Конспект НОД "Летние приключения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Можаева Светлана Геннадьевна

Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_letnie_priklyucheniya.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД детей 5-6 лет на тему «Летние приключения»

Подготовила: Можаева С.Г.

Цель: Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), календарь природы.

Ход

Организационный момент
Воспитатель обращает внимание детей на календарь природы. Вместе с детьми обсуждает, какая сегодня погода, отмечают ее соответствующими знаками, сравнивает с предыдущими днями.
Предлагает детям подумать, о чем сегодня пойдет речь. Подводит детей к выводу о том, что говорить будут о природных явлениях.

Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. В старину русские люди словом «погода» называли только солнечную, тихую погоду. «Погожий денек», - говорили они. А дождливую, ветреную погоду называли «непогодой».
Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
Воспитатель: За погоду отвечают три богатыря: солнце, ветер и вода.
- Солнце, солнце, ты откуда?
- Я из зорьки золотой!
- Дождик, дождик, ты откуда?
- Я из тучки грозовой!
- Ветер, ветер, ты откуда?
- Я из дальней стороны!
Мы – три брата, и повсюду
Добрым людям мы нужны!
(О. Высоцкая)
Воспитатель: Откуда к нам приходит солнце? (из зорьки золотой)

Рассказ воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.
На Руси по цвету зари предсказывали погоду.
Красная вечерняя заря – к ветру.
Солнце село в облака – на другой день дождь будет.
Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде.
Понаблюдайте с родителями и проверьте, так ли это.

Воспитатель: Заканчивается долгий летний день. Солнце спряталось за горизонт, но воздух еще не успел остыть. Вечер теплый и тихий, а трава влажная. Она появилась потому, что земля, трава, листья после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар прикасается к земле и оседает на траве крохотными капельками. За ночь мелкие капельки росы сольются в крупные, и утром в солнечных лучах на концах травинок и в чашечках цветков будут сверкать чистые хрустальные капли. Потом солнце поднимется высоко, высушит траву и превратит росу в пар.
Воспитатель: Как вы думаете, роса нужна, полезна для природы? (рассуждения детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей): Роса полезна растениям так же, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые.

Воспитатель: Туманы можно наблюдать в безветренную погоду в любое время года. Летние туманы теплые, благодатные. В туманные июльские ночи лучше растут и наливаются соками травы, овощи, ягоды. Их так и называют: «грибные» туманы, «огуречные» туманы. Вечером после захода солнца над оврагами, низинами, речками начинает клубиться дымка молочного цвета. Постепенно она заволакивает и скрывает от глаз все вокруг. Это рождается туман. Утром жаркое солнце и легкий ветерок разгонят белесую пелену, и она бесследно растает.

Физкультминутка «Ветер» 
Ветер веет над лесами, (Повороты туловища вправо-влево) 
Ветер веет над полями, (Наклоны туловища вправо-влево)
И качается трава. (Плавно покачать руками над головой) 
Облако плывет над нами, 
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх) 
Ветер пыль над полем носит. (Вращательные движения кистями рук)
Наклоняются колосья — 
Вправо-влево, взад-вперёд, 
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад) 

Воспитатель: Облака путешествуют в небесном просторе. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.
Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от места, где оно зародилось.

Творческая игра «Облака» 
Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глазки.
Мы летим под облаками,
Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой? О чём могут разговаривать между собой облака? О чем бы вы хотели поговорить с облаком? (размышления детей)

Воспитатель: Но вот ветерок разогнал облака, и на небе появилось солнце. Вспомните, какими словами мы говорим о солнышке.
Дети: Ясное, лучистое, горячее, яркое, жаркое, ласковое.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про небо, когда светит солнце.
Дети: Синее, голубое, чистое, солнечное, прозрачное, высокое, ясное.
Воспитатель: А о небе, на котором нет солнца.
Дети: Грустное, хмурое, пасмурное, серое, облачное, низкое.

Воспитатель: Солнце дает тепло и жизнь всему живому на земле. Недаром народ придумал про него пословицы. Я начну пословицу, а вы заканчивайте
При солнышке – тепло, при матери … (добро)
Как солнце не закроешь, так и правду… (не скроешь)
Только солнце встает, сразу… (день настает)
Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц.
Итог
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Какие природные явления влияют на состояние погоды?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Приключения сыщиков"

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи, подготовительная группа...

Конспект НОД "Приключения с Октябриной"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ ГОРОДЕ"

дети решают интересные математические логические задачи в процессе поисково-исследователькой  деятельности...

Конспект мероприятия "Приключение снежинок"

Конспект открытого мероприятия по реализации образовательных областей  «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность» «Приключение снежинок» во второй младшей группе...

Конспект занятия "Приключение огня"

Занятие для детей подготовительной к школе группы по  ОБЖ...

конспект развлечения "Приключения Аха и Оха"

спортивный досуг с элементами психогимнастики...

Конспект - занятие "Приключение Колобка"

Конспект - занятие "Приключение Колобка"...