Опыт работы на тему:"Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

ОльгаВ.Н.

Особенность опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании современных ЦОР. Благодаря разнообразию применяемых в процессе физкультурно-экологической работы  различных методов, видов деятельности,  формируются  условия для реализации принципа всестороннего  развития личности каждого  ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_novikova_o.v.docx113.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

Детский сад комбинированного вида № 34

посёлка городского типа Афипского

муниципального образования Северский район

Опыт работы по теме:

«Взаимосвязь экологического образования и физического воспитания в системе работы над гармоничным развитием личности ребёнка старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Новикова Ольга Викторовна

2016г.

Содержание.

  1. Литературный обзор состояния вопроса                                               стр.3
  2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

являющихся базой для формирования представляемого опыта         стр.13

  1. Педагогический опыт                                                                              стр.15
  2. Выводы                                                                                                     стр.36
  3. Приложения                                                                                              стр.37
  4. Приложение № 1 Комплексный план работы по

обеспечению интеграции экологического образования и

физического воспитания в подготовительной группе                         стр.38                              

  1. Приложение № 2 Конспекты организованной

образовательной деятельности                                                               стр.48

  1. Приложение № 3 Сценарии экологических досугов,

развлечений, сказок                                                                                 стр.73

  1. Приложение № 4 Работа с родителями                                                 стр.81                                                                  
  2.  Приложение № 5 Описание дидактических игр экологической

содержания                                                                                               стр.87

  1.  Приложение № 6 Описание подвижных игр экологического    направленности                                                                                      стр.108                                
  2.  Приложение № 7 Комплексы упражнений для развития

 физических качеств детей                                                                    стр.117

  1.  Приложение № 8 Комплексы дыхательной гимнастики                   стр.121
  2.  Приложение № 9 Комплексы психогимнастики                               стр. 124
  3.  Приложение  № 10 Список презентаций,

мультипликационных фильмов, видеофильмов экологической  направленности                                                                                      стр. 145

  1.  Приложение № 11 Комплексы пальчиковой гимнастики                 стр.147
  2.  Приложение № 12 Комплексы гимнастики пробуждения                стр. 153
  3.  Приложение № 13 Фотоматериалы                                                     стр. 156
  4.  Литература                                                                                             стр.172

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ  ОБЗОР  СОСТОЯНИЯ  ВОПРОСА

В настоящее время в России уделяется большое внимание экологическому образованию человека. Появилось множество публикаций, теле- и радиопередач, направленных на экологическое образование, в том числе детей дошкольного возраста. В Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (1998) признано считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования преемственности между всеми сферами социального становления личности.

В дошкольных образовательных учреждениях внедряются разнообразные программы экологического образования: Программа В. И. и С. Г. Ашиковых (2009) «Семицветик», А.Е. Королевой (1994) «Экологическая дорожка», Ж.Л. Васякиной-Новиковой (1996) «Паутинка», Т.В. Шпотовой (2000) «Цветовая экология», Н.А. Рыжовой (2001) «Наш дом – природа», Н.Н. Кондратьевой (2004) «Мы», С.Н. Николаевой (2005) «Юный эколог» и ряд других программ.

Ряд таких авторов, как Т.М. Бондаренко (2004), С.Н. Николаева (2005), высказывают мнение о том, что современное экологическое образование подрастающего поколения испытало важные качественные изменения, следовательно, в настоящее время недостаточно владеть определенным объемом экологических знаний, - необходима четкая этико-экологическая позиция и ответственная деятельность человека.      

Большое значение данному вопросу уделяет  Федеральный государственный образовательный стандарт. В нём утверждается, что «современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие».  Именно такая интеграция дает возможность не только подготовить детей к системному восприятию мира и имеющихся в нем экологических проблемам, а и к потребности его познания, активным природоохранным действиям по достижению взрослости.

В тоже время экологическое образование не должно быть оторвано от физического развития ребенка, поэтому комплексный подход и сочетание экологического образования и физического воспитания могут дать ребенку гармоничное умственное и физическое развитие, направленное на  формирование личности, способной заботиться об окружающей природе, сохранять и защищать ее от неразумного использования и уничтожения.

Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, направленному не только на экологическое воспитание, но и на гармоничное психическое и физическое развитие  личности.

  1. История темы педагогического опыта в педагогике

Обзор программ экологического образования детей дошкольного возраста

В 90-е годы прошлого столетия в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ (Н.Н. Чумаковский, 2009).

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой (2005) «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Н.Н. Кондратьева (2005) подчеркивает, что содержание программы «Мы» отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

С.Н. Николаева (2005) в программе формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда». Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ».

Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» (2001) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом - природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей. Автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой (2001) имеет продолжение в начальной школе.

Основная цель программы Н.А. Рыжовой (2005) «Наш дом - природа» - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Большое внимание уделяется развитию у детей элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Дошкольники учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей. Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Этим же автором разработан «Экологический паспорт детского сада», который используется в дошкольных учреждениях всех регионов России.

Программа А. Вересова (2006) «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой (2006) «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой (2006) создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой (1996) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых (2009)«Семицветик»  нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы "Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Т.А. Копцевой (2001) «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы – «Мир-человека» «Мир искусства» - посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

К этой же группе можно отнести программу Н.А. Рюкбейль (2001) «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности.

Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются» вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка - именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе.

Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.

В настоящее время идет процесс адаптации различных авторских экологических программ к условиям регионов. Наиболее часто дошкольные учреждения страны используют программы С.Н. Николаевой (2005) «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой (2001) «Наш дом - природа». В регионах разрабатываются и собственные программы, методические рекомендации с учетом местных природных и культурных условий (Якутия, г. Самара, г. Ульяновск, г. Владимир, г. Пермь, г. Екатеринбург, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Нижний, Новгород, г. Ставрополь, г. Архангельск, г. Мурманск и другие). Так, в г. Иванове Е.В. Пчелинцевой разработана программа «Непреходящие ценности природы», в Ставрополе - «Планета детства» (включает программу Л.И. Греховой (2009) «Азбука экологии»). Н.Н. Лебедевой (2010) создана региональная экологическая программа для дошкольников Арктики «Северное сияние», учитывающая этнографические особенности этого района.

Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы»  Е.В. Пчелинцевой - Ивановой (2010), а также региональная программа Н.П. Звонарёвой «Я живу на Кубани» (2005)

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения , ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

В целом среди региональных разработок много интересных, содержательных вариантов программ, конспектов занятий, методических пособий. Однако некоторые разработки сложно назвать экологическими, скорее это несколько измененный вариант традиционной программы по ознакомлению с окружающим миром с усилением регионального аспекта. В отдельных программах основное внимание уделяется формированию у детей сельскохозяйственных знаний и умений, что, скорее, можно отнести к трудовому, а не экологическому воспитанию.

  1. История изучения темы педагогического опыта в   дошкольной организации

В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных  образовательных  организациях   характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. По оценке специалистов В.Н. Шебеко (1999), снижение уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОУ, оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. Увеличение информационной нагрузки, усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, в том числе по экологическому образованию, требует восстановление сил, отдыха и, в связи с этим, необходимо использовать физическую  культуру как средство психологической разгрузки и физического развития.

Решение данной  проблемы  давно заинтересовало меня.  Я изучила федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, программу  дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, программу формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ «Юный эколог» С.Н. Николаевой, программу патриотического воспитания старших дошкольников Н.П. Звонарёвой «Я живу на Кубани».    Также провела  мониторинг уровня усвоения Программы (образовательные области «Познавательное развитие», «Физическое развитие») с  детьми своей группы.   Пришла к выводу, что  построение педагогического образовательного процесса, современные условия жизни (состояние окружающей среды, социальные проблемы),   ведут к необходимости интегрированного подхода в реализации данных видов деятельности, осуществляемых в практике образовательного процесса в дошкольной организации. Согласна с О.А. Воронкович, которая утверждала, что интеграция, взаимосвязь экологического и физического воспитания,  имеет большой потенциал в плане передачи детям знаний по экологии, формирования грамотного отношения к окружающему миру в процессе занятий физическими упражнениями, привлекающих детей своей доступностью, универсальностью, эмоциональностью. Это обуславливает необходимость изменения методических подходов к организации занятий физическими упражнениями применительно к экологическим условиям жизни детей.

        1.3.     Основные понятия, термины, используемые в описании    педагогического опыта

         И.Э. Куликовская  (2003) отмечает, что в дошкольной педагогике пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. (В.Р. Дольник (2006))

Дошкольное экологическое образование – это воспитание начальных форм экологической культуры детей, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.   (Т.И. Гризик (2004))

Современное экологическое образование должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов, путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создание условий для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества. Принцип гармонии должен проявиться на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Поэтому повышение качества экологического образования дошкольников может проводиться за счет средств физической культуры (О.С. Ушакова (2009))

           Экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе. (Е.Ф. Терентьева) С.Н. Николаева считает, что формирование начал отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

            Экологическая воспитанность дошкольника – сложное интегральное качество личности, заключающееся в согласованности между экологическими знаниями и поведением, выражающееся в гуманно-ценностном отношении к природе.

   Экологическая культура детей формируется из  достоверных знаний, практических умений, направленные на охрану природы. (О.С. Ушакова (2005), Н.В. Гавриш (2005))

   Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения к жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. (А.И. Савенкова (2010))

            Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием. (В.В. Зотов (2011))

Экологическое мировоззрение выделяется рядом исследователей как базовый компонент, всеопределяющее ядро экологической культуры. Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного и младшего школьного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическая деятельность в качестве третьего элемента в составе экологической культуры характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности, как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. (Л.А. Пенькова (2006))

Понятием «экологическая деятельность»,  в наиболее обобщенном виде,  охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практической и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды.

Деятельностный подход -  предполагает не только передачу знаний и умений, но и создание условий для самостоятельного нахождения детьми решения, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; а также  осуществление  органического единства интеллектуального мира, труда и природы,  в заботливом отношении к ней, в улучшении  окружающей  среды  своим трудом.

Дидактические принципы – основные положения, определяющие выбор форм, методов и приёмов образовательной деятельности с детьми.

Принцип минимакса – позволяет обеспечить детям продвижение вперёд каждому в своём темпе.

         Физкультурно-экологическое воспитание - это формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.

         Физическая культура дошкольников – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развивая физические способности ребенка, а также она является творческой деятельностью, имеющая целью преобразования, совершенствования  человеческой природы с помощью физических упражнений. (Э.Я. Степаненкова(2008))

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

      Работу по теме опыта начала с детьми  подготовительной к школе группы,  которую посещали дети седьмого года жизни.

     С точки зрения физического развития, данный возраст характеризуется увеличением координационных и двигательных возможностей детей.  Совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условное и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения способствует соблюдению ребенком правил поведения. Дети чаще поступают «как надо» и воздерживаются от недозволенного.

     Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) — сила, уравновешенность и подвижность — также совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порой медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

     У детей шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (на время частично измененной) обстановки при проведении подвижных игр, режимных мероприятий и т. д.

       В этом возрасте познавательная задача становится для детей собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. Появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

      Формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности,  вычленять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы.  Детям под силу формировать умение  сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, осознавать некоторые взаимосвязи в природе,  выделять в предметах определённые свойства, группировать их,  делать обобщения, выводы, использовать элементы моделирования.

        Но в большей степени, для детей моей группы  свойственно целостное восприятие окружающего мира. Им сложно выделить себя их окружающей среды. Большинство не могли выделить себя из окружающей среды, не знали, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что – нет (объекты природы).

        Ещё одной характерной особенностью детей (большинства группы) являлся анимизм (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, (1996г.)), т.е.  когда неодушевлённые предметы и объекты  природы наделяются ими  сознанием и жизнью, душой, они (эти объекты) неравнодушны к людям, подчиняются человеческим желаниям, т.е человек – центр всего мира, а все явления, объекты природы существуют для человека и создают ему счастливую и удобную жизнь.

         У ребят преобладает наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие. Ощущение и восприятие окружающего мира развиваются одновременно с мышлением. Но не у всех ребят имело место эмоционально окрашенное восприятие материала, восприятие красоты  и неповторимости природы.

        Ведущим видом деятельности для детей является игра. В игре дети естественным образом усваивают различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях, а также отражают свои впечатления, приучаются действовать, согласно полученным знаниям, проявлять свои природоведческие навыки.

       Становление отношений с другими детьми, взрослыми, с окружающей природой происходило не всегда гладко, так как сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками детям ещё сложно. Не всегда ребята проявляли дружеские чувства к друг другу. Выполнение элементарных обязанностей по уходу за объектами уголка природы, цветника, огорода не всеми детьми осуществлялось с удовольствием и добросовестностью.

3.    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.

     Представленный опыт (далее методика)  формировался в течение одного года с детьми старшей группы.

     Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования,  педагогическую литературу, программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и др., а также выявив уровень экологических представлений, сформированности экологических навыков и развития физических качеств детей группы, я пришла к выводу о целесообразности углублённой работы в данном направлении.

В начале работы мною были намечены следующие этапы:

  1. Составить комплексный план воспитательно-образовательной работы с детьми по интеграции экологического образования и физического воспитания.
  2. Провести работу по обогащению предметно-пространственной развивающей среды.
  3. Разработать планы-конспекты ООД, развлечений, праздников, подготовить презентации, интерактивные игры.

          Главным этапом в моей работе был также  подбор  и использование наиболее эффективных форм, методов и приёмов образовательно - воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, как то:

- формирование экологического отношения начиналось  с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);

- метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;

- диалог с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" ("один на один" с природой) или "открытые" (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца);

- «умный физический труд» ребенка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого ребенок должен убедиться, что природа не терпит невежества, ведь мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем, через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми, через чувства и переживания, окрашивающие действительность;

- наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

- элементарная  исследовательская (опытническая) деятельность в процессе познания природы, при выполнении которой  обеспечивается единство знаний, умений и навыков дошкольников, воспитывается их самостоятельность и любознательность, способствующая  развитию самовыражению человека;

-  практическая деятельность детей в природе;

-  работа с природоведческой литературой,  художественное слово и научно-популярная литература помогает дошкольникам уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениям;

-  работа со схематическими (знаковыми) источниками знаний (таблицы, схемы, моделирование), что позволяет раскрыть важные стороны и особенности объектов природы;

-  работа с наглядно-образными средствами,  наглядно-образные средства подразделяются на статические (картина) и динамические (презентации, кинофильмы, мультфильмы), ведь  рассматривая хорошо написанную картину, дети испытывают эстетическое наслаждение, появляется положительный эмоциональный настрой; а динамические средства позволяют расширить объем научных знаний о природе, сформировать сложные, многоаспектные естественнонаучные понятия.

-   словесные методы (рассказ, беседа, ),  применяя их словесные в сочетании с прочими методами обучения можно научить ребенка переводить конкретные образы в вербальное знание, а затем и в другие специфические знаковые системы отражения природоведческих знаний. Словесные методы имеют и самостоятельную роль. Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что при этом развивается мышление дошкольников. Беседа открывает большие возможности для реализации индивидуального подхода к ребенку, это позволяет педагогу привлекать к активному участию в работе слабых и пассивных детей.

-  игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности («Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.) ;

- игра — естественная потребность ребенка дошкольного возраста,  служит средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач. Игра — это эмоциональная деятельность, а  эффективность формирования экологической культуры в большой степени зависит от эмоционального отношения ребенка к природе, т.е. средство «погружения»  детей в любимую деятельность и создание благоприятного фона для восприятия «природного» содержания.  Наиболее часто используются имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию, а также игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, дидактические, интерактивные,  подвижные (природоведческого содержания)  игры. 

- фактор самой природы как незаменимого источника эмоционального развития ребенка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий;

- проведение  путешествий, экскурсий, прогулок на природу (совместно с родителями), развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия. Именно там учиться слушать музыку весенних лугов, леса, летнего поля, лесного ручья, летней почвы и т.д.;

- творческое общение  с природой, создание  уголков  красоты, в которых

ребенок может подумать, помечтать, остаться наедине с красотой,

составлять сказки, рассказы, стихи.

- творческая деятельность в изоуголке помогает отобразить впечатления от общения с природой;

-  «музыкальная угадайка» — угадывание произведений на природную тему отечественных и зарубежных композиторов. Детям предлагаются отрывки из   произведений К. Сен-Санса «Карнавал животных», П. И. Чайковского «Времена года», Вивальди «Времена года»,  данный вид  развивает  у ребенка умение проводить аналогии между природными явлениями, объектами и их отражением в произведениях музыки;

- проведение экологических досугов «Природа и мы»,  «Месяц май – друзей встречай!»и других.

- инсценировка экологических сказок («Как медведь пень потерял»,

«Как коза избушку построила»).

Были разработаны конспекты:

- физкультурно-экологические ООД  (Приложение 2);

- физкультурно-экологические ООД - прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды;

- беседы экологической направленности с детьми (Приложение 2);

- физкультурно-экологические досуги (Приложение 3)

          - беседы экологической направленности с родителями            

   проведение круглого стола с родителями (Приложение 4);

- прогулки-походы выходного дня (взаимодействие с природой);

- целевые экскурсии;

- дидактические игры, сюжетно –

  ролевая игра «Зоопарк» (Приложение 5);

- наблюдения за природными явлениями;

- практическая деятельность в уголке природы;

- специально организованные игровые обучающие ситуации;

- участие в подготовке и проведении тематических праздников;

- участие в творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование);

- подвижные игры (Приложение 6);

- эстафеты;

- физкультурные ООД «Двигательная тропинка» с выполнением ходьбы, бега, прыжков, перелезаний через препятствия, перестроения, ходьбы по гимнастическому бревну;

- дозированная ходьба в сочетании; с бегом; подтягиваниями; прыжками; разным положением рук; с высоким подниманием коленей; на носках; мелким и широким шагом; в разном темпе; по опавшим листьям;

- физические упражнения (Приложение 7);

- упражнения дыхательной гимнастики (Приложение 8);

- сюжетные общеразвивающие упражнения;

 - сезонные физические упражнения спортивного характера;

- психогимнастика (Приложение 9);

     Для активизации познавательной деятельности при изучении явлений и объектов природы сочетала наблюдение с практической деятельностью.     Главным методом в своей работе считаю непосредственный контакт детей с объектами природы, «живое» общение с природой, растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними,  осмысление увиденного в процессе обсуждения. Важным моментом была работа детей в огороде, цветнике, выращивание черенков герани для высадки в цветник.  В процессе опосредованного познания природы (через презентации,  видеофильмы,  книги, слайды, сказки, картины, беседы) у детей расширялись  и дополнялись  те впечатления, которые они получали  от непосредственного контакта с объектами природы.  Я подготовила подборку презентаций, видеофильмов, художественных и мультипликационных фильмов экологической направленности (список данного материала размещён в приложении). Специально подобранный мною  литературный материал экологической направленности  содержит  рассказы, сказки, притчи, пословицы, поговорки и другое.

      Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности -  это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности дети реализуют свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения. Подготовила необходимый инвентарь для организации опытнической деятельности, картотеку опытнической деятельности с водой, песком, воздухом, глиной, почвой для проведения в любое время года. Что характерно, более пытливыми оказались девочки. Дети не только опытным путём распознавали свойства различных веществ и предметов, но и обогащали тактильный, чувственный опыт, развивали мелкую моторику рук, тренировали глазомер.

     Для обогащения предметно - пространственной развивающей среды были специально подобраны  игрушки в виде зверюшек, птиц, рыб, цветов, грибов и прочего для знакомства  детей наглядно с окружающим миром. А также для наглядности - иллюстрации  (пейзажи природы, смена времен года, животные, растения и другое), изготовлены модели («живой организм», «растение», «птицы», «рыбы», «животные», для описания времени года, «огород», «сад», «лес», «пустыня», «водоём») с набором карточек по темам.

      Звукозапись «голосов» природы (в группе имеется фонотека) помогает детям не только отличать их один от другого, но и тренировать воображение, слуховую память.

      Просмотр видеозаписи объектов природы, особенно тех, где дети побывали сами, помогает  детям посмотреть на себя со стороны, еще раз проанализировать что они видели, за чем наблюдали и другое и, конечно же, поделиться  впечатлениями.

        Творчество ребят в уголках изодеятельности, во  всевозможных хороводах,  помогает детям закрепить экологические знания на бумаге, картоне, в пластилине, поделках народного промысла, а также проиграть на музыкальных инструментах, подражая звукам природы, животных и птиц.

      Разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен о природе и малой родине стало действенным средством экологического образования детей дошкольного возраста. В данной работе применяла материалы программы патриотического воспитания старших дошкольников Н.П. Звонарёвой  «Я живу на Кубани». Дети в дошкольном возрасте любят  проявлять себя в музыкальном, театральном творчестве - читать стихи,  петь песни. Это средство использовалось  на утренниках и праздниках, посвященных смене времен года, природе, инсценировке экологических сказок  и прочих.

    Считаю, что физическая культура, при умелом использовании, также способствует экологическому образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.  Ведь воздействие на эмоционально-чувственную сторону личности ребёнка предполагало воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями и развитие гуманного отношения к природе на основе экологически ориентированного личного опыта и эмоциональных переживаний.

Особенностями разработанной методики  опыта, предназначенного для детей старшего дошкольного возраста, является следующее:

1. Предусматривалось проведение одного (из трех обязательных) ООД по физической культуре в форме прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определялся  заранее (направление, продолжительность), который остается неизменным. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в течение одной недели. При подготовке маршрута необходимо отметить на карте-схеме места наблюдения тех или иных природных объектов.

До начала ООД-прогулок по экологической тропе здоровья дети обязательно знакомятся с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры.

2. Содержание ООД составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под  непосредственным руководством воспитателя проводились  наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями, воспитателем создаются игровые ситуации, организуются несложные опыты, знакомящие детей с экологией, используются рассказы и беседы о природе.

3. В работе по физкультурно-экологическому воспитанию было предусмотрено комплексное использование средств физического воспитания. В качестве физических упражнений используются следующие их разновидности:

а) Дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки - время, длина дистанции, а также ее интенсивность - зависит от конкретных задач занятия), чтобы детей не утомляло однообразие движений используются различные виды ходьбы: с разным положением рук, высоко поднимая колени (как «аист», «журавль», «цапля»), на носках («мышки», «достанем до неба»); с подпрыгиванием до ветки; мелким и широким шагом («дикое или домашнее животное и их детеныш»: «Слон и слоненок»); в разном темпе. Незабываемое впечатление вызывает ходьба по опавшим листьям (скользящим шагом, крадучись, подкидывая листья ногами, кружась на месте)- это приводит к разным звуковым эффектам, что усиливает интерес детей к повторению.

б) Группа физических упражнений в основных жизненно важных двигательных действиях, таких как прыжки (с заданиями, через предметы, на выносливость, в игровой форме «Кенгуру», «Лягушки и цапля»); перелезание и подползание (в преодолении естественных препятствий: через бревно, под ветками, «осада крепости»); бросание и метание (использование природных материалов - снежных комков, шишек, камешков). С удовольствием дети выполняют имитационные движения, подражая птицам, ветру, листопаду; изображая дождь, дерево, зверей.

в) Упражнения дыхательной гимнастики, способствовали  формированию навыка рационального дыхания, укреплению дыхательной системы (например, «Листья шуршат», «Морозко», «Одуванчик», «Радуга, обними меня» и т.п.);

 г) Сюжетные общеразвивающие упражнения с использованием образных названий упражнений, приемов имитации и подражания, для развития эмоциональной стороны и познавательной деятельности (например, «Листопад», «Поймай снежинку», «Подснежник», «Колокольчики» и др.);

д) Сезонные физические упражнения спортивного характера: зимой езда на санках, игры-забавы  в снежки; весной – езда на самокате; весной и летом – езда на велосипеде.

В данной методике взаимосвязи экологического образования и физической культуры  детей старшего дошкольного возраста, использованы подвижные игры, такие как «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Скворечники», «Цветы и ветерки» и т.п.). В играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы (например, в подвижной игре «На поляне» - закреплять знание о травах, деревьях, грибах, насекомых; «Под ласковой струей» - сообщение знаний о бережном отношении к водным ресурсам; «Живая и неживая природа» - сообщение знаний о значении природы для людей и бережное отношение к ней; «Воздух, вода, земля, ветер» - закрепление знаний о живой и не живой природе).

Эстафеты «Собери мусор», «Собери опавшие листья», «Кто быстрее соберет шишки для белки», «Сбор картофеля», «Слалом», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок» не только повышают общую физическую подготовленность, но и позволяют обеспечить четкое, согласованное выполнение упражнений, развивая пространственные ориентировки, формируя навыки коллективных действий, дисциплинированности и организованности.

Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений.

4. Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным: 1) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки; 2) физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия при возвращении по тропе здоровья в детский сад; 3) в начале занятия могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в спокойном темпе.

      Все части физкультурно-экологических ООД сопровождаются рассказами и беседами воспитателя экологического содержания.

5. Формирование первоначальных знаний о природе проводились в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра - Лесовичка, который проводит с детьми экскурсию по «своим владениям».  

6. Продолжительность физкультурно-экологических занятий составляет около 35 мин. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, игровой, творческой), это не вызывает переутомления у детей. Продолжительность физкультурных ООД  определяется физической подготовленностью детей, погодными условиями и составляет 30-35 минут для детей старшего дошкольного возраста.

7. Для достижения тренирующего эффекта необходимо планировалось содержание занятия-прогулки по экологической тропе здоровья таким образом, чтобы не менее 50% времени проходило при среднем уровне ЧСС 140-160 уд/мин.

       Основным методом в экологическом развитии детей является наблюдение.  С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окраску, строение, запах), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы.

Ребята, наблюдая за растениями, насекомыми (во время прогулок  по экологической тропе здоровья, в практической деятельности в уголке природы), учились, распознавать другую форму жизни,  видеть живое существо,  состояние которого зависит от того, к примеру,  поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых и хилых; на каких деревьях быстрее распускаются почки: на тех, что растут с солнечной стороны или на затенённых участках, и т.п.

       В течение учебного года также проводятся физкультурно-экологические досуги, задачей которых является  создание бодрого настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, предоставление возможности испытать удовольствие от двигательной деятельности. Физкультурно-экологический досуг проводится   в целях закрепления знаний детьми по экологии и физической культуре и как элемент активного отдыха детей. Физкультурно-оздоровительные  досуги экологической направленности планируются один раз в месяц. Досуг проводится во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения для детей старшего дошкольного возраста - 35-40 минут.

      Содержание физкультурно-экологического досуга зависит от времени года, условий проведения и уровня физической подготовленности детей, и по содержанию может быть различным: строится  на знакомых детям подвижных играх, игровых упражнениях, на элементарных спортивных играх и упражнениях в основных движениях, включаются игры-эстафеты, игры-аттракционы. Также в содержание физкультурно-экологического досуга обязательно входит специальные экологические задания, вопросы, которые задает либо педагог, либо сказочный герой.

       В физкультурно-экологическом досуге «Земля – наш общий дом. Человек – часть природы в нем» ставились  следующие задачи: закрепление  навыков выполнения упражнений в беге, прыжках; воспитание чувства товарищества, дисциплинированности, уважительное отношение к соперникам; дать детям знания по экологии, о правилах поведения в природе; учить бережному отношению к природе и друг другу; развивать понимание того, что Земля - наш общий дом, человек - часть природы в нем; дать детям представление о ценности здоровья, о необходимости его сохранять.

       По ходу сценария к детям приходит испачканная Бабушка «Экология» и рассказывает детям об экологических проблемах. Дети показывают какие они помощники: проводится эстафета «Собери мусор» и конкурс «Дружные ли вы?». Далее вбегают три разбойника – дети учат их как надо правильно себя вести в природе. Далее проводится конкурс «Кто сильнее?» - перетягивание каната. Разбойники исправляются, играют в игру «Ловишки парами». Приходит  Айболит – задает вопросы о здоровье, дети отвечают на вопросы, и показывают какие они здоровые и любят физкультуру. Далее проводятся игры-эстафеты. Подводится итог и в конце общий веселый танец.

      Каждый физкультурно-экологический досуг проходится под музыкальное сопровождение,  воспитывая у детей выразительность движений, творчество. Воспитателем создаются условия, чтобы ребенок вел себя более свободно и естественно использовал двигательные умения и навыки в выполнении  различных двигательных заданий, сопровождаемые передачей ему знаний экологического содержания.

      При планировании физкультурно-экологического досуга ставятся задачи не обучения, а совершенствования, закрепление изученного материала. Разнообразие основных видов движений дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость и гибкость, формировать нравственно-волевые качества у дошкольников: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость и др.

      Обучающие задачи ставятся только в отношении знаний по экологии. На первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные (например, воспитывать в детях бережное отношение к природе, задуматься о состоянии нашей планеты, способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни).

     В каждом физкультурно-экологическом досуге, также как и в занятии имеется подготовительная часть, в которой проводится разминка в виде ходьбы, бега, прыжков, строевых упражнений, элементы здоровьесбережения  (пальчиковый игротренинг, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, различные виды массажа,  дыхательные упражнения, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и др), необходимо, чтобы каждый ребенок использовал свой двигательный опыт.

    Основная часть физкультурно-экологического досуга состоит из знакомых детям видов физических упражнений  с учетом индивидуальных способностей детей и их физической подготовленности. Физкультурно-экологические досуги проводятся по единому сюжету, что позволяет вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повысить интерес к двигательной активности.

    Обязательно в досуге имеется заключительная часть, где проводятся спокойные дидактические игры, медленные танцы, в сопровождении с песнями.

     В методику включены беседы экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Беседы проводятся в свободное от занятий время, во время экскурсий, походов, прогулок, применяя их с различными целями: для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (например, перед наблюдением), для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, о здоровом образе жизни, о пользе физической культуры. Так, например, беседы по экологии «Чистый и загрязненный воздух», «Планета Земля в опасности» - имеют цель дать определенный уровень знаний о науке экологии, дают представления о воздухе, воде, земле; «Природа и человек», «Учись правильно вести себя в природе» - о необходимости бережного отношения к чистоте природы ради блага всего живого на Земле, формирование у детей знаний о сущности взаимодействия человека и природы, о влиянии загрязнений на жизнь растений и животных.

   Ход беседы строится на рассказе, с целью сообщения детям новых, неизвестных им ранее фактов экологического содержания. На вопросах, помогающих выяснить интересы детей, их знаний, по обсуждаемой проблеме, степень усвоения этих знаний и ответов детей, которые уточняют, расширяют знания, представления о существующих проблемах, ситуациях, происходящих в экологии, в здоровье и в жизни. Как отмечает Л.А.Каменева, Н.Н Кондратьева, рассказ требует от педагога определенных знаний о природе, наблюдательности, выразительности речи. Он должен быть эмоциональным, красочным, образным, привлекать внимание детей, будить их воображение, чувства.  В конце беседы используется обращение к детям с призывом, с просьбой любить природу, беречь ее, помогать ей.

  Важным фактором взаимодействия в экологическом образовании дошкольников считаю работу с родителями своих воспитанников.  Беседы с родителями проводятся в целях поддержания экологического образования дошкольников в домашних условиях и во время каникул. В методику включены прогулки-походы, экскурсии, цель которых, не только развития двигательных способностей детей,  путем разнообразия физических упражнений, совершенствования их в естественных природных условиях, обогащая двигательный опыт, направленных на укрепление здоровья, но формирования экологических знаний, становления у детей познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.  Проведение  «экологического ликбеза» - круглого стола с родителями «Сбережём родную природу», консультирование родителей на тему: «Летние приключения», «Полезный или вредный», «Животные дома» и т.п.,  экологические акции «Посади цветок», «Поможем зимующим птицам», «Лучший скворечник» и др.,  домашние задания на выходные и в летний период (что является увлекательным занятием для детей и способствует сближению семьи).  

Так, прогулки–походы в парк, к реке,  основная цель которых – циклические изменения в природе, преследуя следующие задачи: формировать предпосылки - здорового образа жизни (кислород воздуха - ангел-хранитель здоровья детей, движение – это жизнь);   учить детей определять словами состояние природы в лесу в разное время года (зимний лес, осенний, весенний, летний);  закреплять знания о характерных признаках зимы, осени, весны, лета; воспитывать бережное отношение к природе. Во время прогулок и походов проводятся дыхательные упражнения. Длительные переходы на относительно большое расстояние, развивают у детей выносливость, укрепляют мускулатуру ног и всего тела, а также способствуют оздоровлению.

       Во время  похода-экскурсии по экологической тропе здоровья,  дети находили знакомые деревья, определяли их отличительные признаки, собирали гербарии, наблюдали за птицами и насекомыми – закрепляли знания о пользе их в природе, следуя природосберегающим принципам. С большим азартом играли в подвижные игры: «Добеги до такого дерева» - дерево дети определяли по листку или плоду, «Вороны и воробьи» - имитация действий птиц, развитие быстроты реакции, «Гори, гори ясно» или  «Горелки»,  «Ручеек», «Птицы в клетке», «Два мороза», «Южный ветер и северный ветер» и др., а также использовали дыхательные упражнения, собирали дары природы. Там дети не только закрепили знания, но и получили огромный заряд бодрости.  

На природе проводились игры «Собери мусор», «Собери листья» и «Кто больше соберет шишек для поделок».

Использование художественного слова (чтение стихотворений, рассказов) не только способствует развитию речи и мыслительной деятельности, но и формирует умение чувствовать красоту природного мира, испытывают радость от восприятия поэтического образа, эмоционально откликаться на него, делая понятным смысл образных выражений.

         Уж тает снег, бегут ручьи                          Засвищут скоро соловьи,

         В окно повеяло весною…                          И лес оденется листвою.    

                                                                                                       (А.Плещеев)                  

Метафоры «бегут ручьи», «оденется листвою» дети легко запоминали и используют в двигательном воображении. Или, например, использование художественного слова  как сюжет или двигательного упражнения

         Листопад, листопад.                                   Желтый в небе солнца круг,

         Листья желтые летят.                                  Желтый двор, желтый дом,

        Желтый клен, желтый бук,                          Вся земля желта кругом.  

                                                                                                        (И.В. Цветкова)

Таким образом, художественная литература становится не только важным источником знаний, она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом и двигательным воображением.

Гораздо проще и понятнее становится призыв к детям беречь природу, если использовать при этом  стихотворение:                    

Пора бы человечеству понять,

Богатства у Природы собирая,

    Что Землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же - живая!

Игровая деятельность обеспечивается участием в разнообразных играх и игровых обучающих ситуациях. Игровые творческие задания используются для развития воображения, познавательной активности,  умения использовать в двигательных действиях образные выражения.

Например, детям говорится: «Сейчас мы будем зайцами и поиграем в игру «Зайка серый»

           «Зайка серый умывается,                              Он помоет также лапки,

           Видно в гости собирается.                            Оботрет их чистой тряпкой,

            Зайка вымыл рот и уши:                               Одевается, скок-скок –

          Он хороший, он послушный.                       В гости мчится со всех ног».

       Во время выполнения движений по содержанию стихотворного текста, дети используют приемы имитации, подражания, развивая познавательный интерес к миру природы.

        Использование игровых упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая открытость и внутреннюю свободу.

       Я  использовала  комплексы психогимнастики «Встреча с Дюймовочкой», «Котята отправляются в путешествие», «Прогулка в летний лес», «Прогулка в осеннем лесу», «Птичий двор», «Волшебные цветы», «Путешествие в джунглях» и другие.

Цель психогимнастики: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения при получении экологических знаний.

Этюды и игры имеют психотерапевтическую направленность. В этом случае проявлялись мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ (животных, растений и другого).

Этюды и игры на эмоции радости обязательно использовались на каждом ООД. Заканчивалось  ООД успокоением детей, обучением их саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный для дошкольников. Мышцы напрягались  и расслаблялись в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной».

При проведении  психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, соблюдалось  чувство меры, не затягивался отдых и дозировалась нагрузка.

Дозировка упражнений от пяти-шести раз до одной-двух минут, в зависимости от упражнения.

В последовательности психогимнастических упражнений соблюдалось  чередование и сравнение противоположных по характеру движений:

- напряженных - расслабленных;

- резких - плавных;

- частых - медленных;

- дробных - цельных;

- едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

- вращений тела и прыжков;

- свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

    Все упражнения сопровождались попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

Такое чередование движений рефлекторно влияло на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивалась психическая и двигательная активность ребенка, улучшалось его настроение, исчезает инертность.

     Трудовая деятельность была связана с природоохранной деятельностью (например, уборка и очистка от мусора поляны, территории детского сада), а также с обязательными привычными для детей и простейшими трудовыми операциями, связанными с раздачей и сбором пособий и инвентаря, используемых в процессе физкультурно-экологических занятий и досугов. А также практическая работа в живом уголке.

Игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную и физическую активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процессе формирования у детей представлений о природе создавало  эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивали  новый материал.

     Овладение знаниями о природе в процессе игры способствовало  формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру, благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. Интересна детям  и насыщенна игровыми действиями,  сюжетно-ролевая игра экологического содержания: «Зоопарк», где ребята предварительно рассматривали иллюстрации к художественным произведениям С. Маршака «Зоопарк», «Детки в клетке», Л. Шевченко «В зоопарке» и других,  и, конечно же, слушали эти произведения; делились впечатлениями о посещении Сафари- парка, знаниями из своего опыта (после посещения) об его устройстве, питомцах, особенностях их содержания, обслуживающем персонале, отгадывали загадки о животных, рассматривали тематические энциклопедии.  Очень помогли иллюстрации С.Николаевой и Н.Мешковой из серии «Мир животных», презентации для интерактивной доски «Животные жарких стран», «Животные морей и океанов», «Животные средней полосы России», «Красная книга Кубани».  В дидактических играх  «Кого везут в зоопарк», «Кто где живёт?», «Зоологическое лото» дети проявляли свои знания о животном мире.   В игровой психогимнастике изображали особенности поведения того или иного  животного, и т.п.    Ребята самостоятельно распределили роли – управляющего, ветеринара, экскурсовода, служителей зоопарка, кассира, контролера,  работников кухни,  экспедитора с помощниками, которые уезжали в командировки за необходимыми животными. А добираться  приходилось и «вплавь», и ползком, и бегом). Было выстроено помещение зоопарка из строительного материала, конструктора типа «Лего». А заселение в вольеры происходило с помощью отгадывания ребятами  загадок.  Подобраны были  фигурки животных, необходимые атрибуты (машинки, уборочный инвентарь, «корм» для животных). В процессе игры ребята постоянно двигались, сопровождая свои движения словами. Но главное, они творчески развивали сюжет игры, проявляя свои знания и представления о зоопарке, его обитателях и служителях.

      Перспективный план образовательно-воспитательной работы  по данной методике рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май включительно) (Приложение 1). ООД проводятся во второй половине дня по 35 минут. Походы проводились в выходные дни, один раз в месяц. Походы проводились с участием родителей.  родители

     

   

3.2.     Актуальность педагогического опыта

       Актуальность работы в данном направлении связана с тем, что на современном этапе (в соответствии с ФГОС  ДО), целями воспитательно-образовательной работы с дошкольниками является всестороннее, гармоничное  развитие личности. Эти цели соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности». И реализация этих целей осуществляется на основе интеграции пяти образовательных областей развития детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  Но в  настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях   характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. Снижение уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОО, оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. Увеличение информационной нагрузки, усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, в том числе по экологическому образованию, требует восстановление сил, отдыха и, в связи с этим, необходимо использовать физическую  культуру как средство психологической разгрузки и физического развития.

       Как упоминалось выше, в настоящее время специалистами разработано большое количество отдельных программ по экологическому и физкультурному образованию, которые в определённой степени ориентированы на формирование у дошкольников знаний, умений и навыков непосредственно по данному предмету. Однако, современные условия жизни (состояние окружающей среды, социальные проблемы) ведут к необходимости интегрированного подхода в реализации данных видов деятельности, осуществляемых в практике образовательного процесса в дошкольном учреждении. Интеграция этих видов образования имеет большой потенциал в плане передачи детям знаний по экологии, формирования грамотного отношения к окружающему миру в процессе занятий физическими упражнениями, привлекающих детей своей доступностью, универсальностью, эмоциональностью. Это обуславливает необходимость изменения методических  подходов к организации ОД физическими упражнениями применительно к экологическим условиям жизни детей.

       Как экологическое, так и физкультурное образование воспитывают в ребенке важные качества личности, необходимые ему в дальнейшей жизни и правильное отношение к экологии и физической культуре. Такое отношение может быть сформировано, если систематически, на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду знакомить его с разнообразием физических упражнений и экологическими факторами и проблемами, которые его окружают и демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность, предоставляя возможность наблюдения

       Предложенная методика взаимосвязи экологического образования и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста способствуют реализации следующих целей, которая осуществлялась на основе интеграции образовательных областей по ФГОС ДО:

- формирование   системы элементарных научных экологических

знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как

средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически

грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,

заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными

объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций

(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека

и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- сохранению и укреплению здоровья детей;

- формированию потребности в двигательной активности;

- закреплению основных видов движений у дошкольников, развитию двигательных навыков и формированию физических качеств;

- профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

- формированию навыка правильного дыхания;

- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности

       

      3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

       Научность опыта заключается в том, что воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется с опорой на ФГОС, изученную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, программы экологического образования дошкольников «Юный эколог» С.Н Николаевой, а также работ: «Организация физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении», Р.И. Соленовой, Ю.К. Чернышенко,  «Ознакомление с природой через движения: Интегрированные занятия» М.А. Руновой,  «Физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности в дошкольных образовательных учреждениях» Т.В. Сидоровой, «Экологическая дорожка» А.Е. Королёвой.

      Физическая культура и экологическое образование имеют общую цель – понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности. Главной целью физкультурно-экологического воспитания является формирование физической и экологической культуры личности детей, под которой следует понимать совокупность экологического сознания с повышением уровня физической подготовленности.

      Педагогический процесс был организован с учётом дидактических принципов российской педагогики: систематичность, последовательность, доступность, наглядность, деятельностный подход.

       Кроме того, наряду с перечисленными  общеизвестными дидактическими принципами, имела место опора на  такие принципы, как:

-  понимание и учет активно-деятельностной сущности ребенка дошкольного возраста, предполагающее организацию добровольного и заинтересованного участия в регламентированной деятельности;

-  единство требовательного и уважительного отношения к личности ребенка, нацеливающего педагога на сотрудничество, разумное сочетание руководства жизнью детей с развитием их самодеятельности, инициативы и творчества;

-  создание условий для развития личности ребенка, реализации его «Я-позиции», соответствующей требованиям «экологического императива», минимакса;

- активное и заинтересованное взаимодействие всех участников педагогического процесса, обеспечивающее преемственность в воспитательном процессе в системе «ребенок — педагог — родитель — общественность».

-  вариативности, – как  основы личностно-ориентированного подхода к ребёнку.

       3.4. Результативность педагогического опыта.  

     Результативность представляемого опыта комплексного воздействия на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельную сферы личности ребенка заключается в  следующем: благодаря разнообразию применяемых в процессе физкультурно-экологической работы  различных методов, видов деятельности,  сформировались условия для реализации принципа всестороннего  развития личности каждого  ребёнка.  Была достигнута основная цель работы  опыта -  взаимосвязь экологического образования и физического воспитания обогатила личность ребёнка и способствовала  его гармоничному развитию.

         У детей появился  интерес и мотивы к занятиям физическими упражнениями,  гуманное отношения к природе на основе личного опыта и эмоциональных переживаний.

       Произошло положительное воздействие на деятельную сферу личности каждого ребёнка, связанное с повышением уровня физической подготовленности в результате формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, а также  развития двигательных качеств и способностей. Появилось, так называемое, «двигательное творчество», когда дети стали самостоятельно придумывать различные виды движений, использовать их в повседневной жизни.   В процессе физкультурно-экологической работы  сочетались  различные виды деятельности дошкольников, в результате которых накапливался  ценный опыт поведения и реализовались  возможности детей, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах деятельности, которые насыщают жизнь ребенка яркими, интересными событиями. Стала лучше объяснительная речь, появились элементы монологической, доказательной речи.  В художественно-изобразительной деятельности ребята предпочитают отображать природные объекты.  Их работы стали ярче, содержательнее.

      В развитии элементарных математических представлений  ребята также повысили  результативность – в ориентировке в пространстве  - научились двигаться согласно плану местности, где закрепляли и счет – количественный и порядковый;   в знании  геометрических   фигур, как плоскостных, так и объемных -  в процессе наблюдений  за природными объектами  (в д/и «На что похоже?»);  в ориентировке во времени (при наблюдении за объектами природы в различные времена года, суток)

           Практика показала, что  в итоге проделанной работы,  дети начинали  понимать, что объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единой целое;  что окружающий мир не является чем-то статическим, он постоянно изменяется; что бережное отношение к природе и миру начинается с дошкольного возраста; что именно от детей зависит сохранность природы в будущем.  Сформировались  практические умения и навыки в природоохранной деятельности на основе усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром. Ребята сами стали замечать изменения, происходящие в  окружающей их природной среде,  и стремиться устранить непорядок.

Результат диагностики  уровня  сформированности экологических знаний детей подготовительной группы № 1 в начале  и конце учебного года

   


1-й ряд – нач. уч.года;  2 ряд – конец уч.года

Из приведённой выше таблицы видно, что уровень сформированности экологических знаний детей группы по всем четырем параметрам к концу учебного года оценивается достаточно высокий, так как находится в пределах 13 баллов (при максимальном значении 15 баллов):

- определение характерных особенностей представителей мира животных (1 категория) у детей группы определено в  начале года -  5, 4 в конце - 12, 4 баллов;

- определение характерных особенностей растительного мира (2 категория) в  начале года -  5, 6,  в конце - 12, 6;

- определение характерных особенностей неживой природы (3 категория)  в  начале года -  5, 6,  в конце – 12, 9;

- экологическое отношение к миру природы (4 категория) в  начале года -  6, в конце -13.

 Показатели физических качеств детей группы выглядят следующим образом:

- скоростные качества у детей группы на уровне 7,3сек. Эти показатели соответствуют возрасту 6 лет. Скоростные качества положительно влияют на развитие мышц нижних конечностей, укрепляют опорно-двигательный аппарат в целом;

- координационные качества детей группы - 10,5сек. В возрасте 6 лет они обычно находятся в диапазоне 12,9-9,9 сек. Их развитие необходимо для оптимальной готовности управлять и регулировать собственные двигательные действия и уверенно и правильно выполнять движения в целом. Координационные качества способствуют развитию некоторых умений, например езде дошкольника на велосипеде или самокате;

- выносливость у детей группы выявлена в пределах - 676,4м. Развитие выносливости в старшем дошкольном возрасте необходимо для дальнейшего активного участия ребенка в физическом процессе во время обучения в школе;

- скоростно-силовые качества детей группы находятся в 101,0см. Дети старшего дошкольного возраста должны преодолевать. Скоростно-силовые качества способствуют умению ребенка оптимально использовать амплитуду движения. Прыгая в длину, дети проявляют усилия, что способствует развитию определенных групп мышц;

- гибкость  у детей группы  5,0 см. Этому качеству необходимо уделять особое снимание в данном возрасте, так как развитие гибкости является в какой-то мере профилактикой развития сколиоза;

- силовые качества у детей группы - 4,22см. Силовые качества необходимы как мальчикам, так и девочкам, так как именно силовые качества способствуют преодолению внешних сопротивлений или противодействию за счет мышечных усилий и напряжений.

   Таким образом, физические качества детей группы находятся в  соответствии с возрастом, но имеется резерв повышения всех перечисленных показателей.

п/п

Показатели

в

начале года

в

конце года

1

Скоростные качества (бег с высокого старта, 30м., сек) 

6,2

7,2

2

Координационные качества (челночный бег 3*10, сек)

9,3

10,4

3

Выносливость

(продолжительность бега: 6 мин, м)

676,6

745,5

4

Скоростно-силовые

(прыжок в длину с места, см)

102,0

120,6

5

Гибкость (наклон вперед, стоя на скамейке, см)

5,3

7,3

6

Силовые качества

(метание мешочков, 150 гр, м)

4,2

5,1

   

        Прослеживается положительная динамика повышения качества экологического образования и прироста физических качеств детей группы. Следовательно, результативность работы по данному опыту имеет положительную динамику.

   Но главное, что интегрирование экологического образования и физического воспитания способствует патриотическому воспитанию детей, т.к. формирует деятельное, осознанное отношение к месту, где родился и вырос, к своей большой Родине с богатой, разнообразной и красивейшей природой.

       3.5 Новизна (инновационность)  представляемого педагогического опыта.

        Новизна опыта характеризуется во взаимосвязи двух направлений, двух образовательных областей: познавательного и физического развития детей старшего дошкольного возраста, а также в использовании современных ЦОР. Так формирование у детей представлений о природных сообществах, климатических зон, экологических проблемах  России, планеты Земля, с которыми не имели ознакомиться непосредственно, помогали презентации c с интерактивными играми, видеофильмы и мультипликационные фильмы экологической направленности. Разнообразию методов способствовало использование интерактивной доски IQ Board.

       Интегрированная  познавательно-двигательная деятельность детей была организована с опорой на позиции российской педагогики и психологии, подчёркивающих решающую роль деятельности  в психическом развитии ребёнка (деятельностный  подход).  

            3.6. Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта.

        Любой педагог, которому близка и интересна данная тема, независимо от уровня профессионализма и материальных условий ДОО, может применить опыт в целом и отдельные его  фрагменты в своей педагогической деятельности.

         

               

            3.7. Описание основных элементов предоставляемого педагогического опыта.

  • описание опыта;
  • комплексный план;
  • конспекты  интегрированных ООД в количестве     ;
  • картотека дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр и упражнений с фотографиями;
  • сценарии развлечений, праздников, экологических сказок;
  • комплексы упражнений на развитие физических качеств физкультминуток, дыхательной  гимнастики, психогимнастики;
  • конспекты беседы и родительского собрания в форме  круглого стола для родителей;
  • список мультипликационных, документальных фильмов экологической направленности для просмотра с детьми дошкольного возраста, родителями, педагогами;
  • список используемой литературы;
  • фотоматериал;
  • текст выступления

   Выводы

   Взаимосвязь экологического образования и воспитания физической культуры детей старшего дошкольного возраста с акцентом на формирование физических качеств в условиях ДОУ, во многом способствует достижению целевых ориентиров дошкольного образования, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «…ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…»

           

 

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Система работы по теме: «Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»

 Актуальность: - В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.  Мир природы у...