Конспект познавательно – исследовательского занятия в мини – музее для детей старшей группы «Чудо – дерево».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширение знаний детей о разнообразии деревьев, их свойств и изделиях из древесины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_chudo-derevo.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно – исследовательского занятия в мини – музее «Чудо – дерево» (старшая группа).
Воспитатель Келлер Татьяна Павловна
Цель:
Расширение знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствами и изделиями из древесины.
Задачи:
-Формирование умения видеть взаимосвязь между деревьями, растениями и животными.
-Уточнение и расширение знаний детей о роли деревьев в жизни людей, животных.
Развивающие:
-Развитие внимания, мышления, умения логически рассуждать.
-Развитие познавательного интереса к окружающему в процессе экспериментирования, развитие любознательности.
-Развитие умения определять и анализировать свойства, качества материала, его особенности.
Воспитательные:
-Воспитание умения работать в коллективе сверстников.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
-Разработка моделей мини-музея - макет дерева, экспонаты, изделия из дерева (игрушки, посуда, домашняя утварь), из бересты, шишки.
-Рассматривание фотографий, картин о лесе, парках, деревьях; аппликация из листьев, рисование на тему «Осенний лес», просмотр диафильмов «Старичок-лесовичок», «Смоляной бочок».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, сегодня в нашу группу пришло СМС сообщение от сотрудников музея, что экскурсия в музей «Чудо-дерево» откладывается по техническим причинам.
Воспитатель. А может быть, мы проведём её сами? Варианты ответов детей(конечно, можем провести сами)
Воспитатель. А, где мы её можем провести?
Варианты ответов детей
(Мы можем её провести в группе, на улице и т.д.).
Воспитатель: Хорошо, я согласна с вами провести экскурсию в группе, у нас
всё для этого есть. Тогда сейчас я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. Сегодня наша экскурсия посвящена «Чудо - дереву». Приглашаю вас ребята в мини-музей «Чудо-дерево», мы вместе попробуем выяснить ,почему же люди называют дерево Чудом?».
Воспитатель. Приглашаю вас пройти в экспозиционный зал.
Перед детьми макеты деревьев, стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.
Воспитатель. Дерево есть повсюду, его легко обрабатывать, а изящные изделия из него пригодны для различных целей. Из дерева делают красивые сувениры, подарки, используют для оформления интерьера (показ сувенирных изделий, различных предметов для оформления интерьера).
Воспитатель. Древесина бывает твёрдой и мягкой. Эти свойства учитываются при изготовлении разных вещей. Поделки делают из разных частей дерева.
Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадки о разных частях дерева.
1.Загадка
-Под землёю мы живём,
Влагу дереву несём. (Корни)
Рассматривают поделки из корней. Делятся впечатлениями, фантазируют.
Воспитатель. Ребята запомните, что корни для поделок нужно брать только
сухие. А почему здоровые корни нельзя трогать? Предположения детей
Воспитатель. Правильно, потому что дерево может погибнуть.
2.Загадка.
-Дерева одёжка
Ствол хранит надёжно. (Кора)
Воспитатель. Как вы думаете, из коры какого дерева есть здесь экспонаты?
Предположения детей. Приходим к выводу, что это береза
Воспитатель. Кора берёзы называется береста, один из самых красивых и прочных материалов для изготовления украшений и плетней. Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Найдите, что здесь сделано из бересты?
(Дети берут и рассматривают предметы посуды, обувь и различные плетёные изделия и рассказывают о них)
Воспитатель. Это лапти. Раньше в старину люди носили такую обувь. Их плели из лыка мочала, оно находится под корой у дерева. Как вы думаете, удобна ли была такая обувь? Предположения детей. Делаем вывод.
Воспитатель. Правильно. Обувь жесткая, много дырочек - ноги промокнут, зимой холодно. А вот всеми вами любимые игрушки-матрешки, дудочки, свистульки.
Здесь представлены игрушки народных умельцев. Из чего сделаны они? (Из
дерева, они деревянные)
-Под корой у дерева находится древесина, это хороший материал для строительства, изготовления мебели, деревянных поделок.
3.Загадка.
Летом листочками мы зеленеем,
Осенью листья слетят – опустеем,
Знают ответ на вопрос этот детки,
Что есть у дерева? Это (Ветки).
Дети находят экспонаты из веточек. Рассматривают, делают выводы, делятся впечатлениями.
4.Загадка
-Детки расселись на ветках
В коричневых рубашках
С орешками в кармашках (Шишки).
Дети рассматривают поделки из шишек.
Воспитатель. И шишки и жёлуди - это подарки деревьев, их семена, а из них вырастают новые деревья.
Воспитатель. Ребята вы наверное устали, давайте поиграем?
Физминутка: «Ветер дуем нам в лицо».
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель. Предлагаю пройти в зал экспериментов. Здесь мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое дерево, его свойства. Но сначала повторим правила безопасного поведения при проведении экспериментов.
Правила поведения в лаборатории.
1.Ничего не делать без разрешения воспитателя.
2.Внимательно слушать воспитателя.
3.Быть аккуратным.
4.Не спешить.
5.Не бегать и не толкаться.
Надеваем фартуки, подходим к столу, где стоит ёмкость с водой, деревянные, металлические предметы.
1опыт:
Воспитатель. Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? Предположения детей.
Воспитатель. Опустите в воду разные предметы и посмотрим, что произойдёт.
Дети опускают различные предметы и делают вывод, что дерево не тонет.
Вывод: Дерево в воде не тонет, поэтому из него делали пароходы, лодки, корабли.
2Опыт
Воспитатель. Сейчас следующий опыт «Звучит - не звучит». У вас на столе лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, металла) Давайте возьмём деревянные ложки и постучим друг о друга. Какой звук вы слышите - глухой или звонкий?
Вывод: деревянные ложки издают глухой звук.
Затем проводим опыт с металлическими ложками
Вывод: Металлические ложки издают звонкий звук, а дерево – глухой.
Это ещё одно свойство дерева.
Проходим к столам, где лежат деревянные бруски и камни.
3.Опыт
Воспитатель. Следующий опыт «Лёгкий - тяжёлый». Давайте проверим, какой материал самый тяжёлый? Возьмите в одну руку камень, в другую - брусок. Что вы чувствуете?
Вывод: Дерево легче, чем камень.
Воспитатель. Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Вывод: Дерево не тонет, легче, чем камень, издаёт глухой звук.
Воспитатель. Работа в зале экспериментов закончилась. Протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.
Воспитатель. Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о дереве.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны, и я хочу задать вам вопрос: Почему мы называем дерево Чудом? (Ответы детей.)
Воспитатель. Верно, наша жизнь на планете Земля без деревьев была бы не возможной. Итак, давайте вспомним, для чего нам нужны деревья?
Приходим к выводу, что деревья нужны:
- для строительства;
- для очищения воздуха;
- для питания (плоды) человека;
- как дом и стол для птиц и зверей;
- для изготовления деревянной утвари;
- для забавы (игрушки, музыкальные инструменты);
-для тепла.
Воспитатель. Деревья - это строители, музыканты, повара, художники. Вот как много профессий имеют деревья. Вот какое богатство наш лес. А люди бережно относятся к деревьям? (Ответы детей.)
Воспитатель. А что значит «бережно относиться к деревьям?». (Ответы детей.) Конечно, не ломать веток, кормить птиц. А еще, ребята, бережное отношение к деревьям - это и бережное отношение к деревянным предметам, которые нас окружают, к труду людей, которые их делают.
Воспитатель. Вот сколько же интересного мы сегодня узнали о дереве и увидели в нашем музее и как точно мы его назвали - «Чудо - дерево».
Воспитатель. Важно ли то, что мы узнали? Почему, для чего нам это нужно?
Что для вас было самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель. Я очень рада, что вы у меня такие молодцы, а дерево вам дарит по шишке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексное занятие по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Чудо - дерево"
данная разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы включает в себя познавательное развитие и ручной труд....
Конспект познавательного занятия по развитию речи для детей старшей группы" Для чего нужны руки"
занятие-путешествие...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Чудо-дерево»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Чудо-дерево»Цель: развитие математических способностей у дошкольников на основе дидактического материала ...
Конспект Образовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет) общеразвивающей направленности по патриотическому воспитанию «По страницам великой Победы!»
Технологическая картаОбразовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет) «По страницам великой Победы!» Цель – способствовать воспитанию патри...
Конспект открытого занятия мини -музей "Часы" в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе....
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности "Необычные опыты профессора любознайкина"...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Чудо-дерево»
Цель:создание условий для расширения знаний детей о разнообразии деревьев, их свойствах и изделиях из древесины....