Система работы по познавательному развитию
статья по окружающему миру

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для познавательного развития(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Подготовила Ахмедова Тарана Иса кызы

ТЕМА: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ДЕТСКОМ САДУ»

Познавательное развитие дошкольника (теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию в дошкольном возрасте)

 

Изучение проблемы требует в первую очередь аналитического представления ее генезиса процесса познания. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я.А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию.

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Л. С. Выготский и его коллеги обнаружили, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет свою логику развития и преобразуется путем интеграции в высшую психическую функцию (логическую память, речевое мышление и т.д.), которая носит произвольный и опосредованный характер.

При этом произвольность в психической сфере формируется легче и быстрее, если ребенку интересен конечный результат его усилий и понятны приемы и средства познавательной деятельности.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте тесно связано с выделением в структуре действия ориентировочной части. А.В. Запорожец изучал процесс формирования навыка у детей и показал, что появление ориентировки повышает эффективность выполнения предметного действия. Описанные ученым стадии овладения навыком наглядно демонстрируют постепенный процесс интериоризации ориентировки: сначала ребенок действует путем проб и ошибок, затем у него формируется двигательная ориентировка в ситуации и лишь позднее – зрительная ориентировка, которая впоследствии интериоризуется и становится внутренним средством. Н.Н. Поддъяков в ходе изучения генезиса ориентировочных действий установил, что в процессе решения задачи ориентировочное действие “вырастает” из исполнительного.

Важным направлением развития восприятия в дошкольном возрасте является усвоение сенсорных эталонов – общественно выработанных представлений о свойствах и качествах предметов. Как показали исследования Л. А. Венгера, в этом возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря чему процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Овладение этими эталонами связано с развитием перцептивных действий, позволяющих соотнести наблюдаемое свойство предмета с эталоном. Изучая динамику формирования перцептивных действий в дошкольном возрасте, Л.А. Венгер и его сотрудники установили, что развитие действий восприятия подчиняется выявленной А.Н. Леонтьевым закономерности “параллелограмма развития”: на первом этапе ребенок обращается с эталонами как с реальными объектами и соотносит с ними воспринимаемые предметы в плане внешнего материального действия; на втором этапе соотнесение осуществляется уже в плане восприятия, но с опорой на эталон; на третьем этапе соотнесение происходит во внутреннем плане, и внешний эталон уже не нужен.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется новая система психических функций, в центре которой находится память. П.П. Блонский показал, что для дошкольников характерна тесная связь мышления и памяти: память определяет весь ход развития мышления и дает возможность ребенку действовать в плане общих представлений.

В дошкольном возрасте выделяют две линии генезиса памяти: становление ее произвольности и опосредованности. У младших дошкольников память имеет непроизвольный характер, т.е. дети не ставят перед собой цели специально что-то запомнить. В среднем дошкольном возрасте ребята начинают осознавать цель запоминания и припоминания и овладевают простыми мнемическими приемами. В старшем дошкольном возрасте дети учатся соотносить воспроизводимый материал (например, стихотворение, которое читается вслух по памяти) с образцом. Развитие памяти в дошкольном возрасте включено в основные виды деятельности ребенка, причем игра оказывает наиболее значимое влияние на генезис памяти: дошкольнику гораздо легче воспроизвести запоминаемое содержание, если оно соответствует роли.

Важным направлением в развитии памяти является приобретение ею опосредованного характера. Л.С. Выготский отмечал, что высшие психические функции развиваются благодаря овладению знаками, которые перестраивают и регулируют психическую деятельность человека. В соответствии с этими представлениями А.Н. Леонтьев исследовал динамику развития опосредованного запоминания у детей дошкольного возраста и выявил уже упоминавшуюся ранее закономерность становления опосредованности психических процессов, известную как “параллелограмм развития”. Согласно этой закономерности младшие дошкольники еще не умеют использовать внешние средства для улучшения запоминания. В среднем дошкольном возрасте дети овладевают умением применять внешние средства для организации мнемической деятельности, и эффективность опосредованного запоминания повышается. В старшем дошкольном возрасте многие внешние средства интериоризуются, и успешность непосредственного запоминания “подтягивается” до уровня опосредованного.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте связаны с преобладанием его образных форм, в становлении которых существенную роль играет создание системы представлений ребенка о мире и умение оперировать образами. Сначала возникает наглядно-действенная форма мышления, характеризующаяся тесной связью мыслительных процессов и практических действий. В ходе выполнения предметных действий ребенок открывает внутренние характеристики и связи между объектами. В основе наглядно-образного мышления лежит манипулирование не конкретными предметами, а представлениями о них. Н.Н. Поддъяков говорил об особом типе мышления дошкольников – о “детском экспериментировании”, которое объединяет эти две формы мыслительной деятельности. В процессе экспериментирования ребенок открывает неизвестные ему ранее свойства и связи между предметами, которые стимулируют дальнейшее преобразование среды. Таким образом, экспериментирование способствует развитию самостоятельности и гибкости мышления детей, расширяет возможности изменения схем ситуации.

В дошкольном возрасте сосуществуют все формы мышления, при этом они различаются по уровню развития. Несмотря на то что наглядно-действенное мышление появляется в онтогенезе раньше наглядно-образного, переход от первого ко второму виду мышления, как показано в экспериментальных исследованиях А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера и других, происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Изучение особенностей мышления дошкольников позволило Л.А. Венгеру выделить особую форму мышления – модельную, которая служит промежуточной между образным и логическим мышлением. Овладение детьми способами наглядного моделирования является важнейшим условием формирования внутреннего плана действий. Основные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют моделирующий характер: в игре ребенок использует модели реальных вещей (предметы-заместители) и моделирует взаимоотношения между людьми; в процессе рисования и конструирования он строит модель реального объекта на основе его существенных признаков.

Благодаря рисованию и конструированию становится возможным переход от образного мышления к схематическому, а затем и к словесно-логическому, основы которого закладываются в дошкольном возрасте. Характерной особенностью схематического мышления детей является опора на наглядные схемы и модели, которые помогают ориентироваться в признаках и свойствах предметов. Постепенно интериоризуясь, эти схемы становятся внутренним средством мышления, стимулируя развитие словесно-логического мышления. Отрыв от чисто наглядного мышления создает возможность устанавливать связи между общими представлениями, расширяет круг доступных для ребенка обобщений, тем самым закладывая основу словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте формируются такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, классификация и др. В процессе рисования и конструирования дети учатся отделять существенные признаки от несущественных и на основе первых проводить обобщение предметов и их классификацию.

Изучая мышление детей дошкольного возраста, Ж. Пиаже выявил следующие его специфические особенности: эгоцентризм (неумение понять точку зрения другого), анимизм (одушевление неживого), артифициализм (взгляд на окружающий мир как на созданный человеком), синкретизм (нерасчлененность мышления, неумение выделять детали в ситуации), трансдукцию (ход мысли от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречиям и овеществление психики. К семи годам формируется обратимость мыслительных операций и эгоцентрическая позиция постепенно преодолевается.

Генезис мышления в детском возрасте тесно связан с развитием речи, что было подтверждено исследованиями Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. С точки зрения Ж. Пиаже, процесс развития мышления можно представить следующим образом: “аутизм-эгоцентризм-логика”, т.е. на ранних этапах онтогенеза мышление направлено на удовлетворение желаний и не может быть выражено в речи. Эгоцентрическое мышление является переходным от аутичного к социализированному мышлению взрослых и выражается в особых эгоцентрических высказываниях, “речи для себя”. В то же время эксперименты, проведенные под руководством Л.С. Выготского, показали, что внутренняя речь появляется намного позже внешней. На первых этапах развития речь направлена на других людей и служит средством общения. В дошкольном возрасте возникает эгоцентрическая речь, которая, интериоризуясь, становится внутренней речью. По мнению Ж.Пиаже, эгоцентрическая речь – это лишь звуковое сопровождение действий ребенка, которое не имеет особого значения в психическом развитии. Однако Л.С. Выготский показал, что в дошкольном возрасте эгоцентрическая речь выполняет планирующую функцию, т.е. помогает ребенку осмыслить деятельность и найти решение возникшей проблемы. Таким образом, с точки зрения ученого, эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

В течение дошкольного детства происходит процесс фонематического развития: ребенок не только научается правильно произносить слова, но и постепенно перестает реагировать на неверно сказанные слова. Значительно увеличивается словарный запас, дети начинают правильно использовать грамматические конструкции, благодаря чему речь из ситуативной становится контекстной, а затем и объяснительной: дошкольники могут пересказать сказку или короткий рассказ, описать картину и придумать ей название. Общение со взрослым и сверстниками стимулирует развитие диалогической речи, которая предполагает умение задавать вопросы и выслушивать ответы собеседника, а также умение рассуждать, анализировать.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ О РАЗДЕЛЕ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

•        Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

•        Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

•        Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование. В сюжетно¬ролевой игре, в рисунках, в конструировании - они моделируют жизнь окружающих людей, содержание литературных произведений, взаимоотношения между предметами, понятиями...

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

 В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей... развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

Требования к структуре образовательной программы и её объёму. 

Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания.
  • Развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
  • Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
  • Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Каких-то особых требований к условиям реализации образовательной области «Познавательное развитие» нет. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса

Конечно, если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Познавательное развитие детей во многом определяется и тем, соответствует ли форма обучения возрасту детей. Предпочтительнее всего для дошкольника, игровое обучение. Только и игры будут отличаться в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель.

Лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия. 3.2.1.

Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это, в самом деле, так, сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены доброжелательные отношения. 3.2.1.

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Никогда не принесёт пользы познавательному развитию любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать.

В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС названа Развивающая предметно-пространственная среда, которая        должна обеспечить        игровую,        познавательную,

исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами. 3.3.1.1)

 Требования к результатам освоения основной образовательной программы (целевые ориентиры)

Для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата.

Дошкольный возраст:

  • Дошкольники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.
  • Развитое воображение
  • Проявление любознательности. 
  • Склонность к экспериментированию.
  •  Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт. К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.
  • Формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, - это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.


Одним из направлений деятельности ДОУ является познавательное развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание  системы образовательной работы с детьми дошкольного возраста, способствующей развитию познавательных интересов и интеллектуального развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучение современных подходов к проблемам познавательного развития дошкольников;
  2. создание условий, способствующих, реализации познавательного развития воспитанников, их творческого потенциала;
  3. использование современных технологий по познавательному развитию детей.

Система работы по познавательному развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для познавательного развития(кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и партнёрские отношения с родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)

Современные технологии в развитии познавательной активности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования  ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

 Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

 Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.


Варианты интеграции:

  • Полная интеграция (все разделы программы интегрируются в приоритетный раздел программы).
  • Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое).
  • Интеграция дополнительного образования и воспитательно-образовательного процесса (работа кружкой интегрируется в основной процесс)
  • Интеграция разделов программы дополнительного образования, видов деятельности, технологий в едином проекте в основе которого лежит проблема.

 Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательной деятельности детей дошкольного возраста:

 — в основе метода — активная познавательная деятельность ребенка;

 — исходный пункт познавательной деятельности ребенка внутри проекта —детские интересы;

 — содержание проекта отражает различные стороны жизни pебенка и включает основные виды деятельности детей;

 — дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

 — познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер (презентация продуктов, как заключительный этап проекта).

Типы проектов в ДОУ

 Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенность целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

 Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т.д.).

 Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

 Практико-ориентированные с четко обозначенным» ориентированным на социальные интересы результатом и продуманной структурой и организацией работы.

 В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной» дидактической, сюжетно-дидактичсской, подвижной, режиссерской.

 Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития старших дошкольников является информационно-исследовательский проект. Остановимся подробнее на его структуре и содержании.

Структура и примерное содержание информацнонно-исследовательских проектов

 Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания» памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.

 Задачи

 1. Развитие у детей потребности в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

 2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определенной области знаний).

 3. Формирование у детей познавательных умений:

— наблюдать, проводить опыты;

 — сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на ОСНОРС установления причинно-следственных связей;

 — отражать картину окружающего мира в творческой деятельности и т.д.

 4. Получение, углубление и систематизация представлений в определенной области.

 Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

 Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап I Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

 Проблема исследования выделяется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.

 В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования).

 На этом этапе организации проект определяются результаты исследования В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:

 — коллекция;

 — альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;

 — выставка рисунков, аппликаций и поделок детей но теме проекта;

 — придуманные и созданные детьми игры и пособия.

Этап II Организация исследования в рамках проекта.

 На этом этапе предполагается организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

 1, Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

 В рамках этого вида деятельности можно предложить:

 — чтение книг, работу со справочной литературой (на познавательных занятиях и в совместной познавательной деятельности с воспитателем и родителями);

 — подбор и систематизацию картинок, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, рисунков, открыток и т.д-;

 — экскурсии;

 — экспериментирование;

 — познавательные беседы;

 — познавательные занятия.

 2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена:

 — как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

 — подготовка спектаклей;

 — Организация викторин;

 — художественная деятельность;

 — аукционы;

 — самостоятельное экспериментирование и т.д.

Этап III. Презентация (защита) результатов исследовательской деятельности детей,

 Презентация должна быть яркой, интересной, в ней должен просматриваться вклад каждого участника проекта: ребенка, родителя, педагога. Можно использовать следующие формы презентации:

 — познавательное шоу, досуги, праздники, развлечения с участием детей, педагогов и родителей: дети с помощью взрослых оформляют помещение, рассказывают стихи и истории, проводят конкурсы, организуют игры, танцуют и поют;

 — выставки (коллекций, рисунков, поделок и пр.);

 — презентация сборника (альбома) рассказов, пословиц, стихов, поговорок;

 — музейные экспозиции;

 — театрализованные представления, кукольные спектакли.

 Главное, чтобы результаты деятельности были наглядно и убедительно представлены.

 Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Моделирование как познавательный приём неотделим от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование вначале этой модели.

Моделирование— наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности,

 Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

 Эти планы отражения имеют принципиально важное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления* Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

 В организации познавательной деятельности дошкольников используются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели. Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует се осознание и развитие.

 Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную деятельность.

 В познавательном развитии организуются три основных варианта моделирования.

 1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации. Изучение ситуации сопровождается внесением н анализом готовой модели. Такой вариант позволяет заинтересовать детей, наглядно иллюстрирует материал, выявляя взаимосвязи изучаемого объекта, а также способствует запоминанию изучаемого материала. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.

 Например: Лесовичок приносит модель частей суток. Дети начинают его расспрашивать, что это такое. Лесовичок рассказывает, что это его сутки, которые состоят из частей: утро, день, вечер, ночь. Утро - желтое, день - красный, вечер - синий, ночь - черная. Модель представляется полностью, объясняется се структура, содержание.

 2. Создание модели воспитателем при помощи (участии) детей по ходу решения проблемы. Каждый компонент модели обсуждается с опорой наличный опыт детей, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования. Обсуждается оптимальный вариант. Модель - совместный результат познавательной деятельности,

 Например: дети помогают гномам разобраться, что они делают и когда, какие части суток они знают. Затем дети с помощью воспитателя выбирают условное обозначение каждой части суток (предлагается несколько вариантов: разные цвета и формы, картинки, условные изображения). Устанавливая взаимосвязи между частями суток, порядок их следования, дети анализируют структуру модели: круг, квадрат, полоса, книжка, ширма, спираль. Обсуждают, выбирают вместе с гномами оптимальный вариант.

 3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Очень важно перед организацией такого варианта моделирования создать условия для обогащения детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Сам процесс моделирования в этом случае — обобщение, систематизация, углубление представлений ребенка, а в некоторых случаях выход на более высокий (понятийный) уровень освоения материала. В ходе организации моделирования детям предлагается разнообразный материал для создания моделей. Дети творчески проектируют будущую модель, анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, соответствующий замыслу, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант.

 Например: перед занятием дети слушают рассказы, музыку, рассматривают картинки, беседуют с воспитателями, наблюдают за явлениями природы, задают вопросы воспитателю и родителям. Они накапливают сведения, представления об изучаемом явлении (объекте). На занятии организуется «Город мастеров». Детям-мастерам предлагается помочь фее Времени, используя разнообразный материал для создания суток: цветная бумага, пластилин, конструктор, геометрические формы, природный материал, счетные палочки, строитель и т.д. Ставится познавательная игровая задача по созданию модели суток, чтобы спасти Время. Дети выбирают материал и конструируют модель (каждый - свою). Затем организуется «защита» моделей, на которой дети объясняют ее сущность и содержание, обосновывают выбор материала и конструкции.

 Игровые проблемные ситуации и задачи.

 Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.

 Варианты проблем:

 — связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникают вопросы: что это такое? Почему так происходит? (Разные игрушки прыгают в воду: металлический солдатик и стеклянная собачка тонут» а деревянный Петрушка и пластмассовая уточка плавают.);

 - после освоения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (если «гости» с тремя углами — семья треугольников, то как называется семья «гостей», у которых четыре угла);

 — для осознания факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений (Незнайка и Кнопочка измеряли один и тот же стол разными мерками. Почему получились разные показатели?)

ТРИЗ

 Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

     

 Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

      На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

    Игра "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

     Игра "Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга ”Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

      Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход...)

     Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример "Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

     Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

     Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .

     Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

     Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

     Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

     Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

    Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

     Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

     Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

     Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

     Приемы фантазирования:

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Работа со сказками

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому.

 Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от "живых” капель и клякс.

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления

     Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй”, "Дострой”, "Составь картинку из геометрических фигур”, "На что это похоже?”, "Найди сходства”, "Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.

Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?”, "Что вначале, что потом?”, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”

Игры: «Логический поезд»

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

Экспериментирование.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и вносит существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов.

Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Источником познавательной активности становятся преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется не определённостью, не устойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает собой отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.


Создание условий для познавательного развития дошкольников:

Кадровое обеспечение.

Педагоги детского сада, обучающие и воспитывающие детей, создающие для них предметно-развивающую среду, -  это решающий фактор в работе по познавательному развитию дошкольников.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства должна осуществляться в нескольких направлениях:

  • повышение квалификации в рамках курсовой подготовки;
  • повышение квалификации педагогов по познавательному развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, смотры – конкурсы
  • работа педагогов в творческих группах, занимающихся разработкой различных направлений данного раздела
  • участие педагогов ДОУ в районных и городских методических объединениях, представление своего опыта.

. Перед руководством ДОУ встают следующие задачи:

  • совершенствовать у педагогов навыки и умения самостоятельной работы над нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию воспитательно-образовательного процесса;
  • повышать уровень аналитико-прогностической деятельности педагогов, рефлексивной культуры;
  • формировать у педагогов потребность в изменении технологии образовательного процесса (переход от занятий – к организации непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми и проектной деятельности с детьми и родителями);
  • углубить теоретические знания по организации и проведению работы по познавательному развитию с детьми
  • улучшить  развивающую среду в группах, в соответствии с федеральными государственными стандартами ДО.

Ниже мы приводим пример планирования работы с кадрами по теме «Система работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследования и экспериментирования»

1. На основе анализа литературы знакомство воспитателей с основными направлениями работы по реализации проектной деятельности. Провести консультации по темам: «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах» и другие.

2. Работа на мини семинарах — практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения» и др.

3. Проведение  взаимопосещений непосредственно образовательной деятельности у педагогов  с целью соблюдения ФГОС, обмена опытом.

4. Проведение педагогического совета «Метод проекта и его влияние на развитие познавательных способностей у дошкольника» с обсуждением использования проектной деятельности в работе с детьми.

5. На мини-семинарах, с педагогами обсуждение роли семьи в развитии познавательной активности ребенка. Планирование и организация ряда совместных проектов «Генеалогическое древо моей семьи», «Богатыри земли Русской», «Новогодняя елочка» и др

В Приложении 1 приведен пример планирования методических мероприятий на год по теме «Познавательное развитие ребенка через экологическое воспитание»

Здесь же можно найти планирование по созданию развивающей среды по данной теме.

Учебно-методическое обеспечение:

  • программы познавательного развития воспитания и методические рекомендации;
  • перспективные планы кружковой работы
  • картотека НОД (Приложение 10),
  • картотеки дидактических игр по познавательному развитию;
  • фонотека, медиатека по данному направлению;
  • создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с окружающим миром.
  • Картотека Mimio проектов по различным темам

Одним из важных условий реализации системы познавательного развития в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

  • В каждой возрастной группе создаются условия для познавательного развития: уголки экспериментирования, игровые уголки, минимузей, книжные  уголки,  Уголки содержат разнообразный материал, пособия, игры. Используются технические средства обучения.
  • Для реализации поставленных задач в ДОУ должны быть помещения для работы по познавательному развитию («Петербургская гостиная»,  «Развивающий центр» и др.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Модель предметно развивающей среды дошкольного учреждения по теме «Познавательное развитие, работающего по образовательной программе «От рождения до школы» с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.)

Организация образовательного процесса.

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на познавательное развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • организованная деятельность (образовательная деятельность, экскурсии, , индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к познавательной деятельности и развитие творческих способностей (игры, , продуктивная деятельность).

Педагогические условия направленные на формирование познавательного интереса:

-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач

-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта

-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей

-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов интереса

-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий

-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми

-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении.

Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей  дошкольного возраста

-цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально - дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру

-педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний

-отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством

- человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития

-смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре)

-изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.

Формы и приемы организации  образовательного процесса

по познавательному развитию

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

самостоятельная деятельность детей

образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Показ

Экскурсии, наблюдение

Беседа

Опыты, экспериментирование

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты

Игровые упражнения

Игры  - дидактические, подвижные

Проектная деятельность

Продуктивная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Развивающие игры

Игра-экспериментирование

Проблемные ситуации

Игровые упражнения

Рассматривание чертежей и схем

Моделирование

Коллекционирование

Проекты

Интеллектуальные игры

Тематическая прогулка

Конкурсы

КВН

Трудовая деятельность

Тематические выставки

Мини-музеи

Игры - развивающие, подвижные, со  строительным материалом

Игры-экспериментирования

Игры с использованием автодидактических материалов

Моделирование

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность:

включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность -предметную, продуктивную, игровую

Опыты

Труд в уголке природы

Продуктивная деятельность

Беседа

Коллекционирование

Просмотр видеофильмов

Прогулки

Домашнее экспериментирование

Уход за животными и растениями

Совместное конструктивное творчество

Коллекционирование

Интеллектуальные игры

 

 

В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием Значимого взрослого.

Дополнительное образование реализуется через работу кружков познавательной направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.

Основной целью кружковой работы является формирование познавательных интересов и познавательной активности, развитие природных данных детей. (Приложение 7. План кружка «Развивающие игры на основе мнемотехники»)

Эффективность деятельности по приоритетному направлению во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Рекомендуется разработка творческой группой перспективного плана взаимодействия специалистов, который позволяет координировать деятельность воспитателей, работающих в группе, и специалистов ДОУ. В плане можно указать темы недели, основные виды детской деятельности по данной теме.

Таким образом, во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимально эффективного развития.

Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Далее, в календарном плане, отражается вся деятельность взрослого и детей, соответствующая теме. При этом в календарном плане работы рекомендуется вводить региональный компонент старшей комбинированной направленности. 1 раз в 2 недели проходит мероприятие по реализации образовательной области «Познание», с целью ознакомления дошкольников с природой или историей родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Система работы по познавательному развитию в детском саду

Теоретическое обоснование материалов по познавательному развитию...

Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании со...

Система игр по познавательному развитию в средней группе

Система игр по познавательному развитию в средней группе1 «Строим дома»Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по величинеЗадача: закрепить умение быстро находить геометричес...

«Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации»

laquo;Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации»Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение професси...

Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...