Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей подготовительной группы. Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алгоритма причинно-следственной связи.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять понятия о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно-следственных связей);
- упражнять в умении составлять предложения с использованием сложно - подчиненных союзов;
- развивать умения детей осуществлять сравнение двух и более объектов по специфическим характеристикам и признакам;
Развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас детей, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;
Воспитательное:
Воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 460.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Конспект НОД по познавательному развитию
с использованием ТРИЗ технологий
для детей подготовительной группы.
Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»
Составила: воспитатель
высшей кв. категории
Горина Н. В.
г. Югорск. 2023 г.
Организация непосредственно – образовательной деятельности.
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алгоритма причинно-следственной связи.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять понятия о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно-следственных связей);
- упражнять в умении составлять предложения с использованием сложно - подчиненных союзов;
- развивать умения детей осуществлять сравнение двух и более объектов по специфическим характеристикам и признакам;
Развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас детей, развивать умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;
Воспитательное:
Воспитывать любовь к родному языку.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Активные виды деятельности:
- игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
- коммуникативная деятельность: беседа
- познавательно-исследовательская деятельность: установление причинно-следственных в процессе заполнения морфотаблицы.
Материалы и оборудование:
интерактивная доска для демонстрации модели таблиц, энциклопедия.
Предварительная работа:
работа со справочными таблицами, анализ ситуаций, в которых дошкольники сами устанавливают причинно-следственные связи.
Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):
№ | Этап занятия (структурные компоненты деятельности) | Действия участников НОД | ||
Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) | Деятельность детей (действия, примерные ответы) | Время | ||
1 | Вводная часть. | 7 мин. | ||
1.1 | Организационный момент | - Проходите ребята, давайте поздороваемся с гостями. Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие? - Давайте поделимся добром друг с другом! - Я отдаю свою частичку добра тебе…! - Теперь мы стали еще добрее. | Дети встают вокруг воспитателя. -Мы большие, послушные, добрые…. | 1 мин. |
1.2 | Мотивация. Организация направленного внимания. Художественное чтение. | - Послушайте отрывок из произведения С.Я. Маршака: Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи, Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник…. - О каком времени года говорится в стихотворении? - О каком месяце? | - О весне. - Месяц март. |
1 мин. |
1.3 | Погружение в тему. Интерактивная игра с морфотаблицей. | - Ребята, посмотрите на таблицу. В верхней строке я расположила названия времен года. А в первом столбце - 3 королевы природы, назовите их. | Работа с интерактивной доской. - Королевы Живой и Неживой природы и Королева Рукотворного мира. | 5 мин. |
- Внизу под таблицей - картинки с изображениями объектов и явлений. Нужно разместить эти картинки в ячейки таблицы, соотнося их с временем года и принадлежностью к миру природы или рукотворного мира. - Например, валенки. В каком сезону они нужны? К миру природы или к рукотворному миру относятся? | Дети совместно с воспитателем заполняют морфотаблицу. - Валенки нужны зимой - это 1-ый столбик морфотаблицы, к миру рукотворных объектов - это 3-я строка. | |||
Морфотаблица. | ||||
2 | Основной этап. | 20 мин | ||
2.1 | Постановка детьми цели. Коммуникативная игра «Все в мире перепуталось» | - Ребята, скажите, верно, ли утверждение: 1. «Началась капель, поэтому наступила весна». 2. «У меня промокли ноги, поэтому появились лужи». - Мы с вами на прошлых занятиях выяснили, что все в мире происходит закономерно. - Что нужно знать, чтобы доказать, верно ли утверждение или неверно? - Что будет причиной, а что следствием в моих утверждениях? утверждения не верны? - Какое правило мы знаем? - Что же нужно узнать, доказывая, что утверждение верно? - Итак, чтобы доказать верность утверждения нужна таблица причинно-следственных связей. А чтобы ее заполнить нужно вспомнить правило (алгоритм) установления причинно- следственных связей. | -Нет, эти утверждения неверны. - Нужно выяснить причину, почему произошло то или иное явление. 1. Причина - весна, следствие - капель. 2. Причина - лужи, следствие - ноги промокли. - Сначала появляется причина, а потом следствие. - Как причина влияет на следствие? 1. Выбираем объект. 2. Находим причину и следствие. 3. Ставим мостик с использованием «помощников». 4. Составим предложение. | 5 мин. |
2.2 | Динамическая пауза Физкультминутка | - Если нравится тебе, то делай так (кулачок правый попеременно левый накрыть раскрытой ладонью). Если нравится тебе, то делай так (попеременно правый/левый кулак с оттопыренным большим пальцем приставить раскрытую ладонь). Если нравится тебе, то делай так (попеременно: левая рукой дотронуться до носа, правая до левого уха). Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!» | Дети встают вокруг воспитателя. | 2 мин. |
2.3 | Познавательно- исследовательская деятельность. Заполнение морфотаблицы информацией из энциклопедии. | - С приходом весны пробуждается природа. В живой природе – просыпается медведь. Попробуем разобраться, а почему медведь зимой спит? - Какие разновидности медведей вы знаете, - Ребята, как вы думаете, а все ли медведи спят? - Чтобы получить точный ответ на этот вопрос, нам помогут таблица и дополнительная информация из энциклопедии о корме медведей. | -Медведь бурый, белый медведь, панда. Дети дают варианты ответов. Затем педагог читает факты о корме медведей из энциклопедии. На морфотаблице: по вертикали – виды медведей, по горизонтали – виды корма. При заполнении таблиц соотнести вид медведя и корм, которым он питается, заполнить ячейку – «впадает в спячку или нет». | 8 мин. |
2.4 | Коммуникативная деятельность. Работа с таблицей причинно-следственных связей. | - Посмотрите на заполненную таблицу. Назовите, какие разновидности медведей впадают зимой в спячку. - От чего зависит, что одни виды медведей зимой не спят, а другим необходимо спать? - Какую причинно-следственную связь мы установили? - Давайте за схематизируем наше высказывания в таблице причинно-следственных связей, используя символы. | - В спячку впадает зимой бурый медведь. Белый медведь и панда - не впадают. - От количества корма. - У медведя есть достаточно корма, поэтому она не впадает в спячку. Зимой отсутствует нужное количества корма, поэтому медведь впадает в спячку. - Корм – причина, спячка – следствие. | 5 мин. |
- Составьте по схеме предложение, используя «слова - мостики»: «поэтому», «потому что». - По какому признаку произошло это следствие? | - «Зимой пищи становится меньше, поэтому медведь впадает в спячку». - «Медведь впадает в спячку, потому что зимой пищи становиться меньше» | |||
3. | Заключительный этап. | 3 мин. | ||
3.1 | Рефлексия | Почему бурые медведи впадают в спячку? - Можно ли объяснить любое происходящее событие или явление? Как? | - Зимой для бурых медведей недостаточно корма. - Установить причину, выяснить следствие. | 3 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-950588-1614507150.jpg)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ-технологий для детей подготовительной группы Тема: «Этот великий космос»
Формировать у детей понятие принадлежности человека к мировому космосу....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-1107347-1599652906.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.
Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют свойства воды и знакомятся со свойствам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/09/picture-1107347-1599652906.jpg)
Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Путешествие страну Рельефия».
Совместная деятельность с детьми "Путешествие в страну "Рельефия" способствует осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира,...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-821051-1474895202.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием игровых технологий для детей второй группы раннего возраста «Зимнее путешествие».
Предлагаю конспект НОД с использованием игровых технологий на тему: "Зимние путешествие." 2 младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/16/picture-931905-1497602577.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Птицы – наши друзья»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-678472-1549617945.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Зимушка - Зима»
Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации детей средней группы через создание интерактивной игры.Задачи:Образовательные: · о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-678472-1549617945.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «В гости к Лесовичку»
Цель: создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение сист...