Конструкт "Путешествие по солнечной системе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Муллаянова Римма Римовна

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о космосе, звездах, о планетах. Звезды бесконечно далеки и кажутся нам очень маленькими. Наше солнце тоже звезда, это звезда Солнечной системы, вокруг него вращаются планеты. Тепло и свет от солнца поддерживает жизнь на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_-puteshestie_po_solnechnoy_sisteme.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:


КОНСТРУКТ

 совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Разработчик: Муллаянова Римма Римовна

Тема : «Путешестие по Солнечной системе»___________________________________________________________________________________________________

Возрастная группа:  дети седьмого года жизни_________________________________________________________________________________________

Форма НОД: _совместная__________________________________________________________________________________________________________

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая

Учебно-методический комплект:Э.Емельянова «Расскажите детям о космосе», Т.Минишева «Космос».                                                                                                                                                                                              

Средства:

Наглядные : иллюстрации с изображением звездного неба, планет.

Литературные стихи и загадки на космическую тему._________________________________________________________________________________

Материал: фольга, цветная бумага, шаблоны, краски, ножницы, глобус, карта материков, картинки животных, пазлы.

Предварительная работа: заучивание стихов и пословиц о космосе. Рассматривание серии картинок с изображением звезд, космических тел, космических кораблей.  Чтение энциклопедической литературы.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательная:

- Воспитывать бережное  отношение и любовь  к своей планете.

- Воспитывать инициативность и самостоятельность, самоконтроль и самоанализ в выполнении задания.

Развивающая:

- Развивать умение работать в коллективе.

- Развивать логическое мышление, тонкую моторику.

- Формировать умение делать выбор, представлять результат собственной деятельности.

Обучающая:

-  Закрепить ранее полученные знания о космосе, звездах, планетах.

- Уточнять и активизировать словарь детей по теме.

- Учить представлять результаты своего труда сверстникам.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Мотивация к деятельности.

Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о космосе, звездах, о планетах. 2 мин.

- Ребята, посмотрите вокруг, что же это такое может быть? Очень похоже на звездное небо.

-Загадка:«На черный платок просыпано просо,

Пришел петушок, а склевать-то не просто».

- Правильно, это звезды. Звездное небо- это множество небесных светил, видимых, как правило, ночью. Во все времена люди смотрели на звезды, их магический блеск привлекает не только ученых, но и простых людей. Звезды бесконечно далеки и кажутся нам очень маленькими. Наше солнце тоже звезда, это звезда Солнечной системы, вокруг него вращаются планеты. Тепло и свет от солнца поддерживает жизнь на Земле.

-Игра с мячом «Подбери словечко». Солнце  (какое?) : яркое, жаркое, желтое, огненное, лучистое и т. д. Светятся звезды, светятся….

Даже порою не верится,

Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное

Гляжу, все забыв на свете…

А все-таки это здорово,

Что ночью нам звезды светят.

Воспитатель показывает картину звездного неба.

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли называют, космосом. Космос называют и другим словом - Вселенная.

- Наблюдали ли вы за ночным небом?

- Как вы представляете себе размеры Вселенной?

- Что вы там видели? (ответы детей: много разных звезд, падающих звезд).

Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд и планет, комет и других небесных тел.

(С помощью лазера на темной шторе имитируется падение звезды)

Воспитатель: – Ой, что это такое пролетело?

Воспитатель: – Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел. Метеориты – это осколки давно взорвавшейся звезды. Состоят они из камня, льда и даже железа. Есть такая примета: когда падает метеорит, нужно загадать желание и оно обязательно сбудется.

(заходит инопланетянин)

-Здравствуйте,меня зовут Цедолом, я прилетел на метеорите, заблудился во Вселенной, не могу вспомнить название вашей системы, очень хочу узнать о ней, чтобы рассказать всем на моей планете Цедолом. Поможете мне?

1.Собирает детей вокруг себя, привлекает их внимание необычным  свечением, начинает традиционное приветствие, настраивающее детей на радостное содержательное общение.

2.Задаёт вопрос.

3.Загадывает загадку.

4. Объясняет проблемную ситуацию.

  1. Сосредотачивают внимание на педагоге.
  2. Наблюдают за действием воспитателя, других детей; слушают; выражают собственные мнения.
  3. Предлагают варианты решения проблемы.
  4. Вступают в диалог.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, желание поделиться знаниями.

2. Поиск, решение проблемы.

Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания».

3-4 мин.

- Как называется самая ближняя к нам звезда?

- Как называется наша система?

- сколько планет в Солнечной системе?

(вместе с Цедоломом отправляемся в космическое путешествие по планетам)

Игра- путешествие по Солнечной системе.

 Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

1.(воспитатель показывает изображение планеты Меркурий)

Дети: – Это планета Меркурий.

Меркурий – ближайшая к солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей.

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

– Правильно, ребята, это Меркурий. А что ещё вы знаете об этой планете?

Дети: – Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. На Меркурии нет атмосферы.

Цедолом дает задание: «Какая цифра пропущена?»

2.(воспитатель показывает изображение планеты Венера)

Дети: – Это планета Венера.

В честь богини красоты

Названа Венера ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой ты озаряешь.

– Правильно, ребята. А что ещё вы знаете о Венере?

Дети: – Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.

Задание: загадка.

3.(воспитатель показывает изображение планеты Земля)

Дети: – Это наша планета Земля.

От Солнца третья по счёту планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду –

В самом далёком, глухом уголке!

– Да, ребята, вы узнали свою планету. А расскажите мне побольше о ней.

Дети: – Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета. Показывает глобус

Наш дом родной, наш дом родной –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зеленый луг!

В лесу дремучем не пройдешь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

одно на свете чудо есть:

Леса и горы и моря —

Все называется Земля.

(Читая стихотворение, воспитатель показывает на глобусе пустыни, горы, леса, реки, Северный и Южный полюса.)

Воспитатель и дети рассматривают материки и называют их. Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.

Задание:  дидактическая игра «Кто, где живет?»

(Дети расселяют изображения животных по материкам)

Цедолом – Молодцы! Мне очень понравился ваш рассказ.

4.(воспитатель показывает изображение планеты Марс)

Дети: – Это планета Марс.

Марс – таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво – красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Цедолом – А что ещё вы знаете об этой планете?

Дети: – У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

Задание: «Назовите первого космонавта, полетевшего на луну».

5.(воспитатель показывает изображение планеты Юпитер)

Дети: – Это планета Юпитер.

Юпитер – больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Задание: «Собрать пазл «Ракета».

6.(воспитатель показывает изображение планеты Сатурн)

Дети: – Это планета Сатурн.

Сатурн – красивая планета

Жёлто – оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Задание: словесная игра «Четвертый- лишний»

7.(воспитатель показывает изображение остальных планет: Уран, Нептун, Плутон).

Дети:_это самые дальние от солнца планеты. Там очень холодно, они покрыты льдом и жизни на этих планетах нет.

 Задание: «Назвать по порядку се цвета радуги».

1.Читает стихотворение. 

 2. Воспитатель предлагает послушать загадку и отгадать,

 выслушивает ответы всех детей.

1.Внимательно слушают рассказы сверстников, добавляют.

Способен проявлять любознательность, задает вопросы взрослому, интересуется причинно-следственными связями.

3. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи.

Цель: совместное определение конкретных действий.

3-4 мин.

  1. вырезание звезды по шаблону,
  2. закрашивание планет акв. красками,
  3. аппликации ракеты и кометы.

1.Предлагает выбрать себе работу по желанию .

2.Педагог даёт инструкцию.

1.Выполняют инструкцию взрослого.

2. Предлагают материал, с помощью которого можно

Умение слушать взрослого, предлагать свои варианты.

Умение действовать по установленному правилу.

4.Открытие ребенком нового способа деятельности.

Цель:

8 - 10 мин.

Ребята, с чего начнем работу?.

.

1. Задает вопросы

2. Осуществляет показ. Сопровождает действие объяснением.

3. Предлагает детям

4.Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1.Сосредотачивают внимание на особенностях.

2.Дети выбирают и используют материалы, которые можно применить для выполнения задания.

 3.Проявляют  фантазию и воображение.

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.

. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; владеет развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

5. Самоконтроль

Соотнесение продукта, результата деятельности с намеченным планом.

6. Рефлексия.

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

3-4 мин.

- Ребята, что вы узнали нового на занятии?

 

Педагог  предлагает поделиться своими достижениями.

Демонстрируют;

выставляют на всеобщее обозрение коллективную  работу; рассказывают; объясняют; выстраивают полный ответ, предложение.

Достаточно владеет устной речью, может выражать свои мысли.

7.Открытость.

3 мин.

Педагог спрашивает о настроении детей.

.

Выражают собственные чувства.

Способен выражать свои мысли и чувства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Ниткография "Солнечная система"

Мною было разработано и проведено занятие, которое очень понравилось детям, а его результат впечатлил взрослых....

Конспект занятия по обучению грамоте "Первые шаги по солнечной системе"

Программное содержание:Закрепить знания по обучению грамоте и знания по солнечной системе.Упражнять в умении подбирать слова-антонимы,учить составлять предложения из данных слов.Развивать умение соста...

Путешествие в космос. Солнечная система

- закрепить знания детей о  солнечной системе.-развивать интерес к познанию окружающего мира-обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи;-развивать логическое мышление, ...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

Беседа с детьми на тему: "Земля-планета Солнечной системы".

О планете Земля и её естественном спутнике....

Презентация "Путешествие по Солнечной системе"

В презентации использованы изображения планет Солнечной системы с соответствующим описанием и художественным словом...

Конспект занятия "Путешествие по Солнечной системе"

Программное содержание: ©   Расширить представления детей о космосе.©   Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин....