Конспект познавательно – исследовательского занятия в мини – музее для детей старшей группы «Чудо – дерево».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Келлер Татьяна Павловна

Цель:  Расширение  знаний детей о разнообразии деревьев, их свойств и изделиях из древесины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chudo-derevo.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно – исследовательского  занятия в мини – музее           «Чудо – дерево» (старшая группа).

                                                       Воспитатель Келлер Татьяна Павловна

Цель:

Расширение  знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствами и изделиями из древесины.

Задачи:

-Формирование умения видеть  взаимосвязь между деревьями, растениями и животными.

-Уточнение и расширение знаний детей о роли деревьев в жизни людей, животных.

Развивающие:

-Развитие внимания, мышления, умения логически рассуждать.

-Развитие познавательного интереса к окружающему в процессе экспериментирования, развитие любознательности.

-Развитие умения определять  и анализировать свойства, качества материала, его особенности.

Воспитательные:

-Воспитание умения работать в коллективе сверстников.

-Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

-Разработка моделей мини-музея -  макет дерева, экспонаты, изделия из дерева (игрушки, посуда, домашняя утварь),  из бересты, шишки.

-Рассматривание фотографий, картин о лесе,  парках,  деревьях; аппликация из листьев, рисование на тему «Осенний лес», просмотр диафильмов «Старичок-лесовичок», «Смоляной бочок».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня в нашу группу пришло СМС сообщение от сотрудников музея, что экскурсия в музей «Чудо-дерево» откладывается по техническим причинам.

Воспитатель. А может быть, мы проведём её сами? Варианты ответов детей(конечно, можем провести сами)

Воспитатель. А, где мы её можем провести?

Варианты ответов детей

(Мы можем её провести в группе, на улице и т.д.).

Воспитатель: Хорошо, я согласна с вами провести экскурсию в группе, у нас

всё для этого есть. Тогда сейчас я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. Сегодня наша экскурсия посвящена «Чудо - дереву». Приглашаю вас ребята в мини-музей «Чудо-дерево», мы вместе попробуем выяснить ,почему же люди называют дерево Чудом?».

Воспитатель. Приглашаю вас пройти в экспозиционный зал.

Перед детьми макеты деревьев, стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.

Воспитатель.  Дерево есть повсюду, его легко обрабатывать, а изящные изделия  из него пригодны  для различных целей. Из дерева делают красивые сувениры, подарки,  используют для оформления интерьера (показ сувенирных изделий, различных предметов для оформления интерьера).

Воспитатель.  Древесина бывает твёрдой и мягкой. Эти свойства учитываются при изготовлении разных вещей. Поделки делают из разных частей дерева.

Воспитатель.  Сейчас я загадаю вам загадки о разных частях дерева.

1.Загадка

 -Под землёю мы живём,

Влагу дереву несём. (Корни)

Рассматривают поделки из корней. Делятся впечатлениями, фантазируют.

Воспитатель. Ребята запомните, что корни для поделок нужно брать только

сухие. А почему здоровые корни нельзя трогать? Предположения детей

Воспитатель. Правильно, потому что дерево может погибнуть.

2.Загадка.

 -Дерева одёжка

Ствол хранит надёжно. (Кора)

Воспитатель.  Как вы думаете, из коры какого дерева есть здесь экспонаты?

Предположения  детей. Приходим к выводу, что это береза

Воспитатель. Кора берёзы называется береста, один из самых красивых и прочных материалов для изготовления украшений и плетней. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Найдите, что здесь сделано из бересты?

(Дети берут и рассматривают предметы посуды, обувь и различные плетёные изделия и рассказывают о них)

Воспитатель. Это лапти. Раньше в старину люди носили такую обувь. Их плели из лыка мочала, оно находится под корой у дерева. Как вы думаете, удобна ли была такая обувь? Предположения детей.  Делаем вывод.

Воспитатель. Правильно. Обувь жесткая, много дырочек - ноги промокнут, зимой холодно. А вот всеми вами любимые игрушки-матрешки, дудочки, свистульки.

Здесь представлены игрушки народных умельцев. Из чего сделаны они? (Из

дерева, они деревянные)

-Под корой у дерева находится древесина, это хороший материал для  строительства, изготовления мебели, деревянных поделок.  

3.Загадка.

Летом листочками мы зеленеем,

Осенью листья слетят – опустеем,

Знают ответ на вопрос этот детки,

Что есть у дерева? Это (Ветки).

  Дети находят экспонаты из веточек. Рассматривают, делают выводы, делятся впечатлениями.

4.Загадка

-Детки расселись на ветках

В коричневых рубашках

С орешками в кармашках (Шишки).

Дети рассматривают поделки из шишек.

Воспитатель.  И шишки и жёлуди - это подарки деревьев, их семена, а из них вырастают новые деревья.

Воспитатель. Ребята вы наверное устали, давайте поиграем?

Физминутка: «Ветер дуем нам в лицо».

                          Ветер дует нам в лицо,

                          Закачалось деревцо.

                          Ветерок всё тише, тише,

                          Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель. Предлагаю пройти в зал экспериментов. Здесь мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое дерево, его свойства. Но сначала повторим правила безопасного поведения при  проведении экспериментов.

Правила поведения в лаборатории.

1.Ничего не делать без разрешения воспитателя.

2.Внимательно слушать воспитателя.

3.Быть аккуратным.

4.Не спешить.

5.Не бегать и не толкаться.

Надеваем фартуки, подходим к столу, где стоит ёмкость с водой, деревянные,  металлические предметы.

1опыт:

Воспитатель. Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? Предположения детей.

Воспитатель. Опустите в воду разные предметы и посмотрим, что произойдёт.

Дети опускают различные предметы и делают вывод, что дерево не тонет.

Вывод: Дерево в воде не тонет, поэтому из него делали пароходы, лодки, корабли.

2Опыт

Воспитатель. Сейчас следующий опыт «Звучит - не звучит». У вас на столе лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, металла) Давайте возьмём деревянные ложки и постучим друг о друга. Какой звук вы слышите - глухой или звонкий?

Вывод: деревянные ложки издают глухой звук.

Затем проводим опыт с металлическими ложками  

Вывод: Металлические ложки издают звонкий звук, а дерево – глухой.

Это ещё одно свойство дерева.

Проходим к столам, где лежат деревянные бруски и камни.

3.Опыт

Воспитатель. Следующий опыт «Лёгкий - тяжёлый». Давайте проверим,  какой материал самый тяжёлый? Возьмите в одну руку камень, в другую - брусок. Что вы чувствуете?

Вывод: Дерево легче, чем камень.

Воспитатель. Какие же свойства дерева мы узнали,  проделав эксперименты?

Вывод: Дерево не тонет, легче, чем камень, издаёт глухой звук.

Воспитатель. Работа в зале экспериментов закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.

Воспитатель. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о дереве.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны, и я хочу задать вам вопрос:  Почему мы называем дерево Чудом? (Ответы детей.)

Воспитатель. Верно, наша жизнь на планете Земля без деревьев была бы не возможной.  Итак, давайте вспомним, для чего нам нужны деревья?

Приходим к выводу, что деревья нужны:

- для строительства;

- для очищения воздуха;

- для питания (плоды) человека;

- как дом и стол для птиц и зверей;

- для изготовления деревянной утвари;

- для забавы (игрушки, музыкальные инструменты);

-для тепла.

Воспитатель. Деревья  - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот какое богатство наш лес.  А люди бережно относятся к деревьям? (Ответы детей.) 

Воспитатель. А что значит «бережно относиться к деревьям?».  (Ответы детей.)  Конечно, не ломать веток, кормить птиц. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям  - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, к труду людей, которые их делают.

Воспитатель. Вот сколько же интересного мы сегодня узнали о дереве и увидели  в нашем музее и как точно мы его назвали - «Чудо - дерево».

Воспитатель. Важно ли то, что мы узнали? Почему, для чего нам это нужно?

Что для вас было самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель. Я очень рада, что вы у меня такие молодцы, а дерево вам дарит по  шишке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Чудо - дерево"

данная разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы включает в себя познавательное развитие и ручной труд....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Чудо-дерево»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе  «Чудо-дерево»Цель: развитие математических способностей у дошкольников на основе дидактического материала ...

Конспект Образовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет) общеразвивающей направленности по патриотическому воспитанию «По страницам великой Победы!»

Технологическая картаОбразовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет)  «По страницам великой Победы!» Цель – способствовать воспитанию патри...

конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности

конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности "Необычные опыты профессора любознайкина"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Чудо-дерево»

Цель:создание условий для расширения  знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствах и изделиях из древесины....