Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет.
план-конспект занятия (старшая группа)

Шумская Ирина Станиславовна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 6-7 лет.

 Тема.  «Плавающее перо»

 Цели. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.

Задачи:

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;

- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.

Материал:

- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перь)

- Широкая миска с водой

- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды

- Синяя пищевая краска

- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

   Ход занятия

 Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? (Ребята, отгадывают загадки и появляются иллюстрации с названными птицами.)

 Воспитатель. Отгадайте загадки:

Я люблю непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь,

Чистоплотный, серый... (Гусь)

Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;

Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту….(Аист)

За лягушками к болоту.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаёте? Это... (Цапля)

 Воспитатель. Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц.

  Пальчиковая гимнастика «Уточка»

На волнах качаясь, уточка плывет:

То нырнет, то вынырнет

- Лапками гребет

(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде).

 Воспитатель. Сравнение двух птиц по плану:

Давайте с вами сравним двух птиц ворону и чайку.

- Большая или маленькая? (ответы детей)

- Какое оперенье?

- Какой клюв?

- Лапы.

- Хвост.

- Какие крылья?

- Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?

- Водоплавающая.

- Певчая или нет? Как кричит?

- Чем питается?

- Где живет?

Воспитатель.  Делается вывод, что чайка – это водоплавающая птица. А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»?

-  Что им помогает плавать?

- Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

  Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой

И тогда придешь домой.

Снова – правою ногой,

Снова левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

 Воспитатель.  Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.

Воспитатель Ребята, я знаю, вы все с родителями отдыхали на реке Маныч (ответы детей)

- Вам там понравилось?

- А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, на реке  много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной?

- Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.

 Воспитатель. Что произошло с нашими перьями? (ответы детей)

- Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?

Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике увидим голубой цвет.

Воспитатель.  Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.

Зарисовка опыта.

Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в средней группе детского сада " Морское приключение"

Конспект непосредственно образовательной деятельности, в котором рассказывается о том, как дети отправляются в морское путешествие и преодолевают разные препятствия....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «Листики осенние»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «Листики осенние»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей 4-5 лет «Волшебница- вода»

Цель: расширение представлений о свойствах воды. Задачи:1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему: «Нефть великая, но двуликая!» для детей подготовительной группы

Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в детях интерес к исследованиям.Задачи:Расширять и углублять знания детей о нефти, использовать различные способы...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «СПАСАЕМ ЛЯГУШАТ»

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, умение  сравнивать и делать выводы;  активизировать речь и обогащать словарь детей словами: твёрдый, прозрачный, ско...