"Приключение Каляки Маляки - или заколдованные краски"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Людмила Валерьевна
Итоговое занятие для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_kalyaki.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Приключения Каляки - Маляки или заколдованные краски.

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи; развивать любознательность, воспитать эстетическое отношение к природе познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умения делать выводы,

Задачи: 

Обучающие:

закрепить характерные признаки  весны, название месяцев;

закрепить счёт количественных и порядковых числительных ( умении сравнивать  ленты на глаз (по длине, высоте) определять точность выполнений путём наложения или приложения;

упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны; упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;

учить соотносить речь с движениями;

закрепить знания детей о вкусовых качествах фруктов и овощей, их пользу для здоровья человека,

закрепить умение детей образовывать название сока из двух названий овоща, фрукта.

Развивающие:

развивать чувство цвета;

развивать зрительное и слуховое внимание, пространственную ориентировку, артикуляционную и мелкую моторику,  

развивать логическое мышление;

умение устанавливать причинно - следственные связи.

Воспитывающие:

воспитывать любознательность, наблюдательность;

воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Оборудование: песня "Каляка - Маляка" слова Л. Огурцовой, музыка Г. Азаматовой,

игрушка Каляка - Маляка, книжка - раскраска, волшебная палочка, 7 цветных конвертов, "Сказка   о дочери грома и тучи", радуга, энциклопедия, пробирки с водой, зеркало, гуашь 7 цветов, кисточки, мольберт, картинки времен года, картинки для игры " Что из чего сделано", цветные ленты, цветы ромашки и колокольчики, маркеры, карточки для игры

" Соедини правильно", пиктограммы (веселый - грустный), карточки для игры "Что такое хорошо и что такое плохо2, карточки для игры "Зашифрованное слово", овощи и фрукты для игры " Радуга здоровья ", карточки для игры  "Приготовь сок", карандаши, краски, фломастеры, мелки, песня"Радуга - желаний" , автор   Владимир Суколинский, магнитофон. 

Форма работы : фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип занятия : закрепление.

Ход занятия:

В приемной дети играют в коммуникативную игру "Дотронься до..." . Под песню "Каляка - Маляка" слова Л. Огурцовой, музыка Г. Азаматовой.

У Сашеньки в книжке, на третьей странице,
Каляка - Маляка решил поселиться.
Немножко проказник, шалун-забияка,
Все буквы закрасил Каляка - Маляка.
Оставил следы на зелёной опушке,
Приделал усы он болотной лягушке,
Почёркал, проказник, цветы на страничке,
И хвост, как Жар-птице, раскрасил синичке.

Припев:
Ну, что же сделал ты, Каляка - Маляка?
Ты книжку Сашеньке испортил. Однако
Проказник-мальчик пожимает плечами,
Он вовсе, он вовсе не причём!
Ведь это всё шалун Каляка - Маляка,
Эх, наказать его бы надо! Ох, надо!
Где отыскать его - разводит руками…
Ему все заботы - нипочём!
 
появляется грустный  Каляка -  Маляка с книжкой- раскраской .

К - М: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас Неделя детской книги. Помогите мне пожалуйста,  напомните, как нужно относиться к книгам. (Ответы детей). За мои проказы даже краски, фломастеры, карандаши перестали меня слушаться, стали совсем, как заколдованные. Даже в книге - раскраске , я не смог  разукрасить радугу. Как их расколдовать? (Ответы детей)

В.: Волшебная палочка говорит нам, что трудная задача стоит перед нами.  нужно пройти сложный путь по дорожкам радуги.   Поможем Каляке - Маляке? Ребята, вы готовы   проверить свои знания ?


 Физкультминутка

с элементами артикуляционной гимнастики « Радуга»(под музыку)

Дождь шумит     ( ш-ш-ш…)

Стучит в окно   (д-д-д…)

Свистнул ветер (с-с-с…)

Вдруг темно   ( закрыть глаза )

Но внезапно ясно стало  (открыть глаза)

Солнце в небе засияло    ( делаем солнышко из ладошек, касаясь одной  ладошкой о другую  ), пальчики расставлены и вытянуты вперед)

Ветер тучи разогнал  (подуть)

В небо радугу нагнал ( рисуем дугу над головой)

С радугой все веселее(улыбнуться всем ,соседу справа, слева)

Мы  к испытаниям шагаем быстрее (шагаем на месте).

(Заходят в группу.)

В.:  Ребята смотрите,  повсюду цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радугу  разукрасить правильно. Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)  А теперь я предлагаю вам запомнить шуточный текст (мнемонический приём), который поможет на всю жизнь запомнить порядок расположения цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Ребята, обратите внимание, что первый звук(буква) каждого слова совпадает с первым звуком(буквой) в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый..

Давайте, скорее, откроем 1 конверт  с заданием! Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

Д : Красный!

(открывают красный конверт)

В.:(читает)1. Познакомьтесь со сказкой:

Сказка о дочери грома и тучи

В некотором царстве-государстве жил да был дядюшка Гром. Он жил в 
большой и очень неуютной пещере. Зимой он спал так крепко, что даже забывал 
ворчать, хотя это было для него самое любимое занятие.
Но вот наступила весна, дядюшка Гром проснулся и очень крепко заскучал. 
Яркое, весёлое Солнце, которое все и всегда видит с высоты, заметило его грусть 
и сказало: «Ты грустишь потому, что живёшь один. Тебе надо подыскать невесту 
и жениться. Тогда ты перестанешь грустить».
Дядюшка Гром обрадовался такому совету: «Послушай, Солнце, ты бываешь 
везде, заглядываешь во все уголки матушки Земли. Найди мне, пожалуйста, 
невесту!». Солнце с удовольствием согласилось и сразу отправилось на поиски: 
оно очень внимательно оглядывало матушку Землю, смотрело в озера и реки, 
желая найти там невесту для дядюшки Г рома. От такого пристального взгляда в 
реках и озерах стала нагреваться вода и подниматься паром вверх, превращаясь в 
густой туман. Туман поднимался в высокое голубое небо, и подсвеченный 
солнечными лучами, превратился в розовые, белые, голубые облака. Откуда ни 
возьмись, появился забияка Ветер. Он-то и согнал эти разноцветные облака в 
большую фиолетовую Тучу. Туча была величава и красива. «Чем не невеста для 
дядюшки Грома?» - подумало Солнце и попросило: «Послушай, Ветер, проводи, 
пожалуйста, эту красавицу к дядюшке Грому».
Резвый Ветер согласился и немедленно доставил Тучу к пещере. Гром 
выглянул из своего жилища и замер... он увидел великолепную, освещенную 
солнцем, закутанную в розовое кружево Тучу.
Он даже не смог по своему обыкновению проворчать. «Ра - тара - та! 
Проворковал Гром восхищённо. Какая вы очаровательная и прелестная! У вас 
похоже очень серьезный характер. Мне это тоже нравится. Не хотели бы вы 
выйти за меня замуж?». Тучи очень понравились слова дядюшки Грома, его
вежливость и восхищение. Она конечно же согласилась, только если он всегда 
будет таким влюбленным и внимательным.
«Милый Гром, мне надоело жить в этой сырой пещере, пойдем прогуляемся 
по голубому Небу, на других посмотрим себя покажем!» - сказала однажды Туча 
Грому. «С удовольствием, - пр-ророкотал гром, - пройдемся, прогуляемся». Они 
были прекрасны: величавая Туча и добродушный Гром на голубом Небе. Все 
любовались ими и говорили: «Смотрите, смотрите, какая Туча идет! Сейчас будет 
Гром!».
А задира Ветер завертелся, закружился и прокричал: «Что это вы разгулялись 
без дела, пора вам и поработать!» И что есть силы дунул на Тучу. А Гром, 
испугавшись за свою красавицу, грозно одернул озорника: «Ра-ра-ра, не 
приставай!» в это время Солнце спросило у них: «Почему вы живете до сих пор 
одни? Вам нужно иметь детей!» «И правда, пора - обрадовался Гром. - Я хочу, 
чтобы у нас была красная - оранжевая - желтая дочка!» «Нет - запротестовала 
Туча, - только как я, голубая - зеленая - фиолетовая». Они бы очень сильно 
поссорились. Но тут на выручку пришло доброе Солнце.
Оно сказало: «Не ссорьтесь, я подарю вам дочек таких, какую хочешь ты, 
Гром, и ты, Туча!» Солнце коснулось своим сияющим лучом до краешка Тучи и 
кудрявого локона Грома, и в тот же миг родилась чистая, теплая, сверкающая 
Капелька, которая прошлась на землю теплыми струйками дождя, сверкающими 
в лучах ласкового Солнышка. И произошло Чудо!. Свет яркого луча Солнца 
прошел через чистую капельку дождя и родилась разноцветная Радуга. В ней 
было 7 цветов: красный, синий, голубой, фиолетовый, оранжевый, желтый и 
зеленый. Все живое на матушке Земле зацвело и распустилось от удивления, 
восхищения и восторга! Все любовались дочерью Тучи и Грома - великолепной и веселой Радугой.

В.: Вот вы и узнали как появилась радуга. Ребята, а  как можно «расшифровать» слово «радуга»?

Д.:( Солнечная дуга солнца, или дуга радости, радостная дуга).

Воспитатель. А кто из вас  видел настоящую радугу? Расскажите  об этом радостном событии (где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко, какие чувства вызвала радуга у людей, которые её видели?).(Ответы детей)

В.:А теперь давайте  уточним  представление о радуге как атмосферном явлении. Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга. Ребята, давайте с вами  поразмышляем  и поговорим о том, что такое радость. (Ответы детей).

В.:(Читает в энциклопедии)  В  давние-давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова радость и солнце похожи по своему значению.  Ребята, вспомните слова, похожие по звучанию на «радость».

Сейчас   приступим к   исследованиям, как настоящие ученые.( Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с предметами. Дети, одевают  специальную одежду, подходят к столу, на котором стоят небольшие  пробирки с водой.)

2 Проведите опыт "Природное явление – радуга."

В .: хотите попробовать поймать радугу? (опыт удается, если солнце стоит невысоко).  В пробирках воды чуть больше половины. Поставьте зеркало в воду под наклон. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите все семь цветов. Дети выполняют опыт.

Вывод: Оказывается, радугу делают капельки воды и лучики солнца. Дождик только закончился, еще не все капельки упали на землю, а солнышко уже выглянуло. Попадут лучики в капельки и засияют они разными цветами. Когда солнечный луч попадает в воду, то он преломляется. И мы видим все цвета солнечного спектра. И это мы называем радугой.

С заданием справились , Каляка - Маляка разукрашивай  первую дорожку  радуги красным цветом, краска расколдована. (Дети помогают).

 В.:А где же второй конверт?( Дети находят оранжевый конверт).(Читает задание.)

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Д .: Весна.( Выбирают   картинку о весне на мольберте.) .

В .: Назовите весенние месяца? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?

(Дети по очереди называют прилагательные к существительному)

Д .: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д. А какие пословицы вы знаете про весну?

 ( Грач на горе – весна на дворе.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Кто спит весною – тот плачет зимою.)

С заданием справились , Каляка - Маляка разукрашивай   вторую дорожку  радуги  оранжевым цветом, краска расколдована. (Дети помогают).

В.: Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание из третьего конверта. Игра «Что из чего сделано». На столе   лежат картинки с различными предметами, которые сделаны из различных материалов.  Вам нужно  разделить на группы картинки с изображением предметов, которые сделаны 1- из дерева, 2 – из металла,  3 - из стекла, 4 -из ткани, 5 - из бумаги, 6 - из  резины, 7 - из шерсти.

(дети выполняют задание)

Физминутка "Разноцветье"

Если б все на свете было
Одинакового цвета, 
(Вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? 
(Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным. 
(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! 
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

(Дети находят четвертый конверт на столе.)

В.:( Читает задание) 1.Ребята, посмотрите у вас на столах лежат разноцветные ленты разной длины. Посчитайте, сколько их? (7) А теперь разложите  ленты от самой длинной до самой короткой. Назовите самую длинную ленту, которая она по счёту? и самую короткую?

2.Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна  с цветами)

( Дети садятся за столы)

Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? (нет) На сколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков? (Убрать одну ромашку или добавить и колокольчик) И обозначьте количество, соответствующей цифрой.

3.Игра "Соедини правильно"  (каждый ребенок  выполняет задание на карточке маркером)

С заданием справились , Каляка - Маляка разукрашивай   желтую дорожку  радуги  желтым цветом,  краска расколдована. (Дети помогают).

(Дети находят пятый конверт у доски)

В.:(Читает задание)Ребята, нужно разложить все карточки к этим пиктограммам. Игра

" Что такое хорошо и что такое плохо"

- нежно чистить зубы два раза в день, утром и вечером

- одеваться по погоде

- нельзя пользоваться чужими предметами гигиены

- нужно закаляться

- нельзя трогать животных на улице и на дороге

- при чихании и при кашле нужно прикрывать рот ладонью

- перед едой нужно мыть фрукт и овощи и др.

И с этим заданием справились, Каляка - Маляка разукрашивай зеленую дорожку радуги, зеленая краска расколдована.

Дети находят шестой лепесток.

В.: Игра "Какое слово зашифровано".  На наших  карточках цифры и буквы. Сложим  карточки расставляя числа по порядку и узнаем какое слово зашифровано.(Радуга)

С этим заданием справились, Каляка - Маляка разукрашивай  синюю дорожку радуги,  и эта краска расколдована.

Дети находят седьмой конверт.

В.:1. Ребята, вам нужно расшифровать перевертыши. Игра "Сказка наоборот" (ТРИЗ). Чтобы это сделать, надо каждое слово из предложенного названия заменить на противоположное по значению. Например,"Мышь в босоножках" - не что иное, как "Кот в сапогах"

"Блинчик"  

" Сказка о живом принце и 7 хиляках"

"Черная беретка"

"Петушок одноцветный"

"Землянка"

"Девочка - великан"

"Сказка о рыбачке и акуле".

2. Игра " Радуга здоровья " ("Узнай на вкус овощи и фрукты  -7 цветов радуги")Радуга   подарила нам  различные овощи и фрукты, которые спрятаны под салфеткой. Вам нужно сказать, какого они вкуса и как называются (с закрытыми глазами).Ученые доказали, что если ежедневно съедать овощи и фрукты всех цветов радуги, то в ваш организм поступят все необходимые витамины. Будьте здоровы.

3. Игра "Приготовь сок"

 В.: Мы с вами на мгновение превратимся в поваров. Вы будете подходить к столу, брать себе конверт с карточками внутри, смотрите их и называете, какой будет сок.

(Дети по одному подходят к столу, выбирают конвертики (с двумя карточками в середине фрукт и  овощ ... т.д. Называют название сока.)

 Все конверты закончились, задания выполнены, Каляка - Маляка разукрашивай последнюю дорожку радуги, фиолетовая краска расколдована.

К. - М.: Спасибо, ребята что помогли расколдовать краски, я теперь буду разукрашивать только в книгах - раскрасках. Вы научили меня беречь книги. А вам я хочу подарить на память раскраску от Каляки - Маляки, карандаши, краски, фломастеры, мелки. А наша волшебная радуга готова исполнить ваши желания.

(Дети выбирают  воздушные шары цветов радуги и  исполняют  танец

 "Радуга - желаний",  автор    Владимир  Суколинский).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа кружка "КАЛЯКА-МАЛЯКА" с тематикой для детей средней группы с внедрением ФГОС .

          КРУЖОК   «КАЛЯКА-МАЛЯКА»       Изобразительная         ...

Консультация для родителей "Каляки - маляки: о чём они могут рассказать?"

Консультация поможет родителям узнать психическое состояние ребенка. Рисунок – это отражение реальности. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отнош...

Консультация для родителей "Каляки - маляки: о чем они могут рассказать?"

автором представлен материал для родителей о значении детского рисунка....

Программа занятий арт-студии "Каляка-Маляка"

Программа развивающих занятий в творческой мастерской рисунка для детей 8-12 лет. На занятиях по данной программе дети сами придумывают сценарий, героев,  сами рисуют свой собственный комикс и об...

Родительское собрание Тема: «Каляка -маляка»

Родительское собрание для ДОУ  тема: «Каляка -маляка» (использование нетрадиционных техник рисования)....

Перспективный план по кружковой работе «Каляка – Маляка»

Перспективный план по кружковой работе на 2016-2017 учебный год в подготовительной группе №1«Каляка – Маляка». ...

План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)

План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)...