Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мищенко Наталья Михайловна

Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_2024.docx72.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида № 8 «Сказка»

Карасукского района Новосибирской области

Система работы

по теме:

«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Воспитатель:

 Мищенко Наталья Михайловна

                                                             2024 год

Оглавление

Актуальность………………………………………………………………………………………….3

Методические рекомендации………………………………………………………………………..4

Картотека опытов и экспериментов с объектами  живой и неживой природы…….……........5-12

Рекомендации для педагогов по развитию познавательного интереса через

исследовательскую  деятельность дошкольников…..…………….................................................12

Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса через  

исследовательскую деятельность дошкольников………………….……………………….…...12-14

Содержание методической системы…………………………………………….……………….14-16

Литература…………………………………………………………………………………………….16

        

Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Актуальность

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Также, согласно ФГОС ДО предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская, деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

 Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребёнка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы в исследовательской деятельности.

Усваивается всё прочно и надолго тогда, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие познавательного интерес и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности» и является актуальной.

Методические рекомендации.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную саморазвитию и самосовершенствованию.

Для ребенка дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дошкольники познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Процесс познания движется с двух сторон: с одной – организуется взрослым о предметном мире и мире деятельности взрослого, а с другой – активное самопознанием посредством практико – познавательной деятельности. Это приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы обобщенных представлений и системы систематизированных знаний. Обе они имеют огромное значение для интеллектуальной культуры человека: в первой задан уровень современного образования дошкольника, во второй отражается индивидуальный опыт, приобретаемый им самостоятельно познание окружающей действительности.

Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, целенаправленной воспитательной направленности может стать устойчивой

чертой личности ребёнка и играть роль в его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя суть интересующего его явления.

Отличительной особенностью восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление даёт толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребёнка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия - ориентировочно-исследовательские.

Формировать предпосылки исследовательской деятельности мы начинаем с младшей группы:

-вводим детей в проблемные игровые ситуации, активизируем желание ребёнка искать пути решения данной проблемы

– в старшем дошкольном возрасте, задачи более весомые: мы развиваем умение определять возможные методы решения проблемы, как с помощью взрослого, так и затем самостоятельно; формируем умения применять данные методы, использовать различные варианты и развиваем желание пользоваться терминологией.

Чтобы выполнить перечисленные задачи, мы должны создать условия для исследовательской деятельности детей и использовать приёмы для её организации. Приёмы – подражание голосом, художественное слово, дидактические игры, трудовые поручения. Остальные – это условия.

Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха. Поэтому необходимо соблюдать правила организации  исследовательской деятельности.

  1. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  3. Воспитывать веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  5. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  6. Подводить итоги исследовательского эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Но ни о какой  познавательно-исследовательской деятельности не может быть и речи без предметно – развивающей среды, которая

  • обеспечивает  игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников;
  • доступна, насыщена;
  • безопасна.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от  педагогов. Очень важно проводить работу с родителями.

Для этого  можно использовать  такие формы:

  1. Совместное оформление уголка экспериментально-исследовательской деятельности.
  2. Подбор литературы по темам.
  3. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, консультаций.
  4. Планирование тем консультаций, родительских собраний .
  5. Оформление папок – передвижек.
  6. Оформление наглядной информации в родительском уголке.
  7. Выставка  работ детей.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

И мнение о том, что тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» обыденная и изученная – лопается, как мыльные пузыри.

Стою на позиции и придерживаюсь с мнением Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда  что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Для того чтобы легче было составить или сделать  ту или иную исследовательскую деятельность для развития  познавательного интереса, создала свою картотеку.

Картотека опытов и экспериментов с объектами  живой и неживой природы

 Вода прозрачная и бесцветная.

Цель: предложить детям опустить в воду любые предметы и сказать видно их или нет. Убедиться, что сквозь воду хорошо видны все предметы, значит она прозрачная. Попросить детей определит, какой цвет у воды…

Вода жидкая и не имеет формы.

Цель: сравнить воду с любыми твёрдыми предметами и убедиться в том, что у воды нет определённой формы. Она льётся и растекается по поверхности в бесформенную лужу, потому что жидкая…

Вода не имеет запаха.

Цель: предложить детям понюхать воду и сказать, какой у неё запах. Добавит

в разные сосуды с водой лимон, заварку, шампунь или любые другие вещества…

Вода не имеет вкуса.

Цель: предложить детям выпить воду и определить, какой она имеет вкус.

Добавить в три сосуда с водой сахар, соль, лимон и попробовать получившуюся

воду на вкус…

В воде можно растворить другие вещества.

Цель: предложить детям положить в воду соль и сахар. Понаблюдать, как они

опускаются на дно, потом перемешать и посмотреть, что с ними стало…

Не все вещества растворяются в воде.

Цель: напомнить детям, как соль и сахар растворились в воде. Предложить

провести тот же опыт с песком и землёй…

.

Вода может впитываться.

Цель: предложить детям положить в блюдце кусочек сухой ткани или бумажную салфетку и налить сверху немного воды. Поднять ткань (салфетку) и посмотреть, что осталось в блюдце…

Вода бывает разной температуры.

Цель: уточнить представление о том, что вода бывает не только холодной, но и тёплой, горячей и кипятком. Развивать кожные ощущения, учить различать

холодную, тёплую и горячую воду. Показать, что в любой воде мыло мылится и

смывает грязь…

Вода – газообразная.

Цель: уточнить представление детей о том, что вода – это жидкое вещество.

Вода – твёрдая.

Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает жидкая и парообразная. Предложить детям охладить воду на морозе и узнать, как холод

действует на воду (изготовить с детьми разноцветные льдинки).

Лёд. Он какой?

Цель: выяснить с детьми, какими свойствами обладает лёд.

Лёд  можно превратить в воду.

Цель: рассмотреть формочки, в которые налили разноцветную воду и поставили на мороз. Выяснить куда делась вода.

Снег. Он какой?

Цель: наблюдать с детьми, как падает снег. Рассмотреть снежинки (круглые,

белые, имеют лучики, разные по форме).

Снег можно превратить в воду.

Цель: уточнить представления детей о свойствах снега. Предложить набрать,

во время прогулки, снег в посуду и поставить его в группе. Наблюдать, как снег

потихоньку тает в тепле.

Что в пакете?

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игры с соломинкой.

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Надувание напальчника.

Цель:  Обнаружить воздух.

Поиск воздуха.

Цель:  Обнаружить воздух. Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Загадочные пузырьки.

Цель:  Обнаружить воздух в других предметах.

Пузырьки – спасатели.

Цель:  Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Что в коробке?

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Волшебная кисточка.

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Из чего состоит песок.

Цель: предложить детям рассмотреть в лупы песок, карьерный (принесённый

из песочницы) и речной. Установить, что песок состоит из мелких песчинок разной величины, которым не соединены друг с другом и свободно перекатываются. Сравнить между собой разные виды песка. (У карьерного песка песчинки мельче, чем у речного). Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.

Песок рассыпчатый.

Цель: предложить детям взять в руки сухой песок и удержать его, а потом

попробовать построить из этого песка башню. Убедиться в том, что это сделать

нельзя, потому что сухой песок не держит форму…

Пропустим сквозь песок воду.

Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку песок и

налить сверху воду.

Что будет если песок намочить.

Цель: напомнить, как пытались удержать песок в руке и строили из него

башню. Вспомнить, почему это сделать не удалось.

Из чего состоит земля.

Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она.

Пропускает ли земля воду.

Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку землю и

налить сверху воду.

Земля сухая и мокрая.

Цель: вспомнить с детьми, как пропускали воду сквозь землю. Намочить

землю и сравнить её с сухой.

Для чего нужна земля (задание детям).

Цель: обойти с детьми сначала группу, а потом территорию садика и найти,

где лежит земля (в цветочных горшках, на грядках, газонах, клумбах и цветниках)…

Легкий – тяжелый.

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Звук. Что звучит.

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет..

Теплота. Чудесный мешочек.

Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.

Бумага, ее качества и свойства

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Древесина, ее качества и свойства.

Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Ткань, ее качества и свойства.

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Волшебная рукавичка.

Цель:  Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Мы – фокусники.

Цель:  Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Вес, притяжение. Угадай-ка (1).

Цель:  Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Угадай-ка (2).

Цель:  Понять зависимость веса предмета от материала.

Почему все звучит?

Цель:  Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Как согреть руки?

Цель:  Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Стекло, его качества и свойства.

Цель:  Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Металл, его качества и свойства.

Цель:  Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Резина, её качества и свойства.

Цель:  Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Пластмасса, её качества и свойства.

Цель:  Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

«Воздух сжимается»

Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

«Воздух расширяется»

Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

«Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

«Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

«Испарение»

Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями…

«Что выделяет растение?»

Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

«Кому лучше?»

Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

«Что нужно для питания растения?»

Цель. Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

«Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

 «Впитывает – Не впитывает»

Цель: Закрепить свойства песка. Учить сравнивать песок и камни, самостоятельно делать выводы

 «Какими бывают камни»

Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам

 «Куда исчезла лужа»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств почвы- водопроницаемость.

 «Воздух всегда в движении»

Цель: Доказать, опытным путем что воздух всегда в движении.

 «Невидимка трудится»

Цель: Раскрыть значение воздуха в жизни человека и всего живого на земле. Закрепить знания о свойствах и качествах воздуха.

 «Пламя загрязняет воздух»

Цель: Показать на примере опыта негативное влияние пожаров на окружающую среду

«Парилка»

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды (пар).

 «Пресная – соленая вода»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода бывает и пресной и соленой.

 «Животворное свойство воды»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

 «Снежинки»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве снега и то, что каждая снежинка имеет свою форму.

 «Снег снежок»

Цель: Опытным путем закрепить знания о том, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега.

Опыты с каменным углем

Цель: формирование знаний о каменном угле, его свойствах.

Эксперимент «Упрямые предметы»

Цель: Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией

 «Эффект радуги»

Цель: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Опыт со светом «Как образуется тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Эксперимент «Почему в космос летают на ракете?»

Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета само лета.

Эксперименты с лупой

Цель: Формирование представлений об увеличительном стекле – лупе, о необходимости его использование человеком.

Рекомендации для педагогов по развитию познавательного интереса в исследовательской деятельности дошкольников.

 

1. Из практики с детьми для формирования познавательного интереса в исследовательской деятельности рекомендую использовать следующие:

Раздел 1. Объекты и явления неживой природы (воздух, вода, свет, цвет, тепло и др.). Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений детей  об объектах и свойствах неживой природы: дети расширяют представления о свойствах воздуха, выявляют свойства воды, пытаются обнаружить воздух в окружающем пространстве используя полиэтиленовые пакеты, соломинки, банки с водой и другие предметов. Интересные опыты мы проводили со снегом и льдом, например, выявляли защитные свойства снега (вода в трёх сосудах зарывалась в снег на разной глубине и мы наблюдали, где вода быстрее замёрзла, а потом рассуждали, почему так происходит.

Раздел 2. Объекты живой природы. В совместной деятельности с детьми мы выявляли характерные особенности сезонов, старались разобраться в многообразии живых организмов и представить их в системе, выясняли, как животные приспосабливаются к окружающей среде, выявляли потребность растений в воздухе, воде и свете; пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, наблюдали за состоянием растений в зависимости от частоты и количества полива и сделали вывод, что наши комнатные растения без воды и света жить не могут. Запланирован цикл экспериментов «Проращивание семян»«Выращивание рассады цветов и огородных культур».

Раздел 3. Человек. Мы с детьми исследовали, как же функционирует наш организм, расширили представления об органах чувств, их назначении.

Раздел 4. Рукотворный мир: Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений о материалах и их свойствах, преобразованиях различных предметов..

2. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.

3. Для того,  чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:

- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;

- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;

- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.

4. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.

5. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.

Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса через исследовательскую  деятельность.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с

действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живет общество.

Ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления. Как же организовать поисково - исследовательскую деятельность ребенка дома?

 Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие-либо специальные условия.

А) В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику

предметов, развивать наблюдательность. Позвольте ребёнку экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула?

Б) Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

В) Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Г) Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать  суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

  • Будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в поисково-исследовательской деятельности.
  • Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания.
  • Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений.
  • Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания.
  • Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.

Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию!

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам».  Ральф У. Эмерсон

  • Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. — ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Сиюминутные         запреты         без         объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Предоставлять         возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интересами любопытства к нему у ребёнка, тем больше у него возможностей для развития.

Содержание методической системы

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса через исследовательскую деятельность.

Задачи:

-  расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.

- воспитание самостоятельности в исследовательской деятельности.

 Для того, чтобы систематизировать свою работу в данном направлении по развитию познавательного интереса детей в исследовательской деятельности опираясь на основные принципы:

- научности;

- адресности;

- преемственности;

- поэтапности;

- систематичности;

- наглядности.

   Один из путей повышения эффективности развития познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста в исследовательской деятельности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

   Обучение детей осуществляется различными методами.

Методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей.

Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. В своей работе с детьми  использую:

Наглядные методы.

- наблюдения (кратковременные, длительные, определенные состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);

- рассматривание картин, демонстрация фильмов.

Практические методы.

- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия), подвижные игры, творческие игры);

- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);

- элементарные опыты (игры-опыты, игры-эксперименты, занимательные опыты)

Словесные методы.

- рассказ;

- беседа;

- индивидуальные беседы;

- чтение художественной литературы

   Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствовало пробуждению детской любознательности, вовлечению детей в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давала детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.        

   Исследовательская деятельность, так же включает в себя и проектную деятельность (проектный метод), так как проекты имеют основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта. Поэтому проектно - исследовательская деятельность заняла своё место в моей системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Проводила с детьми экологический проект «Вода, вода, кругом вода», «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем»

   Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

   Я стараюсь так организовать детскую исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что - то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.

   При организации исследовательской работы с детьми я соблюдаю определённые правила:

- Учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

- Учу прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями и т.д.

   Для реализации исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности воспитанников. В уголке природы оборудована «мини – лаборатория ». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы – помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
  В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Формирование познавательных интересов дошкольника показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит от того, как организован процесс обучения, передача им знаний.

   Проанализировав результаты мониторинга, делаю вывод, что имеется заметная тенденция роста по познавательной активности. Результаты мониторинга подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей  данного вида деятельности.

Система работы в исследовательской деятельности способствует более успешному формированию у детей развитие познавательного интереса. А придерживаться этой системы мне помогает перспективный план по данному направлению.

           Работу, проводимую по данному направлению, считаю доступной, эффективной и результативной в развитие познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, т.к. у меня есть цель – расширять свои знания, по развитию познавательного интереса детей в исследовательской деятельности.

    Считаю, что единственная возможность научить ребёнка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.

Литература:

1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

3. Организация деятельности детей на прогулкеСтаршая группа /авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Изд. 2-е. - Волгоград: учитель, 2015.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2009.

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39.

6.  Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.

7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"

В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...

Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...

Статья "Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Данный материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Раскрывается тема использование метода проекта....

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...

Перспективный план работы с детьми «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный планработы с детьми на 2022- 2023г.по теме:«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...