План углубленной работы по развитию социально-коммуникативной деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
«Друзья природы» (Экология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_ekologii_2018-2019_g.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКТЯБРЬ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
«Ранняя осень» | Отработка понятия «Осень – время года», приметы осени, изменения в природе с приходом осени. | Беседа, игра, наблюдение на прогулке, коллективная творческая работа (Осень начинается) Игра «Хорошо - плохо» | Кукла - перчатка «Медведь», иллюстрации на тему «Ранняя осень», краски, кисточки. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
«Простые и ценные камни в природе» | Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том , что камни все разные и в природе могут встречаться в разных местах. | Беседа « Какие бывают камни?». Игра «угадай на ощупь». Наблюдение в природе. Выставка камней | Набор морских и речных камней, иллюстрации и изображением построек из камня, женские украшения из камней. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
«Влаголюбивые и засушливые комнатные растения» | Сформировать представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Дать представления о том, что растения приспосабливаются к условиям? в которых они произрастают. Уметь классификация растений в группе на влаголюбивые и засухоустойчивые, обсуждение условий их полива. | Беседа «Комнатные растения нашей группы» Игра « Надо – не надо» | Два растения –типичные представители влаголюбивой и засушливой групп (бальзамин и алоэ, традесканция и агава), глобус. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
«Планета Земля в Опасности» | Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды есть материки - твердая земля – суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. | Рассказа – беседы воспитателя с детьми. Игра - моделирование «Планета Земля». Игра «Покажи на глобусе». Беседа «Как помочь нашей планете?». | Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «sos», флажок «sos», бледно-зеленая, желтая краски, авторучки с черным и красным стержнями, простой карандаш, клей, ватман. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
НОЯБРЬ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
«Сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, использовать в поделках. | Проведение простейших опытов на определение материалов (ощупывание, надавливание), определение свойств материалов (сыпучесть, твердость, звук при стуке, шуршание песка и др.), определение тяжести путем погружения в воду. Лепка «Слепи любое животное» Коллективная работа «Скотный двор» | Камни и глина, сухой песок в миске, большая банка с водой, часы песочные, доски для лепки, молоток, 2 - 3 гвоздя. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
«Через добрые дела можно стать юным экологом | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог — это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Беседа о добрых и злых поступках. Работа с моделью «Сухое дерево». | Сказка «Лиса, заяц и петух», стенд «Панно - рама добрых дел», клей, пластилин, авторучка; модель «Сухое (несчастное) дерево» с набором зеленых листьев из бумаги. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
"Животные Арктики" | Сформировать представление об обитателях Арктики: белом медведе, тюлене, морже, об их повадках, о том, как эти животные приспособились к условиям севера. Закреплять умение сравнивать, давать полные ответы. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: беседа о севере, Арктике, вопросы к детям, рассказ об айсбергах, северном сиянии, чтение стих-й об айсбергах и северном сиянии, рассказ объяснение о белом медведе, тюлене, морже, чтение стих-й, вопросы к детям, загадка о морже. Игровой: п/и «день и ночь», п/и « с льдины на льдину», «охота моржей». Наглядный: работа с глобусом, отыскание на глобусе Севера, рассматривание иллюстраций, изображающих северное сияние, айсберги, белого медведя, тюленя, моржа. Практический: работа с картинками. | Глобус, иллюстрации с изображением айсбергов, северного сияния, белого медведя, тюленя, моржа. | Познавательно- речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
«Животные тундры» | Познакомить детей с климатом и природой тундры. Сформировать представление о животных тундры, об их внешнем виде , повадках, образе жизни. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, мыслить логически. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: рассказ воспитателя о пурге, чтение стих-я, вопросы к детям, рассказ воспитателя о северном олене, песце, лемминге, чтение стих-й, вопросы к детям. Наглядный: работа с глобусом, рассматривание иллюстраций, изображающих северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Игровой: д/и «когда какого цвета». | Карта, иллюстрации, изображающие северного оленя, песца, лемминга, мха ягеля. Листы серого, белого, рыжего цвета для д/и. | Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
ДЕКАБРЬ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
"Животный мир пустыни" | Сформировать представление детей о пустыни, особенностях климата и животного мира. Развивать интерес к животным разных климатических зон. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: загадка о пустыни, вопросы к детям, рассказ о верблюде, загадка о ящерице, рассказ о ящерице, загадка о черепахе, рассказ о черепахе. Практический: опыт «буря в пустыне». Игровой: игра «да – нет». Наглядный: рассматривание иллюстраций, изображающих пустыню, верблюда, ящерицу, черепаху. | Карта, иллюстрации с изображением пустыни, верблюда, варана, черепахи. | Познавательно-исследовательское развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие. |
"Животный мир саванны" | Сформировать представление детей о климате и животных саванны. Развивать навыки активной речи. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: загадка об Африке, жирафе, вопросы к детям, рассказ объяснение о слоне, льве, жирафе, чтение стих-й и отрывков из рассказов. Наглядный: рассматривание карты мира, иллюстраций с изображением слона, льва, жирафа. Игровой: обыгрывание самолета, игра-эстафета «посели животное» | Карта мира, картинки слона, льва, жирафа. | Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие. |
«Зимушка–зима» | Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах; эстетическое и нравственное развитие детей. | Беседа, наблюдение. Отгадывание «лесных» загадок. Пословицы и поговорки о зиме. Выставка детских рисунков. | Запись П. И. Чайковского «Времена года», детские рисунки на зимнюю тему. | Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
"Покормите птиц зимой" | Учить детей различать зимующих и перелетных птиц. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им. | Словесный: беседа о зиме, рассказ куклы о зимующих птицах, чтение стих-я Грибачева, вопросы к детям, загадки о птицах, правила правильного кормления птиц, чтение стих-я Яшина. Игровой: появление куклы в костюме зимы, п/и « птицы на кормушке». Наглядный: рассматривание иллюстраций зимующих птиц, рассматривание кормушек. | Иллюстрации птиц: воробья, вороны, голубя, синицы, снегиря, сороки, дятла. Кормушки. Кукла в костюме Зимы. Корм для птиц. | Познавательно-исследовательское развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие. |
ЯНВАРЬ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
«Почему белые медведи не живут в лесу» | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Закрепить знания о животных занесенных в Красную книгу. | Чтение рассказа ««Почему белые медведи не живут в лесу» Аппликация – «Наклей на глобус» Беседа по картине | Картинка белого медведя, глобус, карточки с изображениями животных: белые медведи, обезьяны, слоны, крокодилы, лягушки, клей. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. |
«Как животные проводят зиму в лесу» | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. | Беседа о том, как звери живут в лесу зимой. Беседа о приспособительных особенностях животных с показом модели маскировки. Дидактическая игра «Кто где живёт?». | Картины «Животные в зимнем лесу», контурное изображение зимнего дерева, ели, сосны, 4 - этажного дома, предметные картинки с изображением лесных животных, модель маскировки. | Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие. |
« Что такое гололед?» | Учить детей видеть связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Формировать представление о гололеде как явлении природы. Развивать любознательность . Воспитывать интерес к явлениям природы. | Словесный: загадки о зиме, беседа, вопросы к детям, рассказ о гололеде. Игровой: приход куклы в костюме Зимы, физ.мин. Практический: опыт «какой снег быстрее растает?», рассматривание льдинок, опыт «что быстрее растает – снег или лед?». Наглядный: рассматривание льдинок. | Кукла в костюме Зимы, рисунки снежинок, льдинки, снег, стаканчики, формочки для опытов. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие. |
ФЕВРАЛЬ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
"В гости в подледное царство водоемов" | Учить называть обитателей озер и рек. Дать представление о жизни водоема зимой. Закреплять умение работать с моделями. Развивать мышление, логику. Воспитывать умение правильно вести себя на зимнем водоеме. | Словесный: рассказ воспитателя о жизни водоема зимой, вопросы к детям. Игровой: обыгрывание подводной лодки, разгадывание кроссворда, п/и «караси и щука», Наглядный: демонстрация модели водоема зимой в разрезе, демонстрация картинок налима, модели развития рыб. Практический: работа с моделями. | Модель водоема зимой в разрезе, картинки речных рыб, кроссворд, модели развития рыбы из икры. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
"Взаимосвязи в природе" | Формировать представление детей о взаимосвязях, существующих в природе. Научить составлять пищевые цепочки. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать гуманное отношение к природе. | Словесный: чтение рассказа «Цепочки в лесу», вопросы к детям. Игровой: игра «Живые цепочки», п/и «совушка – сова». Практический: работа с карточками. Наглядный: рассматривание картинок «Живые цепочки». | Рассказ «Цепочки в лесу» В.Танасийчук, фланелеграф, карточки с изображением животных, птиц, растений, насекомых, стрелки, картинки с изображением неживой природы. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
«Кто главный в лесу?» | Формировать представление детей о лесе, как экосистеме. Уточнить представление о леснике. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к профессии – лесник. | Словесный: чтение рассказа «Невидимые весы», рассказ - объяснение о работе лесника, вопросы к детям. Игровой: игра «что будет, если убрать..», п/и «охотник и зайцы». Наглядный: выкладывание на фланелеграфе пищевой цепочки в лесу, демонстрация картины «Лесник спасает зайцев». Практический: работа с карточками. | Рассказ В. Танасийчук «Невидимые росы», картины «Лесник спасает зайцев», карточки для выкладывания пищевой цепочки в лесу. | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие. |
«Вода – источник жизни» | Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о воде и том, как человек её использует. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать привычку бережно и разумно использовать воду. | Словесный: загадка о воде, вопросы к детям, рассказ воспитателя о том, как вода попадает в наши дома. Наглядный: работа с глобусом, Практический: опыты: «какая на вкус вода в море и ручье?», «соль морская и поваренная», «грязная и чистая вода», «вода прозрачная», «имеет ли вода форму?». Игровой: п/и «Выросли цветы». | Глобус, звуки воды аудиозапись, банки с водой соленой и пресной, соль поваренная и крупная, поднос , стаканчики, салфетка, графин, блюдце для опытов. | Познавательно- исследовательское развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
МАРТ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
«Воды суши» | Формировать понятие о возникновении реки, ее истоках. Закреплять знания о пресноводных обитателях рек. Развивать речь. Воспитывать любовь к природе. | Словесный: рассказ-объяснение воспитателя об истоках реки, русле, устье; о растениях, рыбах, насекомых, вопросы к детям. Игровой: П/и «Ерши и щука», «Этажи реки». Наглядный: демонстрация рисунка реки, горных и равнинных рек, растений, насекомых, рыб, модель этажей реки. Практический: работа с карточками. | Иллюстрации с изображением реки равнинной и горной, схема реки, модель этажей реки, картинки растений кувшинки, рогоза, стрелолиста; жуков, рыб. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
«Экотошка в подземном царстве». | Дать детям первоначальное представление о почве, как компоненте природы, о взаимосвязи почвы и растений. Развивать логическое мышление, внимание. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру. | Словесный: беседа о почве, чтение рассказа «Чему учился маленький мышонок», беседа о том, как загрязняется почва, вопросы к детям. Игровой: появление куклы Экотошки, п/и «Мы цветы». Наглядный: демонстрация почвы в разрезе, образцов разных почв, Практический: опыты с почвой. | Игрушка – Экотошка, баночки с разными видами почвы, вода, модель почвы в разрезе, семена овса, свечка, стекло. | Познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
«Птицы нашего края» | Развивать интерес и любовь к природе, формировать реалистическое представление о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | Вводная беседа. Загадки. Рассказ воспитателя о дятле. Рассматривание иллюстраций. | Таблички: дятел, лесной доктор, берёзовая птица, заботливый сосед. | Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие. |
«Березы тоже плачут» | Учить узнавать березу и описывать ее. Углубить представления о взаимосвязях живой и неживой природы, о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать любовь к березе. | Словесный: загадка о березе, рассказ воспитателя «Почему березы плачут?», вопросы к детям, чтение стихов о березе, подготовленных детьми, рассказ воспитателя о том, что делают из березы. Игровой: игра «Что нужно березе для роста?», п/и «Во поле березка стояла». Наглядный: рассматривание иллюстраций и фотографий с березой в разное время года. | Иллюстрации березы в разное время года, того, что делают из березы. | Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
АПРЕЛЬ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
«Первоцветы» | Уточнить и расширить знания детей о первых цветах весны. Научить узнавать их по описанию. Развивать внимание, логическое мышление, память. Воспитывать желание стать другом природы, беречь и охранять ее. | Игровой: обыгрывание путешествия в лес на автобусе, игра-импровизация «Подснежник». Словесный: беседа о весне, чтение сказки «как появились цветы», рассказ воспитателя о подснежнике, мать –и – мачихе, одуванчике, фиалке, ландыше, вопросы к детям, чтение стихов. Наглядный: демонстрация картинок с первоцветами. Практический: рисование первоцветов для альбома. | Иллюстрации первоцветов – подснежника, мать – и мачехи, ландыша, вороньего глаза, одуванчика. Аудио запись «Вальс цветов». Модели развития растения из семени. | Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие |
«Полезный или вредный» | Формировать представление детей о том, что животных нельзя делить на «полезных» или «вредных». Развивать любознательность, речь. Воспитывать желание оказывать помощь животным. | Словесный: чтение стихов, вопросы к детям, чтение рассказа А. Клыкова «От кого польза, от кого вред». Загадка о муравьях, чтение рассказа Б. Наумова «Внимание – природа». Чтение сказки Н.Сладкова «Воробьи». Чтение стих-я Э.Асадова «Царица – гусеница». Наглядный: иллюстрации с божьей коровкой, муравьями, воробьями, гусеницами. | Иллюстрации с божьей коровкой, муравьями, воробьями, гусеницами. | Познавательно-речевое развитие, коммуникативное развитие. |
«Для чего бабочке кружочки» | Формировать представление детей о роли окраски в жизни животных. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Словесный: вопросы к детям, объяснение воспитателя о том, почему у божьей коровки такой окрас. Рассказ воспитателя о том, почему у бабочки разный окрас крыльев. Игровой: игра «найди насекомое», п/и «птица на охоте». Наглядный: жучки из бумаги, модель бабочки. | Разноцветные бумажные жучки, гусеницы, червяки, бабочки, модель бабочки | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
«В гостях у пчелки» | Формировать представление о том, как пчелы приспособились к окружающей среде. Познакомить с продуктами пчеловодства, их ценными свойствами. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение ко всему живому | Словесный: загадка о пчеле, рассказ пчелки о пасеке, рассказ воспитателя о пчелах, вопросы к детям, объяснение пчелки из чего делают соты. Игровой: появление игрушки-пчелки, игра «сложим соты как пчелки», физ.мин. «пчелки». Наглядный: демонстрация иллюстраций с пасекой, схемы модели строения и размножения пчелы, проба меда. | Иллюстрации с изображением ульев, пчелы, модели размножения пчелы, мелкий строитель для складывания сот, восковые свечи, формочки для заливки мягкого воска, мед. | Познавательно -речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. |
МАЙ
Тема | Цель | Пути реализации | Оборудование | Отражение (Интеграция областей) |
Викторина "Юный эколог" | Формировать интерес к природе. Закрепить экологические знания и умения. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать любовь к родной природе. | Словесный: чтение стихов, загадки. Игровой: д/и, п/и. Практический: работа с картинками животных, карточками – схемами, моделями леса. | Эмблемы команд, мяч, картинки с животными, картинки-схемы соответствующего класса животных, кора деревьев, модель леса, картинки для выкладывания цепей питания, сувениры, медали. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом» | Формировать основы экологического воспитания. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. | Словесный: загадки, чтение стихов, вопросы к детям. Игровой: д/и, п/и. Наглядный: демонстрация иллюстраций, использование карточек-схем. Практический: работа с картинками, карточками – схемами. | Глобус, картинки-схемы, иллюстрации, мяч. | Познавательно- речевое развитие, коммуникативное развитие, физическое развитие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми по формированию положительной мотивации и углублению интереса к творческой деятельности.
Статья для педагогов. Представлен опыт работы....
План углубленной работы по развитию социально-коммуникативной деятельности "ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ"
Пкрспективное планирование кружка "Друзья природы" по экологии....
Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР на материале природного окружения»
Календарное планирование Перспективный план углубленной работы по теме: «Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале природного ок...
Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»
Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УГЛУБЛЕННОЙ РАБОТЫ НАД МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ: "Санкт - Петербург-глазами детей"
перспективный план углубленной работы над методической темой "Санкт - Петербург-глазами детей"...
План углубленной работы по нетрадиционной технике изобразительной деятельности в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель. Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природыЗадачи.Образовательные:- продолжать формировать умение детей познавать мир и себя в нём через о...
План углубленной работы "Сказка как средство развития речи" для детей старшего дошкольного возраста
умений во всех образовательных областях.Цель. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.Задачи.Образовательные:-продолжать знакомить со сказками;-продолжить формировать...
- Мне нравится (3)