Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода»
в старшей группе по образовательной области
«Познавательное развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
чудо водв | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода»
в старшей группе по образовательной области
«Познавательное развитие»
Цель: опытным путем познакомить с разными агрегатными состояниями воды.
Задачи: развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие словарного запаса, закреплять знания детей о свойствах воды.
Материалы и оборудование: коробка большая, глобус, вода в достаточном количестве, воронки, соль, сахар, молоко, песок, лед прозрачный, стаканы и бутылочки разной формы для воды, ложечки, мелкие игрушки, электрический чайник, зеркало, таз с водой, пекинская капуста, пищевые красители, салфетки бумажные.
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: дети, сегодня утром почтальон передал мне посылку. Без вас я ее не стала открывать. Интересно, что там лежит в этой посылке? Всем интересно узнать? Открываем?
Дети: да, интересно.
Воспитатель открывает коробку-посылку, достает оттуда глобус. Идет рассматривание глобуса и беседа.
Воспитатель: дети, что же это такое, кто-нибудь знает?
Дети: глобус.
Воспитатель: правильно, глобус. Глобус это модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Что мы можем увидеть на глобусе?
Дети: на глобусе мы можем увидеть разные страны, нашу страну.
Воспитатель крутит глобус.
Воспитатель: посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: на глобусе больше всего синего цвета.
Воспитатель: а как вы думаете, что он обозначает?
Дети: синим цветом обозначена вода – моря и океаны.
Воспитатель: как много воды на нашей планете! Она нужна для жизни на земле всем живым существам. Вода – удивительное вещество. И сегодня мы с вами в этом еще раз убедимся. Для этого мы станем учеными-исследователями, и будем проводит опыты с водой. Нам нужна лаборатория с необходимым оборудованием. Давайте пройдем чуть дальше и мы в ней окажемся. Я буду старшим научным сотрудником, а вы моими учениками – младшими лаборантами.
Дети с воспитателем проходят к столу, на котором расположено оборудование для изучения воды.
Опыт№1 – вода жидкая, безвкусная.
Воспитатель: ребята, сейчас мы будем проводит исследования. Для начала мы должны убедится, что вода не имеет цвета, вкуса и запаха. Возьмите стаканчик с водой, понюхайте его, попробуйте воду (дети выполняют). Воспитатель: В обычном состоянии вода у нас жидкая. Ее можно перемещать из одного сосуда в другой. Как вы думаете, каким образом?
Дети: переливать.
Воспитатель: правильно. Берем воду и начинаем переливать из стакана в бутылочки. Что бы нам было удобно, и вода не пролилась мимо узкого горлышка, мы будем использовать воронку. Вставляем ее в горлышко бутылки и начинаем аккуратно переливать воду.
Дети переливают воду из стаканов в бутылочки разной формы.
Воспитатель: что нам показал этот опыт?
Дети: вода жидкая, ее можно наливать в емкость и переливать из одной емкости в другую.
Опыт№2 –вода принимает форму сосуда.
Воспитатель: а сейчас убедимся, что вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, куда ее поместили. Посмотрите внимательно на ваши бутылочки. Они разной формы. А стаканы, из которых вы наливали все одинаковые. Но что произошло с водой в бутылочках?
Дети: вода приняла форму бутылочки
Воспитатель и дети делают вы вывод: вода принимает форму сосуда, в который ее помещают.
Опыт№3 – «Вода прозрачная»
Воспитатель: теперь мы проведем следующий опыт. Он покажет, прозрачна вода или нет, что вообще значит – прозрачность.
Перед детьми стаканы с водой и молоком.
Воспитатель: дети, перед вами чистая вода и молоко. И вода и молоко - жидкости, но у них большое отличие. Сейчас выясним какое отличие с помощью опыта. Возьмите, пожалуйста, маленькие игрушки, и опустите одну в стакан с водой, другую в стакан с молоком. Что вы видите?
Дети: в воде игрушка видна, а в молоке нет.
Дети с воспитателем делают вывод: вода прозрачная, потому что игрушка видна, а молоко непрозрачное, и игрушка не видна.
Воспитатель: теперь мы с вами докажем, что вода растворяет некоторые вещества.
Опыт №4 – «Вода – растворитель»
Воспитатель: Здесь у нас оборудование для того, чтобы узнать, что вода действительно растворяет некоторые вещества. Перед вами на столе блюдца, накрытые салфетками. чтобы узнать, то там лежит, нужно отгадать загадки:
Белый камень в воде тает
(сахар)
В воде родится
А воды боится.
(соль)
Воспитатель: как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети: потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: предлагаю, уважаемые исследователи, убедиться в этом опытным путем.
Дети берут ложечки и размешивают сахар, а затем соль в разных стаканчиках с водой. Делают вывод, что сахар и соль в воде растворились, но вода осталась прозрачной.
Воспитатель: дети, мы в начале занятия пробовали простую чистую воду. Она имела какой вкус?
Дети отвечают, что вода вкуса не имела.
Воспитатель: а теперь попробуйте водичку в стаканчиках с сахаром и солью. Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?
Дети и воспитатель делают вывод - вода чистая не имеет вкуса, но принимает вкус растворяемых в ней веществ: сахар – вода сладкая, соль – соленая.
Воспитатель: таким образом, мы убедились, что вода может растворять вещества и оставаться прозрачной при этом. Поэтому пить воду тоже нужно осторожно, если вы не знаете, откуда она.
Воспитатель: но вода не все растворяет, давайте посмотрим, что находится в этой чашечке.
Воспитатель поднимает салфетку с блюдца на своем столе. Там песок. Добавляет песок в воду и размешивает..
Воспитатель: что происходит с песком в воде?
Дети: ничего, он не растворяется.
Воспитатель: а какого цвета вода?
Дети: мутного.
Воспитатель: здесь мы видим, что вода грязная и пить ее точно не следует без очистки. Где в природе мы встречаем песок в воде в большом количестве?
Дети: реки, моря.
Воспитатель: правильно, песок лежит на морском, океаническом, речном и озерном побережье. Песок оседает и вода чистая, в шторм мутная.
Воспитатель: а сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поет: Дети свободно встряхивают кистями.
Кап, кап…
Только кто ее поймет? – Недоуменно разводят руки в стороны.
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.
Да зато поймут цветы Изображают пальцами, как распускаются
цветы
И весенняя листва, Удерживают руки перед собой
И зеленая трава… Сидя на корточках, разводят в стороны руки,
Шевелят пальцами, словно гладят траву.
Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.
Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения руками снизу
вверх.
Б. Заходер
Опыт №5 – «Вода может быть твердой»
Воспитатель: молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить. Давайте вернемся в нашу лабораторию и продолжим изучать воду. Следующий опыт покажет еще одно состояние воды. Для этого отгадайте загадку: Вода по воде плавает?
Дети: Лед.
Воспитатель: правильно.
Воспитатель предлагает детям взять с тарелочек кусочек льда.
Воспитатель: возьмите лед в руки. (дети выполняют. ) Какой лед?
Дети: холодный, твердый, прозрачный.
Воспитатель: обратите внимание, лед тает в ваших руках. Почему это происходит?
Дети: лед тает от тепла рук.
Воспитатель: во что он превращается?
Дети: он превращается в воду.
Воспитатель: давайте попробуем перелить лед
Дети берут баночки со льдом и «переливают» кусочки льда из одного сосуда в другой.
Воспитатель: итак, можно перелить лед?
Дети: нет, его можно только пересыпать.
Воспитатель: почему?
Дети: потому что он твердый и не льется.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, что такое лед?
Дети: замороженная вода.
Воспитатель: что произошло с водой? Какой она стала?
Дети: она замерзла и стала твердой.
Опираясь на результаты проведенного опыта, воспитатель просит детей привести примеры «твердой» воды в природе.
Дети: снег, сосульки, лед на реках и лужах.
Воспитатель: где в наших домах мы можем встретить лед?
Дети: в холодильнике.
Воспитатель: как лед помогает человеку?
Дети приводят примеры.
Воспитатель: а сейчас мы опустим большой кусок льда в воду и посмотрим, что с ним произойдет.
Воспитатель опускает крупный кусок льда в таз с водой и дети видят, что кусок льда целиком не тонет.
Воспитатель: где в природе мы модем встретить такие куски льда в воде и как они называются?
Дети: в океане. Айсберги.
Воспитатель и дети делают вывод – вода может быть твердой.
Воспитатель: работа в нашей лаборатории продолжается
Опыт №6 – «Вода парообразная»
Воспитатель предлагает детям пройти к следующему столу и напомнить о технике безопасности с электрическими приборами. На столе находится прозрачный электрический чайник и зеркало. Воспитатель нагревает воду в чайнике, дети наблюдают за кипением воды.
Воспитатель: смотрите, что происходит с водой?
Дети: вода кипит.
Воспитатель: посмотрите, что выходить из носика чайника?
Дети: пар.
Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды. Воспитатель предлагает детям потрогать капельки воды.
Дети: вода.
Воспитатель вводит новое для детей понятие «парообразное состояние воды».
Воспитатель: мы уже знаем, что без воды невозможна жизнь на нашей планете. Всем живым нужна вода: человеку, животным, растениям. Человек и животное чем пьют воду?
Дети: ртом.
Воспитатель: правильно. А как же пьют воду растения? У них же нет рта.
Давайте рассмотрим наш листик капусты. Вот он такой, каким мы можем видеть его в природе, он живет с помощью воды, она понимается вверх по стебельку и проникает во все части растения, как наша кровь бежит по венам в нашем теле. С помощью одного эксперимента, который мы начали накануне, мы сейчас увидим, как водичка поднимается по стеблю растения, а помогла нам в этом вода, окрашенная разными красителями.
Воспитатель демонстрирует стаканчики с разноцветной водой, в которые накануне были опущены листья пекинской капусты и делают выводы, что растение впитало воду того цвета, в который ее поместили.
Воспитатель: вот и закончилась наша исследовательская деятельность на сегодня. Но мы будем дальше познавать мир и узнавать новое и неизвестное нам в следующий раз. А теперь хочу пригласить вас на чай.
Дети проходят в соседнюю группу, где под присмотром младшего воспитателя пьют чай с конфетами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» Образовательная область «Познавательное развитие».
Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»
Конспект занятия по программе "детский сад 2100" "Идет волшебница - зима"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: § Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...
Конспект итогового занятия непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе. по образовательным областям «Познавательное развитие и речевое развитие» на тему: «В пут
Тема: «В путешествие за солнечными лучами»Программа «От рождения до школы».Возраст: старшая группа.Направление: «Речевое развитие»Форма проведения...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЗАЙКА БОЛЬШЕ НЕ ГРУСТИТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие
Актуальность: сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в д...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «Что из чего сделано» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Познавательное развитие
Формирование целостной картины мира. Тема: "Что из чего сделано". Занятие в форме сказки. К детям в гости приходят Гвоздик и Карандашик, которые путешествуют и рассказывают о свойствах дерев...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Вода и водные ресурсы Земли" по образовательной области "Познавательное развитие"
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Вода и водные ресурсы Земли» по образовательной области «Познавательное развитие»...