Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.
проект (подготовительная группа)
В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства с традициями русской культуры, культуры родного Калужского края, с родным городом Обнинском. А так же взаимодействие с родителями по созданию в детском саду развивающей предметно-пространственной среды. Данный проект был выбран нами в ходе реализации годовой задачи ДОУ - развивать социальный интеллект воспитанников, в процессе приобщения их к культурным ценностям родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._patrioticheskoe_vospitanie.docx | 73.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №42 «ЯРОСЛАВНА» ГОРОДА ОБНИНСКА.
Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.
Воспитатель - Коленова Елена Викторовна.
2019-2020 учебный год.
В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства с традициями русской культуры, культуры родного Калужского края, с родным городом Обнинском. А так же взаимодействие с родителями по созданию в детском саду развивающей предметно-пространственной среды. Данный проект был выбран нами в ходе реализации годовой задачи ДОУ - развивать социальный интеллект воспитанников, в процессе приобщения их к культурным ценностям родного края.
Содержание
Обоснование необходимости проекта………………………………. | стр. 3 |
Цель и задачи проекта………………………………………………... | стр. 4 |
Участники проекта……………………………………………………. | стр. 5 |
Гипотеза……………………………………………………………….. | стр. 5 |
Ожидаемые результаты………………………………………………. | стр. 6 |
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей…………………………………………………... | стр. 6 |
Рабочий план реализации проекта…………………………………… | стр. 7 |
Оценка эффективности проекта……………………………………… | стр. 26 |
Оценка рисков…………………………………………………………. | стр. 28 |
Итог реализации проекта……………………………………………... | стр. 29 |
Вывод…………………………………………………………………... | стр. 30 |
Перспективы…………………………………………………………… | стр. 31 |
Литература……………………………………………………………... | стр. 31 |
Приложение №1. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка». Мониторинг достижения детьми планируемых результатов в ходе реализации проекта……………… | стр. 32 |
Приложение №2. Наглядно-дидактическое пособие: «Азбука города Обнинска». Фото-отчёт………………………………………………... | стр. 36 |
Приложение№3. Сценарии развлечения «Прогулка по любимому городу Обнинску»……………………………………………………… | стр. 40 |
Приложение№4. Квест-игра «Природа моего края»………………… | стр. 46 |
Приложение№5. Дидактические игры по патриотическому воспитанию……………………………………………………………... | стр. 49 |
Приложение№6. Консультация для родителей на тему: «Формирование начал патриотических чувств»……………………… Рекомендации для родителей: «Как познакомить ребенка с родным городом»………………………. | стр. 53 стр. 54 |
Приложение№7. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребёнок - будущий школьник»………………….. | стр. 55 |
Обоснование необходимости проекта.
С целью реализации годовой задачи ДОУ: « Развивать социальный интеллект воспитанников, в процессе приобщения их к культурным ценностям родного края», осуществления образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, понимая ценность духовно-нравственных основ, я столкнулась с проблемой, что многие дети мало знают о своем родном городе, в котором родились и живут, не знают памятных мест. Родители же, стремясь показать весь мир детям, забывают о ближайшем окружении ребенка. Между тем, воспитывая в детях патриотические чувства, актуально знать и помнить о малой Родине.
Изучив нормативно-правовую базу по нравственно-патриотическому воспитанию, Конституцию Российской Федерации, где определены общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ст.64, Концепцию патриотического воспитания граждан Российской Федерации на современном этапе, отметила приоритет воспитания патриота при организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Из «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996-р, если дословно: «…Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает одним из основополагающих принципов «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
- Детство это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. На ценностях родной культуры следует формировать духовный мир ребенка, отношение к своим родителям, близким, родному краю, городу, родной природе, к своему Отечеству.
- Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его социальный интеллект и гармоничное формирование личности. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в детском саду и дома.
- Вековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа в воспитании уважения и гордости за землю, на которой мы живём.
Цель проекта: Создание условий для патриотического воспитания дошкольников, на основе приобщения детей к культурным ценностям любимого города Обнинска и родного Калужского края.
Задачи проекта:
- Повысить профессиональный уровень и педагогическую компетентность педагога ДОУ по патриотическому воспитанию детей, по приобщению дошкольников к истокам народной культуры и формированию устойчивого интереса к родному городу, краю.
- Пробудить интерес детей к истории возникновения родного города и Калужского края, к народным традициям, через включение их в детскую жизнь.
- Развивать связную речь на основе индивидуальных бесед, составления творческих рассказов для участия в Краеведческом марафоне.
- Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, уважение к людям прославивших город.
- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в своих семьях; вовлечь в совместную работу по изучению истории родного города; к сотрудничеству по созданию в детском саду развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, дополнив уголок «Мой родной край» полезной информацией: детской литературой, наглядностью и дидактическими играми для детей, фото-отчётами семейных прогулок по городу и выездных семейных экскурсий по области, по достопримечательностям города и края.
- Совершить совместные экскурсии в городской музей, библиотеку, к ближайшим достопримечательностям города, принять участие в городских мероприятиях, посвященных празднованию дня Победы.
Участники проекта:
• Воспитатель.
• Дети подготовительной к школе группы.
• Родители.
• Специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог по ИЗО деятельности).
Гипотеза. Ребенок восхищается тем, что видит перед собой, что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления, ещё не осознанные им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. Соприкосновение с народными традициями родного края духовно обогащает ребенка, знакомство с родным городом способствует воспитанию гордости за любимый город. Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к родному городу, краю.
Ожидаемые результаты.
- Расширение кругозора воспитанников и проявление интереса к изучению народной культуры Калужского края. Освоение детьми доступных знаний об истории родного города.
- Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе, в создании наглядно- дидактического пособия « Азбука города Обнинска», наполнении уголка "Мой родной край" полезной и доступной для детей информацией.
- Сплоченность участников проекта в воспитании будущих граждан своего города и страны, в полноценном развитии личности и социального интеллекта детей.
- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по патриотическому воспитанию детей, по приобщению дошкольников к истокам народной культуры и формированию устойчивого интереса к родному городу, краю.
Тип проекта: Информационно - творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. – май 2020г).
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Приоритет патриотического воспитания стала внедрять в свою работу с дошкольниками, в тесное взаимодействие со специалистами ДОУ и родителями воспитанников, через реализацию проекта «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края. Проект направлен на создание условий духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства с традициями русской культуры, культуры родного Калужского края, с родным городом Обнинском.
План деятельности.
Этапы проекта. | Деятельность | ||
педагога | детей | семьи/социальных партнёров | |
1.Организационно подготовительный (сентябрь 1неделя) | Диагностика. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта; создание РППС, подбор литературы; иллюстративного материала и дидактических игр; прогнозирование результатов. | Обсуждение воспитателя с детьми вопросов, связанных с проведением проекта, вовлечение через предварительные беседы. | Анкетирование родителей (выявление нравственно - патриотической компетенции). Собрание «В каждой семье свои традиции». |
2.Планирование (Сентябрь 2неделя) | Составление перспективных планов работы с детьми и взаимодействию с родителями, социумом (планирование экскурсий в музей, библиотеку). Составление конспектов интегрированной образовательной деятельности с детьми. | Вживание в ситуацию, планирование задач, распределение обязанностей. | Вживание в ситуацию, планирование задач, распределение обязанностей. |
3.Деятельностнй/ продуктивный (Сентябрь 3неделя – май 2неделя) | Непосредственная деятельность по проекту (проведение бесед, экскурсий, развлечений с использованием народных игр и традиций), индивидуальная работа с детьми, поэтапная оценка. | Деятельность по плану. Внесение дополнений. Знакомство с историей возникновения города, с прикладным народным творчеством Калужского края. | Привлечение родителей к предстоящим мероприятиям; индивидуальные консультации по посещению с детьми памятных мест с целью знакомства с достопримечатель-ностями города. Участие в развлекательных мероприятиях для детей, экскурсиях «Прогулка по Обнинску», «Обнинск для детей» (Музей, кинотеатр, Городской парк отдыха). Оформление совместных с детьми творческих работ «Семейные традиции и ценности». Приглашение учеников 4 класса школы№16, ведущих шефскую работу в группе для участия в развлечениях. |
4.Завершающий (Май 3-4 недели) | Совместная с детьми деятельность, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы. Диагностика. Подготовка презентации для выступления «Из опыта работы» для коллег. | Участие в развлечении «Прогулка по любимому городу Обнинску». | Совместная деятельность с детьми, выставки: творческие рассказы «Моя улица», «Мой дом». Участие в Краеведческом онлайн - марафоне. Оформление альбома «Азбука города Обнинска». |
Рабочий план реализации проекта.
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ресурсы | Ответствен-ный за выполнение |
Сентябрь | Городской парк «Усадьба Белкино» | Экскурсия в городской парк. - Обобщение представлений детей о растительном и животном мире Калужского края. | Дидактические игры для проведения квест-игры. | Воспитатель, родители. |
ДОУ, победители участвуют в городском конкурсе. | Конкурс поделок из природного материала «Лешишка». -Способствовать развитию совместного творчества детей и родителей. | Фото-альбом «Поделки из природного материала своими руками». | Воспитатель, родители. | |
ДОУ, муз.зал. | Творческий вечер «Знакомство с творчеством Обнинской художницы Н.Н.Чулковой». -Расширить представление детей о знаменитых людях города. | Зарисовки и картины Н.Н.Чулковой, буклеты с выставки, фото-презентация с работами художницы. | Воспитатель. | |
Октябрь | Городской музей. | Экскурсия в городской музей, экспозиция «Русская изба». -Знакомство детей с народным бытом, традициями. | Договориться с музеем на групповую экскурсию. | Воспитатель. |
Ноябрь. | Экскурсии выходного дня по улицам города «Достопримечательности на моей улице». -Расширять представление детей о достопримечательностях родного города. | Консультация рекомендации для родителей: «Познакомьте ребенка с родным городом». Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» | Воспитатель, родители. | |
Декабрь | Городская библиотека. | Экскурсия в библиотеку. Экспозиция «Кто прославил город!» -Расширять представление детей о знаменитых людях города. | Договориться с читальным залом библиотеки города. (Выставка книг детских писателей и поэтов) | Воспитатель, родители. |
ДОУ | Краеведческом онлайн - марафоне «Достопримечательности любимого города». -Развитие связной речи на основе составления творческих рассказов. | Соц. сеть МБДОУ№42 «Ярославна». Помощь родителям в редактировании видеороликов с рассказами детей (видео инструкция). | Воспитатель. Родители. | |
Январь. | ДОУ, группа | Выставка совместного творчества «Моя семья». (семейное дерево) -сплочение участников проекта через совместное творчество. | Рекомендации по выполнению творческой работы. | Родители, воспитатель. |
Февраль. | ДОУ, физкультурный зал. | Развлечение: «Папа, мама, я - спортивная семья». | Спортивный инвентарь. По плану инструктора физ. культуры. | Воспитатель, инструктор физ. культуры. |
Март | ДОУ, группа | Досуг «Веселая Масленица». -приобщение детей к русскими народными традициями. | Консультация для родителей «Масленичная неделя». Костюмы для детей, платки. | Воспитатель, родители. |
Апрель | ДОУ, изо-студия | Мастер-класс «Хлудневская игрушка». -знакомство с народными декоративно-прикладными промыслами края | Выставка изделий Хлудневских мастеров. Презентация «Хлудневская игрушка» Глина. | Воспитатель, рук. Изо-деятельности |
Май | Белкино. | Экскурсия к мемориалу неизвестного солдата. -воспитание уважения к историческому прошлому, формирование чувства благодарности к героям-патриотам. Участие в городском литературном онлайн-конкурсе «Победа - одна на всех!» | Настольно-печатные игры «Символы государства, края, города», дидактические альбомы на тему «Военная техника», «Рода войск». | Воспитатель, родители. |
ДОУ, музыкальный зал. | Развлечение «Прогулка по любимому городу Обнинску». - приобщение детей к культурным ценностям любимого города Обнинска. | Разработка конспекта развлечения. | Воспитатель, муз. руководитель. |
Реализация проекта по направлениям развития и образовательным областям.
Образовательная область | Ведущая деятельность | Формы работы |
Социально – коммуникативное развитие | общение | Беседа, общение |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Наблюдение, целевые прогулки, экскурсии, виртуальные путешествия, развивающие игры, с/р игры, конструирование, создание альбомов, исследовательская деятельность. |
Общение | Наблюдение, беседа | |
Речевое развитие | Общение | Беседа, общение, составление рассказов. |
Чтение | Слушание рассказов, и разучивание стихотворений о городе. | |
Художественно- эстетическое развитие | Общение | Слушание и разучивание фольклорных произведений, песни о родном городе «Лучший город», рисование «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад», «Город будущего», экскурсии в музей, библиотеку, по близлежащей улице. |
Физическое развитие | Игра | Подвижные игры, здоровье - сберегающие технологии. |
Планирование работы по видам образовательной деятельности.
Вид образовательной деятельности | Мероприятия. | Взаимодействие со специалистами, семьей, социальными партнерами. |
Сентябрь. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Целевая экскурсия в городской парк «Усадьба Белкино». Цель: Знакомство с достопримечательностью города Старой Усадьбой Белкино. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Беседы с детьми на выявление имеющихся знаний о природе родного края, познакомить с народными приметами, осенними праздниками. Дидактическая игра «Деревья нашего парка», -закрепить знание названий растений , деревьев произрастающих в нашем крае. | Творческий вечер «Знакомство с творчеством Обнинской художницы Н.Н.Чулковой». (Осенние зарисовки). Цель: Воспитывать интерес к творчеству, знакомить со знаменитыми людьми города. |
Самостоятельная деятельность детей. | Предоставить возможность самостоятельно рисовать, рассматривать иллюстрации «Улицы моего города», Фотографий «Обнинск осенью». | |
Совместная деятельность с родителями. | Квест-игра «Природа моего края». Цель: Обобщение представлений детей о растительном и животном мире Калужского края. Способствовать сплочению участников проекта. Участие с детьми в конкурсе поделок из природного материала «Лешишка». Цель: Способствовать развитию совместного творчества детей и родителей. | Родительское собрание: «В каждой семье свои традиции» о важности патриотического воспитания и актуальности сотрудничества по приобщению детей к культурным ценностям родного города, края. Цель: Вовлечение родителей в совместную образовательную и продуктивную деятельность. Консультация: «Формирование начал патриотических чувств». |
Октябрь. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Беседа «Дом, в котором я живу». Цель: Обобщить и систематизировать знания о своём доме, месте жительства. Расширить и активизировать словарный запас. Конструирование «Мой дом». Экскурсия в городской музей, экспозиция «Русская изба». Цель: Приобщение детей к истории России, воспитывать интерес к русским традициям, народному быту. Рассматривание альбомов, составление рассказов. Рисование «Мой любимый город». -Способствовать желанию отражать в рисунке свои впечатления и представления о родном городе, воспитанию любви к городу. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Д/и «Построй избу», «Что для чего» (старинные предметы быта), «Найди отличие». Рассматривание иллюстраций на тему «Строительство города». Сюжетно-ролевая игра «Мы – строители». Конструирование «Многоэтажные дома». | |
Самостоятельная деятельность детей. | Игры на свежем воздухе, развивающие настольно-печатные игры, самостоятельная работа в уголке книги. | |
Совместная деятельность с родителями. | Пополнение уголка «Русская изба» предметами быта и рукоделия. | Консультация для родителей « Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста». |
Ноябрь. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | «Улица, на которой я живу» Беседа: «Как произошли названия улиц». Беседа: «Архитектура города» (об особенностях архитектуры некоторых зданий города: храмы, дворец культуры…) Развитие речи: Знакомство с пословицами о Родине. Придумывание рассказов на тему: «Из окна, из окна наша улица видна». Цель: Знакомство с улицами города, их историями, людьми прославившими город, край. Закрепить знание домашнего адреса. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Игры-путешествия по знакомым улицам (достопримечательности города). Дидактическая игра «Найди улицу на карте», «Бродилка по улицам города». Рассматривание фотоальбома «Храмы» . Беседа «День народного единства». | |
Самостоятельная деятельность детей. | Настольно-печатные игры - бродилки «По улицам города», дидактические игры, рассматривание альбома « Их именами названы улицы». | |
Совместная деятельность с родителями. | Участие в экскурсиях по городу (улицы, предприятия, учреждения города) Подготовка к участию в Краеведческом онлайн - марафоне (сбор информации для рассказа ребёнком о достопримечательности города). | Консультация для родителей: «Познакомьте ребенка с родным городом». Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» |
Декабрь. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Экскурсия в библиотеку. Экспозиция «Кто прославил город!» -Расширять представление детей о знаменитых людях города. -Заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки. Развитие речи: «Знакомство с разными жанрами литературы». Расширять кругозор детей, словарный запас. Воспитывать интерес к народному фольклору, сказкам. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Сюжетно – ролевая игра «Библиотека». -Закрепить в понятии детей значимость библиотеки. Чтение художественной литературы. Игры в речевом уголке. Работа с картинками-обводками. | |
Самостоятельная деятельность детей. | Самостоятельное чтение коротких стихотворений, рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города. | |
Совместная деятельность с родителями. | Посетить и записать ребёнка в городскую детскую библиотеку. Чтение книг о родном городе, стихов, рассказов Участие в Краеведческом онлайн - марафоне «Достопримечательности любимого города». Цель: Развивать у детей стремление рассказывать о своих впечатлениях после прогулок по достопримечательностям города. Воспитывать чувство гордости за свой город, свою семью. | Пополнить полочку книг детскими книгами об Обнинске. |
Январь. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | «История моего города». (Рассказ о родословной семьи Обнинских). Цель: пробудить интерес к историческому прошлому города, о появлении города. Развитие речи: Беседы о семье, о родственниках, о имени. Цель: Воспитание гордости за свою семью, уважения к семейным традициям. Занятие по ИЗО - деятельности «Моя семья» - Способствовать желанию отражать в рисунке свою семью, родных и себя. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель: прививать желание заботиться о своих близких и родных, развивать умение ладить друг с другом в игре. Беседа «Традиции в моей семье». | |
Самостоятельная деятельность детей. | Рассматривание фотографий о прошлом города. Развивающие настольно-печатные игры, самостоятельная работа в уголке книги и изо - деятельности. | |
Совместная деятельность с родителями. | Выставка совместного творчества «Моя семья». Цель: Способствовать сплочению участников проекта через совместное творчество. Проведение акции по благоустройству территории детской площадки (снежные постройки). | Создание альбома «Мое имя», «Семейное дерево». Вызвать интерес к родословной. Способствовать интересу детей рассказывать о своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, старших и младших братьях и сестрах. |
Февраль. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | «Родной край. Любимый город. Герб и флаг города». -Развивать кругозор, знакомство с символикой края, города. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Дидактические игры «Собери герб», «Узнай наш флаг, герб», «Флаг России». - Вспомнить и уточнить государственные символы России. Рассматривание альбомов «Военная техника», «Рода войск». Чтение былин о богатырях земли русской. Беседа: «Виды спорта, распространенные в нашем городе». Разучивание песни об Обнинске «Лучший город». | |
Самостоятельная деятельность детей. | Самостоятельные подвижные и спортивные игры. | |
Совместная деятельность с родителями. | Выставка совместного творчества «Семейный герб». Способствовать воспитанию гордости за свою семью, интересу к семейным традициям, сплочению участников проекта. | Развлечение: «Папа, мама, я - спортивная семья», в рамках празднования 23 февраля. -Формировать представление о главном празднике - День Защитника Отечества, развивать ловкость и выносливость. |
Март. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | «Народные праздники. Масленичная неделя» (Русские традиции, семейные традиции) -Приобщение к народным обычаям, традициям. Занятие по ИЗО деятельности «Гори-гори ясно…» | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | П/и «Золотые ворота». Разучивание хороводных игр «Хороводы наших бабушек». Д/и «Найди пару». Досуг «Веселая Масленица» - Пробудить интерес к народной культуре, народным праздникам. | Разучивание закличек, слушание русских народных песен. |
Самостоятельная деятельность детей. | Предоставить возможность самостоятельно рисовать, лепить, конструировать. | |
Совместная деятельность с родителями. | Участие в городском конкурсе «Кукла-масленица». -Способствовать развитию интереса и уважения к народной культуре. | Консультация для родителей «Масленичная неделя». |
Апрель. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | «Красота вокруг нас». (Хлудневская игрушка, Калужская городская игрушка, Тарусская вышевка). Беседа о народно-прикладном творчестве Калужского края. Цель: Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Калужского края. | |
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | П/и «Каравай», С/р «Веселая ярмарка», Конструктивная деятельность «Кукла-закрутка». Лото «Народные промыслы», «Составь узор». Беседы:«Знаешь ли ты свой город», «Любимый город». | |
Самостоятельная деятельность детей. | Самостоятельные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, рассматривание предметов народного творчества. | |
Совместная деятельность с родителями. | Мастер-класс «Хлудневская игрушка». Совместное творчество с детьми «Дерево жизни». Цель: Прививать интерес к народному творчеству, сплочение участников проекта через совместное творчество. | Консультация для родителей «Калужские народные промыслы». |
Май. | ||
Непосредственно образовательная деятельность | «Памятники города. Вечный огонь». Беседа о героях войны. Цель: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам ВОВ, воспитывать любовь к Родине. |
|
Совместная деятельность в ходе режимных моментов. | Прослушивание песен Победы. Игры-путешествия по знакомым улицам (достопримечательности города). Составление индивидуальных рассказов о любимом месте города. - Способствовать желанию рассказывать о своём городе. Сюжетно-ролевая игра "Мы – экскурсоводы". Дидактическая игра «Собери из частей». | |
Самостоятельная деятельность детей. | Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок. Предоставить возможность самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, музицировать. | |
Совместная деятельность с родителями. | Организация экскурсии к мемориалу неизвестного солдата. Возложение цветов. Беседа с детьми на тему « Кем я могу гордиться в моей семье?», оформление стенгазеты «Будем помнить». Оформление дидактического пособия «Азбука города Обнинска». Итоговое развлечение: «Прогулка по родному Обнинску». -приобщение детей к культурным ценностям любимого города. | Помощь в подготовке и проведении развлечения «Прогулка по родному Обнинску». |
План мероприятий.
Образовательная область. «Познавательное развитие».
Непосредственно-образовательная деятельность/ Формы организации | Тема | Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей |
НОД ФЦКМ | «Русская изба», «Как одевались в старину», «Твое имя, фамилия». «Родной край. Любимый город. Герб и флаг города». «История моего города». (Рассказ о родословной семьи Обнинских). «Улица на которой я живу» беседа: «Как произошли названия улиц», «Архитектура города» «Красота вокруг нас» беседа о народно-прикладном творчестве Калужского края. «Традиции в моей семье». «Памятники города. Вечный огонь». Беседа о героях войны. « Кем я могу гордиться в моей семье?» «Виды спорта, распространенные в нашем городе». | Центр дидактических игр: Д/и «Наряди куклу», «Построй избу», «Что для чего» (старинные предметы), «Собери герб», «Узнай наш флаг, герб», «Деревья нашего парка». Лото "Знаешь ли ты свой город", "Любимый город". Альбомы «Русский народный костюм», «Виды спорта», «Любимый город», фотоальбом «Храмы», фотографии о прошлом города. Иллюстрации «Строительство города», «Архитектура города». Народные игрушки и изделия народных промыслов: Хлудневская игрушка, Калужская городская игрушка, рушники с Тарусской вышевкой. |
Развитие познавательно- исследовательской деятельности. | Познавательные экскурсии в музей, по городу, в библиотеку, создание семейных газет и альбомов «Семейные традиции», «Мое имя», «Герб моей семьи». | Образцы изделий, игрушек народных промыслов. Тематические выставки и альбомы: «История вещей», «Родной край», «Любимый город». |
Образовательная область «Речевое развитие».
Непосредственно-образовательная деятельность | Тема | Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей |
Развитие речи | Беседы на темы русской народной культуры, истории Отечества, о родном городе, о семье, о родственниках. Знакомство с разными жанрами литературы. Составление рассказов «Из окна, из окна наша улица видна», мини-сочинений о достопримечательности города, о любимом месте в городе. | Фото альбом «Достопримечательности Обнинска», Д/и «Сложи картинку», «Найди улицу на карте» . Детские книги об Обнинске. |
Приобщение к художественной литературе | Чтение русских народных сказок, былин о богатырях земли русской. | Фото, иллюстрации к русским народным сказкам. Д/и «Что сначала, что потом». Альбомы «Богатыри. Рода войск», «Военная техника». |
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
Непосредственно-образовательная деятельность | Тема | Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей |
Приобщение к искусству | Экскурсии в музей «История Калужского края», «Народная игрушка», «Русская изба». Творческий вечер «Знакомство с творчеством Обнинской художницы Н.Н.Чулковой. | Центр творчества. Фотоальбом «Народная игрушка», народные игрушки. Альбомы с картинами Н.Н.Чулковой. |
Изобразительная деятельности | «Промыслы Калужского края. Вышивка», «Народные игрушки», «Гори-гори ясно…». «Мой любимый город» «Моя семья» | Схемы-рисунки вышивок. Народные игрушки. |
Конструктивно-модельная деятельность | «Рождественский ангел» «Кукла-закрутка» «Мой дом» | Центр творчества. Схемы последовательности изготовления игрушки. Схемы построек многоэтажных домов из строительного материала. Фотоальбом « Улицы моего города». |
Музыкальная деятельность | Знакомство с колокольным звоном, разучивание народных песен, закличек. Песни Победы. Разучивание песни «Лучший город». | Музыкальный центр. Русские народные инструменты, глиняные свистульки, колокольчики. |
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие».
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Виды игр | Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Праздник», «Веселая ярмарка», «Библиотека», "Мы – экскурсоводы", игры на темы сказок. | Центр сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для разворачивания сюжетных игр. |
Театральные игры: инсценировка сказок, игры-импровизации . | Центр театра. Наборы кукол «Би-ба-бо», пальчиковый театр, настольный театр. | |
Дидактические игры. "Что для чего?», «Что сначала, что потом?», «Собери картинку», «Собери из частей» . Настольно-печатные игры- бродилки «По улицам города», Лото "Знаешь ли ты свой город", "Любимый город". | Центр дидактически игр. Наборы игр, демонстрационные карточки для рассматривания, фотографий и иллюстраций. |
Образовательная область «Физическое развитие».
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Виды игр | Оборудование в центрах для организации самостоятельной деятельности детей |
Игровая деятельность | Подвижные народные игры: «Каравай», «Золотые ворота»… Хороводные игры: «Хороводы наших бабушек». Спортивные упражнения и игры. | Центр физической культуры. Оборудование для спортивных игр. |
Итоговое мероприятие:
- Развлечение «Прогулка по любимому городу Обнинску».
- Наглядно-дидактическое пособие, созданное при участии воспитанников подготовительной к школе группы, их родителей и воспитателей «Азбука города Обнинска», настольная игра «Мемо. Достопримечательности города Обнинска».
Оценка эффективности проекта. Мониторинг.
- Анкетирование родителей на тему: «Патриотическое воспитание ребенка».
Перед началом реализации проекта, было проведено анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка». Родители поделились своим мнением о понятии «быть патриотом», посчитали важным воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств, согласились с огромным влиянием семьи на воспитание ребёнка. На организационном родительском собрании из беседы выяснилось, что многие родители владеют недостаточной информацией о родном городе, не потому что они не хотят, не могут узнать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом.
Родители воспитанников группы с интересом отнеслись к нашему предложению реализовать совместный творческий проект «Наш любимый город – Обнинск» и с большим желанием к сотрудничеству, отметив актуальность данного проекта.
В процессе работы над проектом, родители активно участвовали в создании в группе развивающей предметно - пространственной среды, дополнили уголок "Мой родной край" полезной информацией, детской литературой, наглядностью и дидактическими играми для детей, фото-отчётами семейных прогулок по городу и выездных семейных экскурсий по области с достопримечательностями города и края. Проявили совместно с детьми творчество в изготовлении поделок и рисунков на выставки: «Моя улица», «Мой дом», «Моя семья», «Семейный герб», «Дерево жизни» (по мотивам глиняной Хлудневской игрушки), «Лешишка» (поделки из природного материала).
Приняли участие в оформлении детского альбома « Азбука города Обнинска», участвовали совместно с детьми в Краеведческом онлайн - марафоне «Достопримечательности любимого города».
Непосредственно участвовали во всех развлечениях и праздниках и с благодарностью о них отзывались.
Наш коллектив « воспитатели-родители-дети» сильно сплотился в процессе реализации проекта.
- Диагностика детей на выявление имеющихся знаний о родном городе.
На начальном этапе своей работы, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родном городе.
В результате проведённого исследования (наблюдали за общением, игрой, беседовали с детьми, проводили анкетирование) выявили, что 77% детей не владели знаниями о родном городе. Они назвали город, в котором живут, домашний адрес, говорили, что любят свой город, но многие затруднились ответить за что, затруднялись рассказать о своём городе, что в нем нравится.
23% детей могли рассказать историю родного города, назвать несколько его улиц, достопримечательностей. На вопрос: «Какими видами спорта славится наш город?» ответили 3 ребёнка, назвав посещаемый спортивный кружок.
После рассказов воспитателя о родном городе, о людях, проживающих в нем, просмотра видеороликов, фотографий, дети стали проявлять интерес: узнавать знакомые места города, задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном городе.
Всё это ещё раз, указало на правильность выбора темы проекта и необходимость его внедрения.
На заключительном этапе проекта у детей расширился кругозор, воспитанники освоили доступные знания об истории родного города, появился интерес к изучению народной культуры Калужского края, его традиций.
Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, патриотическое чувство национального достоинства, осознанность сути понятия Родины, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества. Участие в Краеведческом марафоне показало на развитие связной речи, в самостоятельной деятельности по интересам дети стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, использовать народные считалки.
Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе работы над проектом были просчитаны возможные риски и предусмотрены пути их преодоления.
Возможные риски | Пути преодоления рисков |
Недостаточная информированность участников проекта об истории возникновения родного города, его достопримечательностях, народных традициях культуры Калужского края и их ценностях. | Провести опрос родителей через анкетирование с целью выявления востребованности, важности реализации проекта. Познакомить родителей и педагогов ДОУ с проектом, пригласить их к сотрудничеству (организационное родительское собрание). Использовать библиотеку ДОУ, интернет - ресурсы в разработке и подборе методического сопровождения к НОД, праздникам и развлечениям, консультаций для родителей. |
Неудовлетворительная развивающая предметно-пространственная среда. | Своевременный анализ достаточности среды для реализации мероприятий проекта и определение мер по преодолению недостатков. Консультации для родителей с целью их знакомства с лучшими традициями векового опыта нравственно-патриотического воспитания детей и знакомства с историческими ценностями Калужского края, нашего родного города Обнинска. Сотрудничество с родителями по созданию в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды. |
Итог реализации проекта.
По окончанию проекта по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края, цель достигнута, задачи выполнены.
У детей появился интерес к изучению народной культуры Калужского края, чувство гордости за родной город, расширился кругозор, пополнились знания об истории родного города, народных семейных традициях, о культуре и быте русского народа. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформированы нравственные качества, они стали больше проявлять интерес к предметам быта и произведениям народного творчества; в самостоятельной деятельности по интересам, стали использовать полюбившиеся народные игры, в речи употреблять устный народный фольклор, в беседах стали делиться друг с другом тем, что интересного увидели на улице города по дороге в сад, где провели выходные.
Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании предметно-пространственной среды на основе соприкосновения с народными традициями родного края. Родительская помощь в организации этапов проведения проекта (создание уголка «Мой родной край», пополнение его полезной информацией, детской литературой, наглядностью и дидактическими играми для детей, фото-отчётами семейных прогулок по городу и выездные семейные экскурсии по области, по достопримечательностям города и края) способствовала духовному обогащению детей, развитию социального интеллекта воспитанников. Родители убедились, насколько актуальна тема изучения родного города, проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил всех участников гордостью и любовью к родному городу.
Профессиональный уровень и педагогическая компетентность педагога ДОУ по патриотическому воспитанию детей были повышены. В конце учебного года я поделилась отчетом о проведённой работе и продемонстрировала результаты совместной деятельности с воспитанниками и их родителями перед коллегами на итоговом педагогическом совете.
С наглядным пособием «Азбука города Обнинска», созданным в рамках проекта, при участии воспитанников, их родителей и воспитателей мы приняли участие в международном конкурсе «Региональный компонент к основной образовательной программе ДОО» и получили Диплом Лауреата I степени.
Проект был реализован на 100%.
В дальнейшем, я убеждена, что следует продолжать, расширять и совершенствовать работу в данном направлении. Только так, через интерес детей к истории родного города, народным традициям родного края, мы научим наше будущее поколение любить свою историю, свой дом, свою Родину, вырастим настоящих патриотов.
Вывод: Гипотеза о том, что соприкосновение с народными традициями родного края духовно обогащает ребенка, знакомство с родным городом способствует воспитанию гордости за любимый город, за свой народ, подтвердилась. Сплочение всех участников проекта способствовало успешной социализации детей и формированию устойчивого интереса к родному городу, краю.
Продукт проекта.
Наглядно-дидактическое пособие, созданное при участии воспитанников подготовительной к школе группы, их родителей и воспитателей «Азбука города Обнинска». (Материал собирался из краеведческой литературы и на основании совместных детско-родительских прогулок - экскурсий выходного дня по улицам родного города).
Настольная игра «Мемо. Достопримечательности города Обнинска».
Развлечение «Прогулка по любимому городу Обнинску».
Перспективы.
Сформированные знания о своей Малой Родине дети смогут систематизировать и расширить в дальнейшем, когда будут учиться в школе.
Я планирую в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень по патриотическому воспитанию детей. Представить педагогический проект при аттестации на категорию. Продолжать знакомство и приобщение дошкольников к истории родного города, края начиная с краткосрочных проектов в группах среднего, старшего возраста, привлекая родителей к активному участию в воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств.
Литература.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие/ О.А Князева, М.Д. Маханева – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
- Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; 2010.
- Культура и творчество в детском саду: Учебно-тематическое планирование / А.В.Бородина.- М.:МОФ СРОиК «ОПК», 2019.
- Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста / А.В.Бородина.-М.,2016.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / Н.В. Алешина - М., ЦГЛ. 2004
- Знакомство детей с русским народным творчеством : конспекты занятий и сценарии обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.М.Маркеева, О.Н.Корепанова и др.-СПб.:Детство-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей как одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей...
"НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА"
Для воспитателей из опыта работы...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города"
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...