ООД «Царство трех ветров»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Обобщить и уточнить представление детей о таком природном явлении как ветер, его значении в природе и жизни людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8.ood_tsar_vet_str.gr_.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
АОУ детский сад №13«В гостях у сказки»
ООД
в старшей группе
«Царство трех ветров»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Нарзикулова Д.М.
г. Долгопрудный
Цель: обобщить и уточнить представление детей о таком природном явлении как ветер, его значении в природе и жизни людей.
Задачи: - формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, его особенностях и значении для человека и окружающего мира;
- формировать умение делать выводы и обобщения, устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями;
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- развивать логическое мышление и воображение;
- закрепить умение выкладывать числовой ряд (от 1 до 10);
- активизировать речевую деятельность, пополнить словарный запас детей: ветерок, ветрище, смерч, торнадо, вьюга, пурга, невидимка, опыт;
- продолжать знакомить детей со звуками природы: шум ветра;
- развивать продуктивную деятельность, умение работать в команде.
Ход ООд
(Дети стоят полукругом).
Воспитатель: Доброе утро! – я вам говорю,
Доброе утро! – я вас всех люблю.
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно и не отвлекаться.
Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
А сейчас отгадайте загадку: «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. Слышишь его, да не видишь его».
Дети: Ветер!
Воспитатель.: Почему ветер называют невидимкой?
Дети.: Его нельзя увидеть, можно только почувствовать или услышать его шум.
Воспитатель.: Закройте глаза и послушайте шум ветра.
(Звучит аудиозапись).
Как возникает ветер?
Дети.: Теплый воздух поднимается от земли, а холодный опускается. Когда они сталкиваются, образуется ветер.
Воспитатель.: Ребята, а что умеет делать ветер.
Дети.: Ветер может шуметь, гудеть, выть, реветь, дуть, освежать, сбивать с ног, шелестеть листьями, качать деревья.
Воспитатель.: Какой бывает ветер?
Дети.: Сильный, слабый, ласковый, приятный, теплый, холодный, нежный.
Воспитатель.: Молодцы! Решите логическую задачу:
Задача 1: Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад. Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся теплее».
Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно было закрыто?
Варианты ответов: - мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;
- мама заметила, что на улице вьюга, метель;
- облака бегут по небу;
- листья летают, кружатся.
Задача 2: Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул: «Ой, какой сильный ветер был ночью.
Как он узнал, что ночью был ветер, ведь ночью он крепко спал?
Варианты ответов: - он увидел заметенные дорожки;
- поломанные ветки деревьев.
Воспитатель.: Ребята, а как мы можем узнать, есть ли сейчас на улице ветер?
Дети.: Нужно посмотреть в окно.
Воспитатель.: Давайте подойдем к окну и посмотрим, какая погода на улице
(Дети описывают свои наблюдения и делают выводы – ветреная или безветренная погода).
Я хочу рассказать вам сказку.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата:
Старший брат – Ветрище,
Средний брат – Ветер
и Младший брат – Ветерок.
Как-то раз разгорелся у братьев спор: кто из них самый нужный и важный. Вот вышел вперед Старший брат и стал всем рассказывать, какой он сильный, могучий, разрушительный…»
Ребята, а сильный ветер – это хорошо или плохо? У меня есть картинки, на которых изображены дела ветра. Посмотрите, подумайте и скажите, где ветер добрый, а где злой.
(Дети выбирают картинки и делят их на 2 части. ТРИЗ «Плохо – хорошо»)
Плохо: разрушает дома, срывает крыши, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья, раздувает лесные пожары, переносит насекомых из привычных мест обитания.
Хорошо: разгоняет тучи, крутит колеса мельницы, гонит по морю корабли, разносит семена растений.
А какими словами можно назвать сильный ветер Ветрище?
Дети.: Ураган, смерч, буря, пурга, метель, вьюга, торнадо.
Воспитатель.: Давайте мы с вами попробуем превратиться в сильный ветер Ветрище и на собственном опыте определить, когда сильный ветер плох, а когда хорош.
«МОРЕ»
(На столе стоит большая емкость с водой, рядом – заранее сделанные детьми бумажные кораблики)
Представьте, что перед нами большое море, а вы – настоящие ветры. Осторожно опустите кораблики на море. В море корабли движутся благодаря ветру. Сейчас ветра нет, и наши кораблики стоят спокойно. Я произнесу волшебные слова:
Ветер-ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До большой воды.
Давайте тихонько подуем на кораблики. Что с ними происходит?
Дети.: Они плывут.
Воспитатель.: А теперь подуйте сильно-сильно.
(Кораблики тонут, переворачиваются).
Вывод: Сильный ветер – это опасно.
«ТУЧИ»
(На столе нарисовано солнышко. Из листов черной бумаги дети делают «тучи» и закрывают солнышко)
Тихонько подули – ничего не происходит.
Сильно-сильно подули – «тучи разлетелись».
Вывод: Сильный ветер иногда хорошо.
Воспитатель.: Слушайте дальше нашу сказку:
«…Вот вышел вперед Средний брат, Ветер, и стал доказывать свою важность и нужность: «Я в поле гуляю, деревья качаю, снег пушистый кружу, облака гоняю»…»
Ребята, вы хотите поиграть со Средним братом, Ветром?
Дети.: Хотим!
Воспитатель.: В какие игры с ветром вы уже умеете играть?
Дети.: Запускать воздушного змея, играть с вертушками.
Воспитатель.: У меня есть для вас игра – превращалочка. Она может превратить вас в кого – угодно:
Чики-чики-чикалочка –
Игра – превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь.
ИГРА ИМИТАЦИЯ «ДЕРЕВО»
Воспитатель.: Ваши ноги – это корни дерева.
Ваше туловище – это ствол.
Ваши руки – это ветви дерева.
Ваши пальцы – это листья дерева.
Деревья, вы качаетесь на ветру.
Сначала подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (дети шевелят пальчиками).
Ветер усилился – закачались веточки (дети шевелят кистями рук).
Совсем погода испортилась: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).
Но вот ветер стих, погода улучшилась. Деревья отдыхают.
Чики-чики-чикалочка –
Игра – превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в детей превратитесь.
Воспитатель.: Ребята, мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Знаем, как возникает ветер в природе. Знаем, что он бывает теплый и холодный. У себя в группе мы тоже можем создать холодный и теплый ветерок.
Подставьте ладошку к лицу и произнесите звук «с-с-с» (холодный), звук «ш-ш-ш» (теплый).
Люди изобрели умные приборы, которые создают в домах теплый и холодный ветер. Назовите их.
Дети.: Батарея, обогреватель, кондиционер, вентилятор.
Воспиатель.: С помощью этого вентилятора мы можем создать даже метель.
«ВЕНТИЛЯТОР»
(Воспитатель включает вентилятор, воздух начинает двигаться. Подносит бумажные снежинки, они разлетаются. На снежинках - цифры от 1 до 10).
Соберите снежинки и выложите числовой ряд.
(Дети выполняют задание)
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель.: Продолжаем нашу сказку:
«… Дошла очередь и до Младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это он самый нужный и важный: «Я, Ветерок – Ветерок, бегаю вдоль дорог, шевелю листочки, травки и цветочки…»
Воспитатель.: Ребята, а вы хотите с Младшим братом поближе познакомиться?
воспитатель.: Хотим!
В.: Ну тогда, помашите на себя руками. Что вы почувствовали?
Д.: Ветерок!
В.: Возьмите листы бумаги и помашите на себя этими листами. Вам удобно?
Д.: Нет, неудобно! Лучше помахать веером.
(Дети машут веером)
В.: А что вы сейчас чувствуете?
Д.: Движение воздуха, прохладу, свежесть.
В.: А что такое ветерок?
Д.: Это слабое движение воздуха.
В.: Продолжаем сказку.
«…По сей день спорят три брата – Ветрище, Ветер и Ветерок, доказывая друг другу свою важность и нужность».
А вы как считаете? Кто из братьев самый важный и нужный?
Д.: Каждый по-своему важен и нужен.
В.: Правильно, ребята, каждый из братьев важен и нужен.
В природе все так устроено, что ничего лишнего нет. В каждом деле нужна своя сила ветра. Парусник по морю сможет двигать только сильный ветер, а белье на веревке высушит и легкий ветерок.
Хорошо, что солнце светит!
Хорошо, что дует ветер!
Хорошо, что этот лес
Вырос прямо до небес!
Хорошо, что в этой речке
Очень синяя вода,
И мы дружные всегда.
Давайте вспомним, что мы с вами узнали сегодня о ветре.
(МНЕМОТАБЛИЦЫ)
Вы знаете, что направление ветра и его силу можно узнать с помощью флюгер. Я предлагаю вам сделать ветряной прибор, который мы повесим на своем участке. С его мощью мы всегда будем знать, откуда дует ветер, сильный он или слабый. Возьмите цветные ленточки и прикрепите к этому цилиндру.
(Дети выполняют задание)
Я хочу поблагодарить вас всех за активную работу и хочу пожелать вам:
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как ясное солнце, красивыми.
Будьте веселыми, как ручеек!
Теплыми, яркими, как огонек!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность Образовательная область: «познание» Тема: «Царство трёх ветров» в подготовительной группе.
Администрация Волжского районаМуниципального образования «Город Саратов»Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6»...
Конспект занятия по рисованию "Царство трех ветров"
Конспект по рисованию в старшей группе...
Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет "Царство трех ветров"
Конспект НОД познавательно- исследовательской деятельности детей 5-6 лет. Тема: "Царство тр...
Конспект НОД в старшей группе Тема "Царство трех ветров"
Цель данного НОД, познакомить детей с таким явлением природы, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека....
Тема: "Царство трех ветров".
Цель: ознакомление детей с различием ветра через детское экспериментирование....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада «Царство трех ветров»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе детского сада«Царство трех ветров»...
занятие "Царство трех ветров"
продолжаем в занимательной форме знакомить с природными явлениями....