Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
методическая разработка (подготовительная группа)
Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_2024.docx | 72.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Система работы
по теме:
«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Воспитатель:
Мищенко Наталья Михайловна
2024 год
Оглавление
Актуальность………………………………………………………………………………………….3
Методические рекомендации………………………………………………………………………..4
Картотека опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы…….……........5-12
Рекомендации для педагогов по развитию познавательного интереса через
исследовательскую деятельность дошкольников…..…………….................................................12
Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса через
исследовательскую деятельность дошкольников………………….……………………….…...12-14
Содержание методической системы…………………………………………….……………….14-16
Литература…………………………………………………………………………………………….16
Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Актуальность
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская, деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребёнка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы в исследовательской деятельности.
Усваивается всё прочно и надолго тогда, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие познавательного интерес и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности» и является актуальной.
Методические рекомендации.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную саморазвитию и самосовершенствованию.
Для ребенка дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дошкольники познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Процесс познания движется с двух сторон: с одной – организуется взрослым о предметном мире и мире деятельности взрослого, а с другой – активное самопознанием посредством практико – познавательной деятельности. Это приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы обобщенных представлений и системы систематизированных знаний. Обе они имеют огромное значение для интеллектуальной культуры человека: в первой задан уровень современного образования дошкольника, во второй отражается индивидуальный опыт, приобретаемый им самостоятельно познание окружающей действительности.
Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, целенаправленной воспитательной направленности может стать устойчивой
чертой личности ребёнка и играть роль в его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя суть интересующего его явления.
Отличительной особенностью восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление даёт толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Овладевая исследовательской деятельностью, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребёнка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия - ориентировочно-исследовательские.
Формировать предпосылки исследовательской деятельности мы начинаем с младшей группы:
-вводим детей в проблемные игровые ситуации, активизируем желание ребёнка искать пути решения данной проблемы
– в старшем дошкольном возрасте, задачи более весомые: мы развиваем умение определять возможные методы решения проблемы, как с помощью взрослого, так и затем самостоятельно; формируем умения применять данные методы, использовать различные варианты и развиваем желание пользоваться терминологией.
Чтобы выполнить перечисленные задачи, мы должны создать условия для исследовательской деятельности детей и использовать приёмы для её организации. Приёмы – подражание голосом, художественное слово, дидактические игры, трудовые поручения. Остальные – это условия.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха. Поэтому необходимо соблюдать правила организации исследовательской деятельности.
- Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги исследовательского эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Но ни о какой познавательно-исследовательской деятельности не может быть и речи без предметно – развивающей среды, которая
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников;
- доступна, насыщена;
- безопасна.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от педагогов. Очень важно проводить работу с родителями.
Для этого можно использовать такие формы:
- Совместное оформление уголка экспериментально-исследовательской деятельности.
- Подбор литературы по темам.
- Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, консультаций.
- Планирование тем консультаций, родительских собраний .
- Оформление папок – передвижек.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Выставка работ детей.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
И мнение о том, что тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» обыденная и изученная – лопается, как мыльные пузыри.
Стою на позиции и придерживаюсь с мнением Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Для того чтобы легче было составить или сделать ту или иную исследовательскую деятельность для развития познавательного интереса, создала свою картотеку.
Картотека опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы
Вода прозрачная и бесцветная.
Цель: предложить детям опустить в воду любые предметы и сказать видно их или нет. Убедиться, что сквозь воду хорошо видны все предметы, значит она прозрачная. Попросить детей определит, какой цвет у воды…
Вода жидкая и не имеет формы.
Цель: сравнить воду с любыми твёрдыми предметами и убедиться в том, что у воды нет определённой формы. Она льётся и растекается по поверхности в бесформенную лужу, потому что жидкая…
Вода не имеет запаха.
Цель: предложить детям понюхать воду и сказать, какой у неё запах. Добавит
в разные сосуды с водой лимон, заварку, шампунь или любые другие вещества…
Вода не имеет вкуса.
Цель: предложить детям выпить воду и определить, какой она имеет вкус.
Добавить в три сосуда с водой сахар, соль, лимон и попробовать получившуюся
воду на вкус…
В воде можно растворить другие вещества.
Цель: предложить детям положить в воду соль и сахар. Понаблюдать, как они
опускаются на дно, потом перемешать и посмотреть, что с ними стало…
Не все вещества растворяются в воде.
Цель: напомнить детям, как соль и сахар растворились в воде. Предложить
провести тот же опыт с песком и землёй…
.
Вода может впитываться.
Цель: предложить детям положить в блюдце кусочек сухой ткани или бумажную салфетку и налить сверху немного воды. Поднять ткань (салфетку) и посмотреть, что осталось в блюдце…
Вода бывает разной температуры.
Цель: уточнить представление о том, что вода бывает не только холодной, но и тёплой, горячей и кипятком. Развивать кожные ощущения, учить различать
холодную, тёплую и горячую воду. Показать, что в любой воде мыло мылится и
смывает грязь…
Вода – газообразная.
Цель: уточнить представление детей о том, что вода – это жидкое вещество.
Вода – твёрдая.
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает жидкая и парообразная. Предложить детям охладить воду на морозе и узнать, как холод
действует на воду (изготовить с детьми разноцветные льдинки).
Лёд. Он какой?
Цель: выяснить с детьми, какими свойствами обладает лёд.
Лёд можно превратить в воду.
Цель: рассмотреть формочки, в которые налили разноцветную воду и поставили на мороз. Выяснить куда делась вода.
Снег. Он какой?
Цель: наблюдать с детьми, как падает снег. Рассмотреть снежинки (круглые,
белые, имеют лучики, разные по форме).
Снег можно превратить в воду.
Цель: уточнить представления детей о свойствах снега. Предложить набрать,
во время прогулки, снег в посуду и поставить его в группе. Наблюдать, как снег
потихоньку тает в тепле.
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игры с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Надувание напальчника.
Цель: Обнаружить воздух.
Поиск воздуха.
Цель: Обнаружить воздух. Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Загадочные пузырьки.
Цель: Обнаружить воздух в других предметах.
Пузырьки – спасатели.
Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Что в коробке?
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Волшебная кисточка.
Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Из чего состоит песок.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупы песок, карьерный (принесённый
из песочницы) и речной. Установить, что песок состоит из мелких песчинок разной величины, которым не соединены друг с другом и свободно перекатываются. Сравнить между собой разные виды песка. (У карьерного песка песчинки мельче, чем у речного). Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.
Песок рассыпчатый.
Цель: предложить детям взять в руки сухой песок и удержать его, а потом
попробовать построить из этого песка башню. Убедиться в том, что это сделать
нельзя, потому что сухой песок не держит форму…
Пропустим сквозь песок воду.
Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку песок и
налить сверху воду.
Что будет если песок намочить.
Цель: напомнить, как пытались удержать песок в руке и строили из него
башню. Вспомнить, почему это сделать не удалось.
Из чего состоит земля.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она.
Пропускает ли земля воду.
Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку землю и
налить сверху воду.
Земля сухая и мокрая.
Цель: вспомнить с детьми, как пропускали воду сквозь землю. Намочить
землю и сравнить её с сухой.
Для чего нужна земля (задание детям).
Цель: обойти с детьми сначала группу, а потом территорию садика и найти,
где лежит земля (в цветочных горшках, на грядках, газонах, клумбах и цветниках)…
Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Звук. Что звучит.
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет..
Теплота. Чудесный мешочек.
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
Бумага, ее качества и свойства
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Древесина, ее качества и свойства.
Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Ткань, ее качества и свойства.
Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Волшебная рукавичка.
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Мы – фокусники.
Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Вес, притяжение. Угадай-ка (1).
Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Угадай-ка (2).
Цель: Понять зависимость веса предмета от материала.
Почему все звучит?
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Как согреть руки?
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Стекло, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Металл, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Резина, её качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Пластмасса, её качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
«Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
«Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
«Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
«Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
«Испарение»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
«Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
«Нужен ли корешкам воздух?»
Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями…
«Что выделяет растение?»
Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
«Во всех ли листьях есть питание?»
Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.
«На свету и в темноте»
Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
«Кому лучше?»
Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
«Где лучше расти?»
Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
«Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.
«Что нужно для питания растения?»
Цель. Установить, как растение ищет свет.
«Что потом?»
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
«Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
«Для чего корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
«Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
«Впитывает – Не впитывает»
Цель: Закрепить свойства песка. Учить сравнивать песок и камни, самостоятельно делать выводы
«Какими бывают камни»
Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам
«Куда исчезла лужа»
Цель: Познакомить детей с одним из свойств почвы- водопроницаемость.
«Воздух всегда в движении»
Цель: Доказать, опытным путем что воздух всегда в движении.
«Невидимка трудится»
Цель: Раскрыть значение воздуха в жизни человека и всего живого на земле. Закрепить знания о свойствах и качествах воздуха.
«Пламя загрязняет воздух»
Цель: Показать на примере опыта негативное влияние пожаров на окружающую среду
«Парилка»
Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды (пар).
«Пресная – соленая вода»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода бывает и пресной и соленой.
«Животворное свойство воды»
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
«Снежинки»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве снега и то, что каждая снежинка имеет свою форму.
«Снег снежок»
Цель: Опытным путем закрепить знания о том, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега.
Опыты с каменным углем
Цель: формирование знаний о каменном угле, его свойствах.
Эксперимент «Упрямые предметы»
Цель: Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией
«Эффект радуги»
Цель: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Опыт со светом «Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Эксперимент «Почему в космос летают на ракете?»
Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета само лета.
Эксперименты с лупой
Цель: Формирование представлений об увеличительном стекле – лупе, о необходимости его использование человеком.
Рекомендации для педагогов по развитию познавательного интереса в исследовательской деятельности дошкольников.
1. Из практики с детьми для формирования познавательного интереса в исследовательской деятельности рекомендую использовать следующие:
Раздел 1. Объекты и явления неживой природы (воздух, вода, свет, цвет, тепло и др.). Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений детей об объектах и свойствах неживой природы: дети расширяют представления о свойствах воздуха, выявляют свойства воды, пытаются обнаружить воздух в окружающем пространстве используя полиэтиленовые пакеты, соломинки, банки с водой и другие предметов. Интересные опыты мы проводили со снегом и льдом, например, выявляли защитные свойства снега (вода в трёх сосудах зарывалась в снег на разной глубине и мы наблюдали, где вода быстрее замёрзла, а потом рассуждали, почему так происходит.
Раздел 2. Объекты живой природы. В совместной деятельности с детьми мы выявляли характерные особенности сезонов, старались разобраться в многообразии живых организмов и представить их в системе, выясняли, как животные приспосабливаются к окружающей среде, выявляли потребность растений в воздухе, воде и свете; пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, наблюдали за состоянием растений в зависимости от частоты и количества полива и сделали вывод, что наши комнатные растения без воды и света жить не могут. Запланирован цикл экспериментов «Проращивание семян», «Выращивание рассады цветов и огородных культур».
Раздел 3. Человек. Мы с детьми исследовали, как же функционирует наш организм, расширили представления об органах чувств, их назначении.
Раздел 4. Рукотворный мир: Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений о материалах и их свойствах, преобразованиях различных предметов..
2. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.
3. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:
- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;
- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;
- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.
4. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.
5. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.
Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса через исследовательскую деятельность.
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с
действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления. Как же организовать поисково - исследовательскую деятельность ребенка дома?
Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие-либо специальные условия.
А) В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику
предметов, развивать наблюдательность. Позвольте ребёнку экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула?
Б) Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
В) Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Г) Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
- Будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность.
- Вместе с ребенком принимайте участие в поисково-исследовательской деятельности.
- Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания.
- Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений.
- Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания.
- Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.
Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию!
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Ральф У. Эмерсон
- Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. — ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интересами любопытства к нему у ребёнка, тем больше у него возможностей для развития.
Содержание методической системы
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
- воспитание самостоятельности в исследовательской деятельности.
Для того, чтобы систематизировать свою работу в данном направлении по развитию познавательного интереса детей в исследовательской деятельности опираясь на основные принципы:
- научности;
- адресности;
- преемственности;
- поэтапности;
- систематичности;
- наглядности.
Один из путей повышения эффективности развития познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста в исследовательской деятельности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Обучение детей осуществляется различными методами.
Методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей.
Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. В своей работе с детьми использую:
Наглядные методы.
- наблюдения (кратковременные, длительные, определенные состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);
- рассматривание картин, демонстрация фильмов.
Практические методы.
- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия), подвижные игры, творческие игры);
- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);
- элементарные опыты (игры-опыты, игры-эксперименты, занимательные опыты)
Словесные методы.
- рассказ;
- беседа;
- индивидуальные беседы;
- чтение художественной литературы
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствовало пробуждению детской любознательности, вовлечению детей в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давала детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Исследовательская деятельность, так же включает в себя и проектную деятельность (проектный метод), так как проекты имеют основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта. Поэтому проектно - исследовательская деятельность заняла своё место в моей системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Проводила с детьми экологический проект «Вода, вода, кругом вода», «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем»
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Я стараюсь так организовать детскую исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что - то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.
При организации исследовательской работы с детьми я соблюдаю определённые правила:
- Учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Учу прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями и т.д.
Для реализации исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности воспитанников. В уголке природы оборудована «мини – лаборатория ». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы – помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Формирование познавательных интересов дошкольника показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит от того, как организован процесс обучения, передача им знаний.
Проанализировав результаты мониторинга, делаю вывод, что имеется заметная тенденция роста по познавательной активности. Результаты мониторинга подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей данного вида деятельности.
Система работы в исследовательской деятельности способствует более успешному формированию у детей развитие познавательного интереса. А придерживаться этой системы мне помогает перспективный план по данному направлению.
Работу, проводимую по данному направлению, считаю доступной, эффективной и результативной в развитие познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, т.к. у меня есть цель – расширять свои знания, по развитию познавательного интереса детей в исследовательской деятельности.
Считаю, что единственная возможность научить ребёнка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.
Литература:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
3. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа /авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Изд. 2-е. - Волгоград: учитель, 2015.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2009.
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39.
6. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
Статья "Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Данный материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Раскрывается тема использование метода проекта....
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...
Перспективный план работы с детьми «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный планработы с детьми на 2022- 2023г.по теме:«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...