Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет.
Тема. «Плавающее перо»
Цели. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.
Задачи:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;
- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.
Материал:
- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перь)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? (Ребята, отгадывают загадки и появляются иллюстрации с названными птицами.)
Воспитатель. Отгадайте загадки:
Я люблю непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый... (Гусь)
Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту….(Аист)
За лягушками к болоту.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Узнаёте? Это... (Цапля)
Воспитатель. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц.
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
На волнах качаясь, уточка плывет:
То нырнет, то вынырнет
- Лапками гребет
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).
Воспитатель. Сравнение двух птиц по плану:
Давайте с вами сравним двух птиц ворону и чайку.
- Большая или маленькая? (ответы детей)
- Какое оперенье?
- Какой клюв?
- Лапы.
- Хвост.
- Какие крылья?
- Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?
- Водоплавающая.
- Певчая или нет? Как кричит?
- Чем питается?
- Где живет?
Воспитатель. Делается вывод, что чайка – это водоплавающая птица. А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»?
- Что им помогает плавать?
- Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.
Физминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой
И тогда придешь домой.
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.
Воспитатель Ребята, я знаю, вы все с родителями отдыхали на реке Маныч (ответы детей)
- Вам там понравилось?
- А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, на реке много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной?
- Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.
Воспитатель. Что произошло с нашими перьями? (ответы детей)
- Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?
Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике увидим голубой цвет.
Воспитатель. Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.
Зарисовка опыта.
Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"
Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «Листики осенние»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «Листики осенние»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 4-5 лет «Волшебница- вода»
Цель: расширение представлений о свойствах воды. Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Нефть великая, но двуликая!» для детей подготовительной группы
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в детях интерес к исследованиям.Задачи:Расширять и углублять знания детей о нефти, использовать различные способы...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «СПАСАЕМ ЛЯГУШАТ»
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать выводы; активизировать речь и обогащать словарь детей словами: твёрдый, прозрачный, ско...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет. Тема. «Осадки»
Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе....