Вводная часть
Основная часть
Итоговая часть | Словесный. Чтение отрывка сказки.
Словесный. Вопрос – ответ.
Словесный. Вопрос – ответ. | -Дети, я прочту вам отрывок из сказки «Тараканище» Корнея Ивановича Чуковского, а вы внимательно послушайте: Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед. А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке. Волки на кобыле, львы в автомобиле. Зайчики в трамвайчике, жаба на метле... Едут и смеются, пряники жуют... - Так на чем же ехал каждый герой сказки? (Медведи - на велосипеде, зайчики - в трамвайчике, жаба - на метле, комарики - на воздушном шарике.)
- Скажите, а вы на чем добрались в детский сад? (На троллейбусе, маршрутном такси, на личном папином или мамином автомобиле.)
- Как можно назвать все, что вы перечислили, одним словом? (Транспорт.)
II. Рассматривание картинок. На доске демонстрируется наглядный материал с различными видами транспорта. - Посмотрите на картинки и назовите, что вы видите. (На картинках мы видим транспорт: самолет, поезд, пароход, ракету, автобус и т. п.) - Для чего нужен транспорт? (Транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей.) - Автобус, троллейбус, поезд, трамвай - это наземный транспорт. Почему он так называется? (Потому что этот транспорт движется по земле.) - Самолет, вертолет - это воздушный транспорт. Почему он называется воздушным? (Транспорт называется воздушным потому, что движется по воздуху высоко в небе.) - Корабль, катер, лодка - это водный транспорт. Почему он называется водным? (Транспорт называется водным потому, что передвигается по воде.) - Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта. Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли... Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса. Человек получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли, и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был... воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд - паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но выяснилось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы - получился первый автомобиль. С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта III. Познавательная деятельность. 1. Беседа о профессиях. - Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте, нужно много знать. Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют? (Транспортом управляют люди разных профессий.) - Перечислите профессии, связанные с транспортом. (Водитель - водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, летчик - летает на самолете и т. д.)
- Игра «Кто каким транспортом управляет».
Задание: соедините линиями транспорт и профессию. - Рассматривание картинок.
- А где транспорт останавливается на отдых? Давайте узнаем.
- Какой транспорт отдыхает в гараже? (Наземный.) Также наземный транспорт отдыхает в депо.
- Какой транспорт отдыхает в аэропорту? (Воздушный.)
- Какой транспорт отдыхает в порту? (Водный.)
- Представьте себе, что на некоторое время из города исчез весь транспорт. Что случится? (Не завезут продукты в магазин. Не приедет «скорая помощь». Люди пойдут пешком и опоздают на работу. Не вывезут мусор, и город будет грязным. Папа не сможет прилететь из командировки.)
- Словесно-иллюстративный рассказ воспитателя с элементами беседы.
У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор. Мы же с вами сегодня говорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача - перевозить людей и грузы на разные расстояния. - Послушайте загадку про людей очень важной в транспорте профессии:
Все дороги мне знакомы, Я в кабине словно дома. Мне мигает светофор, Знает он, что я - ... (шофёр). Да, это шофёры. Шофёр или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? Воспитатель поправляет детей и делает акцент на таких качествах, как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость. 5. Чтение стихотворения. ШОФЁРЫ Шуршат по дорогам Дрова и арбузы. Веселые шины, Работа шофёров Спешат по дорогам Трудна и сложна, Машины, машины... Но как она людям А в кузове - важные, Повсюду нужна. Срочные грузы: Курбан Чолиев Кирпич и железо, - А самое главное в работе водителя - он должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!
Физкультминутка СВЕТОФОР В «Светофор» мы поиграем, (Потягивания.) Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы стоять, (Ходьба на месте.) В «Светофор» мы поиграем, (Встряхиваем руками, Руки, ноги разминаем. по очереди - ногами.) Красный свет нам «Стой!» кричит, Ждать зеленого велит. Чтобы было ждать не грустно, Наклоняемся мы дружно И назад. И вперед. Вправо, влево поворот. Вот и желтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем. Начинаем, детвора. Вверх поднимаемся, Вниз опускаемся, Полетим, как самолет. Вот зеленый загорелся, Можно нам идти вперед. Левой,правой. Левой,правой, Смело мы идем вперед. Светофор - помощник славный, Уставать нам не дает. IV. Развивающие игры и задания. 1. Игровое задание «Проедем без происшествий». - Светофор нужен, чтобы на дороге не было аварийных ситуаций. Давайте представим, что мы с вами водители. Левой рукой положите палочки, как заборчик, на расстоянии друг от друга. Указательным пальцем левой руки проведите вашу машину слева направо между палочками. А теперь сделайте то же самое правой рукой, по той же дорожке. Важное условие: палочки задевать нельзя! Молодцы! Вы все проехали без аварий. 2. Отгадывание загадок. Черная и красная, Грузовая, легковая. Кто же я такая? (Машина.) Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед.) Ребятишек много в нем, А под крышею дуга, Ток по ней идет всегда. (Троллейбус.) Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином? (Автобус.) - Карандаш взлетает ввысь –
Мчится резво, словно рысь. Он к планете другой мчится, Сзади пламенем клубится. (Ракета.) Прямо на площадку сел. (Вертолет.) - Дидактические игры.
«Каждому транспорту найдем свое место». - На картинках изображены небо, море, дорога. Вам нужно расположить транспорт так, чтобы водный находился в воде, воздушный - в воздухе, наземный - на земле.
«Угадай на слух вид транспорта». Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта, - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум. - Конструкторская деятельность.
- Ребята, как вы думаете, где изготавливают транспорт? (Транспорт изготавливают на заводе.)
- Сейчас наша группа превратится в машиностроительный завод, а мы с вами станем инженерами и рабочими и будем строить корабль и машину из геометрических фигур.
Дети моделируют транспорт из предложенных геометрических фигур. - У вас отлично получилось.
V. Рефлексия. -За день транспорт устал и спокойно отдыхает там, где каждому положено. Где спят машины? (В гараже.) А вертолеты, самолеты - в аэропорту. - Где ждут дальней поездки поезда? (В депо.)
- Нам тоже пора прощаться. И я надеюсь, что кто-то из вас станет хорошим шофером, или капитаном, или летчиком.
|