Проект по экологическому воспитанию в средней группе детского сада"Природа мордовского края"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный проект имеет познавательно- творческую направленность,расчитан на один учебный год и знакомит дошкольников с флорой и фауной республики Мордовия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_mordovii.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленное подразделение
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Познавательный проект
по экологическому воспитанию
«Природа родного края»
(для детей 4 – 5 лет)
Срок реализации с 14.09.2020 – 14.05.2021 гг.
Подготовила: воспитатель
Тезикова Светлана Александровна
г. Ковылкино, 2021г.
Вид проекта: познавательно - творческий
Тип проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: 14 сентября 2020 г. – 14 мая 2021г.
Участники проекта: Воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность.
Приобщение детей к миру природы начинается в дошкольном возрасте. И начинать это знакомство необходимо с информации о природе того региона, той местности, в которой живет ребенок. Наши дети живут и воспитываются в Республике Мордовия. Природа нашего края позволяет нам не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их восхищаться, любить, сострадать, трудиться. На территории нашей Республики много редких видов растений и животных, занесенных не только в Красную книгу Мордовии, но и России.
Дошкольники смотрят на окружающий мир с большим интересом, но часто не замечают главного. Благодаря разнообразию форм, методов и приемов работы: бесед, рассказов, наблюдений, игр, сказок, фольклора, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир природы своей родины, чтобы влюбить их в природу родного края.
Наблюдая за детьми нашей группы и разговаривая с ними, я пришла к выводу, что дети лучше знают представителей животного и растительного мира других природных зон лучше, чем представителей природы своего родного края. Воспитанники имеют небольшой запас знаний о природе, они не всегда могут правильно назвать птиц, деревья, животных, не имеют достаточных знаний о правилах поведения в природе. Поэтому, я считаю, необходимо привлечь внимание детей к природе своего родного края, познакомить детей с животными и растениями Мордовии, с их средой обитания, особенностями внешнего вида, а также подвести их к пониманию, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, поэтому их нужно любить, беречь, сопереживать.
Цель: познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии, сформировать убеждение, что природа бесценна, поэтому ее надо беречь и охранять.
Задачи:
- Обобщить знания об окружающем мире.
- Познакомить детей с представителями животного и растительного мира Мордовии.
- Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
- Развитие исследовательской деятельности детей.
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, через чтение произведений о природе, через практическую деятельность.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, мышление, воображение, творческие способности.
- Развивайте художественное творчество путем передачи в рисунках, аппликации, лепке образов природы.
- Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и разнообразия.
Методы работы над проектом.
- Словесные (тематические рассказы, беседы, чтение художественной литературы, консультации и пр.)
- Наглядные (наблюдение, презентации, демонстрационный материал).
- Игры (игровые ситуации, дидактические и подвижные игры, экскурсии).
- Практические (эксперименты, опыты, творческая деятельность).
Этапы реализации проекта
1 этап. Сбор информации, материала и выявление проблемы. Постановка цели и задач.
2 этап. Разработка и составление плана, подбор и оформление наглядной информации, разработка конспектов образовательной деятельности.
3 этап. Работа над реализацией проекта, согласно разработанному плану.
4 этап. Подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты проекта
- Дети приобретут знания о флоре и фауне Мордовии.
- Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологического поведения в природе.
- Узнают о взаимосвязях в природе, а также о зависимости жизни растений и животных от сезонных изменений в природе
- Сформируется с к исследованию объектов природы.
- Научатся наблюдать за отдельными объектами природы, делать простые сравнения тех или иных видов растений.
- Развитие у детей любознательности, творчества, познавательной активности и коммуникативных навыков.
- Научитесь отражать свои впечатления от природы родного края в рисунках, поделках, рассказах, играх.
Перспективный план проекта
№ | Тема недели | Мероприятия |
1. 14.09.20-25.09.20 | Что такое природа? | Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа.» Д/и «Природа - не природа» Д/и «Живая и не живая природа» Просмотр передачи «Шишкина школа» по теме «Царства природы» ( https://youtu.be/428aWY-USMk) Консультация для родителей «Учите детей любить природу» Сбор природного материала с родителями (шишки, семена, листья). |
2. 28.09.20-09.10.20 | В гостях у осени | Беседа «Жизнь природы осенью» Цикл прогулок «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Пальчиковые игры «Собираем листочки», «Хозяйка» Дыхательная гимнастика «Листопад» Д/и «Когда это бывает», Чтение Г. Скрябицкий «Четыре художника. Осень» Лепка «Ветка рябины» (пластилинография) Конкурс поделок из природного материала «Дары природы» |
3. 12.10.20-23.10.20 | Птицы нашего края | Познавательный рассказ «Птицы мордовского края» Д/И «Кого не стало», «Назови 5 птиц» Загадки о птицах Речевая игра « Кто как кричит», «Закончи предложение» Пальчиковая игра «Десять птичек - стая» Чтение Ф. Атянин «Ласточка», Т. Тимохина «Серый воробей», Я . Пинясов «Доктор Тук –Тук» Мордовская подвижная игра « В журавлей» |
4. 26.10.20-06.11.20 | Зимующие и перелетные птицы | Беседа «О зимующих и перелетных птицах Мордовии» П/И «Перелет птиц» Д/и «Найди по описанию», «Перелетные и зимующие птицы», «Кто чем питается?» Наблюдение и сравнение птиц у кормушек Чтение А. Яшина «Покормите птиц зимой» Конкурс кормушек «Птичья столовая» Акция «Покормите птиц зимой»(установка и подкормка птиц) Составление картотеки загадок о птицах Аппликация из сердечек «Зимующие птицы» Изготовление фотоальбомов «Зимующие птицы Мордовии» и «Перелетные птицы Мордовии» |
5. 09.11.20-20.11.20 | Дикие животные | Беседа « Дикие животные нашего края» Чтение Т.А. Шорыгина « Какие звери в лесу», В. Степанов «Животные наших лесов», мордовская сказка «Медведь-песельник». Создание экологического альбома «Животные Мордовии» Рассматривание картин П.С. Меньшикова из серии «Дикие животные» Д/И «Четвертый лишний», «Найди пару»(детеныши) Речевая игра «Какой, какая» Морд. подвиж. игра «Зайцы и волк» |
6. 23.11.20-04.12.20 | Жизнь животных зимой | Познавательный рассказ «Как готовятся звери к зиме» НОД «Почему заяц зимой белый?» Викторина «Как зимуют звери?» Д/и «Кто в домике живет», «Чьи следы» Пальчиковая игра «Кто спит зимой» П/и «Лиса и зайцы» |
7. 7.12.20-18.12.20 | В гости к зиме | Беседа «К нам пришла зима» Цикл наблюдений «Особенности изменений в природе» Изготовление макета из соленого теста «Зимний лес» Д/и « Зима – не зима» Знакомство с зимними приметами |
8. 11.01.21-22.01.21 | Растительный мир | Беседа «Царство растений»» Наблюдение «Растения на территории детского сада» Чтение Л. Толстой «Дуб и орешник» Зрительная гимнастика «Ёлка» Д/и «Назови 5 деревьев», « С какого дерева листок», «Назови дерево по описанию» |
9. 25.01.21-05.02.21 | Что такое лес | Беседа «Что такое лес?» Познавательный рассказ «Правила поведения в лесу» Д/и « С какого дерева детки», «Можно- нельзя» Эксперимент «Сравнение веточек и шишек сосны и ели» Физич. упраж « Кто дальше?» (бросание шишек) Физкультминутка « В лесу» Дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах леса» Слушание аудиозаписи «Звуки леса» |
10. 8.02.21-19.02.21 | Растения луга и поля | НОД «Путешествие на луг». Познавательный рассказ « Дикие и культурные растения Мордовии» Дид. игра « Дикие и культурные растения», «Четвертый лишний» Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг" Игра с движениями «Урожай». Создание картотеки загадок о растениях. Рисование «Полевые цветы» |
11. 22.02.21-05.03.21 | Водоемы Мордовии | НОД «Путешествие по водоемам Мордовии» Чтение Т. Тимохина «Куда торопиться речка Синарка» П/и «Ерши и щука» Д/и «Назови ласково», «Назови одним словом» Лепка «Птицы на реке» |
12. 09.03.21-19.03.21 | Обитатели водоемов Мордовии | Познавательный рассказ «Обитатели водоемов Мордовии» Д/и « Назови 5 рыб», «Найди рыбу по названию», «Назови одним словом», «Кто где живет?» Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим» П/и «Ерши и щука» Рисование «Рыбы» |
13. 22.03.21-02.04.21 | Весна пришла | НОД «Весна пришла» Д/И «Приметы весны», «Назови ласково», «Весенняя поляна», «Назови одним словом» Физкультминутки «Краски весны», «Мишка вылез из берлоги», «дует ветер с высоты» Загадки о весне. Разучивание закличек о весне. Весенние эксперименты (почему тает снег, где быстрее тает снег, первые проталины, плывет-тонет, когда бывает капель и др.) Долгосрочное наблюдение «Огород на окне» |
14. 05.04.21-16.04.21 | По страницам красной книги Мордовии | Беседа «Что такое Красная книга?» Познавательный рассказ «растения и животные Красной книги Мордовии» Д/и «Найди по описанию», «Собери картинку», «Правила поведения в природе» Рассматривание фотоальбома «Редкие и исчезающие растения и животные Мордовии» Выставка рисунков «Редкие растения и животные Мордовии» |
15. 19.04.21-30.04.21 | Заповедники Мордовии | - Беседы «Что такое заповедник?», « Заповедные места Мордовии» - Рассматривание фотоальбома «Заповедные места Мордовии» Д/и «Кто где живет?» Экологический субботник «Природа любит чистоту» |
16. 11.05.21-14.05.21 | Обобщение и мониторинг | Викторина «Знай и люби свой край» |
В процессе работы над проектом в группе была создана необходимая предметно - развивающая среда. В специальном уголке дети имеют возможность закреплять свои полученные знания. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, наборы дидактических карточек по темам, книги с произведениями художественной литературы, фотоальбомы для рассматривания (их я изготавливаю сама).
Разработана так же система организованных занятий и наблюдений. Материал проекта старалась распределить согласно сезонам, чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях. Если мы рассматриваем бабочку, то лучше наблюдения проводить весной; если даём знания об овощах, то делать это лучше осенью. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой: животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, солнцем. На примере ухода за комнатными растениями и выращивании огорода на окне, дети знакомятся с условиями необходимыми для роста и развития растений. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.
В ходе ознакомления дошкольников с природой Мордовии использовалась и опытно-экспериментальная деятельность. Вместе с детьми мы проводили следующие эксперименты и опыты: «Почему тает снег», «Где быстрее тает снег», «Первые проталины», «Плывет-тонет», «Когда бывает капель», «Сравнение веточек сосны и ели» др. В процессе выращивания «Огорода на окне» проводили исследования «Какая земля», «Солнце», «Вода», «Человек», выясняя насколько растения нуждаются в каждом из этих факторов. Данная деятельность позволяет формировать у детей исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.
Большое внимание уделяла проведению сезонных прогулок, где мы с детьми отмечаем изменения в природе, учимся любоваться красотой вокруг нас. В процессе наблюдения стараюсь побуждать каждого ребенка отражать свое отношение (нравиться, не нравиться, почему?). В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, и. т.д.) Наблюдения и прогулки позволяют более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года.
Особое значение мы с детьми придали организации зимнего кормления птиц. Кормушки у нас самой разнообразной конструкции, все их сделали воспитанники со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. Вместе с детьми мы заготавливаем корм из семян растений и деревьев. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию, что человек, кормящий птиц зимой, спасает их от смерти.
На территории детского сада организован цветник, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учится ухаживать за ними, приобретают первые навыки и знания ухода за растениями, при этом трудовая деятельность детей всегда содержит элементы игры, подражания взрослой жизни. В процессе труда в природе дети подчиняют свою деятельность, свои желания определенным социальным мотивам, учатся понимать, что их труд приносит пользу людям для сохраняет растения и животных.
Самое главное - что можно сделать - это объяснить, что все в природе все взаимосвязано на примере простейших и известных детям объектов (например "цветы- бабочки": если собрать все цветы без разбора, бабочкам нечем будет питаться и они погибнут; поэтому в лес мы ходим как в гости к друзьям – общаться с обитателями и любоваться красотой природы.
Также при ознакомлении с природой родного края, детей знакомила с множеством произведений художественной литературы (в т.ч. произведения мордовских писателей), которая помогает обогатить представления об окружающем мире. Большое внимание уделялось разгадыванию и составлению загадок о птицах, животных, растениях, временах года, заучиванию пословиц и народных примет.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической компетентности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. Для этого я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, давала рекомендации, где и как наблюдать за природой с детьми. Родители прислушиваются к моим рекомендациям и выполняют все мои пожелания. Например, родители участвовали в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми зимой развешиваем на территории прогулочного участка. Родители также участвуют в весенне-осенних работах на цветнике, помогают в изготовлении пособий и атрибутов. Вместе с детьми они участвовали в конкурсе поделок из природных материалов.
В результате проделанной работы, наблюдаются положительные тенденции:
- расширение знаний детей о представителях растительного и животного мира Мордовии;
- дети стали осознанней относиться к природе, оценивать и контролировать свое поведение в природе;
- проект научил детей рассматривать природу в деталях, восхищаться ее красотой;
- дети пришли к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных жизни от сезонных изменений погоды;
- активизировалась познавательная деятельность.
Если я научила детей наблюдать за летящей бабочкой, ползающим муравьем, цветущей сиренью, полетом ласточки и тем самым пробудила интерес к огромному миру природы, то проделанную работу можно считать успешной. И я верю, что когда мои воспитанники вырастут, они будут любить свой родной край и относиться к ее природе с заботой и любовью.
Список литературы.
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
2. Голубчик М. М. «География моей республики», С, 1990 г.
3. «Все о Мордовии» Энциклопедический справочник, С, 2005 г.
4. Красная книга Республики Мордовия. В 2-х томах/ Сост. В.И. Астрадамов – С, 2005.
5. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми», М, 2003 г.
6. Николаева С. Н. «»Воспитание экологической культуры в дошкольномдетстве», М.: Просвещение, 2002
7. Ручин А. Б. «Природа мордовского края», С, 2007 г.
Список использованных Интернет-ресурсов.
http://rodnaya-tropinka.ru/priroda-i-rukotvornyj-mir-didakticheskie-igri-dlya-detej
http :// wikipedia .гu
http://bio.mrsu.ru/ru/news/179-krasnaya-kniga-respubliki-mordoviya-redkie-vidy-rastenij-i-gribov
https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-mordovii/
https://tourismportal.net/nature/zivotnyj-mir-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект тематического дня в средней группе детского сада
тематический день:"Мой четвероногий друг"...
"Берегиня" - экологический проект родительской студии в средней группе детского сада
Тип проекта: практико-ориентированный; познавательный; исследовательский; творческий.Педагогическая проблема: как привлечь родителей к формированию у детей экологических знаний о природе ямальско...
Педагогический проект "КНИГА" для детей средней группы детского сада.
Педагогический групповой, информационно-познавательный , творческий проект...
Презентация педагогического проекта "Мамочка моя" в средней группе детского сада
Данная презентация отражает работу воспитанников средней группы "Полянка" МДОУ "Детский сад №17" над проектом "Мамочка моя" ....
Проект "Моя семья" в средней группе детского сада.
Проект поможет детям больше узнать о значимости семьи в жизни человека....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культу...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада. «Птицы нашего края»
quot;Птицы нашего края"Цель: Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам.Задачи:-Продолжать учить детей пересказывать рассказ по картинкам-Развивать мышление детей, через загадки-Воспи...