Конспект интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данная интеллектуальная игра посвящена году экологии в России и ставит своей целью: закреплять знания детей о природе, о правилах поведения в природе, формировать к ней устойчивый интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazarenko_chto_gde_kogda.docx | 843.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103 «Умка» г. Волжского Волгоградской области» __________________________________________________________________
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы № 6 интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвященная году экологии в России.
Воспитатель: Л.И. Назаренко.
Май 2017
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Гарин Н. (Гарин-Михайловский)
Тема НОД: «Друзья природы».
Возрастная группа: старшая.
Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
Форма организации деятельности: групповая.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Цель: Закреплять знания детей о природе, о правилах поведения в природе, формировать к ней устойчивый интерес.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.
Продолжить формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.
Развивающие:
Расширить и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.
Развивать связную речь у детей.
Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.
Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.
Развивать координацию речи с движениями.
Закреплять умение отгадывать описательные загадки.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.
Воспитывать любознательность, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал: оформление музыкального зала; игровой стол-круг, разделенный на 6 секторов с сектором «блиц» и «черный ящик»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - балерина; комплект шарфиков зеленого и желтого цветов с эмблемами «Друзья природы» участникам команды знатоков; цветные ленты (василькового, голубого и белого цветов) для танца «Не рвите цветы»; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для команды Знатоков, аудиозапись «Пение птиц», 2 плаката: «Живая природа» и «Неживая природа», 2 мольберта, поощрительные подарки для детей, буклеты «Земля – наш общий дом».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о природе: «Живая и неживая природа», «Времена года», «Зимующие и перелётные птицы».
Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; пословицы, разучивание наизусть стихотворений о защите природы.
Экологические беседы: «Как помочь птицам зимой»; «Природа и человек»; «Правила друзей леса», «Друзья природы», «Что такое экология?»
Разучивание танцевальной композиции «Не рвите цветы».
Разучивание песни «Земля не спит» (сл. Р. Рождественский, муз. В. Добрынин)
Ход непосредственно образовательной деятельности.
- Мотивация деятельности, постановка цели.
Музыкальная заставка, Выход ЗНАТОКОВ.
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые друзья.
- Сегодня 17 мая и мы начинаем финальную игру весенней серии игр «Что? Где? Когда?» 2017 года. Встречайте команду знатоков.
(Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями; ведущий объявляет каждого из игроков)
Ведущий:
- Есть мир чудесный – он вокруг
И стоит только захотеть,
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица,
Шуметь березкой кудрявой в лесу….
И я Вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту!
- 2017 год в Росси объявлен годом экологии. И сегодня мы хотим ещё раз сказать себе и всем вокруг: Земля – наш общий дом! Давайте дружно заботиться о нем! Тема нашей игры так и звучит: «Друзья природы»!
- Против знатоков играет команда Зрителей. Давайте их поприветствуем.
- В нашей игре будет необходимо компетентное независимое мнение. Итак представляю вам жюри:…. В конце игры жюри назовет команду победителей, а также Лучшего Игрока среди Знатоков и Лучшего Игрока среди Зрителей. Все эти ребята получат памятные призы.
- Предлагаю Знатокам занять свои места за игровым столом – мы начинаем интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»
Музыкальная заставка
Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. За каждый правильный ответ знатоки получают 2 балла или 1 балл, если ответ был неточный. Далее будет дополнительный вопрос зрителям, за правильный ответ присуждается 1 балл.
- Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.
2. Обобщение и систематизация полученных знаний.
Ведущий:
Итак, 1 – й раунд! (слайд ВОЛЧОК).
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Вопрос «Путаница от Паука»: Уважаемые Знатоки! Я очень люблю плести паутину и Вам предлагаю сплести две паутины: одна из них «Живая природа», а другая «Неживая природа». Будьте внимательны, не запутайтесь – кого в какую паутину надо заплести! Удачи!
- Итак, за 1 минуту Вы должны разложить предложенные картинки по двум паутинкам «Живая природа» и «Неживая природа».
- Время пошло. Слайд ВРЕМЯ ВОПРОСА.
(Знатоки показывают полученные паутинки и называют объекты в них, а также отвечают на вопрос: Почему данный объект относится к живой или неживой природе)
- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Приведите пример, как живая природа зависит от неживой природы?
Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.
Ведущий: 2 раунд! (слайд ВОЛЧОК).
«Сказочная экология». Вопрос Знатокам задают ученики одной из школ. Будьте внимательны – в самом вопросе есть и ответ. Внимание на экран.
Слайд СКАЗКА (просмотр экологической сказки «Ручеек»)
- Итак, за 1 минуту Знатоки должны ответить на вопрос: Откуда взялся ручеек и почему ему нельзя жадничать?
- Время пошло. Слайд ВРЕМЯ ВОПРОСА.
- Знатоки отвечают (Ручеек появился от таяния снега и, если он будет жадничать, то тропинка к нему зарастет, и сам он постепенно затянется тиной и высохнет).
- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Приведите примеры, как человечество вредит различным водоемам: рекам, морям, океанам…?
Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.
3 раунд (слайд ВОЛЧОК).
«Вопрос от наших постоянных зрителей - РОДИТЕЛЕЙ»
Внимание на экран.(Видео-вопрос задает родитель: «Уважаемые Знатоки! В нашем городе друзья природы установили вот такие контейнеры. А Вы знаете, для чего установили эти контейнеры и как это помогает природе?!»)
- Время пошло. Слайд ВРЕМЯ ВОПРОСА.
Ответ Знатоков. (Это контейнеры для сбора макулатуры – использованной бумаги. Сдавая макулатуру, мы спасаем лес от вырубки. Также сбор старой бумаги сокращает количество мусора на свалке, а спасенные деревья будут выделять для нас кислород).
- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Приведите примеры, что делают из использованной бумаги? (Из использованной бумаги делают опять же бумагу, пусть и не очень высокого качества, одноразовую посуду, всевозможную тару, бумажные полотенца, и даже строительные материалы).
4 раунд (слайд ВОЛЧОК).
«БЛИЦ». Блиц предлагает сразу 3 вопроса, время на обдумывание каждого не более 20 секунд.
Ведущий:
- Сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.
1-я ситуация
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботится о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Ведущий. Правильно ли девочки поступили?
2-я ситуация
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Ведущий. Правильно ли поступили девочки?
3-я ситуация
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Ведущий. Правильно поступил мальчик?
Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей:
Ваш блиц будет из трех вопросов на сообразительность:
- Кто громче мычит: петух или курица? (Никто, они не мычат)
- Что едят крокодилы на северном полюсе? (Крокодилы там не живут)
- Снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок? (Утенок).
(Подводим итог в баллах)
Музыкальная пауза.
Ведущий: - А сейчас нам всем надо немного отдохнуть и подвигаться.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок.
Если я и ты, вместе мы сорвём цветы.
Опустеет вся планета и не будет красоты!
Не рвите цветы, друзья!
Танцевальная композиция «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ»
Знатоки: Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей
Станет Земля и богаче и краше!
5 раунд – (слайд ВОЛЧОК).
Черный ящик (слайд ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)
«Чёрный ящик» - в студию.
В этом чёрном сундучке
Прячется загадка.
Вы загадку отгадайте,
Что там прячется, узнайте.
Если правильный ответ, крышку поднимайте,
Что найдёте там, внутри, смело доставайте.
- Я предлагаю Вам определить на ощупь, что за предметы находятся в черном ящике? (Зонт, лампочка, самолет)
Природа – прекрасный учитель, и если мы будем внимательны к ее урокам, то сможем многое, например, изобрести полезные вещи, такие как зонт, лампочка и самолет. У вас будет 1 минута, чтобы нарисовать тот объект природы, по подобию которого человек создал эти предметы.
- Время пошло. Слайд ВРЕМЯ ВОПРОСА.
Ответ Знатоков (гриб, солнце, птица).
- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: такой же вопрос, как и знатокам, только необходимо назвать по подобию чего были созданы ковер и душ? (Трава, тучка с дождем).
6 раунд – (слайд ВОЛЧОК).
Вопрос от ПЕРНАТЫХ друзей.
- Назовите, кто прилетел к Вам в гости? (Ведущий показывает изображения птиц, Знатоки называют и каждый берет по карточке)
Сейчас Вы услышите пение птиц и при звуке голоса именно Вашего пернатого друга, Вы должны вылететь на сцену. Капитан команды следит, чтобы все было правильно!
Слайд ПТИЧКИ
- А теперь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС для зрителей: Как человек может помочь птицам? (Не разорять гнезда, не обижать, подкармливать)
- Подведение итогов, обсуждение результатов, саморефлексия.
Ведущий: Игра подходит к концу и я приглашаю Знатоков на сцену!
Слайд ВЫХОД ФИНАЛ
Уважаемые знатоки, какой вопрос вам понравился больше всего? А какой вопрос был самым трудным?
- В заключении мы хотим ещё раз всем напомнить:
Помните взрослые! Помните дети!
Помните, что красота на планете
Будет зависеть только от нас,
Не забывайте об этом сейчас!
Планету живую сберечь для народа
И пусть восхваляет гимн жизни природа!
ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯ НЕ СПИТ»
- А сейчас я предоставляю слово ЖЮРИ. (Объявление результатов игры и награждение победителей)
Слайд НАГРАЖДЕНИЕ.
- Спасибо всем за игру! Всем гостям нашего праздника на память о встрече мы дарим буклеты и ещё раз говорим: «Земля – наш общий дом! Давайте его сбережем!»
До свидания, до новых встреч!
Слайд «ВЗГЛЯНИ НА ЗЕМЛЮ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)
Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопережи...
Конспект интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» (старшая группа)
НОД: «Естествознание»; «По странам и континентам»; «Обучение грамоте»; «Развитие математических способностей»; «Картинная галерея»; «Природный мир»Возрастная группа: старшаяТема: Интеллектуальная игра...
Непосредственно образовательная деятельность: интеллектуальная игра КВН для детей старшей группы
Непосредственно образовательная деятельность:интеллектуальная игра КВН для детей старшей группы по правилам безопасного поведения на основе сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения ...
Весна-Красна (Каждым месяцем красна) — интеллектуально-спортивная викторина для детей старшей группы
в помощь воспитателям...
Интеллектуальная игра-викторина для детей старшей группы"Что?Где?Когда?"
Цель:закрепление и обобщение знаний детей по разделам программы на конец учебного года.Задачи:закреплять навыки прямого и обратного счета, умение пользоваться в числовом ряду, различать и называть гео...
Диагностика определения интеллектуально творческого мышления у детей старшей группы по Воскобовичу.
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В. «Иг...
Конспект по познавательному развитию для детей старшей группы с элементами интеллектуальной карты "Продукты питания"
Способствовать формированию у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни, вызвать у детей желание заботится о своем здоровье; познакомить с понятием «ви...