Экспериментально-исследовательская деятельность "Бумага и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Всем известная бумага, с которой дети взаимодействуют каждый день - рисуют, создают аппликации, вытирают рот бумажными салфетками. Но так ли она проста? И чем отличается от других материалов? Именно об этом дети узнают на данном занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga_i_ee_svoystva_starshaya_gruppa.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» с углубленным изучением физической культуры Приморского района Санкт-Петербурга
дошкольное отделение
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности
Тема: «Бумага и ее свойства»
Выполнила и провела:
Воспитатель
Савватеева Т.С.
Санкт-Петербург
2018
Цель: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Задачи:
Речевое развитие:
- развивать мышление, речь
- активизировать словарь
Познавательное развитие
- развивать познавательный интерес к свойствам бумаги
- развивать умение делать выводы.
Социально-коммуникативное развитие
- закреплять знания о правилах безопасности во время проведения опытов.
Материалы и оборудование: по три кубика на каждого ребенка, образцы для проведения опытов (обычный лист бумаги, газета, пергаментная бумага, картон, полиэтилен, фольга, ткань, ½ листа А4), зажигалка, металлическая миска.
Ход занятия:
Появляется грустный Незнайка (кукла).
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный?
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, я теперь хожу в школу. И мне дали несколько листочков, из которых мне нужно выбрать бумагу. Я и так и сяк выбирал: и нюхал и пробовал и взвешивал, а все неправильно. Может, вы мне поможете?
Дети: поможем!
Воспитатель: Незнайка, как ты вовремя зашел! Мы с ребятами как раз хотели провести несколько опытов с бумагой. Но давайте, сначала выясним, а для чего нужна бумага? (из нее изготавливают книги, газеты, на ней рисуют). Правильно. Бумага – это величайшее изобретение человечества, поскольку благодаря ей человек смог записать и сохранить свои знания, историю и литературные произведения. До изобретения бумаги люди тоже создавали книги – на глиняных табличках и камнях. Но такие книги были очень громоздкими. А бумага – тонкая и легкая – могла вместить гораздо больший объем знаний и при этом занимать меньше места. Но чем же бумага отличается от других материалов?
Для начала я предлагаю вам самим решить, какие листочки у вас на столе бумажные, а какие нет, разложив их на две кучки.
Дети выполняют, Незнайка смотрит, одобрительно кивая.
Воспитатель: Что ж, закончили. У всех я смотрю, получились совершенно разные результаты. Незнайка, у тебя также было?
Незнайка: Угу.
Воспитатель: Что ж, давайте разбираться. Начнем с того, в чем сомнения нет. В обычном листе бумаги. Сомните ее. Посмотрите, она держит форму. Разворачивайте. Теперь попробуйте порвать. как она рвется? (ответы детей). А что будет, если мы ее подожжём? (она загорится).
Воспитатель просит подойти всех к одному столу. Объясняет, что близко наклоняться не нужно и подносить руки к огню. Затем поджигает лист бумаги в металлической миске.
Далее по аналогии проводятся опыты со всеми образцами: дети мнут образец, разворачивают и пытаются порвать. А затем воспитатель поджигает образец. Дети делают вывод о том, является ли исследуемый образец бумагой или нет и кладут в нужную кучку.
При исследовании полиэтилена и ткани выясняется, что они не держат форму, когда их сминают, и их невозможно порвать. Полиэтилен при воздействии огнем плавится. Фольгу легко порвать и смять, но нелегко развернуть, а в огне она не горит. Картон мнется и рвется, но сделать это не так просто, т.к. он плотный, но горит он также легко, как обычная бумага.
После проведения опытов дети делают выводы: бумага легко мнется и держит форму, благодаря чему из нее можно делать разные поделки (например, оригами), ее легко порвать, если она тонкая, но она может быть и достаточно прочной. Бумага боится огня, т.к. сделана из древесины.
Незнайка: Теперь я правильно сделаю задание! Ура! Спасибо, ребята!
Воспитатель: Незнайка, погоди. Я хочу ребятам еще кое-что показать. Тебе тоже понравится. Как вы думаете, бумага сильная? (ответы детей). А как это проверить? Если мы сделаем из листа бумаги мост и поставим на него кубик, выдержит ли она его вес? (ответы). Давайте проверим.
Воспитатель раздает 1\2 листа А4. Дети выполняют задание: на два кубика-опоры кладется лист-мост и сверху посередине ставится третий кубик. Кубик проваливается вместе с мостом.
Воспитатель: Бумажный мост не выдержал. А теперь попробуем свернуть из нашего листа гармошку и повторить опыт.
Дети сворачивают из листа гармошку и делают мост. Лист без проблем выдерживает вес кубика. Тогда детям предлагает проверить, сколько кубиков может выдержать такой мост.
Воспитатель: как вы думаете, почему такой мост выдерживает кубик? Так происходит, потому что вес кубика давит не на весь лист, а лишь на ребра нашей гармошки. Таким образом, изменив форму нашей бумаги, мы можем изменить и ее свойства.
Незнайка: Как здорово! Теперь я знаю, как смогу удивить своих друзей! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект экспериментально – исследовательской деятельности «Вода – её значение и свойства».
Проект экспериментально – исследовательской деятельности «Вода – её значение и свойства». ...
экспериментально-исследовательская работа "свойства снега и льда"
знакомство со свойствами снега и льда, выявление сходств и различий....
Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Лимон и его свойства».
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практическ...
"Волшебные свойства магнита"Экспериментально-исследовательская деятельность детей в старшей группе
Экспериментально- исследовательская деятельность по систематизация знаний детей о магните и некоторых его свойствах. В рамках педагогического проекта: Формирование экологической культуры детей че...
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности: «Магнит и его свойства»
Данный материал поможет закрепить знания детей по теме: " Магнит и его свойства"...
Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности "Свойства воды"
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей средней группы (познавательное развитие)...
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»
Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...