Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
методическая разработка (подготовительная группа)
Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_2024.docx | 72.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Система работы
по теме:
«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Воспитатель:
Мищенко Наталья Михайловна
2024 год
Оглавление
Актуальность………………………………………………………………………………………….3
Методические рекомендации………………………………………………………………………..4
Картотека опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы…….……........5-12
Рекомендации для педагогов по развитию познавательного интереса через
исследовательскую деятельность дошкольников…..…………….................................................12
Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса через
исследовательскую деятельность дошкольников………………….……………………….…...12-14
Содержание методической системы…………………………………………….……………….14-16
Литература…………………………………………………………………………………………….16
Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир), установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Актуальность
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская, деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребёнка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы в исследовательской деятельности.
Усваивается всё прочно и надолго тогда, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие познавательного интерес и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности» и является актуальной.
Методические рекомендации.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную саморазвитию и самосовершенствованию.
Для ребенка дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дошкольники познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Процесс познания движется с двух сторон: с одной – организуется взрослым о предметном мире и мире деятельности взрослого, а с другой – активное самопознанием посредством практико – познавательной деятельности. Это приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы обобщенных представлений и системы систематизированных знаний. Обе они имеют огромное значение для интеллектуальной культуры человека: в первой задан уровень современного образования дошкольника, во второй отражается индивидуальный опыт, приобретаемый им самостоятельно познание окружающей действительности.
Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, целенаправленной воспитательной направленности может стать устойчивой
чертой личности ребёнка и играть роль в его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя суть интересующего его явления.
Отличительной особенностью восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление даёт толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
Овладевая исследовательской деятельностью, ребёнок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребёнка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия - ориентировочно-исследовательские.
Формировать предпосылки исследовательской деятельности мы начинаем с младшей группы:
-вводим детей в проблемные игровые ситуации, активизируем желание ребёнка искать пути решения данной проблемы
– в старшем дошкольном возрасте, задачи более весомые: мы развиваем умение определять возможные методы решения проблемы, как с помощью взрослого, так и затем самостоятельно; формируем умения применять данные методы, использовать различные варианты и развиваем желание пользоваться терминологией.
Чтобы выполнить перечисленные задачи, мы должны создать условия для исследовательской деятельности детей и использовать приёмы для её организации. Приёмы – подражание голосом, художественное слово, дидактические игры, трудовые поручения. Остальные – это условия.
Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать неудачи и достигать успеха. Поэтому необходимо соблюдать правила организации исследовательской деятельности.
- Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги исследовательского эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Но ни о какой познавательно-исследовательской деятельности не может быть и речи без предметно – развивающей среды, которая
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников;
- доступна, насыщена;
- безопасна.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от педагогов. Очень важно проводить работу с родителями.
Для этого можно использовать такие формы:
- Совместное оформление уголка экспериментально-исследовательской деятельности.
- Подбор литературы по темам.
- Проведение анкетирования, индивидуальных бесед, консультаций.
- Планирование тем консультаций, родительских собраний .
- Оформление папок – передвижек.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке.
- Выставка работ детей.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности. Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
И мнение о том, что тема «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» обыденная и изученная – лопается, как мыльные пузыри.
Стою на позиции и придерживаюсь с мнением Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Для того чтобы легче было составить или сделать ту или иную исследовательскую деятельность для развития познавательного интереса, создала свою картотеку.
Картотека опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы
Вода прозрачная и бесцветная.
Цель: предложить детям опустить в воду любые предметы и сказать видно их или нет. Убедиться, что сквозь воду хорошо видны все предметы, значит она прозрачная. Попросить детей определит, какой цвет у воды…
Вода жидкая и не имеет формы.
Цель: сравнить воду с любыми твёрдыми предметами и убедиться в том, что у воды нет определённой формы. Она льётся и растекается по поверхности в бесформенную лужу, потому что жидкая…
Вода не имеет запаха.
Цель: предложить детям понюхать воду и сказать, какой у неё запах. Добавит
в разные сосуды с водой лимон, заварку, шампунь или любые другие вещества…
Вода не имеет вкуса.
Цель: предложить детям выпить воду и определить, какой она имеет вкус.
Добавить в три сосуда с водой сахар, соль, лимон и попробовать получившуюся
воду на вкус…
В воде можно растворить другие вещества.
Цель: предложить детям положить в воду соль и сахар. Понаблюдать, как они
опускаются на дно, потом перемешать и посмотреть, что с ними стало…
Не все вещества растворяются в воде.
Цель: напомнить детям, как соль и сахар растворились в воде. Предложить
провести тот же опыт с песком и землёй…
.
Вода может впитываться.
Цель: предложить детям положить в блюдце кусочек сухой ткани или бумажную салфетку и налить сверху немного воды. Поднять ткань (салфетку) и посмотреть, что осталось в блюдце…
Вода бывает разной температуры.
Цель: уточнить представление о том, что вода бывает не только холодной, но и тёплой, горячей и кипятком. Развивать кожные ощущения, учить различать
холодную, тёплую и горячую воду. Показать, что в любой воде мыло мылится и
смывает грязь…
Вода – газообразная.
Цель: уточнить представление детей о том, что вода – это жидкое вещество.
Вода – твёрдая.
Цель: уточнить представление детей о том, что вода бывает жидкая и парообразная. Предложить детям охладить воду на морозе и узнать, как холод
действует на воду (изготовить с детьми разноцветные льдинки).
Лёд. Он какой?
Цель: выяснить с детьми, какими свойствами обладает лёд.
Лёд можно превратить в воду.
Цель: рассмотреть формочки, в которые налили разноцветную воду и поставили на мороз. Выяснить куда делась вода.
Снег. Он какой?
Цель: наблюдать с детьми, как падает снег. Рассмотреть снежинки (круглые,
белые, имеют лучики, разные по форме).
Снег можно превратить в воду.
Цель: уточнить представления детей о свойствах снега. Предложить набрать,
во время прогулки, снег в посуду и поставить его в группе. Наблюдать, как снег
потихоньку тает в тепле.
Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Игры с соломинкой.
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Надувание напальчника.
Цель: Обнаружить воздух.
Поиск воздуха.
Цель: Обнаружить воздух. Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Загадочные пузырьки.
Цель: Обнаружить воздух в других предметах.
Пузырьки – спасатели.
Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.
Что в коробке?
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Волшебная кисточка.
Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Из чего состоит песок.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупы песок, карьерный (принесённый
из песочницы) и речной. Установить, что песок состоит из мелких песчинок разной величины, которым не соединены друг с другом и свободно перекатываются. Сравнить между собой разные виды песка. (У карьерного песка песчинки мельче, чем у речного). Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания детей.
Песок рассыпчатый.
Цель: предложить детям взять в руки сухой песок и удержать его, а потом
попробовать построить из этого песка башню. Убедиться в том, что это сделать
нельзя, потому что сухой песок не держит форму…
Пропустим сквозь песок воду.
Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку песок и
налить сверху воду.
Что будет если песок намочить.
Цель: напомнить, как пытались удержать песок в руке и строили из него
башню. Вспомнить, почему это сделать не удалось.
Из чего состоит земля.
Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она.
Пропускает ли земля воду.
Цель: наблюдать за тем, что произойдёт, если насыпать в воронку землю и
налить сверху воду.
Земля сухая и мокрая.
Цель: вспомнить с детьми, как пропускали воду сквозь землю. Намочить
землю и сравнить её с сухой.
Для чего нужна земля (задание детям).
Цель: обойти с детьми сначала группу, а потом территорию садика и найти,
где лежит земля (в цветочных горшках, на грядках, газонах, клумбах и цветниках)…
Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Звук. Что звучит.
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет..
Теплота. Чудесный мешочек.
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
Бумага, ее качества и свойства
Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Древесина, ее качества и свойства.
Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Ткань, ее качества и свойства.
Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Волшебная рукавичка.
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Мы – фокусники.
Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Вес, притяжение. Угадай-ка (1).
Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Угадай-ка (2).
Цель: Понять зависимость веса предмета от материала.
Почему все звучит?
Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.
Как согреть руки?
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Стекло, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Металл, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Резина, её качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
Пластмасса, её качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
«Воздух сжимается»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
«Воздух расширяется»
Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).
«Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
«Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
«Испарение»
Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.
«Может ли растение дышать?»
Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
«Нужен ли корешкам воздух?»
Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями…
«Что выделяет растение?»
Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
«Во всех ли листьях есть питание?»
Цель. Установить наличие в листьях питания для растений.
«На свету и в темноте»
Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
«Кому лучше?»
Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
«Где лучше расти?»
Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
«Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.
«Что нужно для питания растения?»
Цель. Установить, как растение ищет свет.
«Что потом?»
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
«Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
«Для чего корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
«Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
«Впитывает – Не впитывает»
Цель: Закрепить свойства песка. Учить сравнивать песок и камни, самостоятельно делать выводы
«Какими бывают камни»
Цель: Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам
«Куда исчезла лужа»
Цель: Познакомить детей с одним из свойств почвы- водопроницаемость.
«Воздух всегда в движении»
Цель: Доказать, опытным путем что воздух всегда в движении.
«Невидимка трудится»
Цель: Раскрыть значение воздуха в жизни человека и всего живого на земле. Закрепить знания о свойствах и качествах воздуха.
«Пламя загрязняет воздух»
Цель: Показать на примере опыта негативное влияние пожаров на окружающую среду
«Парилка»
Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды (пар).
«Пресная – соленая вода»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода бывает и пресной и соленой.
«Животворное свойство воды»
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
«Снежинки»
Цель: Закрепить знания детей о свойстве снега и то, что каждая снежинка имеет свою форму.
«Снег снежок»
Цель: Опытным путем закрепить знания о том, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега.
Опыты с каменным углем
Цель: формирование знаний о каменном угле, его свойствах.
Эксперимент «Упрямые предметы»
Цель: Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией
«Эффект радуги»
Цель: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Опыт со светом «Как образуется тень»
Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Эксперимент «Почему в космос летают на ракете?»
Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета само лета.
Эксперименты с лупой
Цель: Формирование представлений об увеличительном стекле – лупе, о необходимости его использование человеком.
Рекомендации для педагогов по развитию познавательного интереса в исследовательской деятельности дошкольников.
1. Из практики с детьми для формирования познавательного интереса в исследовательской деятельности рекомендую использовать следующие:
Раздел 1. Объекты и явления неживой природы (воздух, вода, свет, цвет, тепло и др.). Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений детей об объектах и свойствах неживой природы: дети расширяют представления о свойствах воздуха, выявляют свойства воды, пытаются обнаружить воздух в окружающем пространстве используя полиэтиленовые пакеты, соломинки, банки с водой и другие предметов. Интересные опыты мы проводили со снегом и льдом, например, выявляли защитные свойства снега (вода в трёх сосудах зарывалась в снег на разной глубине и мы наблюдали, где вода быстрее замёрзла, а потом рассуждали, почему так происходит.
Раздел 2. Объекты живой природы. В совместной деятельности с детьми мы выявляли характерные особенности сезонов, старались разобраться в многообразии живых организмов и представить их в системе, выясняли, как животные приспосабливаются к окружающей среде, выявляли потребность растений в воздухе, воде и свете; пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, наблюдали за состоянием растений в зависимости от частоты и количества полива и сделали вывод, что наши комнатные растения без воды и света жить не могут. Запланирован цикл экспериментов «Проращивание семян», «Выращивание рассады цветов и огородных культур».
Раздел 3. Человек. Мы с детьми исследовали, как же функционирует наш организм, расширили представления об органах чувств, их назначении.
Раздел 4. Рукотворный мир: Работа с детьми направлена на расширение, уточнение представлений о материалах и их свойствах, преобразованиях различных предметов..
2. Учитывайте индивидуальные особенности дошкольников.
3. Для того, чтобы правильно пользоваться операциями сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, соблюдайте следующие правила:
- выделять существенные признаки предмета, явления;- выделяют несущественные признаки предмета, явления;
- объяснить, как они разграничиваются при нахождении главного существенного признака;
- абстрагироваться, отвлекаться от несущественных признаков и подвести понятие предмета, явления под общую категорию.
4. Развивайте пытливость дошкольников, формируйте у них потребность самостоятельно ставить вопросы и находить ответы на них.
5. Чаще ставьте детей в проблемную ситуацию.
Рекомендации родителям по развитию познавательного интереса через исследовательскую деятельность.
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с
действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живет общество.
Ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления. Как же организовать поисково - исследовательскую деятельность ребенка дома?
Исследовательскую деятельность можно осуществлять в любых ситуациях, не обязательно создавать какие-либо специальные условия.
А) В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику
предметов, развивать наблюдательность. Позвольте ребёнку экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему воды нужно набрать, чтобы утонула?
Б) Уборка комнаты (Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?). Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
В) Поливка цветов (Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Г) Ремонт в комнате (Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?) Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
- Будьте внимательны к своему ребенку, поддерживаете интерес и его активность.
- Вместе с ребенком принимайте участие в поисково-исследовательской деятельности.
- Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые знания.
- Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений.
- Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания.
- Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.
Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию!
Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Ральф У. Эмерсон
- Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. — ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
- Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
- Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интересами любопытства к нему у ребёнка, тем больше у него возможностей для развития.
Содержание методической системы
Цель: Создание условий для развития познавательного интереса через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
- воспитание самостоятельности в исследовательской деятельности.
Для того, чтобы систематизировать свою работу в данном направлении по развитию познавательного интереса детей в исследовательской деятельности опираясь на основные принципы:
- научности;
- адресности;
- преемственности;
- поэтапности;
- систематичности;
- наглядности.
Один из путей повышения эффективности развития познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста в исследовательской деятельности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Обучение детей осуществляется различными методами.
Методы обучения – это способы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а так же развитие их познавательных способностей.
Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. В своей работе с детьми использую:
Наглядные методы.
- наблюдения (кратковременные, длительные, определенные состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);
- рассматривание картин, демонстрация фильмов.
Практические методы.
- игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия), подвижные игры, творческие игры);
- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);
- элементарные опыты (игры-опыты, игры-эксперименты, занимательные опыты)
Словесные методы.
- рассказ;
- беседа;
- индивидуальные беседы;
- чтение художественной литературы
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствовало пробуждению детской любознательности, вовлечению детей в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давала детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Исследовательская деятельность, так же включает в себя и проектную деятельность (проектный метод), так как проекты имеют основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта. Поэтому проектно - исследовательская деятельность заняла своё место в моей системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Проводила с детьми экологический проект «Вода, вода, кругом вода», «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем»
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Я стараюсь так организовать детскую исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что - то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал.
При организации исследовательской работы с детьми я соблюдаю определённые правила:
- Учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
- Учу прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями и т.д.
Для реализации исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности воспитанников. В уголке природы оборудована «мини – лаборатория ». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы – помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Формирование познавательных интересов дошкольника показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит от того, как организован процесс обучения, передача им знаний.
Проанализировав результаты мониторинга, делаю вывод, что имеется заметная тенденция роста по познавательной активности. Результаты мониторинга подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей данного вида деятельности.
Система работы в исследовательской деятельности способствует более успешному формированию у детей развитие познавательного интереса. А придерживаться этой системы мне помогает перспективный план по данному направлению.
Работу, проводимую по данному направлению, считаю доступной, эффективной и результативной в развитие познавательного интерес детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, т.к. у меня есть цель – расширять свои знания, по развитию познавательного интереса детей в исследовательской деятельности.
Считаю, что единственная возможность научить ребёнка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть её, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.
Литература:
1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы.
2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
3. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа /авт. -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Изд. 2-е. - Волгоград: учитель, 2015.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2009.
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39.
6. Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.
7. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
Статья "Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Данный материал поможет в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Раскрывается тема использование метода проекта....
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...
Перспективный план работы с детьми «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный планработы с детьми на 2022- 2023г.по теме:«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...