Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Поможем Незнайке!».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Мойстус Марина Анатольевна

Знакомство детей с воздухом и некоторыми его свойствами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в области познавательного развития в средней группе.

Тема: «Поможем Незнайке!».

Задачи:

Познавательное развитие: расширять представления детей о воздухе и его свойствах;

Речевое развитие: развивать свободное общение детей со взрослыми и сверстниками в процессе экспериментирования; обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, опыты, эксперимент)

Социально-коммуникативное развитие: закреплять навыки взаимодействия в коллективе; развивать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности;

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за ветром, игры с «вертушками», игра «Поддувалочки», «Мыльные пузыри», чтение художественной литературы: И. Токмакова «Разговор ветра и осинок», Я. Аким «Ветер, ветерок, ветрище», Н. Носов « Приключения Незнайки и его друзей».

 Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, для опытов: полиэтиленовые пакеты по количеству детей, по 4 прозрачных стаканчика на человека, трубочки для коктейля (по количеству детей), камешки, кусочки глины, деревянные брусочки (по количеству детей), 3 воздушных шара (гелевые), проблемная ситуация «Шары улетели), шариковая ручка, лист бумаги, конверт.

Ход ООД:

-Ребята, к нам в группу пришло письмо от Незнайки. Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие ребята! В нашем Цветочном городке переполох. Знайка решил совершить путешествие на воздушном шаре.  Он сделал шар из резины и теперь будет надувать его воздухом. Скажите, что такое воздух и откуда Знайка его возьмет».

- Ребята, а вы знаете что такое воздух и где он находиться? (выслушиваю ответы детей)

- Я приглашаю вас в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, и поможем Незнайке, ответить на его вопросы.

-Ребята, как вы думаете, что такое воздух? (Ответы детей)

-Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (Ответы детей)

- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. «Таинственный неведимка»

- Сначала широко раскроем пакет. Теперь мы быстро, быстро закрутим края пакета.

-Посмотрите, как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Что там, как вы думаете?  (предположения детей).

-Там воздух! А теперь раскроем пакет.

-Что произошло? (ответы детей)

-Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать? Если мы не видим воздух, то он какой (прозрачный, невидимый). Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Опыт 2. «Что находится в стакане» 

-Ребята, что у меня в руках? (стакан). А что в стакане? (ничего, стакан пустой).

- Говорите, стакан пустой? Тогда смотрите фокус! Я беру стакан, переворачиваю его вверх дном и медленно опускаю его в воду.

- Что происходит? Стакан наполняется водой? Почему, что не пускает воду в стакан? (предположения детей)

- Посмотрите, а сейчас я немного наклоню стакан. Что появляется в воде? (Пузырьки)
-Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

- Ребята, посмотрите у вас на столах стоят стаканчики с трубочками. С помощью них мы проведем еще один занимательный опыт.

 Опыт №3. «Мы пускаем пузыри»

-  Возьмите трубочку опустите ее в стакан и подуйте. Что происходит? (выходят пузырьки)

- Да, правильно, выходят пузырьки. А выходят пузырьки, потому, что мы выдыхаем воздух.

-Ребята, воздух есть вокруг и внутри нас.

Физкультминутка «Исследователи»

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора,

Отдохнуть нам детвора.

Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.(медленные наклоны головы вниз, вверх)
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (движение руками «моторчик») 
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть? (Хлопки руками)
Что ж, пора на место сесть. (
Дети садятся.)

Опыт №4 «Загадочные пузыри»

-Ребята, как вы думаете, есть ли воздух в камне? (предположения детей).

- А в дереве, глине, земле? (предположения детей)

- Не будем гадать, а проверим! У вас на столах стоят прозрачные стаканчики с водой и тарелочки. Что лежит на тарелочках? (камень, глина, деревянный брусочек).

- В один стаканчик положите камень, в другой комочек глины, в третий деревянный брусок.

- Что происходит? (поднимаются пузырьки).

- Какой вывод мы можем сделать? (там есть воздух).

- А как вы думаете, где воздуха больше всего? (предположения детей).

- Ребята, воздуха больше там, где больше пузырьков. Чем плотнее материал – тем меньше в нем воздуха, чем материал рыхлее, мягче – там воздуха больше).

- Ребята, посмотрите, какие красивые шарики у меня есть. Что находится внутри этих шаров? (воздух). Сейчас мы с вами это проверим.

Постановка проблемной ситуации «Шары улетели»

- Ой, какая я неуклюжая. Я случайно выпустила веревочки из рук и шарики поднялись к самому потолку. Как же нам достать шарик? (высказывания и предложения детей).

Дети с помощью воспитателя достают шары одним из предложенных  способов. 

- Ну вот, все шары достали. Теперь проведем последний эксперимент.  Я возьму один шарик и развяжу у него веревочку. Что из него выходит? Поднесите ладошку к шарику, чувствуете? (Да, это выходит воздух).

-А когда мы еще чувствуем воздух? (ответы детей). Да ветер - это движение воздуха.

- Ребята так что мы ответим Незнайке? (Воспитатель берет ручку, лист бумаги, записывает ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (педагогический проект по познавательному развитию в средней группе "Бабочка"

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей среднего дошкольного возраста....

Итоговое занятие по познавательному развитию в средней группе "Поможем сказочным героям."

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о профессиях (учитель, милиционер, военный,продавец, шофер, пожарный, строитель, парикмахер, повар, врач. Уточнить знания детей о временах года. Развивать умение...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Счет до девяти, знакомство с цифрой 9».

Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитиюв средней группена тему: «Счет до девяти, знакомство с цифрой 9».Цель: познакомить с образованием числа девять и цифрой ...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Счет до восьми, знакомство с цифрой 8»

Цель: формировать знания о количественном счете до восьми.Задачи:Познавательное развитие:- познакомить с цифрой 8,- закрепить представление о неизменности объема жидкости от формы и размера сосуда,- п...

Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Цветущая весна»

Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитиюв средней группена тему: «Цветущая весна»Цель: формировать представление детей о весенних цветах.Задачи:Познав...

Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы.

Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию на тему: « Юные банкиры» Для детей подготовительной группы. ...

Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "Я и моё имя"

На занятии дети знакомятся с многообразием имен, как образуется отчество, играют.Формируют положительное отношение к сверстникам, развивают слуховое внимание, развивают «Я-сознание» ребенк...