Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Браун (Климова) Екатерина Витальевна

Организация непосредственно – образовательной деятельности.

Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствами льда, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы. Данный материал будет полезен воспитателям средних групп детских садов. 

Цель: Создание условий для расширения представлений детей о свойствах  воды, через познавательно- исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:познакомить со свойствами льда, как твёрдого вещества. 

Закрепить метод «маленьких человечков»; Закрепить умение анализировать свойства объектов, делать выводы.

Закрепить умение детей работать с моделями.

Содействовать умению выделять в объектах положительные и отрицательные стороны. Закрепить знания о правилах безопасности в природе.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять.

Совершенствовать умение детей логически излагать свои мысли.

Воспитательные. Продолжать воспитывать организованность.  

Предварительная работа:

Беседы с детьми, наблюдение и эксперименты с водой, рисование героев для авторской сказки «История капельки воды», чтение сказки «Что увидел гномик Почвовед в микроскопе». 

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое».

Активные виды деятельности:

игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ».

коммуникативная деятельность: объяснение, вопросы, рассуждения.

познавательно-исследовательская деятельность: проведение обследования объектов при помощи «помощников умной головы».

Методы и приёмы: словесный, наглядный (приём моделирование),  (Демонстрация наглядного пособия видеофильма «История капельки воды»).практический (метод исследование).

Материалы и оборудование: Демонстрационный: Ноутбук, интер- доска, мольберт, универсальное дидактическое пособие.

Раздаточный: пластиковые баночки, молоточки, контейнеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_lyod.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида "Радуга"

Конспект НОД по познавательному развитию

С использованием ТРИЗ технологий

для детей средней группы.

Тема: «Истории капельки воды – таянье льда»

Составила: воспитатель

Климовой Ек.В.

Югорск 2018

Организация непосредственно – образовательной деятельности.

Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствами льда, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы. Данный материал будет полезен воспитателям средних групп детских садов. 

Цель: Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать умению детей определять свойствами льда.

Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое и из твёрдого в жидкое.

Развивающие:

Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять, сравнивать характерные признаки объектов неживой природы.

Воспитательные.

Предварительная работа:

Беседы с детьми, наблюдение и эксперименты с водой, рисование героев для авторской сказки «История капельки воды», чтение сказки «Что увидел гномик Почвовед в микроскопе».  

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое».

Активные виды деятельности:

игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ».

коммуникативная деятельность: объяснение, вопросы, рассуждения.

познавательно-исследовательская деятельность: Проведение простых опытов и экспериментов,  обследование объектов при помощи «помощников умной головы».

анализ, классификация, сравнение, обобщение.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный (приём моделирование),  (Демонстрация наглядного пособия видеофильма «История капельки воды»).практический (метод эксперимент).

: Перечисляется какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, фланелеграф, мольберт, кубы, подставки и т.д.).

Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, картины, но и указываются их авторы, количество, размеры.

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Материалы и оборудование: Демонстрационный: Ноутбук, интер- доска, мольберт, универсальное дидактическое пособие.

Раздаточный: пластиковые баночки.

I.Вводная часть.

 «Приветствие». Здравствуйте ребята, начнем этот день с ритуала радости. 

Мы в ладоши хлопаем: Хлоп – хлоп – хлоп.

И ногами топаем: Топ – топ, топ.

Настроение хорошее в маленькой стране,

Подарит улыбочка тебе и мне. (1 мин)

К нам сегодня хочет прийти необычный гость. Он приготовил для вас интересный вопрос.

(видео – 20 сек):

 Капелька воды: Перед вами стакан, тарелка и ситечко. В какой посуде меня можно принести? 

  1. Основная часть.

В: К нам в гости хочет прийти капелька воды. И она спрашивает, в чем её можно принести?

Ответы детей: в тарелке, в стакане.

Капелька воды придет к нам, если вы сможете принести в дуршлаге.  Как вы это сделайте?

 (В: А может при помощи значения признака температуры – изменить состояние воды? ).

Д:

В: Действительно, холод, мороз, низкая температура (синий градусник)  превращает капельку воды в льдинку.

А Лёд можно принести в дуршлаге.  Вот и капелька воды прибыла к нам в гости в виде льдинки.  Сегодня мы будем продолжать исследовать воду,

Вы уже изучали свойства воды?

Д: Да.

В: Давайте их повторим. О каком признаке объекта спрашивает этот  значок? (демонстрация значка признака части)

 Д: Этот значок спрашивает о признаке части.

В: Из каких частей состоит вода?

Д.: Вода состоит из ( молекул), человечков жидкого состояния. 

В: О каком признаке объекта спрашивает этот  значок? (зн. температуры)

Д: этот значок спрашивает о признаке температуры.

В: Какая вода по температуре.

Д: Вода по температуры разная: холодная, тёплая, горячая.

Ребята, лёд – это замёрзшая вода. А теперь мы узнаем свойства льда. Вода и лёд – это одно и тоже вещество в разных состояниях.  Как вы думайте свойства льдинки и капельки будут одинаковые или разные.

Д: (делают свои предположения). 

В: Давайте, мы проверим ваши предположения. Свойства капельки - льда мы так же узнаем через признаки.

Какой помощник умной головы нам нужен, чтобы получить информацию о признаке части?

Д: Помощник умной головы глаза смотрят и передают информацию о признаке части.

(если мы посмотрим на лёд под микроскопом).   Найдем значение признака части.

Д. Льдинка, какие у тебя есть части?

( Молекулы), маленькие человечки твёрдого состояния.  

Какой помощник умной головы нам нужен, чтобы получить информацию о признаке температуры?

Д: Помощник умной головы - руки трогают и передают информацию о признаке температуры.

Узнаем значения признака температуры льда. Потрогаем льдинки, и спросим:

Д. Лёд, какой ты по температуре?   Холодный.

А точную температуру мы можем узнать с помощью прибора -  термометр. Он измеряет температуру.  Посмотрите, Лёд действительно холодный, и умеет низкую температуру

В: Нашим помощникам умной головы нужно отдохнуть.

Глазками мы поморгаем, раз – два – три.

Глазками мы помигаем, раз – два – три.

Кулачки сожми и обратно разожми, раз – два – три.

И ладошки потери, раз – два – три.

Посмотрите, пожалуйста, на табличку и скажите, значения признака температуры признаки льда и воды различаются?

Д:

Скажите, пожалуйста, значения признака части льда и воды одинаковые.

Д:

(7 – 10 мин)

Моделирование маленькими человечками.                   

      Превращаемся в человечков твёрдого состояния – изображаем лёд. Воспитатель предлагает детям встать близко друг к другу и крепко взяться за руки.

Как вы крепко держитесь за руки. Вас не оторвать друг от друга. Вы очень дружные и сильные.

      Вот и во льду живут такие же дружные твердые человечки.

А теперь мы сами превратимся в маленьких человечков объекта вода жидкие человечки, хотя и держатся друг за друга, но не так крепко, как твердые. Они не такие послушные. Поэтому жидкость не сохраняет свою форму.(2 мин)

                         

Положим все льдинки в одну ёмкость.  И капелька воды хочет вас порадовать и показать свою историю. Мультфильм, для которого вы сами создали героев.

(Видео «История Капельки воды). До момента наступления зимы (3 мин) .

Физ. Мин. Вода очень нужна всему живому. Мы встанем со стульчиков, превратимся в маленькие семечки, я вас полью водичкой, вы растёте – растёте и вырастаете большими и сильными (3 раза).

В: Капелька водички очень просит нас нарисовать её портрет на волшебном экране. Чтобы нарисовать портрет капельки нужно, чтобы она превратилась из льдинки в воду. Поможем ей, ребята? Как мы можем это сделать? 

Д: изменить температуру, положить в тепло, добавить горячей воды.

В: Мы добавим тёплую воду в наши емкости и посмотрим, растает ли наш лёд.

(Добавляем воду в ёмкости).

В: Что происходит со льдом?

 А температура воды на термометре (посмотрим на термометр) увеличилась, вода стала теплее.

Значит, изменяя значение признака температуры, мы изменяем состояние воды.

Д: А теперь нарисуем портрет капельки воды, которая у нас сегодня гостит, на волшебном экране.

Вспомним стишок, который поможет это сделать.

Если мы рассмотрим что – то

Это что – то для чего – то

Это что – то из чего - то

Это что – то часть чего – то

С этим что – то было что – то

Что – то будет с этим что – то

Что – то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри…

Если мы рассмотрим что – то ( берем объект капельку воды).

Это что – то для чего – то ( рассмотрим функции объекта для чего нужна вода).

С этим что – то было что – то ( каким объект был в прошлом, когда он пришел к нам в гости? ) - льдинкой

 А что будет с капелькой в будущем мы узнаем на следующем занятии.

  1. Рефлексия.
  1. Что мы делали на занятии?
  2. Зачем мы это делали.
  3. Что у нас получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Путешествие страну Рельефия».

Совместная деятельность с детьми "Путешествие в страну "Рельефия" способствует осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира,...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Зимушка - Зима»

Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации детей средней группы через создание интерактивной игры.Задачи:Образовательные: ·           о...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «В гости к Лесовичку»

Цель: создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение сист...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей подготовительной группы. Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алго...