Организованная образовательная деятельность "Что такое деньги?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создать условия для знакомства с деньгами, их историей.
Программные задачи: образовательная: познакомить с деньгами;
развивающие: расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения делать выводы в исследовательской деятельности; формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях; воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду; бережное отношение к деньгам.
Оборудование: коробочка с деньгами, ракушкой, проектор, мольберт, емкость с водой, кошельки
Ход занятия
Воспитатель: Дети, проходите. Посмотрите, сколько пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). А вы хотите поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель: Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова: «Мы ребята просто класс, Всё получится у нас!»
Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)
Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)
Дети: (Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда денежки.
Дети: Деньги, ура!
Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей, 5 копеек.
Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
Дети: Да.
Воспитатель: А где вы сталкивались? Ребята, почему среди денег оказалась ракушка? Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже интересно – почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?
Дети: размышляют.
Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Если что – то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: В газете, книгах …
Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги. «Деньги – это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»
Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?
(Дети размышляют)
Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?
Дети: Нет.
Воспитатель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?
Дети: Из интернета.
Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека. Усаживаемся удобно у ноутбука. Всем удобно. Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим.
Презентация «История денег»
(слайд 1) Перед нами – первобытный человек.
(слайд 2) У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
(слайд 3) Двигаемся во времени дальше. Люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое.
(слайд 4) Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары.
(слайд 5) Но обменивать товары было очень сложно. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина.
(слайд 6) Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
(слайд 7) Такие деньги были не удобны. Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся. Одними из первых денег были раковины каури- моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Чем же были они удобны? Не портились, не теряли вида, легко носить с собой. За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. (слайд 8) Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. (слайд 9) Затем появились деньги похожие на современные.
(слайд 10) После металлических появились бумажные деньги. Вот такая история
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка? Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Дети: Металлические.
Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?
Дети: Нет.
Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. (Закрепление)
Физминутка
Воспитатель: А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
(Дети высказывают своё мнение)
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? У меня для вас открыта лаборатория.
Лаборатория
Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте)
Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1 эксперимент
Воспитатель: Давайте с вами попробуем сломать, порвать деньги.
ВЫВОД: монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2 эксперимент:
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод?
ВЫВОД : Монета не размокает от воды
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД: бумажная купюра легче. Ставим плюсик.
4 эксперимент: Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
ВЫВОД: бумажная купюра не выпадает из кошелька.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: А что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
(Дети размышляют)
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой? Уважаемые гости, поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.
Воспитатель: Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
А вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Продаётся или нет?»
Игра «Продаётся или нет?»
Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги. (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).
Воспитатель: А почему эти картинки остались. А что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно. А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…» Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи.
Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем: «Мы ребята просто класс, Получилось всё у нас! »
Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других...
конспект организованной образовательной деятельности "Такие разные пуговицы"
работа с пуговицами...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема:«Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: соде...
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» - формирование представлений детей младшей группы 3-4 лет о нормах поведения на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Программное содержание: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим...
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» - формирование представлений детей младшей группы 3-4 лето нормах поведения на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать в разговор; высказывать суждение так, чтобы оно было понятным окружающим; грамматически правильно...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Направление «Ознакомление с социальным миром» Тема: «Есть такая профессия - повар»
Предлагается вниманию конспект интегрированного занятия на тему "Повар" для детей с нарушением интеллекта....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшей группы (дети 2-3 лет) в рамках ежегодной общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра» по теме: «Что такое хорошо, что такое плохо».
В ходе занятия дети обобщили и расширили знания о хороших и плохих поступках, повторили и закрепили формы вежливых обращений с людьми....