Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Мы и космос»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Мы и космос» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, информационный. Участники проекта: *воспитатели группы: Герасименко Е.С. *дети старшей группы «Василёк» *родители группы «Василёк» Продолжительность проекта: 09.04.18г.- 12.04.18г.
1 этап. Подготовительный Проблема:
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Актуальность проекта (проблема) С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Задачи для воспитателей:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
5. Составить план мероприятий. 6.Выявить уровень их компетентности в вопросах о космосе у родителей, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
Задачи для родителей: Активизировать роль родителей в развитие у детей устойчивого интереса к космосу; Взаимодействие с воспитателями группы по вопросу экологической культуры детей.
Гипотеза: при систематической работе над темой происходит
- усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
- повышение уровня мотивации к занятиям.
- развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
Деятельность: Взрослого: Опрос детей; Сбор и систематизация материала; Создание условий для детской исследовательской деятельности, развития восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений в процессе ознакомления с космосом. Опрос родителей, консультации, беседы. Детей: Вхождение в проблему, принятие целей и задач; выполнение трудовой деятельности, вживание в игровые ситуации, а так же планирование деятельности, представление результатов своей деятельности и хода работы, самоанализ.
2 Этап Практический.
Период | Тема. Формы работы | Задачи. (программное содержание, цель) | Ответственный |
09.04.18г.-12.04.18г. | НОД : ФЦКМ «Поможем жителям грустной планеты» | Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы. | Герасименко Е.С. |
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…» | Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её. | Герасименко Е.С. | |
Подвижные игры «Тренировка будущих космонавтов», «Дорога в космос». | Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость. | Герасименко Е.С. | |
Беседа «Кого принимают в космонавты?» | Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. | Герасименко Е.С. | |
НОД: Рисование «Космонавты» | Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка. | Герасименко Е.С. | |
НОД: Аппликация «Звездное небо» | Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках | Герасименко Е.С. | |
Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”. | Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии. Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли. Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Рассказать детям о первых живых существах в космическом пространстве, собаках | Герасименко Е.С. | |
НОД: Развитие речи «Встреча с Марсиком», | Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. | Герасименко Е.С. | |
Чтение художественной литературы. А.Леонов «Я выхожу в космос», цикл познавательных статей в энциклопедиях | Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой. | Герасименко Е.С. |
3 Этап Заключительный Результаты:
Заключительным этапом работы над проектом стало издание рукописной книги «Сны Сампо-лопаренка», о путешествии мальчика во Вселенной, а также развлечение «Парад планет». Опыт организации работы по проекту был представлен на педсовете в ДОУ.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
– Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
- Кто летает в Космос?
- Кто первый полетел в космос?
- На чем летают в космос?
- Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 8 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 16 детей (90,6%) , средний уровень – 1 ребенок (9,4%), низкий уровень: 0 детей (0%)
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Обеспечение проектной деятельности: Информационное обеспечение Методическое обеспечение:
Паникова Е.А., Инкина В.В. «Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.– 96 с.
Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. Порцевский К. А. Моя первая книга о Космосе. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
Дидактическое обеспечение:
Наглядно – дидактическое пособие: Михайлов Б. «Космос» М.: изд. «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», 2017г. Демонстрационные картинки, беседы: Цветкова Т.В. «Знаменитые космонавты» М.: изд. ООО «ТЦ Сфера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников»
Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях в бережном отношении к приро...
Педагогический проект Старшей группы № 5 «Ромашки» на тему: «Профессии. Какие они?»
АКТУАЛЬНОСТЬ Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.Максим Горький. Трудовое воспитание детей является одной из значимы...
Паспорт педагогического проекта средняя группа №9 «Гномики» Тема: «Лето красное- прекрасное».
Лето - это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем ...
Педагогический проект Старшей группы № 5 «Ромашки» на тему: «Профессии. Какие они?»
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.Максим Горький. Трудовое воспитание детей является одной из значимых проблем дошкольн...
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФЭМП Тема: «Путешествие в космос»
laquo;К.Э. Циолковский и С.П. Королев: полететь к другим планетам»....
Спортивное развлечение в старшей группе «Улыбка» на тему: «Полёт в космос»
Цели и задачи:Совершенствовать технику выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции.Воспитывать чувство коллективизма в играх и...