НОД Путешествие в тундру
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания тундры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_tundru.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №71» Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Конспект НОД к педсовету
«Диалектическое мышление»
по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«Путешествие в тундру»
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Составитель:
воспитатель:
высшей категории
Мельничук Е.П.
г. Энгельс
2018-2019 уч.год.
Тема: « Путешествие в тундру».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Создание условий для формирования у детей представления о природных условиях тундры, о животном и растительном мире.
Задачи:
1.Обучающие: Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания тундры.
2. Развивающие: Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе тундры.
4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости, формирование правильной осанки.
Предшествующая работа: Беседы о Северном полюсе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира севера, знакомство с картой, глобусом.
Материалы и оборудование: Презентация «Путешествие в тундру», или иллюстрации с изображениями животных и растительного мира тундры, карта, иллюстрация с изображением Северного полюса. Оборудование к опыту: по две ёмкости с землёй - в одних ёмкостях под слоем земли лёд, в другой – без льда, пустые ёмкости, мерка – столовая ложка, палочка, ёмкость с водой на каждую пару детей, фартуки на каждого ребенка. настольная лампа, листы белой и чёрной бумаги.
Ход деятельности
Часть НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационная (вводная) | -Ребята, где мы с вами побывали прошлый раз? -Покажите расположение Северного полюса на карте. -Вспомните, есть ли растительность на Северном полюсе? -Да, Северный полюс - ледяная пустыня, где нет даже растительности, где вечная мерзлота. -Сегодня мы свами отправимся дальше. Предлагаю вам путешествие в тундру. А какие же там природные условия? Мы сегодня с вами узнаем. - На чём отправимся в путешествие? Какой самый быстрый транспорт? - Приземлимся мы вот здесь. Тундра тянется вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров. (Показывает на карте месторасположение) -Занимайте свои посадочные места. - Ну, что ж отправляемся в путешествие (включается гул самолёта) - Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение. На севере снега, мороз, Суровая природа. На небе хороводы звёзд, А солнца нет полгода. -Вот мы и прилетели. | Дети стоят полукругом. -Мы побывали на Северном полюсе. Ребенок показывает у доски. -Нет, там вечная мерзлота. -На самолете. |
Содержательная (основная) | -Мы в Тундре. И снова зима, снег (слайд 1). -Что вы видите? (слайд 2) - Появление в этих местах оленей говорит о том, что появилась растительность. -А что необходимо всем растениям для жизни? -Выходит, что в тундре есть свет, тепло, вода. -Но почему растительность так скудна, только мхи (слайд 3), лишайники (слайд 4) да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле (слайд 5), ягоды (слайд 6)? -Летом большая часть тундры покрыта болотами (слайд 7). Почему же так происходит? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент. -Перед вами два непрозрачных горшочка наполненные землёй, под цифрой 1 и 2. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) -Скажите, одинаковые ли это горшки? -В каждый из горшков с землёй надо налить одинаковое количество воды. -Перед вами два пустых стакана разного размера, мерка- столовая ложка, с помощью которой вы отмерите одинаковое количество воды в стаканы. -Как отмерить одинаковое количество воды? -Правильно. Наливаем один стакан своды в горшок с землёй под цифрой 1, а второй под цифрой 2. Посмотрим, что же произойдёт. -Что произошло в горшочке с землёй под цифрой 1? - Что произошло в горшочке с землёй под цифрой 2? -Почему же вода осталась на поверхности? -Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь? Что же? Раскопаем землю в этом горшочке с помощью палочки. -Так и есть стекло (лёд). В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную, и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промёрзшая земля. Поэтому - то и образуются болота. -А как вы думаете, какие корни у растений в тундре? -Какими же вырастают сами растения? -Вот так с помощью двух цветочных горшков мы поняли, почему образуются болота, и растения в тундре не бывают большими. -А сейчас ребята я предлагаю вам отдохнуть. -Итак, в тундре есть растения. Из этого следует, что есть и животные, которые ими питаются. Как они называются? -Кто же это? (слайд 8) -На них охотятся волки, песцы, полярная сова (слайд 9). -Как называют этих животных? Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях. -Летом в тундре очень красиво (слайд 10). Много различных насекомых (слайд 11). Такое большое количество насекомых привлекает птиц. А самое интересное бабочки (слайд 12) в тундре в основном тёмного цвета. Почему? Чтобы понять это, проделаем ещё один опыт. Воспитатель под настольную лампу одновременно кладёт два предмета: тёмный и светлый, некоторое время держит их там, затем даёт потрогать детям. -Какой предмет нагрелся сильнее? -Как вы считаете, почему? -Вот поэтому и бабочки с помощью тёмной окраски берут всё возможное тепло, так как в тундре солнечных дней немного. -Попробуйте объяснить, почему люди летом носят светлую одежду? Воспитатель предлагает выполнить задание в тетрадях А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир! стр.21. -Пора возвращаться в детский сад. Путешествуя по тундре, вы узнали много интересного, раскрыли секреты окружающей природы тундры. -Занимайте свои посадочные места. Отправляемся в детский сад ( включается гул самолёта) | Дети садятся на стульчики. -Стадо оленей. -Свет, тепло, вода. Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки. -Да одинаковые. -В один стакан налить 5 ложек воды и в другой. Дети выполняют действие. -Вода ушла в землю. -Вода осталась на поверхности. Дети раскапывают землю. -Короткие, так как они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту. -Низкими. Физминутка -Сегодня в тундру мы попали, мы попали, мы попали. По болотам мы бежали , мы бежали , мы бежали. И на гору заползали, заползали , заползали. Реки мы переплывали, переплывали, переплывали. Тут оленя увидали и скорее убежали. Дети садятся на стульчики. -Травоядные. -Северный олень, заяц. -Хищники. -Тёмный. -Тёмный цвет поглощает тепло, а светлый отражает. -Чтобы не было жарко. Дети садятся за столы, выполняют задание в тетрадях. |
Заключительная (итоговая) | -Где мы с вами побывали? -Что нового вы узнали? -Что вам понравилось в нашем путешествии? -Кому вы можете рассказать о нашем путешествии? | -В тундре. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по тундре"
Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей старшего возраста....
«Путешествие в Тундру»
Сценарий спортивно-познавательного досуга«Путешествие в Тундру» (С использованием здоровьесберегающих технологий:Гимнастика для глаз «Сова», массаж биологически активных точек «Снеговик», подвижные и ...
комплексное итоговое занятие "Путешествие по тундре"
конспект комплексного итогового занятия образовательной области познание "Пуиешествие по тундре" с использованием педагогических технологий, методов и приемов таких как беседа, вопросы поисковог...
«Путешествие по тундре»
«Путешествие по тундре»Составитель: Семенко Е.А. ...
Конспект занятия по окружающему миру (природа) тема: «Путешествие в Тундру»
Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире...
Занятие во второй младшей группе "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТУНДРЕ"
Знакомство детей с особенностями природных условий тайги....
"Удивительное путешествие по тундре"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по краеведению в старшей группе детского сада....