«Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации»
методическая разработка (подготовительная группа)

«Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития любознательности и познавательной мотивации, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и познавательной мотивации – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

Понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытстволюбознательностьразвитие познавательного интересаразвитие познавательной активности.

Сниженная познавательная мотивация дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития любознательности является актуальной в настоящее время. Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, достижение высокого уровня любознательности у детей и интересом педагогов к новым формам повышения познавательной мотивации.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

развитию воображения и творческой активности;

- формированию познавательных действий, становлению сознания;

развитию интересов детейлюбознательности и познавательной мотивации;

- формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития любознательности и познавательной мотивации, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей познавательного развития детей неизмеримо возрастает ответственность родителей за судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития любознательности и познавательной мотивации позволил обнаружить следующие противоречия:

- необходимость успешного освоения ребенком программного материала с одной стороны и с традиционной формой организации педагогического процесса с другой стороны;

- заинтересованность в повышении качества образования и невозможность реализации образовательных задач;

- желание родителей иметь ребенка максимально адаптированного в социум и отсутствие знаний о значимости использования новых информационных технологий в развитии ребенка;

- необходимость получения качественного образования детьми и не активностью педагогов, внедряющих информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

Таблица 1.

Недостатки в результатахНедостатки в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности

• Ребёнок часто бывает пассивен, не проявляет интерес к познавательным играм;

• Снижен уровень познавательной мотивации и любопытства;

• Созданные условия для самостоятельной познавательной деятельности детей в группах являются недостаточными;

• Отсутствие целенаправленного подхода к организации в использовании инновационных технологий;

• Современные технологии и методы образования (метод проекта, компьютерные игры) используются в недостаточном объеме;

• Подобрано недостаточно дидактических игр и пособий, которые помогут стимулировать познавательную активность дошкольников;

• Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки воспитателей ДОО (не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами)

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи:

• Приобщение к области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

• Использование метода проектов и экспериментирование помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

• Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

• Развитие любознательности у детей через использование новых инновационных технологий в работе педагога имеет значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.

• Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:

- у детей не сформирована способность к активной познавательной деятельности;

- родители не уделяют должного внимания познавательной мотивации детей;

педагоги недостаточно используют в работе инновационные технологии;

- недостаточно продумана организация развивающей среды.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное познавательное развитие. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования познавательной мотивации и любопытства у детей дошкольников.

1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время в системе образования реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка по данной теме:

Таблица 2.

Новые образовательные результаты:

Целевой ориентир Конкретизация с возрастом и темой

(подготовительный возраст) Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Формирование познавательного интереса, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивыПознавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Ребёнок стремиться самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Формирование интереса к действиям и поступкам людей, желания помочь, порадовать окружающих. Развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику (обиженному, слабому, неумелому, к родителям и членам семьи. Осознают свою принадлежность к социуму, проявляют интерес и анализируют действия окружающих людей.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Формирование состояния личности, активное видение мира, характеризующееся

стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, желания осваивать новые знания и действия которое реализуется в сюжетно-ролевой игре. Дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью; расшифровывают различного рода загадки:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Стимулирование познавательной активности, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Дети выдвигают предположения о возможном

течении явления природы и его причинах; самостоятельно конструируют свои

знания и ориентируются в информационном пространстве;

2. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения проблемы формирования у дошкольников любознательности и познавательной мотивации необходимо использовать виды деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста :

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Наиболее эффективным методом в формировании у детей дошкольного возраста любознательности и познавательной мотивации является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

№ п/п Направление Вид деятельности Форма На что направлено

Работа с детьми Игровая Игровые проблемные ситуации «Что перепутал художник?»,

«Как Белоснежка гномов считала»;

- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды?»;

- словесные игры «Назови лишнее»«Назови соседей»; Стимулирование познавательной активности детей

Коммуникативная Игры «Царство «почемучек»»,

беседы с детьми и родителями на тему «Хочу все знать»; Формирование познавательной мотивации детей, стимулирование любопытства по отношению к объектам окружающей действительности; знакомство с методами познавательного исследования :

Познавательно-исследовательская Экскурсия в библиотеку,

мини-проект

по формированию математический представлений «В гости к цифрам» Ребенок может провести самостоятельно опыт; ребенок активно участвует в проекте. Формирование навыков познавательного исследования :

Восприятие художественной литературы и фольклора Рассматривание фотоальбомов.

Чтение художественной литературы. Знакомство детей с энциклопедиями. Упражнение «Расскажи сказку» Ребёнок приобретает навык работы с энциклопедией.

Активизация творческой активности детей.

Изобразительная Детское творчество: рисунки, аппликации на свободную тему Ребенок проявляет любознательность в продуктивных видах деятельности

Конструирование Поделки из мягких модулей Ребенок развивает воображение. И творческую активность

II Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультации «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»,

Мини семинары — практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», Ребенок закрепляет положительное отношение к совместной деятельности

Приобщение детей к правилам игры и взаимоотношения детей со взрослыми и детьми

Воспитанники обладают установкой положительного отношения к самому себе и близким, обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

III Работа с родителями Консультации «Дидактические игры залог любознательности ребенка»«Успешный дошкольник - успешное будущее»;

«Использование инновационных технологий в ДОО»;

- приглашение родителей на деловую игру «Путешествие в мир «Почему?»»

Родительское собрание «Развитие у дошкольников познавательной мотивации в играх - экспериментах» Осознание ребенком принадлежности к социуму, стимулирование интереса к анализу действия окружающих людей.

IV Методический конструктор организации вне НОД Коллективная работа Дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью;

Совместные экскурсии

Праздники и традиции группы

Благоустройство территории

Изготовление фотоальбома группы

Мастер-класс

Выставка детских работ

Для выявления уровня развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста использовались таким методика «Познавательная потребность дошкольника» В. С. Юркевич. Родителям и воспитателям испытуемых предлагалась анкета В. С. Юркевич, направленная на выявление у детей наличия, силы и устойчивости познавательной потребности. Она включала 7 вопросов с тремя вариантами ответов

Анкета «Познавательная потребность дошкольника» В. С. Юркевич

№ п/п Вопросы Варианты ответов

1 Как часто ребенок подолгу (полчаса - час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

2 Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? а) помучиться,

но самому найти ответ

б) когда как

в)получить готовый

ответ других

3 Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца?

а) постоянно, слушает до конца

б) иногда, не всегда

слушает до конца

в) редко

4 Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением а) очень положительно

б) когда как

в) скорее равнодушно

5 Часто ли ребенок задает вопросы? а) часто

б) иногда

в) редко

6 Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? а) да

б) не всегда

в) нет

7 Присутствуют ли в речи

вопросы-цепочки

(за одним вопросом

следует другой,

возможно, третий,

относящийся к одной теме) а) да, бывают довольно часто

б) когда как

в) не наблюдалось

• 27-35 баллов - познавательная потребность выражена сильно;

• 17-26 баллов - познавательная потребность выражена умеренно;

• менее 17 баллов - познавательная потребность выражена слабо.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, работа на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Контроль Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов Изменения

1. Кадровые Ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;

профессиональная подготовка на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;

2. Научно-методические Проведение семинаров-практикумов ««Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

3. Материально-технические Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды для проведения занятий на более высоком уровне.

Иметь полный комплект атрибутов к сюжетно ролевой игре.

• Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию любознательности и познавательной мотивации

• Приобрести различные Приобретение в методический кабинет дидактических игр, направленных на развитие логического мышления, формирование познавательной активности

• Разработка проектов на тему «Мне все интересно»«А почему?» и т. д. костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.

4. Нормативно-правовые Письменные разрешения родителей для работы с психологом.

Письменное разрешения родителей для посещения экскурсий.

Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.

5. Информационные Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией по формированию любознательности и познавательной мотивации.

6. Организационные Кружковая работа «В мире столько интересного»

Организация встреч с людьми разных профессий.

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- Тема пособия«В гости к цифрам»

- Возраст целевой группы: 6-7 лет

- Цель пособия: формировать познавательную активностьлюбознательность. выявить умение детей принимать задачу, анализировать ситуацию, сопоставлять факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы.

развивать стремление к взаимодействию в паре или небольшой группе;

- обогащать математические представления;

- побуждать к новым поискам и решениям.

- Алгоритм работы со слайдами :

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

«Титульный лист»

Воспитатель знакомит воспитанников с названием игры и её правилами

№2

На слайде появляется картинка с изображением «ушей зайцев»

Воспитатель спрашивает«Сколько зайцев спряталось в корзинке?»

Дети отвечают. По щелчку появляются цифра 3 - это правильный ответ.

№3

На слайде появляется картинка с изображением «зайцев»

Воспитатель спрашивает«Сколько зайцев здесь?»

По щелчку появляются варианты ответов.

Дети считают и угадывают. По щелчку появляется правильный вариант ответа.

№4

На слайде появляется картинка с изображением «домиков»

Воспитатель спрашивает«Какой из домиков займет свое место?»

Дети отвечают и логически обосновывают свой выбор.

По щелчку правильный домик занимает свое место.

№5

На слайде появляется картинка с изображением «волшебной мозаики». У детей нв столах тот же набор фигур.

Воспитатель предлагает: «Сложите трактор из двух красных кругов, одного желтого треугольника, голубого, черного и зеленого прямоугольника»

По щелчку появляются картинка-проверка - трактор.

Дети упражняются в складывании других фигур.

№6

На слайде появляется картинка с изображением «числового домика»

Воспитатель спрашивает«Если к одному прибавить девять сколько получиться?»

По щелчку появляется цифра 10.

Дети упражняются в складывании чисел, чтобы получить цифру 10.

 

Прикреплённые файлы:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мультимедийное пособие268.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическое электронное пособие « Веселые цифры» ( старший возраст) Подготовила: воспитатель МБДоу №321 Владимирова Г.А.

Слайд 2

3 4 6

Слайд 3

8 12 9 10 4

Слайд 4

9 10 8 7 6

Слайд 5

6 + 2 5 7 8 10 6 9

Слайд 6

9 + 1 5 7 8 10 6 9

Слайд 8

10 9 2 7 4 5 1 3 6 5 8 6 7

Слайд 9

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Система работы воспитателя по развитию речи дошкольников"

Значимость дошкольного учреждения как социального инструмента в жизни ребенка очень четка отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: "На детский сад следует смотреть ни как на подготовку к школе, а как на...

"Система работы педагога по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, пути ее решения в ходе педагогической деятельности....

«Система работы педагога по развитию восприятия детей дошкольного возраста произведений искусств (музыкальных)»

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявл...

Семинар-практикум на тему: «Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»

Семинар-практикум на тему: «Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»...

Тема: «Развитие любознательности и познавательной мотивации у старших дошкольников в условиях сельского детского сада»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЯХ «Дошкольное образование XXI  века: взгляд современного педагога» педагогических работников муниципального дошкольного образовательного ...

«Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в математической и конструктивной деятельности дошкольников»

Дошкольный возраст важный период в жизни человека.  В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного, умственного развития реб...