1.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………….……..3
1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы, формы и методы к формированию рабочей программы…………………………………………………5
1.3 Характеристики особенностей развития детей……………………………….9
1.4 Организация предметно – пространственной среды развития детей………19
1.5 Планируемые результаты реализации программы……………………………24
2.Содержательный раздел
2.1 Описание содержание программы…………………………………………...…27
2.2 Тематическое планирование…………………………………………..………..30
2.3 Мониторинг результатов реализации программы…………………………….35
3. Организационный раздел
3.1 Регламент образовательной деятельности………………………………….….35
- расписание
- учебный план
3.2 Взаимодействие с родителями…………………………………………………40
Приложения……………………………………………………………………...…..41
1. Целевой раздел1.1 Пояснительная записка.
Всё – хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами.
Но приходят будни, и умиление природой с лёгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не сознаём, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать её голос. Ощущать её дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение.
Но хочется верить, что мудрость древних философов всё же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.
Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь ребёнку ощутить себя частью этой природы.
Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём… Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности».
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы, формы и методы к формированию рабочей программы.
Цель данной программы – воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи программы:
- Воспитывать у ребёнка охранное, бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как к среде жизни ребёнка.
- Формировать у ребёнка представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
- Развивать у ребёнка стремление к познанию природы через творческо – проектную деятельность.
- Способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно – гармоничную позицию в природной среде.
Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- Готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
- Личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
- Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- Построение экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;
- Активным участием родителей в воспитательном процессе.
В основу работы положены следующие принципы:
- Краеведения – (изучение природы родного края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений окружающей действительности; использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход); создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения.
- «Позитивного центризма» - обучение строится от ребёнка в направлении расширения его познания, отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания.
- Природосообразности – соответствие экологического образования законам развития детского организма.
- Научности и доступности понятий – на каждом этапе первоначальные представления углубляются, переходя в понятия, которые формируют знания.
- «Спирали» - возвращение к тем или иным объектам и явлениям расширяя естественнонаучные представления и понятия учась применять более сложные приёмы и методы исследования.
- Междисциплинарности и интеграции содержания – каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры).
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой).
- экскурсия, путешествие.
- практическая деятельность в природе.
- природоохранные акции.
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).
- прогулка в природу в разные сезоны.
- развлечение.
- проектирование решения проблемы.
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий).
- чтение.
- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд).
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
- Использование игровых мотиваций;
- Использование сюрпризных моментов;
- Использование дизайн проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
- Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
- Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д).
- «минутки общения».
- Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп.
- Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.)
- Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:
- Развивающие игры;
- Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
- Динамические игры познавательного содержания;
- Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
- Создание проблемных ситуаций;
- Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- Познавательные беседы;
- Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
- Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
- Обследование различных предметов;
- Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- Создание ситуации проектирования (метод проектов)4
- Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.
1.3 Характеристики особенностей развития детей.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста являет¬ся проявление произвольности всех психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо¬мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок. Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для развития фантазии. Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.
• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.
• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).
• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.
1.4 Организация предметно – пространственной среды развития детей.
Предметно – развивающая среда: Сфера познавательно – речевого развития; Сфера художественно – эстетического развития; Сфера физического развития; Сфера социально – личностного развития.
- Уголок природы (растения, аквариум, живые объекты).
- Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника).
- Центр экспериментальной деятельности.
- Центр изобразительной деятельности.
Организация предметно – пространственной среды развития детей:
Сферы | Виды деятельности | Среда развития детей | ||
Центры | Предметное насыщение | Назначение | ||
Физическая. | -основные движения животных; -подвижные экологические игры; -корригирующая гимнастика; -артикуляционная гимнастика; -пальчиковая гимнастика; -дыхательная гимнастика. | Спортивный уголок «Спортландия». | Спортивный комплекс. Маски животных и птиц для подв. игр. Мячи разных размеров, массажные мячи, скакалки, обручи. Нестандартные дорожки для коррекции стопы. | Формировать положительное отношение к здоровью в активной самостоятельной двигательной деятельности. |
Художественно- эстетическая. | -пение голосами птиц, животных; -слушание музыки леса, моря и пр.; -танцы, хороводы. - драматизация сказок; -театрализованная игра. | Музыкально – театрализованный уголок. | Демонстрационные картинки. Театры: Разнообразные виды театров (настольные, пальчиковые, варежковые, бутылочный, би-ба-бо) Маски персонажей сказок, Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, театральные атрибуты и др.) Магнитофон, кассеты с записями детских песен о природе, сказок, звуков природы. | Развивать у детей интерес к жизни животных, птиц, растений. |
- изготовление поделок, игрушек, построек. | Уголок преобразования «Фантазёры» | Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и прочее.) Изобразительные материалы: кисти, краски, восковые мелки, цветные карандаши. Раскраски, трафареты, печати. Пластилин, проволока, тесьма и пр. Строительные наборы разного вида. | Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца для изготовления домика животным, леса и прочее. | |
Познаватель -но-речевая | -наблюдение за природными и социальными явлениями; -опыты, Экспериментирование с различными веществами, приборами и материалами. -решение проблемных ситуаций, -труд природоведческого характера. | Уголок познавательно – исследовательской деятельности «Почемучки». | Аквариум. Создана среда для детского экспериментирования (глобус, карта, наборы открыток, магниты, лупы, песок, вода, мини огороды на подоконнике). Растения, животные (хомячок, черепаха) в соответствии с возрастными рекомендация -ми. Оборудование для труда на природе. | Расширять познавательный опыт и использовать его в трудовой деятельности. |
-познавательное чтение и общение; -решение проблемных ситуаций из жизни; -прослушивание; -обсуждение; -демонстрация, рассматривание. | Книжный уголок. | Художествен-ная литература. Альбомы. Иллюстрации, рисунки. | Воспитывать интерес и любовь к книге о природе, животных, литературному, народному творчеству. | |
-словесные игры; -сенсорные игры; -настольно – печатные игры; -игры забавы. | Игровой уголок. | Разрезные картинки. Пазлы. Лото, домино, мозаика. | Развивать активное речевое общение детей. Формировать положительные взаимоотноше - ния между детьми. | |
Социально – личностная. | -игровая. | Уголок сюжетно –ролевой игры. | Атрибуты, предметы, материалы, игрушки для сюжетно – ролевых игр: «дом», «семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Супермаркет», «Вет. лечебница», «Корабль». | Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям, к детям, животным. |
1.5 Планируемые результаты реализации программы.
По окончанию курса программы «Юные друзья природы» предполагается развитие следующих компетенций ребёнка:
Коммуникативная компетенция – умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям.
Социальная компетенция – владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребёнка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.
Валеологическая компетенция – признание ребёнком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Познавательная компетенция – наличие у ребёнка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.
Творческая компетенция – развитость творческих особенностей ребёнка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе её преобразования создать новый, оригинальный продукт.
Критерии результативности обучения:
- Знание о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
- Знание о растительном мире, произрастающем на участке детского сада, огороде;
- Знание о неживой природе;
- Знание о временах года;
- Отношение к миру природы;
- Человек и природа.
Рекомендуемый результат .
Познавательно – речевое развитие. | ||
Деятельностно – коммуникативная составляющая. | Предметно – информационная составляющая. | |
В сфере естественнонаучных представлений, экологической культуры ребёнка. | - умение наблюдать за отдельными объектами родного края, сравнивать, делать умозаключения; - умение составлять описательные рассказы о растениях, животных, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения; - умение выражать эмоциональное отношение к природе (объектам и явлениям) средствами художественной выразительности; - умение вычленять простейшие закономерности между отдельными компонентами и целостными природными, и социальными; - желание понимать свои собственные чувства и действия; способность к самонаблюдению; - умение анализировать своё поведение, сопоставлять его с социально приемлемыми способами поведения в различных ситуациях; - умение планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. | - представления о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека целостности; - представления о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере экосистем родного края), о взаимосвязи между способами питания, местами обитания и внешними условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей; - представления об экологически целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведения в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе; - представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями. |
Ценностно – ориентационная составляющая. | ||||
Сфера | Отношение к себе. | Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники). | Отношение к разным видам деятельности. | Отношение к миру (ближайшее пространство). |
Естественно - научные представления и экологическая культура. | - открытия своего «Я», выделение себя из мира природы; - представление о желаемом и возможном, о том, что значит помочь, сохранить, знать. - появление эмоционального отклика на совместную деятельность с детьми и взрослыми, сопричастности к общим делам; - ответственность. | - возникновение стремления самому сделать то, что позволит сохранить, поддержать жизнь объектам живой природы; - сопереживание объектам природы; - отношение к окружающим людям в соответствии с морально-нравственными нормами и правилами; - осознание нравственной ценности поступков людей. | - потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счёт приобщения к тому, что известно и неизвестно; - переживание радости экспериментирования и открытия нового; - гордость за свой успех в экологически целесообразной деятельности. | - стремление бережно относится к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; - способность к экологическому отношению к окружающему миру; - доверительное отношение к миру; - интерес к настоящему и прошлому в социокультурном окружении, окружающем мире. |
2.Содержательный раздел
2.1 Описание содержание программы
Описание содержание программы 1 года обучения состоит из 4 разделов:
1 раздел: «Деревья».
2 раздел: «Птицы».
3 раздел: « В мире животных».
4 раздел: «Растения».
В каждом разделе несколько тем занятий, соответствующих данному разделу содержания. На занятиях кружка «Друзья природы» используется большое разнообразие форм проведения занятий.
В первую очередь, это занятия, на которых у детей формируется система элементарных знаний. Обучение осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. Используются наблюдения, просмотр фильмов, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.
Не менее важной формой организации экологического образования являются экскурсии и прогулки. Во время прогулок систематически проводятся фенологические наблюдения за отдельными предметами природы, организуются эвристические беседы.
Большое место в программе по экологическому образованию отводится практической трудовой деятельности.
Ежемесячно проводится анализ полученных знаний и навыков, подводятся итоги в форме создания продуктивной деятельности.
Описание содержание программы 2 года обучения:
Второй год обучения состоит из проектной деятельности воспитателя, ребёнка и родителя.
Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Проект состоит из основных этапов:
1. Наблюдения.
2. Изодеятельность, изготовление поделок.
3. Исследование.
4. Труд.
5. Игры и театральная деятельность, развлечения.
6. Художественная литература.
7. Моделирование (2 часа).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологической направленности.
Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объём исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
2.2 Тематическое планирование
1 год обучения (старшая группа).
№ п/п | Тема | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теория | практика | |||
Раздел 1. Деревья детского сада. | 9 | 6 | 3 | |
1. | Введение. | 1 | 1 | - |
2. | Экскурсия – путешествие по территории д\сада «Деревья бывают разные…» | 2 | 1 | 1 |
3. | Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан». | 2 | 1 | 1 |
4. | Занятие «Лесная сказка» (этажи леса). | 1 | 1 | - |
5. | Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он». | 2 | 1 | 1 |
6. | Литературный час. | 1 | 1 | - |
Раздел 2. Птицы | 8 | 5 | 3 | |
7. | Экскурсия «Наши пернатые гости». | 1 | 1 | - |
8. | Занятие «Почему птицы бывают перелетные?» | 2 | 1 | 1 |
9. | Занятие «Дятел – президент зимующих птиц» | 1 | 1 | - |
10. | Театрализованное действие «Покормите птиц зимой!» | 3 | 1 | 2 |
11. | Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» (сочинение своей загадки) | 1 | 1 | - |
Раздел 3. В мире животных. | 8 | 5 | 3 | |
12. | Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?» | 1 | 1 | - |
13. | Занятие «Путешествие в зимний лес». | 2 | 1 | 1 |
14. | Занятие «Домашнее задание: Мой домашний любимец» | 1 | 1 | - |
15. | Создание конусного театра «Зимовье зверей». | 1 | - | 1 |
Раздел 4. Растения д/сада. | 11 | 5 | 6 | |
16. | Занятие – путешествие «Комнатные Растения ». | 1 | 1 | - |
17. | Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение). | 2 | 1 | 1 |
18. | Занятие - наблюдение «Зеленый лук – от 100 недуг» ( в воде и в земле). | 3 | 1 | 2 |
19. | Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой». | 2 | 1 | 1 |
20. | Занятие «В гостях у Красной книги». | 1 | 1 | - |
21. | «Гербарий растений территории д/сада» | 2 | - | 2 |
Выход: Гербарий растений детского сада. | ||||
Итого занятий за год: | 35 | 20 | 15 |
2 год обучения (подготовительная группа).
Проект «Дерево жизни». | 9 | 2 | 7 | |
1. | Экскурсия-поиск «Самое главное дерево леса». | 1 | 1 | - |
2. | Практическое занятие: «Подарок для дерева» | 1 | - | 1 |
3. | Исследование: «Дерево бывает…» | 1 | - | 1 |
4. | Занятие:«Что нужно дереву для здоровья?» | 1 | - | 1 |
5. | Театральная деятельность: «Дерево готовится к зимнему сну» | 1 | - | 1 |
6. | Занятие: «Письмо для дерева от детей» | 1 | 1 | - |
7. | Практическое занятие: «Макет дерева жизни» для группы. | 3 | - | 3 |
Проект «Зимующие птицы» | 9 | 5 | 4 | |
8. | Занятие-наблюдение «Определи лучшего пернатого певца» | 1 | 1 | - |
9. | Занятие «Зимующие птицы» | 1 | 1 | - |
10. | Изодеятельность «Пестрый мир птиц» | 1 | - | 1 |
11. | Труд «Покорми птиц зимой» | 2 | - | 2 |
12. | Литературное занятие «Интересное из жизни птиц» | 1 | 1 | - |
13. | Исследование «Для чего птицам перья?» | 1 | 1 | - |
14. | Практическое занятие: «Моя птица лучше!» | 2 | 1 | 1 |
Проект «Животные леса» | 9 | 3 | 6 | |
15. | Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки» | 1 | 1 | - |
16. | Изодеятельность «По рассказам писателя» | 1 | - | 1 |
17. | Наблюдение «Угадай чьи следы?» | 1 | 1 | - |
18. | Исследование: «Волк хороший или плохой?» | 1 | 1 | - |
19. | Игра – развлечение: «Цепочки» | 1 | - | 1 |
20. | Поделки «Лесные животные». | 1 | - | 1 |
21. | Практическое занятие: «Опушка леса». | 3 | - | 3 |
Проект «Огород на подоконнике» | 9 | 3 | 6 | |
22. | Исследование «Для чего людям растения?» | 1 | 1 | - |
23. | Труд «Посадка рассады» | 1 | - | 1 |
24. | Наблюдение+изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки» | 3 | 1 | 2 |
25. | Развлечение «Весна пришла…» | 1 | 1 | - |
27. | Труд «Подготовка гряд и клумб» | 1 | - | 1 |
28. | Высадка рассады. | 2 | - | 2 |
Итого занятий за год: | 36 | 13 | 23 |
2.3 Мониторинг результатов реализации программы
Оценивание уровня достигнутого ребёнком образовательного результата может проводиться через:
- организацию педагогического наблюдения,
- открытые мероприятия для детей и родителей,
- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями),
- создание проектов,
- выращивание растений на территории детского сада.
3. Организационный раздел
3.1 Регламент образовательной деятельности
Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), и подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 10 - 15 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.
Общее количество занятий в год – 35 часов, общее количество занятий за 2 года, предусмотренных программой 71 часа.
Количество детей, занимающихся в кружке 10 - 12
Содержание курса 1 года обучения.
1 раздел: Деревья.
На занятиях дети знакомятся с разнообразием видового состава деревьев детского сада, поучаствуют в походе здоровья, познакомятся с «этажами2 леса, узнают о пользе дерева для человека и животных, сделают аппликацию дерева из сухих листьев и прослушают стихи, рассказы, песни о деревьях, также сами попробуют придумать своё стихотворение. Всё это будет оформлено в книжке – малышке для детей.
Темы:
- Введение «Расскажи другу сказку».
- Поход на полдня «Тропа здоровья».
- Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан».
- Занятие «Лесная сказка» (этажи леса) и «Рябина и Рябинка».
- Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он».
- Литературный час.
2 раздел: Птицы.
Знакомство с перелётными и зимующими птицами, особенностями их строения, окраски, питания. Дети узнают, как живут птицы зимой, покажут театрализованное действие, научатся дома с родителями делать кормушки, а также попробуют сочинить загадку о птице. Итогом нашей деятельности будет фотоальбом.
Темы:
- Экологический КВН «В союзе с природой».
- Занятие «Почему птицы бывают перелётные?»
- Занятие «Дятел – президент зимующих птиц».
- Театрализованное действие «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц).
- Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» (сочинение своей загадки).
3 раздел: В мире животных.
Подробнее познакомимся с домашними и дикими животными, узнаем о жизни животных зимой, понаблюдаем за животными уголка природы, научимся правильно за ними ухаживать, смастерим конусный театр. Выходом нашего раздела будет альбом «Домашние любимцы» и конусный театр «Зимовье зверей».
Темы:
- Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?»
- Занятие «Путешествие в зимний лес».
- Занятие «Домашнее задание: мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном).
- Создание конусного театра «Зимовье зверей».
4 раздел: Растения.
Знакомство с комнатными растениями, с фазой цветения. Польза зелёного лука для человека, выращивание его разными способами. Наблюдение за одуванчиком, весенним цветком. Познакомимся с Красной книгой и её важным значением в жизни растений и животных, соберём и оформим гербарий лекарственных растений детского сада, что будет показателем эффективной работы раздела растения.
Темы:
- Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы».
- Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение).
- Занятие – наблюдение «Зелёный лук – от 100 недуг» (в воде и в земле).
- Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой».
- Занятие «В гостях у Красной книги».
- «Гербарий лекарственных растений территории детского сада.
Содержание курса второго года обучения.
Второй год обучения состоит из проектной деятельности воспитателя, ребёнка и родителя.
Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.
1 проект: «Дерево жизни».
В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.
Темы занятий:
- Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
- Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
- Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
- Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
- Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
- В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
- Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».
2 проект: «Зимующие птицы».
В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»
Темы занятий:
- Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
- Занятие «Зимующие птицы».
- Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
- Труд «Покорми птиц зимой».
- Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
- Исследование «Для чего птицам перья?»
- Практическое занятие: «Птички – невелички».
3 проект: «Животные леса».
Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.
Темы занятий:
- Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
- Изодеятельность «По рассказам писателя».
- Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
- Исследование: «Волк хороший или плохой?»
- Игра – развлечение: «Цепочки».
- Поделки «Лесные животные».
- Практическое занятие: «Опушка леса».
4 проект: «Огород на подоконнике».
Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.
Темы занятий:
- Исследование «Для чего людям растения?»
- Труд «Посадка рассады».
- Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
- Развлечение «Праздник цветов».
- Труд «Подготовка гряд и клумб».
- Высадка рассады и уход за ней.
3.2 Взаимодействие с родителями
Просветительская и профилактическая работа с родителями ведется через «Уголки для родителей»,индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года родители имеют возможность познакомиться с материалом об особенностях развития экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Формы работы с родителями:
- Консультации о подборе развивающих игр для детей соответствующего возраста.
- Индивидуальные беседы с рекомендациями.
- Разъяснительная и образовательная работа.
- Изготовление совместно с родителями проектов.
Приложение 1
Конспект занятия: «Дятел – президент зимующих птиц».
Программное содержание:
- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц.
- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.
- Развивать внимание и память детей.
- Учить сравнивать и анализировать, делать обобщения.
- Учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.
Оборудование:
Картинка «ворона», «воробей», «снегирь», «синица», «сова», «клёст», «дятел», «сорока». Картинки гнездо сороки, гнездо синицы, дупло дятла.
Аудиокассета: любая спокойная музыка.
Ход занятия:
В: Ребята, хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента выбирали? Каким должен быть президент (красивым, добрым, трудолюбивым, весёлым, бойким и т.д.)? Президент должен находиться в лесу круглый год и вот кандидатами стали зимующие птицы. Перечислите мне их.
Д: Ворона, воробей, снегирь, дятел, сова, сорока, синица, клёст.
(В: выставляет картинки с изображением птиц.)
В: Сову, клеста и снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Д: Сова – недобрая, хищная птица. Она может обижать птиц и зверей. Днём она спит.
Клёст – живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У клеста клюв крючком – это не всем может понравится.
Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень снегирь проводит в северных лесах.
(В: убирает картинки «совы», «клеста», «снегиря».)
Игра – конкурс «Птичьи моды».
В: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы ребята посмотреть, как это происходило, и по участвовать в этом конкурсе?
В: повторяйте за мной:
На одной ножке покручусь
И в зимующую птицу превращусь.
Дети повторяют и выстраиваются в 1 шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку. Дети начинают двигаться по комнате, изображая модниц – птиц. Воспитатель время от времени выключает музыку и дети принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – все порхают, на носочках кружатся и по окончанию музыки садятся на стулья.
В: Именно так всё и было. Конкурс показ мод выиграли сорока, синица и дятел. Ворону и воробья птицы посчитали не очень нарядными в серых «платьях».
(В: убирает картинки этих птиц)
В: Победителями оказались сорока, синица и дятел. Как вы думаете почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красиво оперение сравнивать с человеческой одеждой?
Д: или В: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья к неё чёрные, а жилеточка белая. Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.
Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно – синяя шапочка.
Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях рукавичках – былые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины чёрные. На голове у дятла красный беретик.
В: Остались только 3 птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли сорока, синица и дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.
(Выставить картинки гнёзд.)
В: У кого какое гнездо опишите?
Д: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.
В: От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.
Д: У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синички приносят пух, перья, шерсть, волоски и кусочки ваты.
В: Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.
Д: У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.
В: Дятел выдалбливает своё дупло целых 2 недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.
Думали – думали птицы и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали всё таки 2 самых тёплых, сухих, уютных дома. Как вы думаете, чьи они были?
Д: Выбрали гнездо сороки и дупло дятла.
(Убрать картинку гнезда синицы и синицу)
В: Что бы зрители птицы не заскучали сорока и дятел решили их не много потешить, показать им свои музыкальные способности.
Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та».
В: Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.
Воспитатель произносит слог «ча», на каждый слог хлопает в ладоши, дети повторяют и стараются не нарушить ритм.
В: А лесной барабанщик – дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та. Дети выстукивают пальчиками барабанный ритм.
В: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте и вы так повеселиться.
Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты».
Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают влево – вправо.
В: В заключение птицы попросили сороку и дятла рассказать какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?
Д: Сорока рассказа, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.
В: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это не хорошо!
Д: Дятел – очень полезная птица. Её называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жучков и бабочек.
В: Что случилось бы с лесом, если бы в нём не было дятлов?
Ответы детей.
В: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран …
Д: Дятел!
(В: убирает картинку сороки)
В: Дорогие ребята, зимующие птицы просили меня передать вам спасибо за доброту и ласку, за то, что их кормушки зимой никогда не пустуют.
Приложение 2
Прогулка «Рябина и рябинка».
Цель: Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить детей сравнивать, находить общее и отличия, и обобщать.
Ход прогулки:
Восп.: Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите её когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?
Дети: Рябина растёт в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.
Восп.: Почему люди сажают рябину около дома так, что её из окна видно?
Д: Чтобы ягоды есть, любоваться её красотой.
В: Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина – так о ней поётся в песнях. Красивы и её листья, причём в разное время года. Сейчас они зелёные, скоро будут жёлтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А ещё за что любят рябину?
Д: Из её ягод варенье варят, чай заваривают.
В: Кто ещё любит ягоды рябины?
Д: Птицы: снегири, свиристели, вороны.
В: Рябине в народном календаре посвящён праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему её сажали под окнами. Давайте сорвём небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем её ленточкой: пусть она оберегает наш дом: детский сад.
(Идём к зарослям пижмы)
В: Как называется это растение? В народе его называют дикая рябинка. Посмотрите внимательно на неё и на веточку рябины. Чем они похожи?
Д: Листья такие же.
В: А какого цвета их листья? Сверху, а снизу?
Д: Сверху тёмно – зелёные, снизу у пижмы – сероватые.
В: опишите цветки пижмы.
Д: Они похожи на ярко - жёлтые пуговки, собранные вместе. Так же как ягоды у рябины.
В: А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит всё шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?
Д: У неё листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины – в виде зонтика.
Воспитатель предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы ещё раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить её с рябиной – оберегиней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа «Мы – друзья природы»
Конкурсная программа «Мы – друзья природы»...
Авторская программа "Мы - друзья природы"
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. У детей формируется представление о Красной книге, заповедниках; зимующих и перелетных птицах; углубляются и конкретизируются знани...
Программа " Мы друзья природы"
Программа дополнительного образования во 2-ой младшей группе "Мы друзья природы"...
Музейно - образовательная программа "МЫ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"
Данная образовательная программа предполагает формирование общей культуры личности ребёнка и способствует общему экологическому образованию детей....
Программа кружка"Друзья природы"
Рабочая программа по экологическому воспитанию"Друзья природы"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы»
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего ...
Рабочая программа кружка "Друзья природы"
Кружок "Друзья природы" напрафленн на формирование экологической культуры детей посредством опытно-зкспериментальной деятельности....