Люби и знай Калужский край
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_znay_kaluzhskiy_kray.pdf | 2.9 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Маленькая Родина
Все равно большая,
Ведь она единственная.
Ж. Ренар.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!
Любовь к Родине, патриотизм в Российском государстве были чертой национального характера. Но в последние годы заметна, стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Сейчас работа в данном направление актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, т. к. именно на этой основе воспитывается патриотизм
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином.
Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.
Чтобы реализовать эту цель, были поставлены мной следующие задачи:
-расширить и углубить знания о родном городе, его истории, достопримечательностях;
-учить «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, предметах быта, названиях улиц);
-развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатства родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый город.
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем использовала конкретные принципы.
1.Энциклопедичность- обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.).
2.Уникальность места- этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных особенностей.(Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина). Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
3. Интеграция знаний(Н.Ф.Виноградова) – реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира
4.Единство содержания и методов – работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий.
5.Динамика преемственных связей- означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
6.Комплексность – содержание концентрируется в темах-комплексах «Мой город», «Природа родного края», «Флаг и герб г. Калуги» и т. д.
Ознакомление дошкольников с родным краем веду по нескольким направлениям.
Направления работы:
-Информационный блок (переработка теоретических материалов; создание информационных тематических текстов.);
-Технологический блок (разработка конспектов занятий с использованием методов развивающего обучения, разработка дидактических игр.);
-Организационный блок (создание предметно-развивающей среды, сбор наглядных и аудиовизуальных средств (картины, фото, художественная литература и т.д.).
Систему и тематическую последовательность работы по патриотическому воспитанию детей я представила таблицей:
-Тематическое планирование по знакомству с родным краем (Приложение №1).
Следующим и, пожалуй, главным шагом была работа с детьми по реализации составленного тематического плана. В данной работе использовались все виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная, трудовая, музыкально-художественная и чтение художественной и познавательной литературы. Были решены задачи всех образовательных областей, которые решались интегрировано. Следует отметить, что деятельность осуществлялась при непосредственном участии родителей (законных представителей) воспитанников.
Чтобы поддержать у ребенка любопытство и интерес, желание узнать что-то новое немаловажным фактором является предметно-развивающая среда, поэтому оформила мини-музей «Моя Калуга». В нем представлены герб и флаг Калуги, есть в записи гимн нашего города; книги и иллюстративный материал, разнообразные дидактические игры.
В сентябре месяце начала работу по теме «Мой город» - закрепляла у детей знания домашнего адреса, адреса детского сада, рассказывала об истории возникновения города. Читали стихи о Калуге, рассматривали фотографии, иллюстрации с видами родного города.
Процесс познания малой Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно вступает в контакт с окружающим миром
. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Например, Семен Крысин предоставил вот такое небольшое портфолио о своей Малой Родине.
Природа - неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой - это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества.
В октябре месяце была раскрыта тема «Природа родного края». Наша земля богата уникальной природой, которая нуждается в изучении и защите. Поэтому посвятила этому несколько занятий. Рассказывала детям о Калужском городском боре. Уникальна и природа бора, и его история. Калужский бор находится в черте города. В 1991г. признан памятником природы Российской Федерации. Так же рассказывала детям о Парке культуры и отдыха, так как там растет многовековой дуб, свидетель истории города. А еще в парке растут 100-летние клены, сибирские пихты. Хочется заметить, что эти занятия не прошли бесследно, дети рассказывали родителям о существовании этих памятников. Следующим этапом моей работы стало знакомство с Красной книгой Калужской области. Дети с удовольствием рассматривали какие растения и животные занесены в Красную книгу, говорили с детьми о правилах поведения в природе.
Знакомила детей с флагом и гербом Калуги, слушали гимн нашего города.
Наши дети очень любят рассматривать книги, поэтому решила знакомить детей с писателем Калужского края – это Валентин Берестов, который жил в г. Мещовске Калужской области. Показала им портрет писателя, рассказала о том, что он любил писать для детей ,выучили с ними стихотворение «Как хорошо уметь читать». Когда на занятии учили стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкина упомянула о том, что поэт приезжал и очень любил местечко Полотняный завод, где жила его жена.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. К празднику 23 февраля провела цикл занятий, просмотрели фильм «Мальчиш- Кибальчиш», рассказала о Российской Армии ,живой интерес, особенно у мальчиков вызвал показ образцов военной техники . На конкретных фактах из жизни старших членов семьи пап, дедушек прививала детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу». И опять помощь родителей - дети рассказали о том, в каких родах воиск служили их папы и дедушки, чему научились. Например, Настя Моторина рассказала о своем дедушке, который воевал в Афганистане, где солдатом получил Орден Красной Звезды (боевой), дважды участвовал в Чеченской войне (медаль Суворова).
Наряду с познавательными беседами в своей работе я практикую видеозанятия, отражающие природные ландшафты, культуру, быт и традиции жителей Калужского края, организую тематические выставки с использованием альбомов, иллюстраций по данной теме, рассматривание картин, празднование знаменательных дат.
Материалы созданной мной видеотеки (презентации) сначала использую в качестве ознакомительной, познавательной информации, затем показываю разные видеоматериалы и предлагаю детям вспомнить и рассказать, что именно они видят.
Закреплению у детей знаний и представлений краеведческого характера способствуют дидактические игры, например: «Собери герб», «Узнай и назови», «Сложи пазлы», «Найди такую же», «С какого дерева детки» и др.
В нашем мини – музее есть и альбом «Калуга глазами детей», где собраны детские рисунки о любимых уголках города. Это было домашние задание, выполнить которое без помощи родителей детям было бы трудно.
В заключении хочу сказать, что детям интересно и если знакомить их с родным городом с опорой на наглядность, эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то ознакомление дошкольников с родным городом будет способствовать патриотическому воспитанию.
Намечена перспектива работы в подготовительной к школе группе Данная перспектива заключается в том, чтобы в работе по ознакомлению с родным городом, краем использовать природоведческий компонент с опорой на знания о природе родного края, ориентируясь на экологические знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай свой край родной"
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ. ЗАДАЧА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ - КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПРОБУДИТЬ В РАСТУЩЕМ ЧЕЛ...
"Люби и знай свой край"
Чувство патриотизма_ это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины.И прививать эти чувства необх...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «Люби и знай свой край» СТИХОТВОРЕНИЕ.
Мы на Севере живем и расскажем вам друзья о нём!...
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...
«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Проект «Люби и знай свой край – Алтай!» посвященный юбилею Алтайского края для детей старшей группы (5-6 лет)
Проект: «Люби и знай свой край – Алтай!» Актуальность проблемы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собо...