"По-разному зовутся дети" (конспект занятия по правовому воспитанию детей старшей группы)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
МДОУ д/с «Ландыш» г. Балашова
Авдонина Ольга Васильевна
ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ
(занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
Цель: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать, радоваться и грустить вместе с литературными героями; познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом.
Активизировать словарь: тезка, имя, отчество, фамилия.
Материалы и оборудование: мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», фотографии в разные возрастные этапы, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседы: «Что означает твое имя», «Дай имя своей любимой игрушке», «Мое полное имя».
Чтение художественных произведений: А. Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», Э. Успенский «Рыжий».
Ход занятия
Краткий рассказ воспитателя о праве на имя.
- В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена.
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Азат,
Дружат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, Медина,
Оля, Люда, Алия
Вместе – дружная семья!
/О. Данилова/
Беседа «Что означает твое имя?»
- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.
- Почему им дали это имя?
- Нравится ли тебе твое имя?
- Как называют тебя в семье?
- Что означает твое имя?
- В честь кого тебе дали имя?
- Что ты знаешь о своей фамилии?
- Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени и отчеству).
- Кто знает, что такое отчество? Правильно, это имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой. Назовите имена и отчества своих родителей.
- У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.
ИМЯ
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу,
Оттого узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
/Т.Шорыгина/
Воспитатель: Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители.
Фамилия, так же как и имя, может что – то означать. Как вы думаете, для чего человеку нужна фамилия?
- Назовите фамилии известных всем людей и объясните, чем эти люди знамениты. (А.С. Пушкин, Ю.А. Гагарин)
Игра «Назови имя девочки (мальчика).
Дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу. Называют имя ребенка, который ловит мяч.
Игра «Обратись по имени».
Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным именем, а затем полным. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Отгадывание литературной загадки.
МАРУСЕНЬКЕ КОПЕЕЧКУ
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
/К.И.Чуковский/
(Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – одна и та же девочка)
Игра «Найди себе пару»
Ребенок называет свое имя. Чье имя рифмуется с названным, должны откликнуться. (Оля – Коля, Галя – Валя и т.д.)
Игра «Как растет твое имя?» (рассматривание фотографий)
- Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Мариночка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Ее мама по-прежнему зовет ее ласково: Мариночка. Ее дети называют ее «мама». А в детском саду она Марина Ивановна. А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству
- Подумайте, как будут называть вас?
Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» («Как Незнайка сочинял стихи»)
Обсуждение.
- Понравились вам стихи Незнайки и почему?
- А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища?
- Почему? (Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.)
- Как нужно обращаться друг с другом?
Итог занятия.
- Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе детского сада
И другие конспекты по правовому воспитанию...
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции.Знакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами.Обсудить правила поведения в опасных ситуациях до...
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"
Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...
План-конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Я и мое имя»
Цель занятия:Познакомить детей с правом на имя.Задачи:1. Способствовать повышению правовой культуры детей.2. Способствовать социально-нравственному развитию.3. Способствовать формированию умения рассу...
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе: "Я имею право на имя"
Мультфильм "Лунтик - Имя" (Серия 5)...
Программа познавательных занятий по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Цикл занятий по правам старших дошкольников...