перспективное планирование
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа)

Анисьина Татьяна Серафимовна

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, толовая, кухонная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelno-_issledovatelskaya_deyatelnost_.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, толовая, кухонная).

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование

Эксперимент

ОПЫТ

СЕНТЯБРЬ

I

«Знакомимся с песком»

 «Песок на участке». Цель: В ходе наблюдения обратить внимание детей на то, где используется песок на участках детского сада: в песочницах, на клумбах, на дорожках; определить пользу песка.

«Свойства песка» Цель: Знакомить детей с различными свойствами песка: сыпучесть, вязкость (липкость); учить называть свойства песка, отвечать на вопрос «Какой?» - сухой, мягкий, липкий.

«Свойства песка» Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы).

«Почему не получился куличик?» Цель: Ознакомление со свойствами песка. Песок сухой – сыпучий, из него нельзя изготавливать куличики; песок мокрый, из него можно изготовить куличики.

«Почему песок хорошо сыплется?»

Цель: Выделить свойства песка. Развивать любознательность, мышление.

«Сухой и мокрый песок» Цель: Закрепить представления детей о том, что песок имеет свойства, развивать тактильные ощущения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

II

 «Что такое воздух?»

Наблюдение за воздухом на прогулке.

Цель: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий).

 «Что такое воздух?»

Цель: Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).

«Надувание мыльных пузырей».

Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Обнаружение  воздуха.

Цель: Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

«Реактивный шарик»

Цель: Помочь выявить свойство воздуха – упругость. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

III

«Солнечные лучи».

Наблюдение за солнцем на прогулке.

Цель: Познакомить детей с солнцем – источником тепла и света. Развивать любознательность, познавательные способности.

 «В гости к солнышку»

Цель: Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

«Солнечные лучи».

Цель: Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. (Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.)

«Поиграем с солнышком»

Цель:Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

 «Солнечный «зайчик».

 Цель:Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях и только при свете.

IV

«Водичка, водичка…»

«Водичка, водичка.»

Цель: Вспомнить с детьми назначение воды, использование ее человеком, какие свойства имеет вода: жидкая, мокрая, мягкая, прозрачная.

«Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: при соприкосновении с твёрдой поверхностью она разбрызгивается.

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяются некоторые вещества.

«Прозрачная вода может стать мутной»

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: в ней растворяется краска и окрашивает воду в разные цвета.

 «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»

Цель: Познакомить с процессом испарения воды.

ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Ветер, ветер, ты могуч…»

Наблюдение за ветром на прогулке.

Цель: Обратить внимание детей на то, что ветер бывает сильный и слабый; дует то с одной стороны, то с другой, рассказать, как люди определяли направление ветра.

 «Ветер дует нам в лицо…»

Цель: Познакомить с природным явлением – ветер. Закреплять знания детей о характеристиках ветра: сильный, слабый, разное направление, теплый, холодный.

«Игры с веерами и султанчиками»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха -движением; движение воздуха-это ветер.

 «Поиграем с ветерком»

Цель: Познакомить со свойствами воздуха (движение, направление).

«Ветер»

Цель: Помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.

II

«Чудеса из бумаги»

Наблюдение за работой воспитателя с бумагой (оригами).

Цель: Закрепление знаний детей о бумаге и ее свойствах,продолжать учить определять изделия, сделанные из бумаги, воспитывать аккуратное обращение с играми, сделанными из бумаги.

«Что мы знаем о бумаге?»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Игры – забавы «Волшебный квадрат»

Цель: Познакомить детей с искусством оригами.

«Бумага, ее качества и свойства».

 Цель: Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

«Свойство бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

III

 «Волшебница вода».

 «Для чего нужна вода». 

Цель: Расширить и закрепить знания детей о воде, ее свойствах, значении, для чего она нужна и как ее беречь. Содействовать радостной атмосфере в детском саду.

«Узнаем, какая вода» 

Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

 «Пар - это тоже вода»

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды – паром.

«Водичка, водичка.»

Цель: Закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льётся).

IV

«Дождь, дождь, барабанит в стёкла»

Наблюдение за лужами после дождя

Цель: Обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.

«Зачем нужен дождь?» 

Цель: Закрепить знания детей о назначении дождя, его роли в жизни природы, выявить взаимосвязь между живой и неживой природой, развивать умение выявлять причинно – следственные отношения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

 «Какая лужа высохнет быстрее?»

Цель: Определить, как размер лужи влияет на быстроту высыхания.

«Откуда берётся вода?»

Цель: Познакомить детей с процессом конденсации.

НОЯБРЬ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Едет машина, гудит машина»

Наблюдение за машинами па прогулке.

Цель: Развивать внимание, зрительную память, воспитывать осторожное отношение к дороге.

«Транспорт на дороге»

Цель: Закрепить с детьми знания о транспорте на дорогах, учить определять и называть основные характеристики движения транспорта – вперед, назад, быстрее, медленнее; развивать активный словарь детей; воспитывать осторожное отношение к дорогам города.

 «Соберём машину»

Цель: Закреплять знания детей о частях машины. Предложить из геометрических фигур выложить машину. Развивать любознательность, умение экспериментировать с формами.

«Заводные машины»

Цель: Закреплять знания детей о свойствах движения – быстро, медленно, вперед, назад; учить определять и называть характеристику движения, учить делать определенные выводы в ходе эксперимента, развивать познавательные способности, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Опыт «Почему у машины круглые колёса?»

Цель: Дать детям знания о том, что круглые формы не имеют углов и могут катиться.

II

«Предметы вокруг нас»

«Лёгкий – тяжёлый»

Цель: Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

«Волшебный сундучок»

Цель: Познакомить детей с различными предметами, которые находятся в группе. Дать знания о том, что они сделаны из разных материалов.

 «Деревянный брусочек».

Цель: Ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет).

 «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».

Цель: Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.

«Тонет, не тонет, плавает»

Цель: Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

«Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие – тонут

III

«Человек. Давайте познакомимся»

«Весёлые человечки играют».

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, руки, ноги, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот, волосами.

«Наши помощники»

Цель: Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств

«Нарисуем свой портрет»

Цель: Познакомить со строением человека и пространственным расположением его частей.

« Чем пахнет?»

Цель: Учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей.

IV

«Поздняя осень».

Наблюдение в природе «Унылая пора, очей очарование».

Цель: Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее, все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме).

 «Как звери готовятся к зиме».

Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей.

 «Разноцветные кораблики - листочки»

Цель: Учить детей обследовать засушенные листья разных деревьев, выявив их свойства: разноцветные, лёгкие, не тонут в воде.

«Что нам осень подарила».

Цель: Учить детей обследовать овощи и фрукты на ощупь, по цвету, по запаху.

«Зависимость состояния воды от температуры».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Декабрь

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Зима пришла»

Наблюдение за снегом.

Цель: Уточнить представление о зиме через знакомство со снежинками. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (солнышко греет мало, поэтому стало холодно). Ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

 «Свойства снега».

Цель: Учить детей самим делать выводы о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий, пушистый, развивать внимательность, познавательные способности, желание совершать действия со снегом, воспитывать правильное поведение при наблюдении за снегом.

«Путешествие Капельки».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

«Снег, какой он?»

Цель: Продолжать знакомство со свойствами снега.

«Почему тает снег».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.

II

«Снег, снежок»

Наблюдение на прогулке за снегом.

Цель: Начать знакомить детей со свойствами снега (снег подбросить и понаблюдать что снег пушистый и легкий)

 «Цветной снеговик» 

Цель: Расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.

«Снег в комнате тает».

Цель: Продолжать ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – воду – при повышении температуры воздуха). Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

 «Украсим елку цветными льдинками».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды: окрашиваться гуашью, замерзать на морозе).

 «Снег чистый или грязный?»

Цель: Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.

III

«Знакомимся со льдом»

Наблюдение за льдом

Цель: Выявить с детьми свойства льда – холодный, гладкий, скользкий, твердый; учить сравнивать со снегом и его признаками; развивать интерес к сравнительной деятельности, учить находить отличия, называть их; воспитывать аккуратное обращение со льдом во время прогулки.

 «Сравнение снега и льда»

Цель: Учить детей анализировать полученные знания и делать определенные выводы, связанные со свойствами льда и снега, учить составлять небольшие сравнительные рассказы, развивать мышление, память, восприятие и внимание детей, воспитывать желание узнать больше, пополнять словарный запас детей, связанный со снежной тематикой.

«Исследуем лужи»

Цель: Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

«Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Цель: Ознакомление с одним из свойств воды: сосулька (кусочек льда).

Изготовление цветных льдинок: «Бусы для мишки»

Цель: Дать понятие о свойствах и качествах льда. Познакомить детей с тем, что лёд – это вода, которая замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

 «Замерзание жидкостей»

Цель: Познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

IV

«Звук»

«Музыка или шум?»

Цель: Учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

«Гости из лукошка».

Цель: Учить обследовать музыкальные инструменты, извлекать из них громкие и тихие звуки.

«Догадайся, что звучит» 

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

«Что звучит?»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

ЯНВАРЬ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

II

«Зимующие птицы»

Наблюдение на прогулке за птицами.

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить правильно, называть птиц (ворона, воробей, синичка). Учить детей проводить сравнительный анализ: находить сходство и различие между птицами.

«Мы дружим с птицами»

Цель: Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода.

«Зачем птицам перья?»

Цель: Познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц.

«Пёрышко»

Цель: Знакомить детей со свойствами перьев: лёгкие, летают в воздухе, плавают в воде.

III

 «Мороз»

Наблюдение за погодным явлением – мороз.

Цель: Дать представление детям о погодном явлении – мороз; установить причинно – следственную связь между этим природным явлением, одеждой детей и поведением людей на улице.

«Наступили холода»

Цель: Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз.

 «Что мы возьмем с собой в детский сад»

(Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы, в том числе сделанные из льда и снега, а детям нужно дать правильный ответ, можно ли это взять с собой, не боясь, что растает.)

Цель: В ходе игры продолжать учить сравнивать, исходя из полученных знаний, развивать реакцию, внимательность, память, воспитывать правильность поведения при проигрыше.

«Одеяло дедушки Мороза»

Цель: Предложить детям раскопать снег на клумбе и выяснить, замерзают под снегом земля и трава или нет и почему.

Опыт с воздушными шарами.

Цель: Наполнить шарики водой и вынести на мороз. В течении прогулки наблюдать и обследовать их.

IV

«Волшебный снег»

Наблюдение за снежинками

Цель: Дать детям знания о том, что снег состоит из снежинок, в которые превратились капельки воды.

«Какой бывает снег»

Цель: Познакомить детей с тем, в морозную погоду снег - сухой, из него плохо лепить, а в тёплую - снег бывает мокрый, из него можно лепить снежные постройки.

 «Норки для зайчат»

Цель: Закрепить знания детей о свойствах снега: мокрый, лепится.

 «Снеговик в гостях у детей»

Цель: Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.

 «Какой сегодня снег?»

Цель: Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

ФЕВРАЛЬ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Огород на окне»

«Комнатные растения». 

Цель: Познакомить детей с комнатными растениями. Рассказать о строении цветка (стебель, листья, бутон). Закрепить знания о способах ухода за растением (полив, рыхление, удаление пыли).

«Где лучше расти?»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

«Поможем растениям»

Цель: В ходе эксперимента выяснить, что растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

 «В погоне за светом»

Цель: Помочь установить, как растение ищет свет. Развивать наблюдательность, внимательное отношение к комнатным растениям.

«Куда делась вода?»

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)

II

«Ледяное царство»

«Ледяное царство»

Цель: Закрепить знания детей о том, что лед можно разбить; развивать мыслительные процессы: память, мышление, внимание, воображение, активизировать словарь детей (лед, ледовое, ледяной) ; вспомнить, какие зимние игры знают дети (катание с горки на санках, на коньках, на лыжах и т. д.)

«Заморожу»

Цель: Закрепление знаний о частях тела человека, правил поведения на морозе, развивать чувство юмора, воспитывать умение действовать по правилам

«Таяние сосульки».

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

 «Удивительные льдинки»

Цель: Продолжать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег. Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

 «Лед и снег»

Цель: Предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

III

«Предметы вокруг нас. Продолжаем знакомиться»

«Поплывет - не поплывет»

Цель: Развивать представление о весе предметов

«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, её свойства и качества»

Цель: Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

«Тяжелый – легкий». 

Цель:

Учить определять и группировать предметы по весу.

IV

«Удивительная вода»

«Кто живёт в воде»

Цель: Познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

«Руки станут чище, если помыть их водой»

Цель: Дать детям знания, что вода смывает грязь с рук.

«Пар - это тоже вода»

Цель: Познакомить детей с одним из состояний воды – паром. Дать понятие, что пар – опасно, можно обжечься.

«Окрашивание воды»

Цель: Выявить свойства воды. Она может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

«Разноцветная водичка» Цель: Продолжать формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

МАРТ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Весне дорогу»

Беседа по картине «Пришла весна»

Цель: Уточнить представление о весне. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (солнышко стало греть сильнее, поэтому стало теплее).

«Наш участок»

Цель: Обследовать с детьми участок, выяснить какие изменения происходят на нём с приходом весны.

«Посадим лук»

Цель: Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

 «Какой стал снег?»

Цель: Познакомить детей с тем, что весной снег становиться рыхлый, тёмный, грязный и т. п.

 «Веточки сирени»

Цель: Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. Показать значение воды в жизни растений.

II

«Человек. Продолжаем знакомиться»

Игра - забава «Ящик ощущений».

Цель: Учить детей определять, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый)

 «Как мы слышим». 

Цель: Дать представление о значении органа слуха (ухо) в жизни человека, развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты.

Опыт «Определение предметов и продуктов по запаху».

Цель: Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.

III

«В гостях у профессора Знайки»

«Все увидим, все узнаем»

Цель: Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

«Воздух работает»

Цель: Дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.).

«Каждому камешку свой домик»

Цель: Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать возможность использования камней в игровых целях.

«Можно ли менять форму камня и глины»

Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

IV

«Ой, бежит кругом вода.»

«Откуда появились ручьи?»

Цель: Закрепить представления о весенних явлениях в неживой природе:солнце греет сильнее, снег тает, бегут ручьи.

 «Речка и ручеёк»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

Опыт «Отчего вода имеет вкус»

Цель: Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

Опыт «Весёлые кораблики».

Цель: Ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть)

АПРЕЛЬ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Дождик, дождик, не стучи.»

Наблюдение за дождем

Цель: Дать представление детям о таком природном явлении как дождь; обратить внимание детей на то, что дождь бывает сильным и слвбым; дождь могут сопровождать гроза, молния и гром.

Наблюдение за лужами после дождя

Цель: Обратить внимание детей на то, куда исчезают лужи, что происходит, когда дождь кончается; развивать наблюдательность детей, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать и анализировать, воспитывать правильное поведение на прогулке во время дождя.

беседа по картинке «Идет дождь»

Цель: Продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления.

«Как вытолкнуть воду?»

Цель: Продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам воспитателя, развивать любознательность детей, мыслительные процессы, последовательность изложения, умение описывать природные явления.

Опыт «Слабый – сильный дождь»

Цель: В ходе опыта определить силу дождя, развивать тактильные ощущения детей, пополнять активный словарь детей, развивать любознательность, умение анализировать происходящее, сравнивать природные явления, воспитывать интерес к деятельности.

II

«Маленькие почемучки»

«Времена года»

Цель: Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

«Как вода гулять отправилась»

Цель: Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Пенный замок»

Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

III

 «Экспериментируем с водой»

“Подводная лодка из яйца”

Цель: В ходе опыта выяснить, в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.

«Цветы лотоса” 

(Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются).

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды: бумага впитывает воду, намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются.

«Делаем облако” 

(Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако).

Цель: Формировать представление детей о том, что облака состоят из маленьких капелек.

“Есть ли у воды вкус?”

Цель: В ходе опыта выяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

IV

«Воздух невидимка».

«Воздух невидимка».

Цель: Дать представление о воздухе: прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

«Кораблики»

Цель: Дать детям знания о том, что ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

 «Где спрятался воздух?»

Цель: Закрепить знания детей о том, что воздух прозрачный, невидимый.

«Имеет ли воздух вес?»

Цель: В ходе опыта выяснить, что, воздух имеет вес.

МАЙ

Неделя

Тема

Наблюдение

Тематическая беседа

Исследование, игры

Эксперимент

ОПЫТ

I

«Удивительное рядом. Свойства предметов»

«Волшебная кисточка» 

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.

«Почему не получился куличик?»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка.

«Катитесь, шарики, по желобку»

Цель: Формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.

Опыт с глиной.

Цель: Познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей.

II

«Юные следопыты»

 «Первоцветы на клумбе»

Цель: Выяснить, что необходимо для хорошего роста растений.

«Почему деревья не падают?»

Цель: Формирование представлений детей о свойствах почвы: плотная, удерживает твердые, вертикальные объекты (например, ствол дерева). Побуждать детей делать простейшие выводы о взаимосвязях живой и неживой природы, воспитание любознательности.

«Ямка да горка»

Цель: Формирование представлений детей о неровной поверхности почвенного покрова, развитие интереса детей к самостоятельному наблюдению.

«Отгадай: песок или глина»

Цель: Формирование умений детей различать песок и глину, выявление свойств и отличительных особенностей глины и сухого песка,

развитие тактильных ощущений.

III

«Солнышко – колоколнышко»

 «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Свойства солнечных лучей».

Цель: Ознакомление со свойствами солнечных лучей (под воздействием солнечных лучей испаряется вода)

 «Мокрые мячики»

Цель: Познакомить детей со свойствами солнечных лучей, нагревать и сушить предметы. Напомнить о необходимости носить головной убор.

IV

«Песочное волшебство»

Игра–забава «День рожденья куклы Маши»

Цель: Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка.

 «Делаем дорожки и узоры из песка».

 Цель: Учить детей выкладывать форму из влажного песка.

 «Горки для козлят»

Цель: Закрепить знания детей о свойстве влажного песка - сохранять форму предмета.

«Отпечатки наших рук»

Цель: Ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).

«Пирожки для Мишки»

Цель: Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...