Конспект проведения поисково-экспериментальной деятельности в подготовительной логопедической группе «Неизведанное рядом»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект проведения поисково-экспериментальной деятельности
в подготовительной логопедической группе «Неизведанное рядом».
Тема. Неизведанное рядом.
Программные задачи: обобщить знания детей о воде, о значении воды в жизни людей, животных, растений; продолжать знакомить детей со свойствами воды, ее различными состояниями; обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много интересного. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, грамматически правильно выражая это в речи, принимать оптимальные решения для решения проблемы, делать простейшие выводы. Воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.
Методы и приемы: игровой прием, вхождение в образ, слушание музыки, рассматривание макетов, вопросы к детям, загадывание загадки, сюрпризный момент, практические действия детей в опытах, приемы ТРИЗ: «Хорошо-плохо», «ММЧ», «Робинзон Крузо», «Метод оживления».
Оборудование: голубые накидки для детей, макеты цветка, песка, лужи на асфальте, музыкальный треугольник, настольная лампа, оргстекло, пипетки с закругленными краями, «черный ящик», самовар, чайные пакетики (зеленый, черный, каркадэ), сахар (песок, рафинад), одноразовые стаканы и ложки по количеству детей, фильтр для воды (песок, ватные диски, воронка), кукла Кап-Капыч, Капелька,ширма, бросовый материал, модели маленьких человечков.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель предлагает рассмотреть макет (ручеек – река – море) или глобус.
-Дети, посмотрите, как весело бежит этот ручеек. Бежит он издалека. Давайте внимательно прислушаемся, и мы узнаем много нового и интересного.
/Звучит музыка. В конце ее из-за ширмы появляется Капелька./
- Вы меня узнали?
- Да! Ты Капелька. Здравствуй!
-Здравствуйте, ребята. С меня начинается любой ручеек. У меня много сестричек, и мы любим путешествовать. Хотите отправиться в путь вместе со мной?
/Дети надевают голубые накидки, несколько детей берут музыкальные треугольники. Воспитатель надевает шапочку тучи. Становятся в круг./
Воспитатель:
- Жила – была на небе туча-мама. У нее было много детей-капелек. Она их отпускала гулять на землю и давала наказ вести себя хорошо. Капельки отправлялись на землю. Дети, как называется это явление? /- Дождь./
Игра «Хорошо - плохо».
/Под музыку дождя и звуки музыкальных треугольников дети двигаются по группе, в конце музыки садятся или становятся рядом с макетами цветка, песка, лужи на асфальте./
- Расскажите, Капельки, куда вы упали? Что стало с теми, на что вы попали?
1-я Капля:
- Я упала на цветок. И он перестал увядать. /Ребенок капает из пипетки каплю воды на кусок оргстекла./
2-я Капля:
- Я упала на песок. Он был сыпучим, а стал мокрым. Теперь дети могут строить из него замки. /Ребенок капает из пипетки каплю воды на кусок оргстекла./
3-я, 4-я, 5-я, 6-я Капли:
- Мы упали на асфальт, и получилась лужа. /Дети капают капли воды из пипетки на оргстекло./
7-я, 8-я Капли:
- А мы соединились в ручеек и бежим к реке. /Дети капают капли воды из пипетки./
Воспитатель:
- Тут над землей засветило солнце, и мама позвала Капелек назад домой. /Дети становятся в круг./
- Что произошло с каплями? / - Они испарились./
- Давайте проведем опыт: капельки воды – небольшую лужицу – поставим под лампу-солнце. А через некоторое время проверим, так ли это.
Капля:
- Мне пора возвращаться домой. Прощайте, друзья! / Дети снимают накидки./
Воспитатель:
- Давайте послушаем, о чем еще нам расскажет ручеек.
/Дети слушают музыку. Из-за ширмы появляется Кап - Капыч./
Кап-Капыч:
- Здравствуйте, ребята. Я – Кап – Капыч, давно с вами знаком, потому что живу в водопроводной воде. А вы знаете, для чего людям нужна вода? / - Стирать, готовить еду, мыть посуду, полы, мыть руки, умываться./Ответы сопровождаются показом действий.
Кап-Капыч:
- Знаете, ребята, почему я такой грустный? Посмотрите, какой стала вода? Грязной. Поэтому я грустный.
Воспитатель:
- Дети, что нужно сделать, чтобы вода опять стала прозрачной? /Ее надо очистить./ Метод «Робинзон Крузо»./ Дети выбирают материал, с помощью которого можно профильтровать воду./
- Правильно. Давайте поможем Кап - Капычу. Кто знает, как сделать фильтр? Посмотрите. Надо взять воронку, положить внутрь ватные диски или бумажную салфетку, насыпать чистый песок и тонкой струйкой перелить грязную воду через воронку. /Этот опыт проводить с участием детей./ Посмотрите, какая теперь стала вода? /- Вода опять стала чистой, прозрачной./
- Очищать воду нам помогают и вот такие фильтры. У кого из вас они есть дома? Для чего они нужны? Давайте подарим наш фильтр Кап-Капычу, чтобы он жил в чистой воде.
Кап-Капыч:
- Спасибо, друзья, до свидания.
/ Слышится звук капели./
Воспитатель:
- К нам кто-то стучится, вы слышите? Никого нет, но тут «черный ящик». Что же в нем? Смотрите, здесь что-то написано:
- Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Посмотрите-ка сюда – у него внутри вода,
Из-под крышки вышел пар.
Что же это?.. ( Самовар.) /Воспитатель достает Самовар из ящика./
Ну-ка, дайте все ответ:
Пар – водичка или нет?
- Дети, а вы знаете, как образуется пар? Давайте это покажем при помощи «маленьких человечков». / Показать модели и вспомнить, что они обозначают./ Дети изображают процесс превращения воды в пар. Вывод: нагреваясь, вода кипит, и часть жидких человечков превращается в газообразных человечков - пар, а пар перемещается свободно.
Воспитатель:
- Дети, как называется вода в самоваре или чайнике? /Кипяток./ Где используют такую воду? /Готовят чай, варят суп, просто пьют кипяченую воду./
- Давайте сейчас приготовим чай. Какого цвета вода в самоваре? /Воспитатель наливает воду в стаканы и предлагает детям опустить в свой стакан чайный пакетик./
- Дети, почему у вас в стаканах вода стала разного цвета? / Потому что в пакетиках разный чай, и вода окрасилась в разные цвета./
- Теперь положите сахар, посмотрите, что с ним происходит? /Он растворяется./
/Эту часть можно провести, если будет время. Если нет, то сразу переходить к итогу./
- Вот и подошло к концу наше интересное путешествие вместе с ручейком. Дети, вам оно понравилось? А что вы запомнили о воде? Что еще хотели бы узнать? Давайте ваши пожелания запишем в нашу книгу «Почемучка», и в следующий раз опять отправимся в увлекательное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной логопедической группы (на основе интеграции математики, музыки и логопедии) «Сокровища старого замка».
Формирование положительной мотивации к школьному обучению...
Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...
КОНСПЕКТ проведения занятия по экологии в логопедической группе
Утверждаю заведующий ФГКДОУ Детский сад №13КонспектПроведения занятия в старшей логопедической группе по развитиюречи, по теме: Весна красна.Воспитатель: Максимова Т.Н.Присутствовало: 10 детей Дата пр...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность» (подготовительная логопедическая группа)
Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редак...
Справка О результатах проведенной оценки качества образовательной деятельности подготовительной логопедической группе для детей от 6 – 7 лет за 2017 -2018 учебные года
СправкаО результатах проведенной оценки качества образовательной деятельности подготовительной логопедической группе для детей от 6 – 7 летза 2017 -2018 учебные года...
Организованная образовательная деятельность "Экспериментирование в изо деятельности" подготовительная логопедическая группа
Развитие познавательной активности у детей в процессе экспериментирования посредством использования нетрадиционных техник рисования....
План- сценарий Образовательной деятельности подготовительной логопедической группе с применением ИКТ технологий (интерактивная доска).
План- сценарийОбразовательной деятельности подготовительной логопедической группе с применением ИКТ технологий(интерактивная доска)....