НОД "Дикие животные Калужского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
конспект НОД
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Родничок» г. Кондрово
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе
на тему: «Дикие животные нашего края»
Воспитатель: Коваленко Юлия Александровна.
Цель: Познакомить детей с дикими животными, проживающими на территории нашей области.
Задачи:
Обобщить знания о диких животных.
Закрепить названия диких животных и их детенышей.
Воспитывать любознательность.
Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Способствовать осознанию бережного отношения людей к диким животным.
Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
Словарная работа: Национальный парк «Угра», серая мухоловка ,буроголовая гаичка, ястреб тетеревятник, желтоголовый королек, клест – еловик, бурозубка, полевка, ястреб – перепелятник, земледелие.
Оборудование и материалы: Мультимедийная установка, иллюстрации “Дикие животные”, “Дикие животные Калужской области”, “Деревья Калужской области”. Костюм лесовичка. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч.
Ход НОД:
Лесовичок:
Здравствуйте ребята! Вы догадались кто я. (Ответы детей). Правильно, я старичок –лесовичок. Пришел к вам в гости из леса. Скажите мне пожалуйста, знаете ли вы кто живет в мое лесу. (Ответы детей). А я сейчас проверю. Загадаю вам очень сложные загадки.
Загадки:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Серенькая, маленькая,
хвост как шило. (Мышь)
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…(Лось).
Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан).
Лесовичок:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?
Дети: О диких животных.
- Почему они называются дикими? (Ответы детей).
Лесовичок: Совершенно верно.
Я предлагаю вам ребятушки поиграть со мной в игру «Волшебный мячик»
(Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера. Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.
Лесовичок показывает картинку и описывает по плану животного).
- Что умеет делать?
- Чем питается?
- Как называют его детёнышей?
- Как называется его жилище.
Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.
Физкультминутка “Дикие животные”:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать – не знал.
Лесовичок:
Сейчас я приглашаю вас в свой чудесный лес. Повторяйте за мной движения.
Покружись, покружись,
В лесу скорее окажись.
Вот мы и на лесной опушке. Присаживайтесь на мягкую травку и давайте мы с вами побеседуем.
Разговор пойдет о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях. В Калужской области из крупных диких животных обитают лось и европейская косуля. (Показ слайдов) Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, лиса, лесная куница, ласка, черный хорь.
Местность, на которой расположена наша область, издавна славилась богатством и разнообразием животных. Развитие в Калужском крае земледелия способствовало проникновению сюда полевой мыши, обыкновенной и рыжей полевки, бурозубки обыкновенной и малой. С ростом городов и поселений, многие лесные животные, если их не уничтожали, легко уживались по соседству с человеком.
Наиболее заметны среди животных нашего края птицы.
Лесовичок: Но прежде чем мы познакомимся с птицами, я предлагаю вам поиграть в игру.(Проводится народная игра «Ворон на дубу»).
По считалочке выбирается ворон. Он ходит в середине. Дети, образуя вокруг него круг, идут, поют песню и выполняют движения.
Ой, ребята, та – ра –ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Серый ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
Ворон после песни протягивает «крыло» между двумя соседними детьми, и они на слова: «Раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до ворона и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Лесовичок: Молодцы! Весело поиграли, ручки и ножки размяли. Ребятки, вы наверное догадались какая птица живет в нашем городе.(Ответы детей).
- Правильно это ворон.
Посмотрите пожалуйста какие еще птицы обитают в наших краях: сизый голубь, домовой воробей, стриж — в большом количестве гнездятся в плотно застроенных районах города.
В старых ельниках обитают желтоголовый королёк, серая мухоловка, синица московская и буроголовая гаичка, чиж и снегирь, а в отдельные годы и клёст-еловик. В сосняках поселяются ястреб-тетеревятник, ворон, сойка , в молодых хвойных насаждениях — ястреб-перепелятник и ушастая сова. На лесных опушках можно услышать соловья.
Лесовичок: По мере роста городов численность животных сократилась, некоторые исчезли совсем. Особенно пострадали животные служившие объектом охоты – медведь, волк, бобр и др.
-Так что же ребята надо делать, чтобы животные не исчезали? (Ответы детей).
- Правильно животных нужно любить, беречь и охранять. Для этого, на территории нашей области еще двадцать лет назад создали национальный парк «Угра». Который занимается сохранением и восстановлением растительного и животного мира нашего родного края.
Лесовичок: Но и вы ребятушки должны бережно относиться к природе, ко всему живому. Давайте вспомним правила поведения в природе:
Не разжигать костры в лесу;
Не разорять муравейники;
Не трогать гнезда птиц;
Не бросать мусор;
Не ломать деревья;
Лесовичок:
Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”.Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Начинаем игру.
Лесовичок: Хорошо поиграли! А теперь напомните мне, какие животные обитают в наших краях? (Ответы детей). Как Называется парк, который охраняет животных нашей области? (Ответы детей). Молодцы! Вы много знаете. Мне с вами было интересно, но пора уходить, в лесу у меня много дел. До свидания друзья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»
Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...
Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа
Цель: - оформление многофункциональной предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...
Люби и знай Калужский край
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа до...
Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.
В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Лес – богатство Калужского края»...