НОД Путешествие в тундру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания тундры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tundru.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Детский сад №71»  Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект НОД к педсовету

 «Диалектическое мышление»

 по ознакомлению с окружающим миром на тему:

«Путешествие в тундру»

с детьми старшего дошкольного возраста  (5-6 лет)

                                                                                           Составитель:

                                                                                                 воспитатель:

                                                                                                 высшей категории

                                                                                              Мельничук Е.П.

г. Энгельс

2018-2019 уч.год.

Тема: « Путешествие в тундру».

Образовательная область:  Познавательное  развитие.

Цель: Создание условий  для формирования у детей представления о природных условиях тундры, о животном и растительном мире.                                                          

Задачи:

1.Обучающие: Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания тундры.

2. Развивающие: Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе тундры.

4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости, формирование правильной осанки.

Предшествующая работа:  Беседы о Северном полюсе, рассматривание иллюстраций с изображением  растительного и животного мира севера, знакомство с картой, глобусом.

Материалы и оборудование: Презентация «Путешествие в тундру», или  иллюстрации с изображениями животных и растительного мира тундры, карта, иллюстрация с изображением Северного полюса. Оборудование к опыту: по две ёмкости с землёй - в одних ёмкостях под слоем земли лёд, в другой – без  льда,  пустые ёмкости, мерка – столовая ложка, палочка, ёмкость с  водой на каждую пару детей, фартуки на каждого ребенка. настольная лампа, листы белой и чёрной бумаги.

Ход деятельности

Часть НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационная (вводная)

-Ребята, где мы с вами побывали прошлый раз?

-Покажите расположение  Северного полюса на карте.

-Вспомните, есть ли растительность на Северном полюсе?

-Да, Северный полюс - ледяная пустыня, где нет даже растительности, где вечная мерзлота.

-Сегодня  мы свами отправимся дальше. Предлагаю вам путешествие в тундру. А какие же там природные условия? Мы сегодня с вами узнаем.

- На чём отправимся в путешествие? Какой самый быстрый транспорт?

- Приземлимся мы вот здесь. Тундра тянется вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров. (Показывает на карте месторасположение)

-Занимайте свои посадочные места.

- Ну, что ж отправляемся в путешествие (включается гул самолёта)

- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.

На севере снега, мороз,

Суровая природа.

На небе хороводы звёзд,

А солнца нет полгода.

-Вот мы и прилетели.

Дети стоят полукругом.

-Мы побывали на Северном полюсе.

Ребенок показывает у доски.

-Нет, там вечная мерзлота.

-На самолете.

Содержательная (основная)

-Мы  в Тундре. И снова зима, снег (слайд 1).

-Что вы видите? (слайд 2)

- Появление  в этих местах оленей говорит о том,  что появилась растительность.

-А что необходимо всем растениям для жизни?

-Выходит, что в тундре есть свет, тепло, вода.

 -Но почему растительность так скудна, только мхи (слайд 3), лишайники (слайд 4) да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле (слайд 5), ягоды (слайд 6)?

-Летом большая часть тундры покрыта болотами (слайд 7). Почему же так происходит? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.

-Перед вами два  непрозрачных горшочка  наполненные землёй, под цифрой 1 и 2.

В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится  стекло, закрывающее всю поверхность  (детям об этом неизвестно)

-Скажите, одинаковые ли это горшки?

-В каждый из горшков  с землёй надо налить одинаковое количество воды.

-Перед вами два пустых стакана разного размера, мерка- столовая ложка, с помощью которой вы отмерите одинаковое количество воды в стаканы.

-Как отмерить одинаковое количество воды?

-Правильно. Наливаем один стакан своды в горшок с землёй под цифрой 1, а второй под цифрой 2. Посмотрим,  что же произойдёт.

-Что произошло в горшочке с землёй под цифрой 1?

- Что произошло в горшочке с землёй под цифрой 2?

-Почему же вода осталась на поверхности?

-Вероятно, ей что-то  помешало просочиться внутрь?  Что же?

Раскопаем землю в этом горшочке с помощью палочки.

-Так и есть стекло (лёд). В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную,  и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля.  Поэтому - то и образуются болота.

-А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?

-Какими же  вырастают сами растения?

-Вот так с помощью двух цветочных горшков мы поняли, почему образуются болота, и растения в тундре не бывают большими.

-А сейчас ребята я предлагаю вам  отдохнуть.

-Итак, в тундре есть растения. Из этого следует, что есть и животные, которые ими питаются. Как они называются?

-Кто же это?  (слайд 8)

-На них охотятся волки, песцы, полярная сова (слайд 9).

-Как называют этих животных?

Все они очень  хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.

-Летом в тундре очень красиво (слайд 10). Много  различных насекомых (слайд 11). Такое большое количество насекомых привлекает птиц. А самое интересное бабочки (слайд 12) в тундре в основном тёмного  цвета. Почему? Чтобы понять это, проделаем ещё один опыт.

Воспитатель под настольную лампу  одновременно кладёт два предмета: тёмный и светлый, некоторое  время держит их там, затем даёт потрогать детям.

-Какой предмет нагрелся сильнее?

-Как вы считаете, почему?

-Вот поэтому и  бабочки с помощью тёмной окраски берут всё возможное тепло, так как в тундре солнечных дней немного.

-Попробуйте объяснить, почему люди летом носят светлую одежду?

Воспитатель предлагает выполнить задание в тетрадях А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова  «Здравствуй,  мир! стр.21.

-Пора возвращаться в детский сад. Путешествуя по тундре, вы узнали много интересного, раскрыли секреты окружающей природы тундры.

 -Занимайте свои посадочные места.  Отправляемся в детский сад  ( включается  гул самолёта)

Дети садятся на стульчики.

-Стадо оленей.

-Свет, тепло, вода.

Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки.

-Да одинаковые.

-В один  стакан налить  5 ложек воды и в другой.

Дети выполняют действие.

-Вода ушла в землю.

-Вода осталась на поверхности.

Дети раскапывают землю.

-Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту.

-Низкими.

Физминутка

-Сегодня в тундру мы попали, мы попали, мы попали.

По болотам мы бежали , мы бежали , мы бежали.

И на гору заползали, заползали , заползали.

Реки мы переплывали, переплывали, переплывали.

Тут оленя увидали и скорее убежали.

Дети садятся на стульчики.

-Травоядные.

-Северный олень, заяц.

-Хищники.

-Тёмный.

-Тёмный цвет поглощает  тепло, а светлый отражает.

-Чтобы не было жарко.

Дети садятся за столы, выполняют задание в тетрадях.

Заключительная (итоговая)

-Где мы с вами побывали?

-Что нового вы узнали?

-Что вам понравилось в нашем путешествии?

-Кому вы можете рассказать о нашем путешествии?

-В тундре.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по тундре"

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....

«Путешествие в Тундру»

Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...

комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"

конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как  беседа, вопросы поисковог...

«Путешествие по тундре»

                            «Путешествие по тундре»Составитель:  Семенко Е.А.     ...

Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»

Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...

Занятие во второй младшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТУНДРЕ"

Знакомство детей с особенностями природных условий тайги....

"Удивительное путешествие по тундре"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада....