Познавательные беседы по экологическому воспитанию в средней группе детского сада.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Один из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Беседы по экологии расширяют знания детей о природе; продолжают формировать представление о роли природы в жизни человека; развивают кругозор, мышление, связанную речь, воспитывают заботливое отношение к природе. Данным материалом могут воспользоваться педагоги при проведении экологических бесед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательные беседы по экологическому воспитанию в средней группе детского сада.
Один из важнейших приёмов взаимодействия с детьми в средней группе (дети 4–5 лет) является беседа. Спланированный разговор с группой малышей или одним ребёнком, посвящённый рассмотрению темы обучающего, развивающего или воспитательного содержания, позволяет решать целый ряд задач образовательного процесса в детском саду. Беседы по экологии расширяют знания детей о природе; продолжают формировать представление о роли природы в жизни человека; развивают кругозор, мышление, связанную речь, воспитывают заботливое отношение к природе. Данным материалом могут воспользоваться педагоги при проведении экологических бесед.
ПТИЦЫ
(беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири))
Программное содержание: способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.
Предварительная работа:
– Серия наблюдений за птицами на участке детского сада.
– Изготовление кормушек и вынос их на участок.
– Рассматривание иллюстраций и чтение познавательной литературы.
– Рассматривание модели «Птицы».
– Заучивание стихов.
Ход беседы
1. Отгадывание загадок:
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (ворона.)
Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень, тень!» (Синица.)
Грудка ярче, чем заря
У кого… (у снегиря.)
Дети отгадывают загадки, находят картинки птиц и выставляют на мольберт.
2. Беседа «Что знаем о птицах».
Вопросы:
– Как называется птица?
– Опишите внешний вид. (Дети с помощью воспитателя отвечают на вопросы.)
–Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Хотя ворона и вороватая птица, но все- таки польза от нее есть: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.
- Где живут и чем питаются вороны?
Живут вороны везде: в лесах, в деревнях, в городах, в садах, причем лесные вороны зимой переселяются в города. Здесь они могут найти остатки еды со стола человека. Вороны едят любую пищу; насекомых, семена растений, листья, почки, цветы. Весь день вороны добывают еду, а ночь проводят на деревьях большими шумными стаями.
У синицы оперение яркое и красивое. Кажется, что птичка нарядилась в желтую кофточку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой; сорока – по бокам перышки совсем белые, голова и крылья – черные, хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела; снегирь – спинка синевато-серая, хвост и крылья – черные, а грудка – ярко-красная.
– Где проводят зиму?
– Чем питаются? (Описывают птиц по очереди.)
3. Игра «Птичка и кот».
Дети-птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.
4. Игра-звукоподражание «Кто как кричит?».
– Угадайте, какая птица произносит такие звуки, и повторите их:
кар-кар (ворона);
ча-ча-ча (сорока);
рюм-рюм-рюм (снегирь);
синь-синь-синь (синица).
5. Чтение стихов о птицах.
ДИКИЕ ЗВЕРИ ЗИМОЙ
(беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе)
Программное содержание: обогащать и углублять знания детей о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развивать умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей, развивать умение использовать модель в качестве плана рассказа; освоить умение рассказывать последовательно, связанно.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций.
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Дидактические игры, направленные на подготовку детей к составлению рассказов.
– Рассказы воспитателя о диких животных.
Ход беседы
1.Заочная экскурсия в зимний лес.
Детям предлагается экскурсия в зимний лес (схема-макет в группе). Дети вспоминают правила поведения в лесу.
По следам зайцев подходят к картинке или игрушке.
– Кто это? Как выглядит? (Уши длинные, хвост короткий, задние лапы длиннее передних, острые зубы, которыми он, как ножом, срезает кору деревьев.)
– Почему его не заметно на снегу? (Поменял шубку).
Дети идут дальше. На пути два бугорка: один большой, другой маленький.
– Кто всю зиму спит? Кто спрятался? (Еж и медведь.)
– Вспомните, как выглядит еж. (Можно показать картинку, если дети затрудняются.)
– Что у ежа в норке? (Корм на зиму не запасает, норка выстлана сухими листьями, спит всю зиму.) (Показать картинку.)
2. Беседа о медведе.
В о п р о с ы:
– Как выглядит медведь? (Большой, одет в теплую бурую шубу, ходит тихо, быстро бегает, лазает по деревьям, может плавать.)
– Как называется зимнее жилище медведя? (Берлога, которую он устилает листьями, хвоей). У медведицы зимой в берлоге появляются медвежата.
3. И г р а - и м и т а ц и я «Большой медведь и маленький медвежонок».
4. Беседа о белке.
На снегу разбросаны чешуйки и стерженьки шишек.
– Кто насорил в лесу?
– Кто любит лакомиться шишками? (На ветке сидит белка).
– Как она выглядит? (Поменяла шубку с рыже-золотой на серебристо-серую, теплую, пушистый хвост, который бережет, чистит.)
– Где живет? (В дупле).
Воспитатель или ребенок ч и т а е т с т и х о т в о р е н и е:
Скачет белка там и тут.
Белкин хвост – как парашют!
Управляя им умело,
Белка вниз с сосны слетела.
Когда трескучие морозы
Ветки опушат,
Белка спрячется в дупло –
Там и сухо, и тепло!
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ К БАБУШКЕ
(беседа о домашних животных (собака, кошка, лошадь))
Программное содержание: способствовать обогащению и углублению знаний детей о домашних животных (внешний вид, пища, условия жизни); развитию умений устанавливать связи между образом жизни домашних животных и человека; воспитывать заботливое отношение к домашним животным; развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказа.
Предварительная работа.
– Рассматривание иллюстраций.
– Беседы о домашних животных с детьми.
– Наблюдение за животными на участке детского сада.
Ход беседы
1. Игровой сюрпризный момент.
Приходит Курочка Ряба и снова приглашает детей в деревню к бабушке.
2. В с т р е ч а с х о з я й к о й (бабушка – воспитатель).
Подходят к конюшне. Бабушка рассказывает о лошади, а дети помогают (картинка): большое и сильное животное, которое используется для перевозки тяжестей. (Дети описывают внешний вид.)
Бабушка. Дед чистит стойло, моет и чистит лошадь, кормит ее овсом и сеном (рассмотреть корм), поит чистой водой.
3. И г р а - и м и т а ц и я - з в у к о п о д р а ж а н и е «Лошадки»:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
4. Беседа о собаке.
Подходят к избе. Рядом с избой маленький домик – будка. Курочка говорит, что боится этого животного, потому что часто рычит, громко лает, у него острые зубы.
– Кто это? (Собака.)
Дети с опаской подходят тихо к будке.
Бабушка. Не бойтесь, она на своих не лает, а вы ведь свои.
5. Р а б о т а п о к а р т и н к е «Собака со щенятами».
В о п р о с ы:
– Кто это? Что видите возле будки? (Миска, кость.)
– Как вы думаете, что любит собака? Как вы догадались?
– Как помогает собака деду с бабкой?
– Как они заботятся о ней?
Курочка. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Она не лает, только мурлыкает, такая пушистая, мягкая. Кто это? (Дети рассказывают про кошку.)
– Как выглядит кошка?
– Что любит?
6. Отгадывание загадок.
Молоко пьет, песенки поет.
Чисто умывается,
А с водою не знается.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Под полом таится,
Кошки боится. (Мышь.)
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций.
– Беседы о домашних животных с детьми.
– Наблюдение за животными на участке детского сада.
КАК ПОМОЧЬ РАСТЕНИЮ
(наблюдение за комнатным растением и труд в уголке природы)
Программное содержание: способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); развивать умение поливать растения, используя при этом модель трудового процесса. Применять знания о растении как о живом существе (растению для жизни нужна вода); устанавливать связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; обучать трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями.
Предварительная работа.
– Наблюдения за растениями в уголке природы (внешний вид, строение).
– Анализ схемы «Растения».
– Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.
– Работа в дневнике наблюдений.
– Наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений (знакомство с моделью трудового процесса по схеме «Полив растения»).
Ход беседы
1.Игровой сюрпризный момент.
В группу к детям приходит грустный Карлсон. У него в руках комнатное растение, которое завяло.
Карлсон: Мое растение было такое красивое, как на картинке (показывает картинку), а теперь вот заболело, и мне его очень жалко.
Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Какие ласковые слова мы ему можем сказать?
Дети спрашивают у Карлсона, где у него находилось растение, как он за ним ухаживал.
Карлсон. На крыше, под ведром…
2. Исследование «Что нужно растению».
Воспитатель. Что, ребята, Карлсон не так делал? Давайте поможем ему.
Дети находят и выставляют 3 схемы: свет, вода, тепло.
По схемам рассказывают, зачем растению каждый из этих компонентов.
Воспитатель. Как себя должно чувствовать растение? Каким должно быть?
Выставляет схему и рисунки со стадиями роста растения, с изображением ухода за ним человека.
Воспитатель. А какое сейчас растение?
Находят и выставляют схему цветущего растения.
3. Беседа «Как нужно поливать?».
Карлсон приносит пустую лейку, дети обследуют, делают вывод, что нужна лейка с водой, выставляют схему.
Карлсон. А я знаю, как нужно поливать (все делает неправильно).
Дети находят схему трудовых действий(полив).
Воспитатель предлагает детям найти в группе растения, нуждающиеся в поливе, и полить их.
Дети поливают растение в соответствии с действиями по схеме.
Карлсон благодарит детей за урок ухода за растениями и предлагает поиграть вместе с ним.
ЗИМУШКА-ЗИМА
Программное содержание: развивать обобщенные представления о зиме как времени года, ее существенных признаках; активизировать наблюдательную деятельность, сравнение основных зимних признаков (состояние растений, одежды человека в зимний период); поддерживать познавательные интересы к природе; воспитывать положительное отношение к красоте окружающей природы.
Предварительная работа.
– Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы.
– Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.
– Рассматривание пейзажных картин о зиме.
– Труд на участке зимой.
Ход беседы
1. И г р а «Когда это бывает?».
Воспитатель называет признаки зимы и осени, дети отгадывают и находят карточки-схемы с зимними явлениями природы.
2. Задание. Назовите зимующих птиц и найдите картинки с их изображением.
3. Отгадывание загадок.
Среди леса кузнецы куют. (Дятлы.)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)
4. И г р а «Во что любите играть зимой?».
Дети сидят полукругом. Воспитатель передает кому-либо из детей снежинку. Получивший еe, называет известную зимнюю игру.
5. Рассматривание и описание снежинки: какая она?
6. И г р а «Кто больше назовет признаков зимы?».
Дети становятся в круг, по кругу передается «волшебная снежинка», каждый ребенок называет признак зимы, кто не может назвать – выбывает из игры.
7. К о н к у р с стихотворений о зиме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (экологическое воспитание) в средней группе детского сада
Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (экологическое воспитание) в средней группе детского садаИспользованная методическая литература:1. «...

Конспект НОД "Прогулка в лес" по экологическому воспитанию в средней группе детского сада
Создание условий для формирования представлений о правилах поведения людей в природе.Способствовать накоплению представлений о правилах поведения людей в лесу...
Конспект ООД Беседа по экологическому воспитанию детей средней группы "Сохраним нашу природу во всей её красе".
Беседа по экологическому воспитанию детей средней группы"Сохраним нашу природу во всей её красе".Цель:Формирование у детей осознанно-правильного отношения к природе.Задачи:Заложить в детях о...

Занятие по образовательной области «Познавательное развитие» - патриотическое воспитание для средней группы детского сада Тема: «Наша армия родная. Рода войск»
Предлагаю вашему вниманию занятие по патриатическому воспитанию с использованием презентации....

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей средней группы детского сада «Всё о животных».
Данная методическая разработка предназначена для средней группы и достигаются следующие цели: уточнение представления детей о знакомых животных, условиях их жизни, роли человека в жизни «братьев...

Проект по экологическому воспитанию в средней группе детского сада"Природа мордовского края"
Данный проект имеет познавательно- творческую направленность,расчитан на один учебный год и знакомит дошкольников с флорой и фауной республики Мордовия...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
Проект направлен на заинтересованность и расширение знаний дошкольников по экологическому воспитанию. Целью данного проекта является воспитание у детей экологической культуры. Данный проект необходим ...